Цель урока | Цель: создать декоративный образ русской народной прялки. |
Задачи: | Способствовать формированию умения передавать единство формы и декора. Способствовать формированию навыков работы с художественной росписью, навыков работы в стиле русских народных промыслов, практических навыков работы в конкретном материале (цветные карандаши, акварель, мелки, бумага, кисти). Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного Способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества |
Планируемые результаты | Предметные: -Понимать специфику образного языка ДПИ. -Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. -Выполнять эскизы росписи русской народной прялки. -Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе Личностные: - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; -уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Метапредметные: Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Учащиеся получат возможность научиться: - ставить проблему, аргументировать её актуальность; - искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи; -понимать и объяснять в рассматриваемых предметах народного быта связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. |
Основные понятия | Единство конструкции и декора в предметах народного быта. ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак, валёк, прялка, солоница, рубель, набируха. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Практическая Индивидуальная | -УМК «Изобразительное искусство. Декоративное прикладное искусство в жизни человека» 5класс./ Н.А. Горяеева, О.В.Островская-Просвещение, Москва, 2015. - интерактивная презентация - Видеоролик: Предметы быта, орудия труда, народные ремёсла –экспонаты музея «Русский дом». (https://www.youtube.com/watch?v=pUnXsbog3yc |
Этапы урока | | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | Цель: установить эмоциональный контакт с учащимися, настроить на общение | Организация местоположения каждого ученика -Здравствуйте, ребята, садитесь. Думаю, что тема нашего урока вам будет интересна и познавательна. Итак, приступим? Вывод: настроились и готовы к дальнейшему общению. | Занимают свои места, приветствуют присутствующих | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап мотивации и актуализации знаний | Цель: включить в учебную деятельность через использование фронтального опроса, который способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. | Изучив интерьер, внутренний мир русской избы, интересно было бы узнать, какие предметы наполняли крестьянский дом? Зачем они были нужны? Сообщаю учащимся о том, что ребятам сегодня предстоит стать народными мастерами (слайд 1) Вывод: обучающиеся включаются в учебный процесс, повторив то, что необходимо для изучения нового материала. | Объясняют значение предметов быта в крестьянской семье Просмотр видеоролика. После просмотра, ученики формируют содержание темы урока | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Постановка учебной задачи | Цель: через подводящий диалог подвести обучающихся к теме, цели и задачам урока. | -О чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? - Какого знания нам не хватает для изображения предметов народного быта?(слайд 2) Вывод: таким образом, выяснили тему, цель и задачи урока | Ученик называет тему, использует ассоциации. Ученики формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. |
«Открытие» обучающимся нового знания | Цель: восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Знакомство с основными предметами народного быта: ковши: ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак; валёк, прялки, солоница, хлебница, рубель, набируха. Знакомство с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Рассказ о каждом из них: предназначение и украшение. Демонстрация слайдов 3-9 с изображением различных предметов народного быта. Разбор конструкции прялки, ее украшение (слайд 10) Вывод: изучили название народных предметов быта и их значение, конструкцию прялки, значение цвета, т.е. узнали что-то новое | Ученики участвуют в диалоге. Ученики просматривают слайды презентации. Анализируют новые сведения крестьянской утвари. Рассуждают о значении предметов народного быта, их конструкции и декоре, выявляют характерные особенности. Анализируют как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закрепление | Цель: первичное закрепление изученного материала. | Учитель устанавливает осознанность восприятия. - Для чего люди наполняли своё жилище различными образами? - Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома? Вывод: потренировались использовать новые знания. | Учащиеся отвечают на вопросы, обосновывая свое мнение. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Динамическая пауза | Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности | Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки | Выполнение движений за учителем | |
Творческая практическая деятельность | Цель: самостоятельное закрепление изученного материала, формирование индивидуальной творческой деятельности, способствующей развитию интересов и особенностей каждого ученика | Учитель организует деятельность по применению новых знаний (слайд 11) - При помощи цветных карандашей изобразить прялку. Сделайте украшения прялки затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию. Перед выполнением практического задания показываю учащимся варианты удачного и неудачного решения при украшении прялки (слайды 12-13). Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты. Во время практической работы делаю целевые обходы. Вывод: благодаря изобразительному художественному заданию творчески использовали новые знания. | Используя шаблон изображения прялки, применяют графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
Рефлексия деятельности | Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Организовываю рефлексию. -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) Лист оценки: Аккуратность Правильное изображение формы лопасти прялки и компоновка в формате Уместный выбор символики росписи, декора Правильная компоновка декора (Слайд 14) Далее: -Я знаю… -Я понимаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… Мы очень плодотворно сегодня поработали. Молодцы ребята! | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: смыслообразование |
Домашнее задание | Цель: самостоятельное закрепление изученного материала дома | -Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением предметов народного быта | Запись д/з в дневник. | |