kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жить в мире с людьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Жить в мире с людьми

Ценность:   Праведное поведение  

Качества: доброта, взаимопонимание, чуткость

      Педагог: Шостак Ольга Дмитриевна

Класс - 6                 количество учащихся -10

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жить в мире с людьми »

Полтавская средняя школа


Тема урока: Жить в мире с людьми

Ценность: Праведное поведение

Качества: доброта, взаимопонимание, чуткость

Педагог: Шостак Ольга Дмитриевна

Класс - 6 количество учащихся -10


Цель: углублять представление о ценности праведного поведения через ответственность каждого человека за установ­ление мира и согласия в отношениях между людьми.


Задачи: – раскрытие значимости для человека стремления быть в добрых отношениях с людьми;

– развитие умения находить взаимопонимание с людьми;

– воспитание стремления быть добрым и чутким по отношению к окружающим людям.



Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

  1. Позитивный настрой

Учитель: «Свет» 
- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. 
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. 
Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. 
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли. 
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя... 
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. 
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. 

1.Что вы почувствовали?


2. Проверка домашнего задания

Пересказ учащимися отрывка  из повести Саина Муратбекова Горький запах полыни

(см. Учебник самопознания для 6 класса, стр.73-77)

  1. О чем говорится в отрывке из повести «Горький запах полыни»?

  2. Какое впечатление на вас произвели ребята из аула?

  3. Почему Аян завоевал всеобщую симпатию среди ребят?

  4. А есть ли такие ребята в вашем классе, которые пользуются уважением? Почему?

  5. За что вы их уважаете?

(ответы учащихся)



Анализ хода урока

3.Позитивное высказывание

Цитата урока « Чтобы жить в мире с людьми, 
нужно прежде всего жить в мире 
с самим собой» Ли Харпер /

Харпер Ли — американская писательница. Нелл Харпер Ли родилась 28 апреля 1926 года в маленьком городке Монровиль/

1. Как вы понимаете эту цитату? 
Повторить цитату хором всем классом.


  1. Подарок детям

Рассказывание истории

 Семья Кадыровых въехала в новую квартиру, работы хоть отбавляй. Берик делал полки, бегал по хозяйственным магазинам. Однажды, когда раздался звонок в дверь, он красил пол на балконе. На лестничной площадке стоял незнакомый старичок, растерянный, с отвёрткой в руках: «Видите ли, мне бы кого-нибудь из взрослых, я тут с розеткой справиться не могу. Током дернуло…»

Берик вытер руки: «Сейчас помогу!» Розетку привёл в порядок, да ещё подоконник покрасил дедушке.

Дома он за взрослого: покупает продукты, помогает тете готовить …

Ну, положим, это всё забота о своих ближних, тут как-то и хвалить человека совестно – честно выполняет свои обязанности, вот и всё. На старой квартире обязанностей у Берика было гораздо больше: дрова, вода, огород. А тут как-то вышел на новый двор – за каждым окном люди, живут своей жизнью, а во дворе ни цветочка, ни кустика. «Вот общий двор, в чью обязанность входит забота о нем?» - спросил себя Берик и побежал на четвёртый этаж за лопатой. Вышел, вскопал газон, приготовил ямки под кустарник и – удивительная вещь! - из окон стали выглядывать новосёлы, оставили свои личные дела и взялись за общее дело – благоустройство двора. Сейчас во дворе растут сирень, шиповник, смородина. 

О таких, как Берик, интересно расспрашивать окружающих. В разговоре будто вспыхивают светлячки и освещают своим мягким светом будничные дни Берика.



 Беседа по вопросам:

  1. О чем говорится в рассказе?

  2. Каким был Берик?

  3. Почему Берику удается жить в добрых отношениях с соседями?

  4. Почему так важно помогать людям?

  5. Встречались ли вам такие люди? Приведите пример?

  6. Оказывали ли вы помощь окружающим? Приведите пример?





5.Творческая работа

 Класс делится на пары. Каждой паре раздаются карточки с началом высказывания «Жить в мире с окружающими людьми - значит …» Предлагается продолжить высказывание на ладошках, вырезанных из цветной бумаги. Ладошки прикрепляются вокруг земного шара (на доске), приготовленного заранее. 




6. Групповое пение: Песня «Дорогою добра»


Автор слов: Энтин Ю.
Композитор: Минков М.


Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за Солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!


Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба ведёт

Себя не как сестра,

А если с другом худо -

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра!


Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь -

Не детская игра!

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!


Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за Солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!


7. Домашнее задание:

Задание 3 рабочей тетради

Посмотрите на рисунки (пожар, тонущий человек, девочка, потерявшаяся в школе, поскользнувшийся человек). Что вы будете делать, оказавшись свидетелем этих случаев? Напишите о ваших действиях, используя названия предметов или действий, которые необходимы в данных ситуациях


8. Заключительная минута урока: Ребята, вспомните, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке. Поделитесь со всеми частичкой своего счастья, любви и доброты: мысленно скажите, как вы сильно любите свою семью, своих друзей и всех людей.

Спасибо ребята за урок!



















* *

Урок черчения. Кто-то из мальчиков забыл дома линейку. Контрольная работа. Берик быстро наносит на ватман чертёж, передаёт линейку однокласснику.

Интересно, что, когда его спросили, приходилось ли ему в жизни делать доброе дело, защищать кого-нибудь, вступаться, быть может, даже в ущерб своим интересам, – Берик долго-долго молчал. Я терпеливо ждала, зная от людей, что он про себя рассказывать не может, и была награждена коротким ответом:

– Защищал, но только… цветок. С сестрой Жасиёй пошёл в лес. Мы увидели красивый цветок. Жасия хотела сорвать. Я не позволил…

Хотела бы я, идя по жизни, почаще встречать таких Бериков, хотя я ему никто

 Ответьте на вопросы: как Берику удается жить в добрых отношениях с людьми? Почему так важно помогать людям, которые вам не приходятся ни родственниками, ни друзьями?


Однажды в мою дверь постучали. Открываю – стоят на пороге трое ребят, вежливых таких:

–  Здравствуйте, бабушка. У вас есть макулатура?

Показала я им, где у меня газеты старые хранятся. Схватили они их в охапку, вижу – неудобно им.

– Знаете что? – предложила я. – Берите авоську. Только принесите потом.

– Конечно, принесём. Сегодня же, – обрадовались ребята. – Честное слово.

Но они так и не появились больше. Дело, конечно, не в авоське. Просто стыдно и обидно за ребят: как легко ими, оказывается, даются обещания. Сказали… и забыли. Или ещё хуже: вспомнили – и отмахнулись. Подумаешь, мол, ну и что, что обещали? Вряд ли мы еще встретимся с этой бабушкой. Обойдётся!

А я вот задумалась: ведь нельзя, чтобы обошлось!

Беседа по вопросам:

  1. Как вы считаете, правильно ли поступили ребята? Почему?

  2. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

  3. Какой бы совет вы дали ребятам?

  4. Как вы относитесь к таким ребятам, которые не сдерживают обещания?











Цель урока: Задачи:


Ход урока

Позитивный настрой

Учитель читает стихотворение, которое готовит учащихся к восприятию темы урока.

Николай Рыленков

Рассказ учителя: Горький запах полыни

(Отрывок из повести) Саин Муратбеков

(см. Учебник самопознания для 6 класса, стр.73-77)

Горький запах полыни

Отрывок из повести

Саин Муратбеков

Новенький мальчик в нашем ауле – слишком выдающееся событие, поэтому мы мигом забыли про игру и окружили Аяна. Каждый норовил протолкнуться поближе и хорошенько разглядеть новичка. Для нас, аульных детей, Аян в этот момент был и театром, и цирком.

– Слышь, кто он, а?

– А откуда он, ты не знаешь? – спрашивали мы друг у дружки, пихаясь локтями и жадно рассматривая Аяна с головы до пят так бесцеремонно, точно он был неодушевлённым предметом. А он, в свою очередь, глядел на наш растрёпанный вид, и во взгляде его сквозило недоумение. Хороши мы были тогда, грязные, точно поросята. Штаны и рубахи под слоем пыли потеряли свой первозданный цвет и висели клочьями, словно только что побывали в зубах у своры собак.

Его одежда не отличалась ни новизной, ни качеством, но чистенький и опрятный облик Аяна поражал, как царская роскошь.

– Гляньте на него, такой сопляк, а уже отпустил чуб, – высказался первым Есикбай, плохо скрывая зависть.

Нам было не смешно, но всё же мы рассмеялись, стараясь поддержать своего товарища перед чужаком. Смех получился фальшивый, как будто нас вынуждали, Аян густо покраснел и промолчал.

– А я знаю, кто он! – громко произнёс Садык. – Вы приехали вчера вечером, верно? – обратился он к новичку. И у вас ещё была тёмно-серая корова. Правильно я говорю?

– Правильно, – кивнул серьёзно мальчик. – Только она не совсем тёмная. Ты видел её вечером, а днём она гораздо светлее, и ещё у нас есть телёнок. – И мне почудилось, будто по его губам скользнула усмешка.

А Садык продолжал своё:

– Как тебя звать?

– Аян.

Кое-кто из ребят зашевелил губами, стараясь запомнить его имя.

– Пойдём с нами, будем дружить, – предложил Садык и, не дожидаясь согласия, ухватил Аяна за руку и потянул за собой.

Новичок взглянул на его грязные исцарапанные пальцы и осторожно высвободил руку. Ну, подумал я, и начнётся сейчас. Вряд ли стерпит Садык такое оскорбление.

– Ребята, где у вас можно купаться? Жарко, так и печёт, – сказал Аян, не дав Садыку обидеться.

– Ну, у нас имеется такое местечко, вода – во! – ответил за всех простодушный Садык. – Хочешь, сходим сейчас?

– Хочу! – кивнул Аян.

Садык повёл приезжего к заводи, всячески расписывая по дороге её достоинства. А мы повалили следом. Ребята крутились перед Аяном, каждый старался вставить своё словечко и тем самым возвыситься в глазах диковинного мальчика. Но хозяином положения был Садык.

– Знаешь, сколько могу просидеть под водой? Пока ты сосчитаешь до шестидесяти, – упоённо врал и в эту минуту верил сам себе наш честнейший Садык.

– А у меня тоже есть белая рубашка, между прочим. Только она лежит в большом сундуке. Не велит надевать мама. Вот, говорит, подрастёшь – и носи на здоровье, – сказал Касым-царапка.

Это прозвище он получил за то, что в драке всегда лез ногтями в лицо. Ревел в три ручья и в то же время так и норовил вцепиться в глаза. Поэтому многие ребята старались не связываться с Касымом-царапкой. И только Есикбай не боялся его длинных ногтей.

Сейчас Есикбай ревниво брёл в стороне. Он был самым сильным драчуном, жилистый и длиннорукий, и поэтому некоторые мальчишки то и дело лебезили перед ним. А теперь его будто и не было – всё внимание ребята отдали чистюле-новичку. Вот отчего Есикбай шёл в гордом одиночестве и брюзжал презрительно себе под нос.

– А ну-ка иди сюда, Царапка! – рявкнул Есикбай, едва Касым закрыл рот.

Касым приблизился с опаской, на всякий случай его пальцы скрючились, точно когти беркута.

– А может, в твоём сундуке и золота полным-полно? Но-но, спрячь свои когти, кошка. А голову подставь, вот так. – И Есикбай звонко щёлкнул Царапку по голове.

Голова Царапки зазвенела, словно спелый арбуз. А Есикбай щёлкнул ещё и ещё, вкладывая всё своё умение и силу. Касым заплакал от злости и бросился на обидчика. Но Есикбай опередил его и ударил по носу.

Касым зажал нос ладонью и поплёлся назад, в аул, ссутулившись и вздрагивая. А Есикбай посмотрел Аяну в глаза многозначительно, как бы говоря, учти на будущее, у меня разговор короткий.

Аян, в свою очередь, обвёл нас вопросительным взглядом: мол, что же это у вас творится? Но никто не хотел связываться с Есикбаем, и мы отвели глаза. К тому же коварный Касым не пользовался нашим расположением.

– Ты, конечно, сильный, но за что так его? – спросил Аян Есикбая, покачав головой.

Есикбай саркастически фыркнул и опять отошёл в сторону. На большее он пока не решался. Сегодня Аян и для него был чем-то необычным.

В тот день мы купались, загорали и снова купались, до вечера играли у заводи и так свыклись с Аяном, будто он жил в нашем ауле со дня рождения.

Словом, в первые же дни Аян завоевал всеобщую симпатию. Особенно нам понравился его мягкий и покладистый характер. Каждый, конечно, стал исподволь набиваться в друзья, но Аян относился ко всем одинаково по-доброму, давая понять, что желает ладить со всеми. Кое-кто из забияк пытался расшевелить Аяна, прощупать его, но Аян только хмурил брови и отходил подальше, а самому настойчивому ответил так:

– Я не хочу драться. Потому что это глупо и потому что я у бабушки один. Если я подерусь, ей будет неприятно.

И провокатор отошёл с миром. В том, что Аян был не хилого десятка, он убедился ещё в день знакомства. Тогда мы боролись на песке, и новичок клал всех на лопатки. Только Есикбай одержал над ним победу.

Я сидел за одной партой с Аяном и был первым свидетелем его школьных успехов. Его способности проявились с самого начала. Помнится, после надоевших нуликов и палочек учитель написал на доске первую букву, и мы, высунув языки, перерисовывали её на листочки. Наши пальцы, сильные и крепкие в уличных играх, еле управлялись с карандашом. Мы все ещё боролись с непослушными пальцами, а Аян уже нетерпеливо ёрзал на скамье и спрашивал у учителя, что делать дальше.

– Не спеши, всему своё время, Аян, – успокаивал учитель, радуясь живому, любознательному ученику.

После урока Аян говорил с возмущением:

– Почему он не написал все буквы? Я бы их выучил сразу и написал папе письмо.

Мы понимали его: каждый из нас ждал той минуты, когда можно будет сесть за стол, написать письмо отцу или брату на фронт. Будто почувствовав это, наш престарелый учитель не жалел своих сил и терпения, и вскоре наступил великий день. На одной из перемен мы столпились за спиной Аяна, и он самостоятельно вывел слова: «Мой дорогой папочка…»

Отныне, вернувшись из школы, Аян располагался на полу и писал письмо, слюнявя химический карандаш. Уже после второй строки его губы становились фиолетовыми, точно он перекупался в заводи.

Почти каждый день из аула уходило письмо, адресованное отцу Аяна. Иногда их было два, в том случае, если бабушка усаживалась на постели и диктовала своё письмо.

Мы завидовали Аяну, потому что ещё не научились связывать на бумаге слова в осмысленные предложения. Но наш новый приятель нисколько не заносился перед нами. Бывало, придёшь к нему, скажешь:

– Аян, помоги. Уж очень хочется написать брату письмо.

А он отвечает великодушно:

– Возьми моё и перепиши. Только имя моего отца замени именем своего брата. Понятно?

Киваешь: понятно, – и мчишься домой в нетерпении.

Так постепенно все наши одноклассники стали посылать письма на фронт. Письма были точно близнецы, потому что, в сущности, их сочинял один человек.

вопросы для обсуждения:

Творческая деятельность

Данное задание ориентирует учащихся на применение приобретенных знаний и умений в реальной жизни. Выполняя задание учащиеся поймут,

Составьте короткий сценарий на тему «Подружимся с соседями». В сценарии продумайте, что можно сделать для сближения живущих рядом взрослых людей и детей, предло­жите какое-то дело, которое заинтересует всех. Зная, что в каждом доме есть люди, нуждающиеся в помощи, предложите, как сообща можно им помочь. Разыграйте сценку.

.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Жить в мире с людьми

Автор: Шостак Ольга Дмитриевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "Жить в мире "
    ["seo_title"] => string(12) "zhit-v-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "176791"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424493155"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по Самопознанию на тему "Жить в мире с людьми" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_uroka_po_samopoznaniiu_na_tiemu_zhit_v_mirie_s_liud_mi_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "347593"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475689760"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Мир и согласие "
    ["seo_title"] => string(16) "mir-i-soghlasiie"
    ["file_id"] => string(6) "176795"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424493587"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока по теме "Жить по совести" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zhit-po-soviesti"
    ["file_id"] => string(6) "130874"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416001589"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Классный час " Культура мира. Человек среди людей""
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyichaskulturamirachielovieksriediliudiei"
    ["file_id"] => string(6) "274854"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452449763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства