kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Узорчатое полотенце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа преподавателя художественной школы, очень интересная. Всегда радуют творческие победы детей, порой приходится быть требовательным, но результаты того стоят. Творчество очень многогранно  и доставляет радость не только детям, но и самим преподавателям. Без совместного творчества с детьми было бы скучно и безрадостно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Узорчатое полотенце" »


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа им. Григорова В.Д.»










«Узорчатое полотенце»



















Преподаватель: Гурина С.А.



















Валуйки






Задачи:

  • Продолжать знакомство с традициями русского народа

  • Вызывать желание создавать узор, состаящий из геометрических фигур

  • Учить располагать узор ритмично, соблюдая линию орнамента, красиво сочетать цвета.

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство композиции.

  • Расширять представления детей о разнообразии узоров

  • Формировать способность к конструктивным способам взаимодействия с детьми и взрослыми

  • Прививать любовь и уважение к труду мастериц

  • Развивать восприятие изделий народных мастеров, через художественное слово.


Предварительная работа: рассматривание геометрических орнаментов.

На них вышивка, они нарядные.


Загадки про полотенце





Вышивка- один из любимых видов народного искусства.

Вышивали растительным или геометрическим орнаментом.

Из чего состоит геометрический орнамент? (кружочки, квадраты, полоски и т. д.)

Каждая фигура что-то обозначает:

Квадрат с точкой посередине- землю, засеянное поле;

Круг- это солнце; волнистая линия- вода.

Один и тот же элемент узора повторяется на протяжении всей линии орнамента. Узор простой, но ярко выделяется на белом полотне, мастерицы использовали сочные цвета.


Материалы: геометрические формы разного цвета для узора (круги, квадраты и т. д.)

Белая клетчатая бумага, разноцветная бумага, полоски. Белый фон, прямоугольник. Клей



Творческое задание:

Придумать и наклеить геометрический узор.

  • Учить составлять узор из готовых форм на полосе, по разному сочетая элементы по цвету, форме, расположению.


Ход урока:



1. Урок начинается с рассматривания изделий, украшенных вышивкой ( это скатерти, полотенца, передники, занавески изготовленные народными мастерами ; рушники, сорочки и т. д.). Каждый из этих предметов в крестьянском быту имел свое назначение и бережно хранился.

Свадебные, обрядовые рушники. Вышитое полотенце (рушник).

Вышивка на полотенце, сделанная в разной технике: крест, шов, «роспись», гладь.

Богатые узоры и цвета вышивки.


Из истории


С незапамятных времен один из самых почитаемых в народе видов искусства является вышивание.

Сейчас вышивка выполняется как ручным, так и машинным способом.

На территории древней Руси видом рукоделия в совершенстве владели все женщины, не зависимо от положения в обществе.

Украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта. Одежду: головные уборы, сарафаны, рубахи.

Символическая вышивка: вещи используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьем.

Вышитые изделия с приходом на Русь Христианства, рассматривались как символ Христовой веры. Вышитые полотенца стали использовать для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища.

Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам, рождению ребенка и т. д.

Обыденные, то есть «об один день сделанные», изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку несколько мастериц, выполняли сообща. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом солнца за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представал оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы.

Каждый элемент узора обозначал особый символ.

Например, пожелание добра и благополучия в семейных отношениях скрывались в изображении крючковатого креста, а небесное светило, символизировали разнообразные круги и ромбы, вписанные в орнамент.

Можно встретить в работах русских мастериц образы мифических животных, растений птиц священных деревьев и фигуры людей.

Материалы для работы крестьянскими девушками использовались более дешевые. Добивались красоты вышитых полотен за счет высокой техники выполнения стежков, умелого подбора оттенков цветов и оригинальности узора. Приданое к будущей свадьбе девочки готовили с 7-8 летнего возраста. (Будничная и праздничная одежда, скатерти, полотенца…) Должно было количества хватить на несколько лет семейной жизни.

После помолвки, за день-два до даты свадьбы, при всем честном народе устраивали просмотр изделий, подготовленных невестой в качестве приданого. Оценивали по достоинству трудолюбие и аккуратность девушки.

Монахини и представители знати свои работы выполняли из дорогих материалов: бархата, шелка; использовали серебряные нити, золотой жемчуг и драгоценные камни.

2 группы:

1. вышивка северных областей

2. и среднерусской полосы.

Особенности техники выполнения различие символов, составляющих узоры, цветовая гамма.

    1. Использовали белую ткань для основы и красные нити для выполнения стежков (или наоборот)

    2. цветовое разнообразие тканей основы и нитей используемых.

Применяли цветные ткани в качестве элементов узора.


В обеих школах используется геометрический орнамент, в котором узоры зеркально отображают друг друга.

Самые распространенные мотивы орнаментов- женские фигуры, земноводные и рептилии (змеи, лягушки), птицы (петухи, павлины и т. д.), разнообразные деревья и цветы.

Смешение стилей придает предметам русского вышивального искусства особую оригинальность, самобытность и неповторимость.



2. Задание: составить узор для вышивки полотенца на сетчатой основе.

3. Готовим все необходимое. Однотонный фон, цветную бумагу, клетчатую бумагу, клей, карандаш, ножницы.

Техника МОЗАИКИ из бумаги. Эскиз вышитого узора набирать из мелких квадратиков цветной бумаги.

4. Готовим «сетку» узора из бумаги размером в половину тетрадного листа. Нарезаем цветную бумагу полосками и квадратиками 1*1 см.

5. Набираем эскиз узора, наклеивая цветные квадратики на сетчатую основу.

Закрепление последовательности раскладывания и наклеивания частей. Правильно определять их форму, порядок наклеивания. Напомнить знакомые приемы наклеивания.

6. Закрепление приема разрезания полос.

7. Сочетание фигур по цвету. Приемы комбинирования узора по цвету, по композиции.

8.Оформить «полотенца» оригинальным узором. Развивать творческие способности детей.

9.Поощрение самостоятельности детей. Поощрение творческого подхода к оформлению.




Основа: точные геометрические фигуры.

Симметричность.

Сочетание цветов.

Геометрические узоры хороши тем, что имеют минимальную цветовую гамму.

Выполнение требует внимательности!






Какие яркие и нарядные получились полотенца!






Литература


  1. Вышивка. Изд-во «Веселка». Киев, 1987.

  2. Митителло К. Чудо-аппликация.- М.: Изд-во Эксмо, 2007.

  3. Конышева Н. М. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы.-4-е изд. М.: Ассоциация xxi век; АО «Московские учебники и картолитография», 2000.

  4. Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. / М.: ООО «ИКТЦ» «ЛАДА», 2008.

  5. Копцев В. Волшебная бумага \М.: ООО « Чистые пруды», 2005. (Библиотека «Первое сентября», серия «Дошкольное образование»).

  6. Туфкрео Р. А., Кудейко М. В. Театр создаем сами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Коллекция идей. Линка-Пресс М., 2004.

  7. Лыкова И. А. Я делаю аппликации-М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

  8. Лыкова И. А. Я вырезаю из бумаги.-М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

  9. Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ . -3-е изд., доп. И перераб.-М.: просвещение, 1987.

  10. Орнаменты народов мира: Практическое пособие/ Сост., сопроводит. Текст С. Ю. Афонькиной.-СПб.: Кристалл, 1998.

  11. Сокольникова Н. М. изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1998.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Узорчатое полотенце"

Автор: Гурина Светлана Александровна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238207

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Занятие по ознакомлению с окружающим миром  «Белый, синий, красный» "
    ["seo_title"] => string(72) "zaniatiie-po-oznakomlieniiu-s-okruzhaiushchim-mirom-bielyi-sinii-krasnyi"
    ["file_id"] => string(6) "115920"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412174481"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды для детей раннего возроста . "
    ["seo_title"] => string(140) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-vospitatieliei-po-orghanizatsii-priedmietno-razvivaiushchieisia-sriedy-dlia-dietiei-ranniegho-vozrosta"
    ["file_id"] => string(6) "218400"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433774506"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект деятельности педагога-психолога с детьми в подготовительной группе "Вологодские кружева" с примением ИКТ и здоровьесберегающих технологий"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_dieiatiel_nosti_piedaghogha_psikhologha_s_diet_mi_v_podghotovitiel_n_1"
    ["file_id"] => string(6) "412618"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493673597"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Гласный звук [и], буква Ии"
    ["seo_title"] => string(23) "glasnyi_zvuk_i_bukva_ii"
    ["file_id"] => string(6) "437225"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509987844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства