Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие и сотрудничество в команде»
Взаимодействие и сотрудничество в команде»
Цель: учить ребят сообща принимать решения, выполнять совместные действия
Этап
Время
Содержание
Материал
Начало работы
5 мин.
Регистрация группы
Разминка
10 мин.
Игры «Улыбка»
«Комплимент»
«Кто вы сегодня»
Работа по теме
40 мин.
1. Деление не группы
2. Ассоциограмма «Сотрудничество»
3. Название, девиз команды
4. Упражнение «Картина путешествия»
Разминка
15 мин.
Тренинг «Ярлык»
Продолжение работы по теме
20 мин.
Упражнение «Развитие идеи»
Завершение работы
5 мин.
Подведение итогов
Начало работы
Разминка
А) «Улыбка»
Б) «Комплимент»
В) «Кто вы сегодня»
С кем вы сейчас ассоциируете себя (объект материального мира, растение, животное). Напишите почему. Скажите кто вы. Группа попробует угадать почему. Сравниваются ощущения.
3. Работа по теме
А) Деление на группы: «Фруктовый микс» (группы по 4 человека)
Б) Общая ассоциограмма «Сотрудничество»
В) Задания для групп:
- Название команды
- Придумать девиз к теме
Упражнение: Картина путешествия.
В этом упражнении речь пойдет о готовности к кооперации, которая потребуется руководителю, чтобы привести свою команду к успеху.
Вначале вводится ряд ограничений. Возникающий в результате этих ограничений стресс - хорошая проверка для процесса общения. Однако стресс компенсируется привлекательностью игры и удовлетворением от решения задачи.
Материалы:
Каждой команде потребуется большой лист бумаги, тюбик клея и десять листов цветной бумаги - чем ярче будут цвета, тем лучше.
Инструкция:
Группа делится на команды по четыре человека. Один будет директором (В группе составляется протокол выбора). Трое будут художниками, которые творят с закрытыми глазами под руководством директора. Директор в отличие от художников может смотреть и говорить, но не может ни к чему прикасаться.
Задание для каждой команды состоит в том, чтобы сотворить коллективное произведение под общим названием "Картина путешествия".
Это путешествие может быть как реальным, взятым из опыта одного из участников, так и полностью придуманным. Команда художников делает картину вместе. Директор дает указания команде и пытается придать произведению эстетический вид.
Необходимые художникам элементы нужно не вырезать ножницами из разноцветной бумаги, а отрывать от листов руками.
Чтобы справиться с заданием, у команд есть 30 минут. Как только все инструкции к процессу будут даны, каждая команда садится за свой стол или на пол. С этой минуты художники закрывают глаза или надевают повязки. Команда сама решает, сколько времени она потратит на планирование, а сколько на сам процесс.
Через 30 минут все команды собираются вместе и демонстрируют свои произведения. Затем начинается подведение итогов: сначала внутри самих команд, затем во всей группе.
Обсуждение:
- ваши впечатления?
- как шла работа в группе?
- как чувствовали себя в определённой роли?
- как влияли ограничения на общий дух команды?
- каков был процесс общения в группе?
- достоинства и недостатки совместной работы
- удовлетворены ли созданным шедевром?
4. РАЗМИНКА
Тренинг «Ярлык» (в тех же группах)
- сейчас некоторым из вас придётся пройти очень неприятное испытание
- кто доброволец?
- кто считает себя мужественным, артистичным, умным, красивым, с большим чувством самообладания?
- итак, все закройте глаза. Я вам на голову надену короны с некоторыми надписями: «Не слушайте меня», «Подчиняйтесь мне», «Хвалите меня», «Жалейте меня», «Не верьте мне», «Делайте, как я».
Вы должны выяснить, какая надпись на вашей голове. Остальные принимают участие в беседе, относясь «коронованному» так, как рекомендует надпись, но не называют того, что написано прямо.
Обсуждение:
«Коронованным» - Легко ли было догадаться, что написано?
- Трудно ли было выдержать отношение окружающих к себе?
Участникам: - Что вы испытывали, когда приходилось проявлять положительное и отрицательное положение к «Коронованным»?
- интересно ли было наблюдать за их поведением?
- какие чувства испытывали к ним?
- хотелось ли помочь? Посочувствовать?
- какая роль была самой трудной? Самой приятной?
- вы бы смогли вынести подобное испытание?
5. Продолжение работы над темой
Упражнение «Развитие идеи»
Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают внимание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые рядовыми участниками предложения, парализуется творческая энергия, и процветают соперничество и конфликты.
Инструкция:
Цель этого упражнения: тренировка умения одобрять партнера, демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству.
Два участника разговаривают между собой. Каждый из них должен соглашаться со всем, что говорит ему собеседник, что бы тот ни сказал.
Игрок 1. начинает беседу. Игрок 2. одобряет это высказывание, начиная свое предложение словами: "Да, и еще..." Первый игрок тоже соглашается со вторым и добавляет что-то свое: "Да, и еще..."
Если первый игрок, например, говорит: "Пойдем в кино", второй игрок может, к примеру, сказать: "Да, и возьмем большую плитку шоколада с начинкой". Игрок 1. продолжает: "Да, и помимо того, бутылку шампанского". Игрок 2. отвечает: "Да, и еще я хочу, чтобы пробка выстрелила". Таким образом, идет некое нарастание, поскольку каждое предложение подхватывается и продвигается дальше. Как правило, такой диалог неизбежно заканчивается комической ситуацией.
Предложите группе несколько ситуаций, которые именно таким образом должны быть обсуждены участниками в парах:
- Сотрудник и шеф застряли вместе в лифте.
- Отец и сын на пикнике.
- Два друга по пути на футбольный матч.
- Муж и жена строят планы на празднование первой годовщины их свадьбы.
- Недавно прооперированный пациент разговаривает с медсестрой.
Сначала двое желающих "выступают" публично, остальные члены группы наблюдают за ними.
Затем все разбиваются на пары и выполняют упражнение одновременно. Через 2-3 минуты участники должны образовать новые пары так, чтобы у каждого из них была возможность поговорить с разными партнерами.