Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»
КГУ «Средняя школа №12 поселка Осааровка» учитель 1 уровня
Дуйсенова Асия Пермекуловна
Внеклассное открытое мероприятия в рамках районного семинара заместителей по ВР
по теме «Государственные символы РК»
Круглый стол
«Государственные символы – священная ценность»
Цель проведения мероприятия: формировать у учащихся уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны, воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине, развивать познавательный интерес, расширить кругозор в области государственной символики.
Чувство Родины, гордость за свою страну
начинаются с уважения к ее символам.
Поэтому во все времена государственные
символы - это предмет национальной
гордости.
И отношение к ним особенное.
Нурсултан НАЗАРБАЕВ
Ход
Звучит Государственный гимн Республики Казахстан. (слайд 1)
Организационный момент.
Добрый день уважаемые гости и участники нашего мероприятия!
Ребята, на нашем мероприятии присутствуют гости:
заместители директоров по воспитательной работе школ нашего района,
Давайте дружно поприветствуем аплодисментами наших гостей.
Спасибо, садитесь.
Вступительное слово учителя.
Ребята, наше заседание я хочу начать с одной давней истории.
Давным-давно это было. Поссорились как-то два государя. Как им различать своих граждан. Один государь разозлился и велел сшить своим подданным красные колпаки на голову. Другой государь увидел это и повелел подданным сшить голубые колпаки с кисточками.
И пошла тут такая морока… То колпак потерялся, то дома его забудут… А стража без колпаков хватает и ведёт в своё царство-государство. Сами государи запутались. Никак не могут сосчитать, сколько же у кого граждан.
Вот однажды пришёл к ним Мудрец и сказал….. Как вы думаете, что сказал?
Ответы учащихся.
«Что вы мучаетесь? Каждому из вас надо придумать свою песню, которую будут петь все люди государства, нарисовать знак государства и сделать полотнище из материала». Послушали его государи, так и сделали.)
Учитель: Правильно, так появились герб, гимн и флаг.
Вопрос:Из истории Казахстана какая подобная история вам известна?
Ответы учащихся.
1466 – Сарыарка, первое собрание казахов чтобы избрать из руководителей племён и родов степного хана. Решение: создать Казахское ханство и дать отличительный знак- тамгу каждому роду. Асан Кайгы раздал предводителям родов знаки-тамги, были учтены особенности каждого рода , племени. 40 родам были вручены 40 знаков: кипчаки- секира, уйсуни – флаг, жалаиры – поводья, найманы – пика, аргыны – глаза(круги), адаям – лук со стрелой, жаппасам – верблюжьи поводья, табынцам – знак похожий на букву и т.д. Эти знаки были высечены на высоком яру Каратау
Вопрос:Итак, как вы и догадались тема сегодняшней встречи ……..
Ответы учащихся: Государственные символы РК
наша цель (слайд 2)
Цели формулируют учащиеся _____________________________________
Учитель: 4 июня 1992 года навсегда вписалось в историю страны как день рождения новой символики независимого Казахстана. Государственные символы - незыблемая основа государства. В целях воспитания уважительного отношения молодежи к государственным символам Казахстана, формирования чувства гордости и сопричастности к развитию государства, мы проводим наше с вами заседание круглого стола
Республика Казахстан – наш родной край, наша Родина. На этой земле с древних времён жил казахский народ. Казахи пасли скот, занимались земледелием, защищали свою Родину от врагов. Они смогли сохранить свою землю для своих потомков, а значит и для нас.
Очень долгим был путь казахстанского народа к своей свободе. История уходит корнями вглубь тысячелетий. Но, преодолев трудности, Казахстан в 1990 году обрёл Независимость.
В 1991 году весь мир облетела весть о рождении независимого государства, имя которому – Республика Казахстан.
Что такое государственные символы?
Ученик:
К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Ведь одним из первых шагов возникшего государства является обретение им своего флага, герба и гимна. Связано это с тем, что они являются символами политической независимости и суверенитета страны.
Государственные символы закреплены Конституцией Республики Казахстан в статье 9, а также статья 34 гласит, что “каждый гражданин обязан знать и уважать государственные символы Республики Казахстан”.
Ведущий.
Государственные символы — одна из незыблемых основ государства. И сегодня мы ещё раз пролистаем страницы нашей «книги символов»
Итак, в начале нашей встречи для вас прозвучал гимн Республики Казахстан.
- Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит? (слайд 4)
Ученик
Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.
Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин Республики Казахстан. Исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают и прикладывают ладонь правой руки к левой стороне груди, а военные отдают честь или салютуют оружием.
В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к её представителям.
Ученик: (слайд 5)
С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная ещё в 1956 году “Мой Казахстан” (“Менiн Казакстаным”) с внесёнными изменениями, приводящими песню в статус государственного гимна. Поскольку поправки в текст внесены Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться, как соавтор текста. Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева.
Ведущий
По словам поэта Тажибаева А.: “Гимн – это флаг государства, сотканный из слов”. Что можно сказать по этому поводу?
Ученик:
Безусловно, слова гимна должны быть священны и близки для народа. Для сотворения слова-символа, слова-клятвы требуются не только чувство исторической реальности, но также мудрость и прозорливость, а самое главное – пророческое озарение настоящего творца искусства.
Именной такой песней-символом стала песня “Мой Казахстан”, написанная во время поднятия целины. Эта песня у всех на устах и близка всем по своему духу.
Что отражает наш гимн?
ученик 1
Государственный гимн – это духовное знамя. В гимне отражено стремление народа к свободе, глубокие корни и чаяния о будущем. Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.
ученик 2
«Символы - это главный атрибут независимости, необходимо из поколения в поколение передавать уважение к государственным символам».
В течение всего учебного года проводится множество мероприятий, в том числе открытых классных часов, посвященных темам независимости и государственных символов Казахстана.,
Учитель: Правильно, но в каких случаях выносится флаг РК? (слайд 6)
Ученик:
Ученики школы всегда с гордостью и в соответствии с установленным порядком выносят государственный флаг на различные мероприятия. (слайд)
Ведущий
К нашему мероприятию мы все готовились. И каждый из вас сегодня будет иметь возможность выразить свое отношение к государственным символам, к своей стране.
Ученик
Смотри на небо голубое, там высоко парит орел, Восходит солнце золотое над птицей, словно ореол. До боли мне знакомо это видение сквозь лики гор. Осталось лишь добавить сбоку национальный наш узор. Герб и флаг наш гордый народом государству дан. Пусть же всегда хранит свободу наш суверенный Казахстан! Мой Казахстан, цвети и пой всегда, пусть будут счастливы здесь дети, Пусть беда не придет никогда, а солнце пусть ласково светит…
Ученик:
Еще Цицерон говорил: «Любовь к родине – основа всех добродетелей».
Поклонение флагу, гербу и гимну - это выражение уважения к народу и государству. Любящий свое отечество не может не почитать эти символы. Конечно же, чтобы искренне почитать государственные символы, надо, прежде всего, иметь правильное понятие о них.
Учитель:
Я предлагаю вам видео, которое поможет расширить ваши познания об истории народа и государства.
Видео «Государственные символы РК»
Ученик:
В гимне цели ясны, в нем – надежда страны И программа и судеб и буден, В гимне - память людей, слезы вдов, матерей, Вера в то, что войны вновь не будет! Гимн народы поют, славят дружбу и труд На прекрасной земле Казахстана. Пусть звучит светлый гимн, как наказ молодым, Как привет всем народам и странам!
Ученик Державность и покой - на флаге Казахстана – Орел под солнцем в небесах парит. Умелою рукой, на удивленье странам, Отражены узор и колорит. Дошли до нас слова со стелы Кюль-Тегина Через века, той истиной звеня, Что Родина у нас прекрасна и едина- «И голубое небо, и земля…» Всему живому князь – ты, солнце золотое, Принадлежишь и всем, и никому! Играя и смеясь, не ищешь ты покоя, Лучом Вселенной разрываешь тьму! Под солнцем золотым божественная птица Летит в единстве с небом выше всех – Большой степной орел обжечься не боится, Несет родной стране надежду и успех.
Ученик Мир за двадцать веков видел много гербов, И когда-то их слава блистала … Смотрят с разных сторон, как же выглядит он – Государственный герб Казахстана? В центре есть шанырак – дом, семья и очаг – Яркий образ уклада степного. Здесь слагают Кюи, в юрте – счастье семьи, А семья – государства основа. По краям на Гербе – знак удачи в судьбе – Два тулпара летят остророгих. А над ними - звезда, что сияет всегда, Освещает нам жизни дороги. Здесь есть имя страны, как привет старины, Изгибаясь, как девичий стан, как наказ сыновьям, Дорогое всем нам, имя гордо звучит – Казахстан!
Ведущий:
Итак, сейчас есть возможность выразить свое отношение к государственным символам, стране, в которой живет:
ученик 1
Казахстан-государство со своей историей, своим государственным языком, символами, закрепленными Конституцией и столицей.
ученик 2
Приятно сознавать, что флаг Республики Казахстан все чаще можно увидеть на международных выставках, соревнованиях и встречах. Все больше представителей Казахстана занимают посты в разных международных организациях. Иностранцы, приезжая сюда, поражаются темпам развития Республики Казахстан.
ученик 3
Казахстан – государство перспективное, развивающееся. Я считаю, что в будущем он станет еще лучше, еще крепче. Миролюбивая политика государства, развитие интеллектуального и экономического потенциалов являются залогом будущего процветания.
ученик 4
Символом Казахстана также можно считать город Астану. Астана, в считанные недели ставшая современным городом, символизирует мощь и силу Казахстана.
ученик 5
Казахстан прошлого – историческая родина отважных тюркских племен, мощное среднеазиатское государство; Казахстан настоящего – независимое государство с высокими темпами развития, прочно завоевывающее себе место среди ведущих азиатских государств; Казахстан будущего – одна из признанных мировых держав.
ученик 6
Мы, жители Казахстана, и само государство – одно органически целое. Мы сделаем все возможное для его развития, а в итоге выиграем сами – мы будем гражданами развитого, независимого, мощного в экономическом и политическом смысле государства.
Молодцы!!
А сейчас, мы проведем небольшой конкурс эрудитов.
Видео о Казахстане.
Рефлексия:
Учитель:
Ребята, перед вами на столах лежат стикеры. Я хотела, чтобы вы написали свои впечатления о нашей встрече в нескольких словах
(ребята пишут на стикерах, и вывешивают на доске.)
Вот и подошла к концу наша встреча за круглым столом, посвященный символике Республики Казахстан. Думаю, что вы не только вспомнили, но и узнали что-то новое о Государственных символах нашей Республики. Надеюсь, что вы станете настоящими патриотами своей Родины, ведь по мнению Бернарда Шоу “патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился”.
А в философском словаре дано такое определение патриотизму: “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.
Любите свою Родину и будьте достойными гражданами Республики Казахстан!
Конкурс «Эрудитов».Приложение
Iтур
1.Назовите дату Дня языков народов Казахстана - 22 сентября
1.Назовите дату празднования Дня единства народов Казахстана - 1 мая
2.Автор трактата «Слова назидания». – Абай Кунанбаев
2.Автор трилогии «Кочевник» - Ильяс Есенберлин
3.Первый казахский ученый и просветитель, путешественник, этнограф, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. – Шохан Валиханов
3.Выдающийся просветитель, этнограф, педагог, создатель первой школы. Является автором учебников родного и русского языков для казахских детей – Ыбрай Алтынсарин
4.Назовите год утверждения Независимости РК -1991
4.Назовите год появления национальной валюты РК - 1993
5.Как называется песня, Ставшая гимном РК? -Менің Қазақстаным
5.Что является символом кочевой цивилизации – отчего дома, Родины, Общего дома? - Шанырак
6.Что означает силуэт орла на государственном флаге РК? - Свобода, непокорность,
чувство достоинства, мужества, широта души и чистота
помыслов народов, проживающих в РК
7.Что является символом олицетворения счастья и богатства на флаге? - Изображение солнца
7.Как называется высшая точка завершения герба? - Звезда
IIтур
1.Название ханской ставки… - Орда
1.Сакская царица, известная истории… - Тамирис
2.Султаны, основатели казахского государства… - Жаныбек и Керей
2.Обычное право у казахов… - Адат
3.Какой город защищала Панфиловская дивизия в ноябре 1941 года? -Москву
3.Какой древний город на территории Казахстана был стерт с лица земли Чингисханом? - Отрар
4.Год принятия первой Конституции Казахстана… - 1993
4.Где найден Золотой человек? - В районе поселка Иссык Алматинской области
5.Назовите год студенческих волнений в столице Казахстана. - 1986
IIIтур
1.Назовите атрибутику государственности… - герб, флаг, гимн
1.Один из авторов слов государственного гимна… - Назарбаев
2.Год появления нового гимна РК… - 2006
3.Что представляет собой государственный флаг РК? Прямоугольное полотнаще голубого цвета
3.Назовите авторов государственного герба РК… Шота Уалиханов, Жандарбек Малибеков
4.Автор государственного флага РК… Шакен Ниязбеков
4.Какими словами начинается гимн РК? Алтын күн аспаны, Алтын дән даласы,
5.Какая надпись находится в нижней части герба РК? - Казахстан