Тема урока: Выполнение ленточного орнамента (растительный).
Выполнение эскиза в карандаше.
Профессия: 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
Мастер производственного обучения: Шайгарданов В.Р.
Уфа-2020
Технологическая карта урока
Дата проведения: 6 ноября 2020 года
Место проведения: ГБПОУ УХГК
Ф.И.О. мастера производственного обучения: Шайгарданов Вадим Радикович
№ группы: О-12
Год обучения: первый
Профессимя: 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
ПМ.03 Выполнение оформительских работ
Тема урока: Выполнение ленточного орнамента (растительный).
Выполнение эскиза в карандаше.
Цели:
- обучающие:познакомить с растительным орнаментом и их видами, научить определять ритм и симметрию, группы элементов из орнамента.
- развивающие:развивать способность к анализу и техничности исполнения, расширить область профессиональных знаний
- воспитательные:воспитывать чувство ответственности за выполняемую учебную работу, самостоятельность, способность организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
Овладеть (ПК):
П.К 3.1Выполнять роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника.
Овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
иметь практический опыт:
выполнения орнамента
уметь:
использовать различные техники исполнения: каллиграфия, написание текстов.
знать:
последовательность выполнения орнамента
Учебная задача: научиться приёмам и способам выполнения орнамента
Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний и умений
Вид урока: комбинированный
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (сообщение материала, показ обучающего слайд-шоу, показ этапов работы по выполнению орнамента)
- информационно-рецептивный (обучающиеся воспринимают и осмысливают новые знания, фиксируют их в своей памяти);
- репродуктивный (обучающиеся сознательно усваивают новые знания и умения, понимают и запоминают, отрабатывают новые навыки, приемы формирования орнамента);
- частично-поисковый (обучающиеся сравнивают, анализируют, корректируют и делают выводы).
Форма организации учебной деятельности мастером производственного обучения: индивидуальная работа с обучающимися, фронтальная организация педагогического процесса, формы и методы контроля: входной контроль, промежуточный контроль за исполнением практической работы, анализ выполненной работы обучающимися и обобщающий анализ мастером производственного обучения.
Методические приёмы:
Методические приёмы: словесный (обсуждение материала с обучающимися), наглядный (демонстрация этапов работы), практический (выполнение ленточного орнамента в карандаше).
Дидактические средства: наглядные пособия (фото изображения инструментов, образцы орнамента, этапы работы по работе с орнаментом, таблица «самооценки обучающихся».
Межпредметные связи: ОП.01 Материаловедение, МДК 01.01. Техника подготови-тельных работ в художественном оформлении, МДК 02.01. Техника шрифтовых работ в художественном оформлении
Планируемый результат:
- обучающиеся должны ориентироваться и разбираться в видах орнамента;
- анализировать элементы орнамента;
- делать выводы о формировании орнамента;
- демонстрировать умение выполнять орнамент;
- должны усвоить различные способы формирования изображения;
- закрепить знания и добиться соблюдения техники безопасности при работе с инструментом.
Материально-техническое оснащение урока:
Для мастера производственного обучения: наглядные пособия: виды орнамента, технологическое оборудование (ноутбук, проектор, мультимедийная доска), слайд-шоу, образцы орнамента, цыркуль, резинка, резак, карандаш, металлическая линейка, металлический угольник, указка.
Для обучающихся: карандаш, резинка, металлическая линейка, металлический угольник, формат А4,
Оформление ученической доски: презентация по теме, образцы орнамента, практических работ.
Этапы урока:
Этапы
Деятельность
Мастера п/о
Деятельность
обучающегося
Ориентировочно-
мотивационный
Вступительное слово
мастера п/о, сообщение темы и цели урока: «освоить выполнение в технологической последовательности выполнения растительного орнамента (ленточный), актуализация данной темы, мотивирует обучающихся.
Воспринимают и акцентируют внимание на поставленной задаче, проявляют активность, наличие интереса к деятельности.
Операционно-
исполнительский
Мастер п/о излагает: поэтапное выполнение работы, формируют учебную задачу и выбор критериев оценки результатов.
Мастер п/о показывает приемы работы;
Мастер п/о проверяет качество усвоения знаний обучающимися; повторяет проблему, учебную задачу урока; организует работу обучающихся по этапам; проверяет технику безопасности.
Внимательно слушают, воспринимают, уточняют информацию, проводят параллель с предметами
ОП.01 Материаловедение, МДК 01.01. Техника подготовительных работ в художественном оформлении, МДК 02.01. Техника шрифтовых работ в художественном оформлении
Репродуктивно-воспроизводящий
1.Наблюдают за мастером п/о; затем самостоятельно по этапам выполняют формирования рисунка в карандаше.
Сотрудничают с мастером п/о, консультируются, уточняют информацию и методику приемов работы.
Рефлексивно-
оценочный
Мастер п/о проводит анализ выполненных работ, согласно критериям оценки. Мастер п/о организует работу обучающихся по заполнению листов самооценки и взаимооценки, обобщает деятельность обучающихся на уроке, сообщает домашнее задание.
Участвуют в коллективном анализе выполненных работ и оценке результатов, также анализируют свои ошибки и погрешности, заполняют листы самооценки.
План урока:
Организационная часть – 2 мин.
Вводный инструктаж – 4 мин.
Текущий инструктаж – 34 мин.
Заключительный часть – 5 мин.
Ход урока:
Вывести на экран первый слайд с указанием темы, цели и учебной задачи:
I. Организационная часть – 2 мин.
Проверка наличия обучающихся.
Проверка готовности группы к занятиям (наличие спецодежды материалов для урока, порядок на рабочих местах). Визуальная проверка санитарно-гигиенических условий в кабинете. Назначение дежурного.
II. Вводный инструктаж – 4 мин.
1) Сообщение темы программы: «Выполнение ленточного орнамента (растительный)».
2) Сообщение темы урока: «Выполнение эскиза ленточного орнамента в карандаше».
3) Проверка знаний обучающихся: повтор и закрепление пройденного материала, межпредметная связь с ОП.01 Материаловедением и МДК 01.01. Техника подготови-тельных работ в художественном оформлении МДК 03.01. Технология оформительских работ.
Прежде чем приступить к новой теме, мы повторим ранее пройденный материал на предыдущих уроках. Мы с вами уже знакомились с геометрическим орнаментом занимались написанием шрифтов. Давайте вспомним основные моменты связанные с орнаментом:
Мастер п/о: Что такое орнамент?
Обучающийся: Орнамент — узор, основанный на повторении и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений.
Мастер п/о: Какие еще виды орнамента вы знаете?
Обучающийся: Геометрический, растительный, животный и башкирский.
Мастер п/о: Как вы считаете в чем заключается отличительные особенности растительного орнамента?
Обучающийся: Растительный орнамент – орнамент, в котором используются элементы растительного мира. Это плоды, листья и цветы в различных сочетаниях.
Мастер п/о: Какие материалы и инструменты мы применяли при создании орнамента?
Обучающийся: Бумага, карандаш, линейки и резинка.
Мастер: демонстрация на доске образцов, показ слайд-шой.
Обобщение: Мы с вами, верно вспомнили первоначальные сведения о орнаменте, хочется заметить что тема «Выполнение ленточного орнамента, состоит из трех уроков:
Выполнение эскиза в карандаше.
Поиски цветового решения орнамента.
Выполнение работы в цвете.
Ваша учебная задача на этом уроке: Научиться выполнять эскиз ленточного орнамента в карандаше.
4) Объяснить новый материал.
Давайте рассмотрим основные этапы выполнения ленточного орнамента.
На сегодняшнем уроке наша работа будет состоять из следующих этапов:
1. Подготовка к выполнению задания
2. Выполнение разметки
3. Выполнение направляющих элементов
4. Выполнение элементов растительного орнамента
5. Завершение работы в карандаше
6. Анализ проделанной работы
Далее при выполнении орнамента, у вас могут появиться следующие трудности: повреждение бумаги, не правильная разметка и т.д. Во избежание ранее изложенных проблем я предлагаю воспользоваться следующей таблицей, которая вам поможет избежать эти трудности и научит их устранению.
Таблица. «Возможные дефекты и способы их устранения»
Возможные дефекты
Причины их возникновения
Способы их ликвидации
Не правильная разметка
Не соблюдение параметров разметки
Повторное измерение и исправление не точностей
Повреждение бумаги
Следствие сильного давления карандаша или резинки
Замена бумаги
Кривые элементы
Слишком низкая или высокая скорость выполнения элементов, маленький опыт в выполнений такого вида работ
Отработка элементов на черновике
При выполнении, необходимо помнить о технике безопасности при работе инструментами. Рабочее место необходимо содержать в чистоте.
Показ приёмов мастером.
5) Сообщить учебную цель урока: освоить технологию выполнения ленточного растительного орнамента
6) Сообщить обучающимся критерии оценок
7) Подвести итоги
III. Текущий инструктаж – 34 мин.
Этапы текущего инструктажа:
Первый этап: Начало выполнения задание учащимися
Первый обход.
Цель: выявить, верно, ли обучающиеся начали работу
Второй этап: верно ли сделана разметка
Второй обход.
Цель: соблюдают ли обучающиеся безопасность труда при работе с инструментами
Третий этап: правильно ли выполняет направляющий элемент
Третий обход.
Цель: выявить правильность выполнения направляющего элемента
Четвертый этап: верно ли выполняет элементы орнамента
Четвертый обход.
Цель: выявить следуют ли обучающимся представленному образцу
Пяты этап: впечатление от выполненного орнамента
Пятый обход.
Цель: выявить правильно ли завершили работу
Шестой этап: самоконтроль за выполненной работой.
IV. Заключительный инструктаж - 5 мин.
Цель: подведение итогов выполненной работы
2. Самооценка обучающихся собственной работы согласно критериям оценки (таблица критериев оценки)
3. Анализ выполненных работ мастером производственного обучения
4. Подведение итогов.
Подходит к завершению наш урок по изготовлению орнамента.
Мастер п/о: Скажите, пожалуйста, вот мы с вами нарисовали орнамент, где его можно применить?
Обучающийся: При оформлении стен
При изучении данной темы мы с вами познакомились выполнение растительго орнамента. А также закрепили полученные знания по предметам: ОП.01 Материаловедением и МДК 01.01. Техника подготови-тельных работ в художественном оформлении МДК 03.01. Технология оформительских работ, получая навыки, опыт и оценки.
Домашнее задание.
Выполнение комбинированный орнамент (растительный, геометрически иживотный) с применением тех элементов которые мы прошли
Дежурные выполняют влажную уборку, доски, рабочих мест.
Список использованной литературы
Основные источники:
Фиталева С.В., Барабошина Д.А. «Основы технологии художественно-оформительских работ», М.: Академия, 2017.
Дополнительные источники:
Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования», М.: Академия, 2017.
Рац А.П. «Основы цветоведения и колористики, цвет в живописи, архитектуре и дизайне», курс лекций, 2016.