kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по самопознанию Тема: Взаимоотношения в классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа:      Дата:      №9                                                                                             Тема: Взаимоотношения в классе  

Ценность: Праведное поведение                     

Качества:  выполнение своего долга в школе и в классной семье.

              Педагог:Тыш С.В.                                                                                                                                                         

             Класс: 6     Кол-во уч-ся:

Цель: расширить знания учащихся о праведном поведении в классном коллективе, как общечеловеческой ценности.

Задачи:

-раскрытие значения взаимоотношения и доверия в классе

-развитие умения строить доброжелательные  и доверительные отношения в коллективе, избегать конфликтов и ссор.

-воспитание уважительного отношения к своим одноклассникам

Ход урока:

1.Орг.момент.

( звучит музыка)

  1. Позитивный настрой. «Свет»

- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.

Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду. Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете. Свет внутри меня. Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя.

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.

2.Проверка домашнего задания.

Ребята дома вы все писали рассказ о красивом человеке, с которым вам повезло встретиться в жизни. Сейчас мы заслушаем ваши рассказы и обсудим почему именно этих людей вы считаете красивыми.

3. Позитивное высказывание (цитата).

- Тема нашего урока, «Взаимоотношения в классе»                                                                 А цитатой к нашему уроку является изречение Василия Сухомлинского               «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.»

  • В чём смысл этого высказывания ?
  • Согласны ли вы с высказыванием известного педагога?
  • А можете ли вы подтвердить это высказывание примерами из жизни или литературных произведений? 

4. Рассказывание истории (беседа).

Сегодня на уроке я хочу вам сделать подарок и подарить отрывки из повести которая называется «Меня зовут Кожа»

Меня зовут Кожа     Бердибек Сокпакбаев

Из главы третьей

Я пришёл в школу, чтобы погонять футбольный мяч. Неведомо откуда прямо передо мной оказался хитрец Жантас. В руке он держал листок исписанной бумаги. Несколько раз щёлкнув по нему пальцами, Жантас спросил:

– Кара Кожа, ты знаешь, что это такое?

– Ну?

– Путёвка. Мы едем в лагерь. Ну, а тебя оставляют в ауле. Говорят: как же наши собаки? Гонять некому будет.

Сначала я собирался немного помять бока Жантасу, чтобы поучить его вежливости, но сообразил, что сперва следует разузнать о том, что это за путёвка.

– А кто тебе дал путёвку?

– Конечно, Майканова-апай. Она раздаёт эти путёвки по списку. Только тебя в этом списке нет.

Я так обиделся, что даже не подумал, что Жантас может соврать, и побежал к учительнице.

Запыхавшись, я влетел в учительскую, где она сидела и что-то писала.

– Что с тобой, Кадыров? – удивилась учительница.

– Апай! Дайте и мне путёвку!

– Какую путёвку?

– В лагерь…

– Тебя не включили в список.

– Почему?

– Видишь ли, Кадыров, мы решили послать в лагерь самых лучших, самых дисциплинированных учеников. Тебя много раз предупреждали, что ты должен исправиться.

Я вскипел.

– А Жантасу дали?

– Конечно!

– Значит, Жантас лучше меня?! Чем это он лучше меня? Потому что он ябедничает… Жантас главный безобразник у нас в классе. Жантас всегда списывает. Только на подсказках и отвечает…

Учительница усмехнулась:

– Кажется, в роли ябеды выступаешь ты, а не он…

- Как вы думаете, Жантас насмехался над Кожой или просто шутил? Почему?

- Как бы вы охарактеризовали поведение Жантаса по отношению к Коже?

- Правильно ли Кожа вёл себя, отстаивая своё право на получение путёвки в лагерь? Почему?

- Уместно ли проявление соперничества одноклассников в данной ситуации? Почему?

- Как в этой ситуации повели бы себя вы?

                                                               Из главы тринадцатой

В классе никого не было. Значит, можно успеть занять место за одной из последних парт. Что может быть удобнее такого места? Здесь всегда можно незаметно вытянуть книжку и поглядеть в неё. Правда, я говорю не хвастаясь: нет у меня такой привычки. Раз уж не знаешь урока, самое глупое пытаться «выплыть», собирая крохи подсказок, поглядывать в учебник и ляпать что-то наобум. Но кто его знает, вдруг когда-нибудь и понадобится. А что касается других дел, начиная от «посторонней книги», как говорит учительница, и кончая чудесной игрой в «морской бой», то уж лучше задней парты места не сыщешь.

Только я выбрал парту и начал располагаться, как в класс влетел мой старый «друг» Жантас. На нём тоже была новая форма.

– Привет героям труда! – закричал он. – С кем сидишь?

– Не с тобой! – буркнул я.

Жантас подошёл и заглянул в ящик парты:

– Тут же никого нет?

– А я говорю, что занято… По-казахски не понимаешь?

– А… Для Жанар приготовил.

Называя меня в насмешку «героем», Жантас, справедливо ли, несправедливо ли, оскорблял только меня, и я волен был наказывать его или прощать это издевательство. Упоминая имя Жанар, этот человек наносил оскорбление девочке, которой не было здесь. Даже если бы она и присутствовала в классе, она не смогла бы достойно расправиться с Жантасом. Ибо так уж устроен мир, что здоровая, крепкая девочка всё же слабее чем мальчишка – мозгляк Жантас. Обижен был не я. И прощать я не имел права. Я выскочил из-за парты и дал Жантасу «пенальти», то есть футбольный штрафной удар, прямо пониже спины.

1.      Как вы думаете, стоило ли Кожа обижаться на шутку Жантаса?

2.      Действительно ли Жантас оскорбил Жанар? Обоснуйте ответ.

3.      Мог ли Кожа поступить по-другому? Как?

5. Творческая деятельность, групповая работа.

Сейчас вы разделитесь на две группы. У каждой группы на листочках написана ситуация. Вы  в группах обсуждаете эту ситуацию, разыграйте её и предложите свой выход из неё.

Ситуация 1

Асель и Жанна постоянно соперничают. На протяжении учебного года идет борьба между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет в классе, за первенство в спортивных состязаниях. Все это выражается в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах часто возникают ссоры. Класс тоже разделился на две группы, одна – поддерживает Асель, другая Жанну. Эта ситуация мешает учиться. Как можно исправить положение дел?

 Ситуация 2

На перемене Андрей дал Болату свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Болат вышел с ним в коридор. Когда через некоторое время туда вышел и Андрей, то увидел, что друг собирает с пола обломки аппарата. Оказывается, Болата толкнули пробегающие мимо ребята. Он выронил телефон из рук, и кто-то нечаянно наступил на корпус. Как правильно поступить, чтобы не испортить отношения с другом? 

Вывод:  Ваш класс это ваша семья. И она должна быть сплочённой, а сплочённость одноклассников зависит от поведения и поступков каждого в классе. Искренность и доброжелательность во взаимоотношениях между вами будет способствовать созданию атмосферы доверия и взаимопонимания. В дружном  классе в любых ситуациях принимаются  справедливые решения, отсуствуют злословие и злорадоство.Так же в класснолй семье должны царить уважение, внимание, вы должны приходить на помощь, классная семья должна быть крепкая и дружная. ( Вешаю крышу) ( на крыше классная семья)

-Причем эта семья гораздо больше.  Для этой семьи необходим большой дом. (Вешаю дом)

Ваша классная семья состоит из 7  учеников для каждого из вас здесь найдется местечко, вы являетесь частью огромного коллектива. Я предлагаю вам оформить свое окошко.

(раздаю окошки)(дети оформ. окошки и вывешивают в дом)

- Посмотрите какой замечательный получился у нас дом

- И я  предлагаю над домом в котором живет ваша классная семья, построить солшнышко. ( вывешиваю серединку)

Сейчас каждому из вас я раздам по лучику. (лучики)

Школа-второй дом

Класс-вторая семья

- Что нужно, чтобы в классе царил мир, уют и согласие? Ответ(нужно жить по правилам)

Давайте сейчас вместе поразмышляем, и сформируем правила, которые нужно соблюдать при общении друг с другом,  напишем их на лучиках и прикрепим к солнышку.

Помогать друг другу.

Уметь прощать.

Не завидовать.

Доверять друг другу.

Защищать друг друга.

Быть терпимым.

Быть честным.

 -Посмотрите какое лучистое доброе солнышкоу нас получилось. Так пусть же ваша  классная семья  будет дружной, прочной и крепкой. А чтобы класс ваш был по настоящему дружным,  придерживайтесь  тех правил которые сегодня мы с вами вывели.

6. Групповое пение.

Клип друзья.

7. Домашнее задание.

Вы выполните в тетраде задание № 3 стр. 43. Вам нужно  написать  письмо сверстникам о том как нужно строить взаимоотношения в классе и избегать конфликтов.

8. Заключительная минута урока.

А сейчас закройте глазки и вспомните всё о чём мы сегодня говорили и что делали.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по самопознанию Тема: Взаимоотношения в классе»

План урока самопознания

Школа: Дата: №9 Тема: Взаимоотношения в классе

Ценность: Праведное поведение

Качества: выполнение своего долга в школе и в классной семье.

Педагог:Тыш С.В..

Класс: 6 Кол-во уч-ся:

Цель: расширить знания учащихся о праведном поведении в классном коллективе, как общечеловеческой ценности.


Задачи:

-раскрытие значения взаимоотношения и доверия в классе

-развитие умения строить доброжелательные и доверительные отношения в коллективе, избегать конфликтов и ссор.

-воспитание уважительного отношения к своим одноклассникам




Ход урока:

1.Орг.момент.

( звучит музыка)

  1. Позитивный настрой. «Свет»

- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.

Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя...

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.

- Что вы почувствовали?

  • О чём мечтали, что представляли?

( ответы детей) Спасибо.

2.Проверка домашнего задания.

Ребята дома вы все писали рассказ о красивом человеке, с которым вам повезло встретиться в жизни. Сейчас мы заслушаем ваши рассказы и обсудим почему именно этих людей вы считаете красивыми.

 

3. Позитивное высказывание (цитата).

- Тема нашего урока, «Взаимоотношения в классе» А цитатой к нашему уроку является изречение Василия Сухомлинского «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.»

  • В чём смысл этого высказывания ?

  • Согласны ли вы с высказыванием известного педагога?

  • А можете ли вы подтвердить это высказывание примерами из жизни или литературных произведений?

4. Рассказывание истории (беседа).

Сегодня на уроке я хочу вам сделать подарок и подарить отрывки из повести которая называется «Меня зовут Кожа»


Меня зовут Кожа

(Отрывки из повести)

        Бердибек Сокпакбаев

Из главы третьей

Я пришёл в школу, чтобы погонять футбольный мяч. Неведомо откуда прямо передо мной оказался хитрец Жантас. В руке он держал листок исписанной бумаги. Несколько раз щёлкнув по нему пальцами, Жантас спросил:

– Кара Кожа, ты знаешь, что это такое?

– Ну?

– Путёвка. Мы едем в лагерь. Ну, а тебя оставляют в ауле. Говорят: как же наши собаки? Гонять некому будет.

Сначала я собирался немного помять бока Жантасу, чтобы поучить его вежливости, но сообразил, что сперва следует разузнать о том, что это за путёвка.

– А кто тебе дал путёвку?

– Конечно, Майканова-апай. Она раздаёт эти путёвки по списку. Только тебя в этом списке нет.

Я так обиделся, что даже не подумал, что Жантас может соврать, и побежал к учительнице.

Запыхавшись, я влетел в учительскую, где она сидела и что-то писала.

– Что с тобой, Кадыров? – удивилась учительница.

– Апай! Дайте и мне путёвку!

– Какую путёвку?

– В лагерь…

– Тебя не включили в список.

– Почему?

– Видишь ли, Кадыров, мы решили послать в лагерь самых лучших, самых дисциплинированных учеников. Тебя много раз предупреждали, что ты должен исправиться.

Я вскипел.

– А Жантасу дали?

– Конечно!

– Значит, Жантас лучше меня?! Чем это он лучше меня? Потому что он ябедничает… Жантас главный безобразник у нас в классе. Жантас всегда списывает. Только на подсказках и отвечает…

Учительница усмехнулась:

– Кажется, в роли ябеды выступаешь ты, а не он…

 

- Как вы думаете, Жантас насмехался над Кожой или просто шутил? Почему?

- Как бы вы охарактеризовали поведение Жантаса по отношению к Коже?

- Правильно ли Кожа вёл себя, отстаивая своё право на получение путёвки в лагерь? Почему?

- Уместно ли проявление соперничества одноклассников в данной ситуации? Почему?

- Как в этой ситуации повели бы себя вы?

 

  Из главы тринадцатой

 

В классе никого не было. Значит, можно успеть занять место за одной из последних парт. Что может быть удобнее такого места? Здесь всегда можно незаметно вытянуть книжку и поглядеть в неё. Правда, я говорю не хвастаясь: нет у меня такой привычки. Раз уж не знаешь урока, самое глупое пытаться «выплыть», собирая крохи подсказок, поглядывать в учебник и ляпать что-то наобум. Но кто его знает, вдруг когда-нибудь и понадобится. А что касается других дел, начиная от «посторонней книги», как говорит учительница, и кончая чудесной игрой в «морской бой», то уж лучше задней парты места не сыщешь.

Только я выбрал парту и начал располагаться, как в класс влетел мой старый «друг» Жантас. На нём тоже была новая форма.

– Привет героям труда! – закричал он. – С кем сидишь?

– Не с тобой! – буркнул я.

Жантас подошёл и заглянул в ящик парты:

– Тут же никого нет?

– А я говорю, что занято… По-казахски не понимаешь?

– А… Для Жанар приготовил.

Называя меня в насмешку «героем», Жантас, справедливо ли, несправедливо ли, оскорблял только меня, и я волен был наказывать его или прощать это издевательство. Упоминая имя Жанар, этот человек наносил оскорбление девочке, которой не было здесь. Даже если бы она и присутствовала в классе, она не смогла бы достойно расправиться с Жантасом. Ибо так уж устроен мир, что здоровая, крепкая девочка всё же слабее чем мальчишка – мозгляк Жантас. Обижен был не я. И прощать я не имел права. Я выскочил из-за парты и дал Жантасу «пенальти», то есть футбольный штрафной удар, прямо пониже спины.

 

1.      Как вы думаете, стоило ли Кожа обижаться на шутку Жантаса?

2.      Действительно ли Жантас оскорбил Жанар? Обоснуйте ответ.

3.      Мог ли Кожа поступить по-другому? Как?

 

5. Творческая деятельность, групповая работа.

Сейчас вы разделитесь на две группы. У каждой группы на листочках написана ситуация. Вы в группах обсуждаете эту ситуацию, разыграйте её и предложите свой выход из неё.

Ситуация 1

Асель и Жанна постоянно соперничают. На протяжении учебного года идет борьба между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет в классе, за первенство в спортивных состязаниях. Все это выражается в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах часто возникают ссоры. Класс тоже разделился на две группы, одна – поддерживает Асель, другая Жанну. Эта ситуация мешает учиться. Как можно исправить положение дел?

Ситуация 2

На перемене Андрей дал Болату свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Болат вышел с ним в коридор. Когда через некоторое время туда вышел и Андрей, то увидел, что друг собирает с пола обломки аппарата. Оказывается, Болата толкнули пробегающие мимо ребята. Он выронил телефон из рук, и кто-то нечаянно наступил на корпус. Как правильно поступить, чтобы не испортить отношения с другом?

Вывод: Ваш класс это ваша семья. И она должна быть сплочённой, а сплочённость одноклассников зависит от поведения и поступков каждого в классе. Искренность и доброжелательность во взаимоотношениях между вами будет способствовать созданию атмосферы доверия и взаимопонимания. В дружном классе в любых ситуациях принимаются справедливые решения, отсуствуют злословие и злорадоство.Так же в класснолй семье должны царить уважение, внимание, вы должны приходить на помощь, классная семья должна быть крепкая и дружная. ( Вешаю крышу) ( на крыше классная семья)

-Причем эта семья гораздо больше. Для этой семьи необходим большой дом. (Вешаю дом)

Ваша классная семья состоит из 7 учеников для каждого из вас здесь найдется местечко, вы являетесь частью огромного коллектива. Я предлагаю вам оформить свое окошко.

(раздаю окошки)(дети оформ. окошки и вывешивают в дом)

- Посмотрите какой замечательный получился у нас дом

- И я предлагаю над домом в котором живет ваша классная семья, построить солшнышко. ( вывешиваю серединку)

Сейчас каждому из вас я раздам по лучику. (лучики)

Школа-второй дом

Класс-вторая семья

- Что нужно, чтобы в классе царил мир, уют и согласие? Ответ(нужно жить по правилам)

Давайте сейчас вместе поразмышляем, и сформируем правила, которые нужно соблюдать при общении друг с другом, напишем их на лучиках и прикрепим к солнышку.

Помогать друг другу.

Уметь прощать.

Не завидовать.

Доверять друг другу.

Защищать друг друга.

Быть терпимым.

Быть честным.

-Посмотрите какое лучистое доброе солнышкоу нас получилось. Так пусть же ваша классная семья будет дружной, прочной и крепкой. А чтобы класс ваш был по настоящему дружным, придерживайтесь тех правил которые сегодня мы с вами вывели.

6. Групповое пение.

Клип друзья.




7. Домашнее задание.

Вы выполните в тетраде задание № 3 стр. 43. Вам нужно написать письмо сверстникам о том как нужно строить взаимоотношения в классе и избегать конфликтов.



 

8. Заключительная минута урока.

А сейчас закройте глазки и вспомните всё о чём мы сегодня говорили и что делали.



















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
урок по самопознанию Тема: Взаимоотношения в классе

Автор: Тыш Светлана Владимировна

Дата: 25.03.2016

Номер свидетельства: 309990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок самопознания в 9 классе «ЖИЗНЬ - БЕСЦЕННЫЙ ДАР»"
    ["seo_title"] => string(53) "urok_samopoznaniia_v_9_klassie_zhizn_biestsiennyi_dar"
    ["file_id"] => string(6) "360829"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479665674"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Урок самопознания . Тема: "Мой дом" "
    ["seo_title"] => string(32) "urok-samopoznaniia-tiema-moi-dom"
    ["file_id"] => string(6) "146151"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419095438"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация к уроку самопознания  по теме "Начало начал" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-k-uroku-samopoznaniia-po-tiemie-nachalo-nachal-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "100394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402379479"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок самопознания для 10 класса на тему "В семейном кругу""
    ["seo_title"] => string(53) "uroksamopoznaniiadlia10klassanatiemuvsiemieinomkrughu"
    ["file_id"] => string(6) "290443"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454951956"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания» "
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiie-vospitannosti-i-tolierantnosti-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "209654"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431257864"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства