Здоровьесберегающие технологии на уроках коми языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках коми языка
Как сохранить здоровье ребенку в школе? В образовательном процессе все через урок! Здоровьесберегающая технология-это любая образовательная технология, которая учитывает то, насколько решается задача по сохранению здоровья. В разработке приведены материалы с приемами и методами здоровьесберегающих технологий, конспекты уроков с применением здоровьесберегающих технологий на уроках коми языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках коми языка »
Тема: Здоровьесберегающие технологии в обучении коми языка.
«Никто так не содействует нашему успеху
нашей деятельности, как крепкое здоровье;
наоборот, слабое здоровье мешает ей»
Ф.Бэкон
Все успехи в нашей жизни напрямую зависят от здоровья.
Здоровье - по определению Всемирной Организации Здоровья «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/e/zdorovje.html
Как же сохранить здоровье ребенку, если он еще не понимает в этой жизни многого. В образовательном процессе все делается через урок. Перед нами задача, как дать урок, чтобы не навредить ребенку. Здоровьесберегающее обучение способствует сохранению психического здоровья учащихся. Чтобы правильно начать работу в классе, необходимо знать психологический климат класса, учитывать особенности класса, создавать благоприятные условия для работы на уроке, использовать приёмы и методы здоровьесберегающих технологий, применять здоровьесберегающие технологии.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, учитывающей, насколько решается задача по сохранению здоровья учащихся.
Один из идеологов классификации здоровьесбережения Н.К.Смирнов определяет к здоровьесберегающим образовательным технологиям 3 вида: организационно-педагогические, учебно-воспитательные и психолого-педагогические технологии. http://www.twirpx.com/file/747377/
Организационно-педагогические технологии. Определяют структуру учебного процесса, что способствует предотвращению состояния переутомления и гиподинамии.
Психолого-педагогические технологии. Связаны с работой учителя на уроке. Дифференцированный подход в обучении. Личностно-ориентированный подход.
Учебно-воспитательные технологии. Обучение грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их ведения здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек. Работа ведётся на уроке, во внеурочное время, возможен вариант с привлечением родителей.
В процессе реализации учебной программы на основе классификации Н.К. Смирнова применяю следующие формы работы по здоровьесбережению учащихся:
- дифференцированный подход в обучении через технологию уровневой дифференциации «Лестница достижений»;
- уроки и внеклассные мероприятия на тему здоровьесбережения;
- разнообразные приемы мотивации к уроку, способствующей повышению активности самореализации учащихся на уроке;
- использование работы в парах, в малых группах;
- применение физкультминуток, релаксации.
Технология уровневой дифференциации «Лестница достижений»
Сущность технологии «Лестница достижений» заключается в том, что к относительно законченному отрезку учебного процесса (уроку, теме, всему курсу) составляется «лестница» заданий для самостоятельного выполнения учащимися. В основании лестницы представлены задания базового уровня, обязательные для выполнения каждым учеником. Они составляют наибольшее количество от общего числа заданий. Над ними надстраиваются более сложные задания, требующие самостоятельного применения знаний и умений базового уровня. Таких заданий предлагается в меньшем количестве. Следующая ступенька содержит еще меньшее количество заданий, но требующих для своего решения не только знаний, но и догадки. Таким образом, каждая следующая ступенька содержит задания, требующие все более высоких уровней умений и способностей. От желания и возможности ребенка зависит, на каком уровне достижений ему следует остановиться и принять решение о выборе (или отказе от выбора) соответствующего профиля дальнейшего образования.
Как видно из описания технологии, она играет диагностическую роль, определяя зону ближайшего развития ребенка, то есть ту ступеньку, на которую он может подняться, не затрачивая сверх усилий. А в профильном обучении она стимулирует саморазвитие ученика, ведя его по ступенькам познания к более высоким уровням.
Применение технологии уровневой дифференциации «Лестница достижений» на уроках коми языка как родного.
Применение релаксации, а также смена видов деятельности на уроке, вызванная видом урока (бинарный урок: коми язык и технология)
5-öд классын коми кывйысь да технологияысь бинарнöй урок «Коми йöз традицияын акань» тема серти.
Пояснительная записка
В современных условиях, когда объем необходимых знаний для человека возрастает, уже недостаточно только усвоения определенных знаний. Однако, у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство коми культуры, раскрыть ее многие тайны. В развитии потенциальных возможностей учащегося, на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерной типологией урока, его дополнением. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала. В ходе занятий у учащихся формируются не только познавательные способности, но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность.
Настоящий урок имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Такое занятие может обогатить знания учащихся об истории и традициях родного края, продолжить наследие предков. Обогатить словарный запас, отработать навыки изготовления национальной куклы.
Уроклöн сикас:
-Уроксö лöсьöдöма нетрадиционнöй форма серти, бинарнöй урок.
Уроклöн методъяс:
- Мультимедиа презентация вылö мыджсьöм.
- Дась тренажеръясöн вöдитчöм.
- Здоровьесберегающöй технология пыртöм.
Могъяс:
Кыпöдны велöдчысьяслысь интерессö коми культура тöдмалöмын.
Восьтыны коми йöзлöн мифология боксянь аканьлысь тöдчанлунсö.
Вöзйыны челядьлы вöчны акань.
Отсасянторъяс:
- Компьютер.
- Презентация (Приложение 1 диск вылын)
- Релаксация шылада диск.
- Ас вöчöм аканьясысь выставка.
- 5-öд класслы «Лысва» учебник.
- «Кикуруллюкöд ворсöмъяс» диск.
Уроклöн мунанног.
Организационнöй момент.
- Релаксация (2 минут чöж юргö шылад) (Приложение 1)
Шарапов В. Чужöмтöм аканьяслöн гусятор/ «Би кинь», 1994.- 10-11№.
«Радуга» газет. 1999. - 11№.
«Йöлöга» газет. 2005.- 9№.
III.Проведение физкультминуток для предупреждения переутомления.
«Ходьба и движение способствует
игре мозга и работе мысли»
Жан Жак Руссо
Для проведения физкультминуток применяю видео материал, взятый из Интернет-ресурсов, произведения коми писателей, произведения фольклора. Чтобы повысить интерес к коми языку, физкультминутки провожу на коми языке.
Из стихотворения Н.Щукина можно использовать только часть, из урока в урок увеличивая текст. Движения показывает учитель на своё усмотрение. Физзарядку может проводить любой желающий из класса.
Песня «Лым чир» (на мотив «Белые снежиночки»)
Ми посни еджыд лым чиръяс.
Ми лэбалам нин дыр.
Ми посниöсь, ми гöн кодьöсь,
И еджыдöсь ми пыр.
Со тайö пемыд кымöрыс
Пыр вöліс миян горт.
Сэсь лэбзьыштім ми му вылö,
Мед шойччас мудзöм борд.
Данная песня исполняется детьми, показывают, как летят белые снежинки. Применять вместо физкультминутки можно при изучении тем «Зима», «Новый год»
Мотивация на урок. Через игровую ситуацию, пословицы, стихотворения.
И.Торопов «Шонді»
Быд асылö петö шонді,-
Вайö гажа югыд лун,
Ставсö гöгöр бура шонтö,-
Шуда нюмöн садьмö му.
Мед жö югзьö-ломзьö шонді!
Бара вайö югыд лун!
Мед жö сылöн помтöм шоныд
Дзоридзьясöн öзтö му!
М. Лебедевлысь «Велöдчöй, челядь» кывбурсö вежыштöмöн.
- Шонді югöръяссö лышкыда койö. Со тэныд югöр, тэныд мöдöс,…Танялы витöдöс… и с.в. Шондіыс сетö миянлы став мелілунсö да вынсö, медым велöдны коми кыв. (по учебнику 5 класса «Шонді нюм»)
- Урок заводитны ме вöзъя Е.Е.Афанасьевалöн кывъясöн: «Челядь дырйи быд здук быттьö ворсöм, и сöмын уна во мысти гöгöрвоан, мый сэки и сöвмö вежöрыд, лолыд, воссьöны олöмыслöн гусяторъясыс.
Кывйыс унатор вермö висьтавны. А мукöддырйи и дзебас шöр мöвпсö зэв пыдö, мед тэ мöвпалыштiн…»
Конспект урока коми языка как неродного в 8 классе по теме «Вредные привычки»
Урок в проблемном обучении.
Автор: Иванова Антонина Николаевна
Предмет: коми язык как неродной
Уроклöн тема: Юöмö сетчöм, тшынасьöм да дурмöдчанторъяс видлалöм.
В основе структуры урока – урок в проблемном обучении. На операционно-познавательном этапе урока введён методический приём Знаем/ Хотим узнать/Узнали (З-Х-У) технологии развития критического мышления учащихся.