kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Важнейшие экологические проблемы современности

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Тема занятия помогает студентам осознать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

         Самой актуальной проблемой в настоящее время является экологическая проблема. Мы, педагоги, работая с детьми, давая знания по предметам, должны заботиться о воспитании у студентов экологической культуры. Они должны разбираться в экологических, правовых вопросах, нести ответственность за свою работу, быть готовыми осуществлять природоохранную работу и уметь решать сложные задачи в процессе своей профессиональной деятельности.

         Студенты должны знать, что вмешательство в природу может привести к отрицательным последствиям для здоровья людей и самой природы. На современном этапе развития науки и техники проблемы экологии – это результат нерационального ведения хозяйства человеком.

         Для решения этих проблем нужно знать, как нейтрализовать отходы, как решить природоохранные вопросы в той отрасли промышленности, в которой они будут работать.

         Но самое главное это то, что студенты должны понимать, что человек и природа – это единое целое. И независимо от профессии современный культурный человек должен придерживаться определенных принципов экологической морали, должен понимать, что «исчезнет природа – исчезнет и человек».

          «Заботится о природе, приумножать ее – долг каждого человека».

Эффективность экологического образования и воспитания студентов  зависит от ряда факторов. Среди них – систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Особую роль в воспитании у студентов интереса к природе и проблемам ее охраны, играет использование наряду с традиционными – инновационных форм и проблемных методов, творческий подход к их применению. Они дают возможность привлечь ребят к проблемам сохранения и улучшения природной среды, углубить их интересы, выявить и расширить знания. Данный урок можно проводить и при изучении программного материала и в качестве самостоятельной воспитательной деятельности.

При подготовке к уроку были учтены программные требования, знание программного материала по экологическим основам природопользования.

         Цели урока:

  1. Образовательная: ознакомить студентов с экологическими проблемами современности.
  2. Развивающая: научить стуентов применять полученные знания в любых ситуациях, связанных с экологическими проблемами; развивать логическое мышление.
  3. Воспитательная: активизировать самостоятельность мышления; усилить чувство ответственности за решение экологических проблем.

Главная цель занятия:

  •   выявление и формирование экологических знаний у студентов, глубины и широты их экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы;
  •   активизировать знания ребят по экологическим проблемам современности, формировать межпредметные связи и навыки анализа, воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  •   формирование экологически грамотных людей, понимающих экологические закономерности, связи между живыми организмами;
  •  установление грамотных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
  •  способствовать развитию творческого мышления умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности;
  •  вовлекать в практическую деятельность студентов по решению проблем окружающей среды, местного значения.

     Данный урок  является комбинированным: содержит обобщающий материал.

Тема методической разработки актуальна, так как  в ней рассматривается эффективность применение методов проблемного обучения в проведении лекционных занятий при освоении межпредметных дисциплин.

 В состав методической разработки входят разделы: введение, аналитическая часть, практическая часть, заключение и приложения.

Предполагаемый результат учебного занятия: доказать, что потенциал проблемного обучения побуждает к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску; стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности; развивает интуицию и мышление; обеспечивает развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений - обобщения, систематизации, анализа, дедукции и индукции; приобщает к пониманию и поиску нового научного знания; создает условия для творческой самореализации в учебном процессе.

Актуальность данной работы заключается в том, что использование технологии проблемного обучения и активных методов на занятиях обеспечивают развитие познавательной самостоятельности и творческой активности обучаемых.

Методической целью урока является преподавание экологии, реализующее компетентностно-ориентированное обучение с использование технологии проблемного обучения, тестового метода контроля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Важнейшие экологические проблемы современности»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

технологического цикла

Протокол № __

от «__» ________ 2015 г.

Председатель ЦМК_______ Н.Г. Абдеева

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_______Н.М. Болтабаева

«___» __________ 2015 г.






Методическая разработка урока

по учебной дисциплине

Экологические основы природопользования


Тема: Важнейшие экологические проблемы современности

предназначено для очного отделения, второго курса.





Выполнила: преподаватель

ГБПОУ СХТК

Иванова А.Б.







Стерлитамак, 2015

Содержание


Введение

4

Аналитическая часть

12

Практическая часть

19

Заключение

39

Литература

40

Приложения




Введение


Методическая разработка учебного занятия « Важнейшие экологические проблемы современности» способствует реализации государственных требований к минимуму содержания уровня подготовки студентов.

Тема занятия помогает студентам осознать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Самой актуальной проблемой в настоящее время является экологическая проблема. Мы, педагоги, работая с детьми, давая знания по предметам, должны заботиться о воспитании у студентов экологической культуры. Они должны разбираться в экологических, правовых вопросах, нести ответственность за свою работу, быть готовыми осуществлять природоохранную работу и уметь решать сложные задачи в процессе своей профессиональной деятельности.

Студенты должны знать, что вмешательство в природу может привести к отрицательным последствиям для здоровья людей и самой природы. На современном этапе развития науки и техники проблемы экологии – это результат нерационального ведения хозяйства человеком.

Для решения этих проблем нужно знать, как нейтрализовать отходы, как решить природоохранные вопросы в той отрасли промышленности, в которой они будут работать.

Но самое главное это то, что студенты должны понимать, что человек и природа – это единое целое. И независимо от профессии современный культурный человек должен придерживаться определенных принципов экологической морали, должен понимать, что «исчезнет природа – исчезнет и человек».

«Заботится о природе, приумножать ее – долг каждого человека».

Эффективность экологического образования и воспитания студентов зависит от ряда факторов. Среди них – систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Особую роль в воспитании у студентов интереса к природе и проблемам ее охраны, играет использование наряду с традиционными – инновационных форм и проблемных методов, творческий подход к их применению. Они дают возможность привлечь ребят к проблемам сохранения и улучшения природной среды, углубить их интересы, выявить и расширить знания. Данный урок можно проводить и при изучении программного материала и в качестве самостоятельной воспитательной деятельности.

При подготовке к уроку были учтены программные требования, знание программного материала по экологическим основам природопользования.

Цели урока:

  1. Образовательная: ознакомить студентов с экологическими проблемами современности.

  2. Развивающая: научить стуентов применять полученные знания в любых ситуациях, связанных с экологическими проблемами; развивать логическое мышление.

  3. Воспитательная: активизировать самостоятельность мышления; усилить чувство ответственности за решение экологических проблем.

Главная цель занятия:

  • выявление и формирование экологических знаний у студентов, глубины и широты их экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы;

  • активизировать знания ребят по экологическим проблемам современности, формировать межпредметные связи и навыки анализа, воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  • формирование экологически грамотных людей, понимающих экологические закономерности, связи между живыми организмами;

  • установление грамотных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • способствовать развитию творческого мышления умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности;

  • вовлекать в практическую деятельность студентов по решению проблем окружающей среды, местного значения.

Данный урок является комбинированным: содержит обобщающий материал.

Тема методической разработки актуальна, так как в ней рассматривается эффективность применение методов проблемного обучения в проведении лекционных занятий при освоении межпредметных дисциплин.

В состав методической разработки входят разделы: введение, аналитическая часть, практическая часть, заключение и приложения.

Предполагаемый результат учебного занятия: доказать, что потенциал проблемного обучения побуждает к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску; стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности; развивает интуицию и мышление; обеспечивает развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений - обобщения, систематизации, анализа, дедукции и индукции; приобщает к пониманию и поиску нового научного знания; создает условия для творческой самореализации в учебном процессе.

Актуальность данной работы заключается в том, что использование технологии проблемного обучения и активных методов на занятиях обеспечивают развитие познавательной самостоятельности и творческой активности обучаемых.

Методической целью урока является преподавание экологии, реализующее компетентностно-ориентированное обучение с использование технологии проблемного обучения, тестового метода контроля.

Аналитическая часть


Сегодня инновации являются нормой для всех образовательных учреждений любого уровня, так как даже значение самого слова «образование» означает процесс созидания, формирования нового качества. Инновационное обучение стимулирует качественные изменения в существующей культуре и социальной среде, так как оно формирует новую личность человека, который не только познает мир, но и действует.

Инновационные изменения в образовании формируют его новое содержание: технологии обучения, методы, приемы освоения новых программ, стиль мышления, взаимоотношения между преподавателем и обучающимся.

Внедрение образовательных стандартов третьего поколения ставит перед педагогическим сообществом ряд проблем по выполнению их требований, среди которых особо актуальной является проблема организации образовательного процесса в части выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.

Компетентностью  называют интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, индивидуальных способностей. Данное понятие включает в себя не только знания и практические умения, но и систему жизненных ценностей и установок.

Компетентность в решении проблем включает в себя:

  • знания о проблемах, причинах их возникновения, интенсивности, масштабах и т. д.;

  • знания о способах решения проблем и владение ими;

  • опыт решения проблем (ощущение радости от успеха и огорчения от неудачи в процессе решения проблем, эмоциональная оценка проблемной ситуации, удовлетворённость от выполнения деятельности в прошлом);

  • готовность к решению проблем (наличие эмоциональных стимулов, мобилизация энергии, настойчивость, целеустремлённость, уверенность в способности преодолеть трудности, осознание ценности многообразия вариантов, способов, путей достижения цели).

Отсюда делается вывод о необходимости проблематизации содержательной стороны образования, использование проблемного и ситуативного подхода к организации учебного процесса.

Один из ведущих принципов эффективного обучения – принцип сознательной и творческой активности. Проблемное обучение требует от обучающихся активной мыслительной деятельности. Постановка интригующей проблемы, выдвижение гипотезы, поиск путей её обоснования, опровержения, сбор доказательств – всё это делает процесс познания творческим.

Активное обучение – представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно- управленческих средств (В. Н. Кругликов).

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Но также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

Также следует отметить эффективность лекционной формы в проблемном обучении.

Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемностъ вопроса, задачи или ситуации. Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить обучающихся к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. При этом процесс познания приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы имеющей противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить, раскрывается путем суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколь­ко приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вно­сится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности для учащихся, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.

Каково же дидактическое построение проблемного обучения? Главный ее метод, — логически стройное устное изложение, точно и глубоко освещающее основные положения темы. Учебная проблема и система соподчиненных подпроблем, составленных преподавателем, «вписываются» в логику изложения. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.

Таким образом, при проблемном обучении базовыми являются сле­дующие два важнейших элемента:

• система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;

• общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал.

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса.

Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для обучающихся. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) такова – преподаватель, обладающий информацией и способный помочь, создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение. Обучающийся, анализирует проблему и находится в поиске её решения. Если он сумел решить проблему, то создаётся новая проблемная ситуация. Если решить проблему не удалось (проблемная ситуация вызвала потребность в получении новых знаний, умений, навыков), преподаватель раскрывает содержание.

На данном уроке используется диалогический метод изложения. При использовании этого метода задаются информационные вопросы и к обсуждению широко привлекаются студенты, которые участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно доказать свои гипотезы. Весь учебный процесс происходит под контролем педагога, им самостоятельно ставится проблемная задача и осуществляется не столько помощь студентам по нахождению ответов, сколько самостоятельная их констатация благодаря или вопреки предположениям студентов. И вместе с тем у студентов есть возможность реализовать свою поисковую активность, за счет чего повышается их мотивация, проблема персонализируется и знания усваиваются более успешно.

Важным моментом при построении данного урока является целеполагание. Обязательным условием реализации этого этапа служит самостоятельность студентов. Студент сам ставит цель, участвует в постановке цели, а, следовательно, преподаватель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели обучающимися как собственной учебной задачи.

Таким образом, освоение процесса проблемного обучения становится самостоятельной дидактической целью. Основное содержание здесь – учебная проблема, процесс поисковой учебной деятельности, а методы – активная познавательная деятельность обучающихся, состоящая в поиске и решении сложных проблемных ситуаций.

Функцией подведения итогов урока является выяснение степени осознанного усвоения нового материала. А также обязательной составляющей современного урока в подведении итогов учебной деятельности обучающихся является рефлексия.

Рефлексия - самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами студентов», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. 

Рефлексия подразделяется на 3 вида:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Все перечисленные технологии и методы являются эффективными средствами для достижения поставленных целей и задач, позволяют заинтересовать, активизировать обучающихся, изложить учебный материал доступно и эмоционально.



Технологическая карта урока


Дисциплина Экологические основы природопользования

Раздел 2. Природоохранный потенциал

Группа _______ дата январь,2016 г.

Тема занятия: Важнейшие экологические проблемы современности

Тип занятия: комбинированный урок с использованием технологии проблемного обучения.


Методическая цель: Использование технологии проблемного обучения и активных методов в проведении лекционных занятиях.


Цель и задачи занятия (учебная, воспитательная, развивающая)

Цель: выявить и сформировать экологические знания у студентов, глубину и широту их экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы;

Задачи:

Учебная: ознакомить студентов с экологическими проблемами современности.

Воспитательная: формирование работать индивидуально и в коллективе; усилить чувство ответственности за решение экологических проблем; привить любовь к природе; способствовать творческому развитию самовыражению студентов.

Развивающая: научить студентов применять полученные знания в любых ситуациях, связанных с экологическими проблемами; развивать самоконтроль и ответственность за свои действия.


Обеспечение занятия (наглядные пособия, раздаточный материал, технические средства обучения, литература): раздаточный материал: текст из учебника «Глобальные экологические проблемы», материал для закрепления (тесты); презентация.

Литература:

  1. Арустамова Э.А. Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Под ред. проф. Арустамова Э.А. – 2-е изд. – М.: Издательский Дом «Дашков и К˚», 2010.

  2. Константинов В.М. Экологическиеосновыприродопользования: Учеб. пособиедля студ.учреждений сред. проф.образования.- М.: Издательский центр "Академия"; Мастерство,2013.

Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: Биология, Химия, Мониторинг состояния окружающей среды.


Основные методы, применяемые на занятии: методы проблемного обучения, словесные методы (объяснение, беседа), активные методы, наглядный метод, тестовый контроль.


ХОД ЗАНЯТИЯ Структура занятия

Содержание занятия:

  • Организационный момент урока

Создание психологической атмосферы урока; подготовка необходимого оборудования; включение обучающихся в деловой ритм урока. Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов

  • Планируемые результаты обучения:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий.

уметь:

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

-анализировать причины возникновения экологических проблем;

-оценивать состояние экологии окружающей среды.

знать:

-задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал;

-основные источники и масштабы образования отходов производства;


-причины возникновения экологических проблем, способы их предотвращения;

-принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования.

Мотивация учебной деятельности: Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое.


Актуализация опорных знаний: Опрос по материалу предыдущего урока. Воссоздание знаний, умений, жизненного опыта, необходимых для овладения новым материалом. Оценка преподавателем уровня подготовленности обучающихся. Фронтальная беседа с постановкой проблемной ситуации.


Изучение нового материала:

- сущность и причины возникновения экологических проблем;

- возникновение экологических проблем;

- меры предотвращения экологических проблем.


Первичное закрепление знаний: Фронтальный опрос, работа с конспектом.

Контроль и самопроверка знаний: Тестовый контроль

Подведение итогов урока. Рефлексия. Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив. Анализ учебной деятельности.

Информация о домашнем задании: (Объем и содержание домашнего задания, инструктаж по его выполнению) ЛУ1, с.21-35. Подготовить сообщения тему «экологические проблемы современности».



Практическая часть



«Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все на век объединимся!

Давайте наши души сохраним

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!»

Н. Старшинов




Основной целью изучения дисциплины Экологические основы природопользования является освоение компетенций

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий.

уметь:

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

-анализировать причины возникновения экологических проблем;

-оценивать состояние экологии окружающей среды.

знать:

-задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал;

-основные источники и масштабы образования отходов производства;


-причины возникновения экологических проблем, способы их предотвращения;

-принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования



Ход урока:


Этап урока, время

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

Примечание

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.


Взаимное приветствие преподавателя и студентов.

Проверка отсутствующих студентов на уроке.

Пожелание студентам творческих успехов.

Включение обучающихся в деловой ритм урока.

Взаимное приветствие преподавателя и студентов.



  1. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, необходимо повторить пройденный материал (тестовый контроль)

Выполняют письменную проверочную работу.

Приложение 1

  1. Формулирование темы занятия и план урока

Еще в 40-х гг. академик Вернадский писал о том, что хозяйственная деятельность людей стала оказывать на географическую среду не менее сильное воздействие, чем геологические процессы, происходящие в самой природе.

До самого последнего периода истории Земли живые системы планеты эволюционировали почти в полной гармонии с атмосферой, литосферой и гидросферой, не испытывая влияния человеческой деятельности. Но по мере развития сельского хозяйства и промышленности воздействие человека на среду стало заметнее. Повсеместная индустриализация, особенно развернувшаяся за последние два столетия, привела к потенциально опасным уровням загрязнения среды.

Это загрязнение воды, земли и атмосферы. Если люди не будут заботиться о природе, то скоро наша планета превратится в безлюдную пустыню. Допустить это, мы не имеем права. Наша задача - найти выход из создавшегося положения. Одной из самых актуальных проблем современности является экологическая проблема, которая возникла на всем земном шаре.

- Исходя из выше сказанного, мы можем с вами определить тему и цель нашего урока.


























Студенты определяют тему урока:

- Экологические проблемы современности.


Записывают дату тем и цель урока































Приложение 2

Слайд № 1 (тема и цель урока)


IV. Изучение нового материала

































IV. Постановка проблемных вопросов и задач

Вступление

- Наш урок будет важен для каждого из вас. Он не просто актуален, он суперактуален.

Одной из самых актуальных проблем современности является экологическая проблема. И эта проблема возникла не сегодня, а много веков назад. Около 4 тысяч лет назад вавилонский царь Хаммурапи, а позднее китайский и монгольские императоры и европейские монархи заботились о сохранении природы и издавали указы об охране лесов, водных источников, травяного покрова степей и т.д.

С развитием цивилизации и научно-технического прогресса возникла проблема взаимоотношения человека и природы. Это взаимоотношение привело к экологическим проблемам.


- Ребята, давайте попробуем

дать определение, что такое экологические проблемы.





- Как вы думаете, в чем заключается сущность и причины возникновения экологической проблемы?




Передовые ученые пришли к выводу, что в скором времени наша Земля может превратиться в безлюдную пустыню, а ресурсов биосферы хватит только на несколько десятилетий! Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической, которая вызвана экологическими проблемами окружающей среды.


- Ребята, давайте рассмотрим нашу экологическую ситуацию и разберем, какие могут возникнуть экологические проблемы от загрязнения окружающей среды.


  1. Разрушение озонового слоя.

В глобальном масштабе нежданно-негаданно на первое место вышла проблема озоновых дыр. Слой озона (толщина 3...5 мм, минимальное расстояние от Земли — 17 км и содержание озона в атмосфере составляет 0,004% по объему.) служит человеку на­дежной защитой от солнечных лучей, которые, как известно, мо­гут без необходимой защиты убить все живое на Земле. Озон тыся­челетия защищал людей от этого воздействия Солнца, но человек начал разрушать этот хрупкий щит, выбрасывая в атмосферу фто­ристые и хлористые газы, фреоны и окиси азота (МОХ). Впервые появление так называемой озоновой дыры над Антарктидой было зафиксировано наземными и спутниковыми измерениями в середине 1970-х гг. Площадь этой дыры составила 5 млн мг, и озона в столбе воздуха было на 30—50% меньше нормы. Эта дыра в Антарктике наблюдается в сентябре—ноябре, а в другие сезоны содержание озона ближе к норме. озоновый слой утончается и над круп­ными промышленными городами, в том числе над Москвой. Было высказано несколько предположений о причинах разрушения озонового слоя: запуск космических кораблей, сверхзвуковые самолеты, значительные масштабы производства фреонов, Впоследствии на основании научных исследований был сделан вывод, что основной причиной являются фреоны, которые широко используются в холодильной технике и аэрозольных баллончиках.

Международным сообществом был принят ряд мер, направленых на предотвращение разрушения озонового слоя. В 1977 г. Программой ООН по окружающей среде был принят план действий по озоновому слою, в 1985 г. в Вене состоялась конференция, принявшая Конвенцию по охране озонового слоя, был установлен список веществ, отрицательно влияющих на озоновый слой, и принято решение о взаимном информировании государств о производстве и использовании этих веществ, о принимаемых мерах.

Таким образом, было официально заявлено о пагубном воздействии изменений озонового слоя на здоровье людей и окружающую среду и о том, что меры по охране озонового слоя требуют международного сотрудничества. Решающим стало подписание Мингрельского протокола в 1987 г., согласно которому устанавливается контроль за производством и использование фреонов. Протокол подписали более 70 стран, в том числе обязательства по нему взяла на себя Россия. В соответствии с требованиями этих соглашений производство вредных для озонового слоя фреонов должно быть прекращено к 2010 г.


  1. Вторая проблема — это кислотные дожди. Одна из острейших глобальных проблем современности и обозримого будущего - это проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова.



- Как, вы думаете от чего образуются кислотные дожди?



Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 200 млн. твердых частиц (пыль, сажа, и др.), 200 млн. т. сернистого газа (SO2), 700.млн. т. оксида углерода , 150.млн. т. оксидов азота, что в сумме составляет более 1 млрд. т. вредных веществ.

Кислотные дожди (или, более правильно), кислотные осадки, так как выпадение вредных веществ может происходить как в виде дождя, так и в виде снега, града, наносят экологический, экономический и эстетический ущерб.



- Что нарушается при выпадения кислотных дождей (осадков).



В результате выпадения кислотных осадков нарушается равновесие в экосистемах. Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие снижено и неустойчиво; они быстро истощаются и урожаи на них низкие; ржавеют металлические конструкции; разрушаются здания, сооружения, памятники архитектуры и т.д. Диоксид серы адсорбируется на листьях, проникает внутрь и принимает участие в окислительных процессах. Это влечет за собой генетические и видовые изменения растений.



  1. Третья проблема — это так называемый «парниковый эффект», который возникает в результате того, что слой дымовых газов: угарного газа (СО), углекислого газа (СО2), углеводородов, т. е. метана (СН4), этана (С2Нв) и др., которые накапливаются в результате сжигания горючих ископаемых и других производственных процессов, плотно окутывает Землю и лучи Солнца не могут возвратиться в космос, что приводит к повышению температуры на Земле и, как следствие, к изменению климата. Это значит, что снега и льды в Арктике и Антарктиде будут таять и уровень Мирового океана начнет подниматься, что приведет к затоплению низких берегов Европы, Африки и Австралии. «Парниковый эффект» возник не сегодня - он существовал с тех пор, как наша планета обзавелась атмосферой, и без него температура приземных слоев этой атмосферы были бы в среднем градусов на тридцать ниже реально наблюдаемой. Однако в последние век-полтора содержание некоторых «парниковых» газов в атмосфере очень сильно выросло: углекислоты - более чем на треть, метана - в 2,5 раза.


- Ребята, скажите, что еще может вызвать парниковый эффект.


Таким образом, накопление выбросов газов в атмосфере представляет серьезную опасность. Кроме парникового эффекта, наличие этих газов способствует образованию смога.

Смоги бывают влажные, сухие и ледяные. Различают влажный смог (Лондонского типа) — сочетание газообразных загрязняющих веществ, пыли и капель тумана. Эти составляющие вступают в химические реакции, образуя еще более опасные вещества, чем исходные. Так возникает в 100— 200-метровом слое воздуха ядовитый густой грязно-желтый туман — влажный смог. Он образуется в странах с морским климатом, где часты туманы и высока относительная влажность воздуха.

Сухой смог (Лос-Анджелесского типа) — вторичное загрязнение воздуха в результате химических реакций, сопровождающихся появлением озона. Сухой смог в Лос-Анджелесе (США) образует не туман, а синеватую дымку.

Третий вид смога — ледяной смог (аляскинского типа). Он возникает в Арктике и Субарктике при низких температурах в антициклоне. При таких погодных условиях выбросы даже небольшого количества загрязняющих веществ приводят к возникновению густого тумана, состоящего из мельчайших кристалликов льда и, например, серной кислоты. Смоги характерны для городов, расположенных в котловинах, где застаивается воздух. Смоги отмечались в Алма-Ате, Ереване, Кемерово, Новокузнецке, Братске, Мехико.

  1. Глобальное потепление — одно из наиболее значимых последствий антропогенного загрязнения биосферы. Оно проявляется в изменении климата и биоты: продукционного процесса в экосистемах, сдвиге границ растительных формаций, изменении урожайности сельскохозяйственных культур. Особенно сильные изменения касаются высоких и средних широт Северного полушария. По прогнозам, именно здесь наиболее повысится температура атмосферы. Природа этих регионов особенно восприимчива к различным воздействиям и крайне медленно восстанавливается. Зона тайги сдвинется к северу примерно на 100—200 км. Кое-где этот сдвиг будет гораздо меньше или его не будет вовсе. Подъем уровня океана за счет потепления составит 0,1—0,2 м, что может привести к затоплению устьев крупных рек, особенно в Сибири.

На проходившей в 1996 г. в Риме очередной конференции стран — участниц Конвенции по предотвращению климатических изменений еще раз была подтверждена необходимость скоординированных международных действий для решения этой проблемы.



- Итак, мы выслушали разные аргументы и точки зрения по вопросу глобальные проблемы экологии, но я прошу каждого из вас сделать и записать свой собственный вывод в тетрадь.






















Студенты предлагают свои варианты ответов

Записывают определение в тетрадь


Студенты предлагают свои варианты, записывают в тетрадь.






Идет коллективное рассуждение студентов и преподавателя.


Студенты сравнивают свои ответы с информацией на слайде.

Заносят запись в тетрадь.




























































Студенты из рассказа выделяют основную причину разрушения озонового слоя и к чему это может привести .

Записывают в тетрадь.










Ответы студентов
















Ответы студентов



Студенты из рассказа выделяют основную причину образования кислотного дождя и к чему может привести .

Записывают в тетрадь.











Студенты обсуждают механизм парникового эффекта




















Ответы студентов.










































































Записывают вывод в тетрадь

























Приложение 2

Слайд № 2 (определение)





Приложение 2

Слайд № 3

(сущность экологической проблемы)

Слайд № 4 (причины)











Приложение 2

Слайд № 5

(экологические проблем)































































Приложение 2

Слайд № 6,7 (разрушение озонового слоя)





































Приложение 2

Слайд № 8,9

(Кислотные дожди)


















Приложение 2

Слайд № 10,

(«парниковый эффект»)





















Слайд № 11

(«парниковый эффект»)









































































Слайд 12





V. Закрепление знаний


Работа с тестовыми заданиями, проверка в парах – взаимоконтроль.

- К каждому вопросу подберите один верный ответ.


Выполняют задание. Проверяют правильные варианты на слайде. Оценивают работу.

Приложение 3


Слайд 13



VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.


С помощью рефлексии узнаем, как усвоили материал урока.

Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив.

Заполнение анкет для самооценки студентов.


Студенты на карточках дают себе оценку





Приложение 4


VII. Домашнее задание.


Повторить тему.

Подготовить сообщения тему «экологические проблемы современности».


записывают задание в тетрадь











Заключение


Одной из самых актуальных проблем современности является экологическая проблема, которая возникла на всем земном шаре. Это загрязнение воды, земли и атмосферы. Если люди не будут заботиться о природе, то скоро наша планета превратится в безлюдную пустыню. Допустить это, мы не имеем права. Наша задача - найти выход из создавшегося положения.

Настало время задуматься над проблемами экологии и решать их уже сейчас, иначе мы уничтожим сами себя.

При составлении плана урока необходимо продумать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы студенты знали, зачем мы это делаем.

Одним из путей повышения интереса к дисциплине экологические основы природопользования, является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить студентов в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем.

Эффективность использования технологии проблемного обучения определяется значительным объемом предварительной работы педагога. Во-первых, надо понимать, что проблемное обучение применимо при освоении обучающимися единиц знания высокого уровня обобщенности.

Урок был проведен с использованием технологии проблемного обучения. При изучении нового материала мотивацией служило решение проблемной ситуации. Повышение интереса студентов при изучении темы можно достигнуть, используя активные методы обучения, к которым в частности относится проблемное обучение.

Таким образом, проблемное обучение на уроке помогает направить педагогическую деятельность преподавателя на вовлечение студента в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и раскрытие личностного потенциала студента, формирование самооценки и самоконтроля обучающихся и рефлексии студентов.












Литература


  1. Арустамова Э.А. Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Под ред. проф. Арустамова Э.А. – 2-е изд. – М.: Издательский Дом «Дашков и К˚», 2010.

  2. Голицын А.Н. Основы промышленной экологии: Учебник для нач. проф. образования / Артур Николаевич Голицын. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  3. Константинов В.М. Экологическиеосновыприродопользования: Учеб. пособиедля студ.учреждений сред. проф.образования.- М.: Издательский центр "Академия"; Мастерство,2013.

  4. Колесников С.И. Экологическиеосновы природопользования:учебное пособие.-Москва:ИКЦ "Март"; 2010.



Периодические издания (журналы):

  1. «Экология и промышленность России»

  2. «Промышленная экология»

  3. «Промышленная безопасность и экология»

  4. «Табигат»

Интернет – ресурсы:

  1. www. εcoindustry.ru

  2. www. εcologj- poгtal.ru

  3. www. εcologiya.net





















Приложение 1.

Тест для проверки знаний.

Тестирование по теме «Окружающая среда как целостная и сбалансированная система».

Необходимо указать один верный ответ.

Вариант-1

1. Экология это…

А) наука о взаимодействии и взаимосвязи живых организмов;

Б) наука о взаимодействии и взаимосвязи различных факторов среды с живыми организмами;

В) наука о влиянии различных факторов на природу;

Г) наука о влиянии человека на живые организмы.

2. Человек, употребляющий растительную пищу , является

А) консументом 1-ого порядка; Б) консументом 2-ого порядка;

В) продуцентом; Г) редуцентом.

3. Биосфера – это…

А) биологическая сфера; Б) все живое

В) единство всего живого и минеральных элементов

Г) единство всего живого и не живого

4. Основу биологического круговорота веществ составляет…

А) круговорот воды в природе; Б) энергия солнца и хлорофилл растений

В) круговорот углерода в природе; Г) круговорот азота в природе

5. Как называется совокупность всех вод на Земле

А) гидросфера; Б) атмосфера; В) литосфера; Г)ноосфера

6. Группа организмов одного вида, проживающих на одной территории это

  1. биомасса; Б) биоценоз; В) популяция; Г) редуценты

7. Какое направление экологии изучает влияние выбросов на окружающую природную среду

А) промышленная ; Б) медицинская;

В) химическая; Г) биосферная

8. Кем в России были изданы указы об охране леса

А) Екатериной 2; Б) Петром 1; В) Николаем 2; Г) Александром

9 . Экологическая катастрофа – это

  1. определенное нарушение природной среды, приведшее к снижению биологической продуктивности

  2. определенное нарушение природной среды, приведшее к снижению биологического разнообразия

  3. полное и необратимое нарушение экологического равновесия в экосистемах существенное нарушение экологического равновесия в экосистемах, требующее значительных затрат на их восстановление.

10. Позитивная деятельность по отношению к природной среде это ее

  1. загрязнение ; Б) разрушение

В ) истощение ; Г) сохранение

Ответы: 1-б; 2-А; 3- В; 4-Б; 5-А; 6- В; 7-А; 8 – Б; 9-В; 10 – Г.

Вариант-2

1. Природопользование это

А) комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе;

Б) использование природных ресурсов человечеством;

В) изучение двухсторонних связей в системах «организм - среда»;

Г) изучение о взаимодействии живых организмов

2. Основным объектом экологии является…………. – совокупность живых организмов и среды их обитания

А) популяция ; Б) цивилизация ; В)экосистема; Г)окружающая среда.

3. Биосфера присутствует в …

А) ноосфере, литосфере и гидросфере; Б) мезосфере, метосфере и гидросфере

В) тропосфере, верхний слой литосферы и гидросфере

Г) атмосфере, литосфере и гидросфере в целом.

4. К биотическим компонентам экосистемы не относятся

А) продуценты; Б) консументы; В) пигменты; Г) редуценты

5. Как называется воздушная оболочка Земли

А) гидросфера; Б) атмосфера;

В) литосфера; Г)ноосфера

6. Совокупность живых организмов, растений и животных, населяющих определенный участок территории с однородными условиями

  1. биомасса; Б) биоценоз; В) популяция; Г) редуценты

7. Какое направление современной экологии моделирует экологические процессы

А) промышленная экология; Б) экономическая экология;

В) математическая экология; Г) биосферная экология.

8. Экологический …. принято делить на две части.

А) кризис; Б) мониторинг

В) субботник; Г) риск

9. Позитивная деятельность по отношению к природной среде это ее

А) загрязнение; Б) разрушение

В ) истощение; Г) сохранение

  1. Основное направление выхода из экологического кризиса, которое способствует изменению потребительского отношения общества к окружающей среде это

  1. развитие и совершенствование экологического воспитания, образования и эколого-правовой культуры

  2. совершенствование средств административно-правового воздействия;

  3. создание экологически чистых технологий

  4. экономическое стимулирование деятельности по охране окружающей среды



Ответы: 1-Б; 2-В; 3- В; 4-В; 5-Б; 6- Б; 7-В; 8 – А; 9-Г; 10 –В.

Вариант-3


  1. Термин "экология" предложил:

А) В.И. Вернадский; Б) А. Тенсли;

В) Ч. Дарвин; Г) Э.Геккель.

2. Как называются компоненты экосистемы неживой природы, которые воздействуют на организмы

А) абиотические факторы; Б ) биотические факторы;

В) антропогенные факторы. Г) экологические факторы.

3. Создателем об учении о биосфере является

А) В.И. Вернадский; Б) Б А. Тенсли;

В) Ч. Дарвин; Г) Э.Геккель.

4. Группа организмов одного вида, проживающих на одной территории

  1. биомасса; Б) биоценоз;

В) популяция; Г) редуценты

5. Организмы, создающие органические вещества из неорганических-это

А) продуценты

Б) консументы

В) пигменты

Г)редуценты

6. Как называется твердая оболочка Земли

А) гидросфера; Б) атмосфера;

В) литосфера; Г) ноосфера

7. Какое направление экологии изучает глобальные изменения в биосфере

А) промышленная; Б) медицинская;

В) химическая; Г) биосферная

8. Экологический кризис принято делить на две части:

  1. Естественная и искусственная;

  2. Естественная и социальная

  3. Политическая и экономическая

  4. Экономическая и социальная

9. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия

  1. жёсткого ультрафиолетового излучения

  2. высоких концентраций оксидов серы

  3. выбросов предприятий

  4. выхлопных газов автотранспорта

10. Самые крупные экологические катастрофы связаны с авариями в промышленности

  1. атомной

  2. нефтедобывающей

  3. химической

  4. Металлургической

  1. Ответы: 1-Г; 2-А 3- А; 4-В; 5-А; 6- В; 7-Г; 8 – Б; 9-А; 10 – А.

  2. Вариант-4

  1. Объектом экологии является

  1. Экологическая система

  2. Природопользование

  3. Природные ресурсы

  1. Природопользование это

  1. А) комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе;

  2. Б) изучение о взаимодействии живых организмов

  3. В) изучение двухсторонних связей в системах «организм - среда»;

  4. Г) использование природных ресурсов человечеством

  1. Биосфера – это…

  1. А) биологическая сфера; Б) все живое

  2. В) единство всего живого и минеральных элементов

  3. Г) единство всего живого и не живого

  1. Как называется газовая оболочка Земли

  1. А) гидросфера; Б) атмосфера; В) литосфера; Г)ноосфера

  1. Организмы, питающиеся разлагающимися остатками отмерших существ, превращая их снова в исходное сырье

  1. А) продуценты; Б) консументы; В) пигменты; Г) редуценты

  2. 6. Кем в России были изданы указы об охране лесов

  3. А) Екатериной 2; Б) Петром 1; В) Николаем 2; Г) Александром. 7. Совокупность живых организмов, растений и животных, населяющих определенный участок территории с однородными условиями

  1. биомасса; Б) биоценоз; В) популяция; Г) редуценты

  1. 8. Какое направление экологии изучает болезни, связанные с загрязнением окружающей среды

  2. А) промышленная; Б) медицинская; В) химическая; Г)биосферная

  1. Одно из направлений взаимодействия человеческого общества и природы – это…

  1. А) производство синтетических материалов

  2. Б) освоение космоса

  3. В) привнесение в природную среду веществ и энергии

  4. Г) разработка новых технологий ранее не существовавших в природе

  1. Экологическим кризисом является

  1. характеристика степени солнечной активности

  2. напряженное состояние (конфликт) взаимоотношений между человечеством и природой

  3. условное деление шкалы землетрясений

  4. опасное загрязнение воздуха

  1. Ответы: 1-А; 2-Г; 3- В; 4-Б; 5-Г; 6- Б; 7-Б; 8 – Б; 9-В; 10 – Б

  1. Приложение 2

  2. Материал закрепления изученного материала

  3. 1. Содержание озона в атмосфере составляет…%

  4. А) 0,004 Б) 0,04

  5. В) 0,4 Г) 4

  6. 2. Выброс в атмосферу газов, которые накапливаются в результате сжигания горючих ископаемых и производственных процессов приводят к

  7. А) «парниковому эффекту»

  8. Б) смогу

  9. В) таянию ледников

  10. Г) извержению вулканов

  11. 3. Какие проблемы называются экологическими

  1. Любые явления, связанные с нерациональным взаимодействием общества и окружающей среды

  2. Сбалансированность взаимоотношений человека с видами, популяциями и сообществами

  3. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности

  1. Г) Экологически оправданное воздействие на виды, популяции и экосистемы

  2. 4. Позитивная деятельность по отношению к природной среде это ее

  1. загрязнение Б) разрушение

  1. В ) истощение Г) сохранение

  2. 5.Основной причиной разрушения озонного слоя является…

  1. использование фреонов

  2. кислотные дожди

  3. запуск космических кораблей

  1. Г) полёты самолётов

  1. Парниковый эффект это

  1. увеличение среднегодовой температуры слоя воздуха в результате изменения солнечной активности

  2. снижение величины солнечной радиации за счет увеличение запыленности и задымленности атмосферы

  3. увеличение среднегодовой температуры воздуха за счет изменения оптических свойств атмосферы

  1. Г) увеличение среднегодовой температуры воздуха вследствие изменения направления морских течений.

  2. Ответы: 1- А; 2 – А; 3- А; 4 – Г; 5 – А; 6- А.

  3. Приложение 4.

  4. Рефлексия.

  5. Поставьте плюс напротив высказывания, если вы согласны с ним, или минус, если не согласны. Посчитайте количество плюсов.

    1. - Я узнал(а) много нового.

    1. -Мне это пригодится в жизни.

    1. -На уроке было над чем подумать.

    1. На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

    1. -На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)

19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Важнейшие экологические проблемы современности

Автор: Иванова Анжела Борисовна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ  СОВРЕМЕННОГО МИРА. ОПУСТЫНИВАНИЕ. "
    ["seo_title"] => string(61) "ekologichieskiie-probliemy-sovriemiennogo-mira-opustynivaniie"
    ["file_id"] => string(6) "241170"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445188492"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Глобальные  проблемы  современности" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-global-nyie-probliemy-sovriemiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "155406"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421263306"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Экологическое воспитание в ГПД"
    ["seo_title"] => string(35) "ekologhichieskoie_vospitaniie_v_gpd"
    ["file_id"] => string(6) "360799"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479660726"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Исследовательская работа Экологические  проблемы с.Каменная Балка "
    ["seo_title"] => string(74) "issliedovatiel-skaia-rabota-ekologhichieskiie-probliemy-s-kamiennaia-balka"
    ["file_id"] => string(6) "121574"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413996677"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства