kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Kонспект урока "Жостовская ропись"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

 

 

 

Предмет __изобразительное искусство______ Класс _______5__________________________________

 

Базовый учебник  Горяева Н.А., Островская О.В.  «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в   жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского, Л.А.Неменская.

 

Тема урока ____ Жостовская роспись. 

Тип урока  урок открытия новых знаний

 

Цель урока: научить создавать декоративную  композицию на основе элементов  жостовской росписи.

 

Задачи урока:

1)Актуализировать знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве.

           2) Организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей жостовской росписи.

           3) Организовать деятельность учащихся по освоению элементов жостовской росписи.

           4) Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся

5)Помочь учащимся осознать ценностные аспекты жостовской росписи.

           6) Организовать деятельность по самоанализу на критериальной основе.

 

Необходимое оборудование:  мультимедийный проектор,     экран,    компьютер, колонки, видеофильм «России яркие букеты», бумажный поднос, кисти, краски, вода, палитра.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

(УУД)

Планируемые результаты

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный момент

- приветствует обучающихся;

- организует проверку  явки обучающихся;

- проверяет  готовность обучающихся к уроку.

- наблюдают,  слушают информацию учителя и дежурного.

-общаются в процессе подготовки к уроку, сотрудничают с дежурным.

- организуют и проверяют свою подготовку к уроку.

Личностные:

- принятие нравственных норм поведения (дисци-плина, ответственность);

Предметные:

- оценивание своей готовности  к  работе.

2. Актуализация знаний, формирование темы урока, целеполагание.

-Учитель включает 1 слайд презентации (на экране предметы народного промысла: Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово  ).

-Что это перед вами?

-Молодцы, с этими народными промыслами вы уже знакомы.  А, что вы еще видите на слайде?

-2 слайд презентации- (кроссворд).

- разгадаем кроссворд для уточнения формулировки темы урока.

3 слайд.

-

Сформулируем цель урока (показывает цель на слайде)

  -Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? Показывает задачи на 3  слайде.

-осмысливают и

отвечают на вопросы учителя

-художественные промыслы Городца, Хохломы, Гжели. Дети называют промыслы и  их характерные особенности.

-поднос.

-познакомимся с новой росписью.

Учащиеся разгадывают кроссворд и появляется основное слово «ЖОСТОВО».

-Жостово

-Познакомиться с жостовской росписью.

-1.История росписи.

 2.Этапы росписи.

3.Выполнение росписи.

-высказывают свои мнения по формулировке темы и цели урока

-определяют общие способы взаимодействия на уроке

- оценивают  и корректируют свои ответы  и ответы товарищей.

-в соответствии с целью планируют задачи (работу) на урок.

Личностные:

- принятие цели;

- появление эмоционального, заинтересованного отношения к предстоящей учебно-познавательной деятельности

Метапредметные:

- определение и осознание цели урока;

- умение  планировать задачи  на урок.

Предметные:

- оценивание своей готовности  к  достижению цели урока.

3. Изучение нового учебного материала

-  Как слагается эта цветочная сказка?

 - Показ фрагмент видеофильма «России яркие букеты».

-Распределимся на  3 группы. Вспомним правила работы в группе. Учитель показывает 4 слайд.

-.Объясняет работу в группах.

(Каждая группа работает с учебником и отвечает на вопрос.

1 группа. Какие бывают формы подносов?

2 группа. Какие композиции встречаются?

3 группа. Что изображено на подносах?

-Заслушивает ответы 1 группы. Показывает 5 слайд.

-Заслушивает ответы 2 группы. Показывает 6 слайд. Обобщает ответы.

--Заслушивает ответы 3 группы. Показывает 7 слайд. Обобщает ответы.

-Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предвари-тельного рисунка. Эти этапы имеют свое название (7 слайд):

1.Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.

2.Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.

3.Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.

4.Прокладка. Уточняются многие детали.

5.Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.

6.Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.

7.Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.

8.Уборка. Украшение борта подноса.

Подумайте, какую композицию и с использованием каких элементов вы бы создали.

- слушают, смотрят фильм, осмысливают учебный материал;

-рассказывают правила работы в группах, распределяются по группам и самостоятельно работают в группах с учебником.

- круглой,  прямоуголь-ной, овальной, восьмиугольной, комбинированной

- букет, венок, полу-венок, роспись с углов, букет в раскидку.

- сюжетные композиции, букеты цветов, часто изображают птиц.

-ответственный от группы отчитывается о работе группы.

Учащиеся рассказывают о своей композиции.

- установление рабочих отношений в группе;

-учатся формулировать,  аргументировать собственную позицию;

-учатся взаимо-действовать с источником информации – компьютером и учебником.

-оценивают степень  восприятия учебного материала

-выстраивают  свои мыслительные действия;

-осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные: 

-развитие ответственности за качество своей деятельности;

-проявление мышления при изучении учебного материала;

-приобщение к работе в группе.

Метапредметные:

- выполнение действий по  согласованию и координации совместной познавательно деятельности учащихся и учителя;

- соблюдение правил работы в группе.

Предметные:

- усвоение новых знаний.

4. Закрепле-ние изучен-ного материала

 - Давайте и мы попробуем на заготовленных  бумажных подносах создать композицию жостовской росписи.

Обратите внимание на критерии оценки рисунка.

Учитель контролирует работу учащихся.

1)контроль организации рабочего места;

 2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

- знакомятся с критериями оценки и выполняют рисунок.

.

-осуществляют коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем.

- оценивают  и корректируют свою работу.

Личностные:

-развитие ответственности за качество своей работы на уроке.

Метапредметные:.

- диагностика результатов деятельности по принятым критериям;

Предметные:

-закрепление материала, выполнение рисунка.

5. Оценочно-рефлексивный

-Организует выставку и оценку работ

- Организует рефлексию

Показывает 8 слайд.

-Сегодня я узнал …

-Было интересно…

-Теперь я могу…

-Я научился…

-Меня удивило…

- оценивает по установленным совместно с обучающимися критериям результаты  их работы на уроке, выставляет отметки

-задает домашнее задание детям с учетом индивидуальных возможностей и пожелания учащихся:

1)Составить кроссворд по разным видам росписи: Гжель, Хохлома, Жостово, Городец.

2)Написать стихи, загадки, сказки о посуде.

-осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

-записывают домашнее задание.

- высказывают сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе.

- выполняют рефлексию: самостоятельно оценивают и анализируют  собственную учебную деятельность.

Личностные:

- осознание ответственности за качество результатов труда.

Метапредметные:

- диагностика результатов деятельности по принятым критериям.

Предметные:

- контроль  конечных результатов работы по установленным критериям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Kонспект урока "Жостовская ропись" »







Технологическая карта урока




Предмет __изобразительное искусство______ Класс _______5__________________________________


Базовый учебник Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского, Л.А.Неменская.


Тема урока ____ Жостовская роспись.

Тип урока урок открытия новых знаний


Цель урока: научить создавать декоративную композицию на основе элементов жостовской росписи.


Задачи урока:

1)Актуализировать знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве.

2) Организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей жостовской росписи.

3) Организовать деятельность учащихся по освоению элементов жостовской росписи.

4) Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся

5)Помочь учащимся осознать ценностные аспекты жостовской росписи.

6) Организовать деятельность по самоанализу на критериальной основе.


Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, видеофильм «России яркие букеты», бумажный поднос, кисти, краски, вода, палитра.











СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап

урока


Деятельность преподавателя


Деятельность обучающихся

(УУД)



Планируемые результаты

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный момент





- приветствует обучающихся;

- организует проверку явки обучающихся;

- проверяет готовность обучающихся к уроку.

- наблюдают, слушают информацию учителя и дежурного.

-общаются в процессе подготовки к уроку, сотрудничают с дежурным.


- организуют и проверяют свою подготовку к уроку.


Личностные:

- принятие нравственных норм поведения (дисци-плина, ответственность);

Предметные:

- оценивание своей готовности к работе.

2. Актуализация знаний, формирование темы урока, целеполагание.

-Учитель включает 1 слайд презентации (на экране предметы народного промысла: Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово ).

-Что это перед вами?

-Молодцы, с этими народными промыслами вы уже знакомы. А, что вы еще видите на слайде?

-2 слайд презентации- (кроссворд).

- разгадаем кроссворд для уточнения формулировки темы урока.

3 слайд.

-





Сформулируем цель урока (показывает цель на слайде)

-Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? Показывает задачи на 3 слайде.


-осмысливают и

отвечают на вопросы учителя

-художественные промыслы Городца, Хохломы, Гжели. Дети называют промыслы и их характерные особенности.

-поднос.


-познакомимся с новой росписью.

Учащиеся разгадывают кроссворд и появляется основное слово «ЖОСТОВО».



-Жостово

-Познакомиться с жостовской росписью.

-1.История росписи.

2.Этапы росписи.

3.Выполнение росписи.








-высказывают свои мнения по формулировке темы и цели урока

-определяют общие способы взаимодействия на уроке

- оценивают и корректируют свои ответы и ответы товарищей.













-в соответствии с целью планируют задачи (работу) на урок.

Личностные:

- принятие цели;

- появление эмоционального, заинтересованного отношения к предстоящей учебно-познавательной деятельности

Метапредметные:

- определение и осознание цели урока;

- умение планировать задачи на урок.

Предметные:

- оценивание своей готовности к достижению цели урока.

3. Изучение нового учебного материала

- Как слагается эта цветочная сказка?

- Показ фрагмент видеофильма «России яркие букеты».


-Распределимся на 3 группы. Вспомним правила работы в группе. Учитель показывает 4 слайд.

-.Объясняет работу в группах.

(Каждая группа работает с учебником и отвечает на вопрос.

1 группа. Какие бывают формы подносов?



2 группа. Какие композиции встречаются?



3 группа. Что изображено на подносах?



-Заслушивает ответы 1 группы. Показывает 5 слайд.

-Заслушивает ответы 2 группы. Показывает 6 слайд. Обобщает ответы.

--Заслушивает ответы 3 группы. Показывает 7 слайд. Обобщает ответы.

-Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предвари-тельного рисунка. Эти этапы имеют свое название (7 слайд):

1.Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.

2.Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.

3.Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.

4.Прокладка. Уточняются многие детали.

5.Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.

6.Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.

7.Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.

8.Уборка. Украшение борта подноса.


Подумайте, какую композицию и с использованием каких элементов вы бы создали.

- слушают, смотрят фильм, осмысливают учебный материал;

-рассказывают правила работы в группах, распределяются по группам и самостоятельно работают в группах с учебником.



- круглой, прямоуголь-ной, овальной, восьмиугольной, комбинированной

- букет, венок, полу-венок, роспись с углов, букет в раскидку.

- сюжетные композиции, букеты цветов, часто изображают птиц.

-ответственный от группы отчитывается о работе группы.






























Учащиеся рассказывают о своей композиции.




- установление рабочих отношений в группе;







-учатся формулировать, аргументировать собственную позицию;

-учатся взаимо-действовать с источником информации – компьютером и учебником.

-оценивают степень восприятия учебного материала

-выстраивают свои мыслительные действия;

-осуществляют поиск необходимой информации.


Личностные:

-развитие ответственности за качество своей деятельности;

-проявление мышления при изучении учебного материала;

-приобщение к работе в группе.

Метапредметные:

- выполнение действий по согласованию и координации совместной познавательно деятельности учащихся и учителя;

- соблюдение правил работы в группе.

Предметные:

- усвоение новых знаний.

4. Закрепле-ние изучен-ного материала






- Давайте и мы попробуем на заготовленных бумажных подносах создать композицию жостовской росписи.

Обратите внимание на критерии оценки рисунка.

Учитель контролирует работу учащихся.

1)контроль организации рабочего места;

2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.


- знакомятся с критериями оценки и выполняют рисунок.



.






-осуществляют коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем.

- оценивают и корректируют свою работу.

Личностные:

-развитие ответственности за качество своей работы на уроке.

Метапредметные:.

- диагностика результатов деятельности по принятым критериям;

Предметные:

-закрепление материала, выполнение рисунка.

5. Оценочно-рефлексивный

-Организует выставку и оценку работ

- Организует рефлексию

Показывает 8 слайд.

-Сегодня я узнал …

-Было интересно…

-Теперь я могу…

-Я научился…

-Меня удивило…

- оценивает по установленным совместно с обучающимися критериям результаты их работы на уроке, выставляет отметки

-задает домашнее задание детям с учетом индивидуальных возможностей и пожелания учащихся:

1)Составить кроссворд по разным видам росписи: Гжель, Хохлома, Жостово, Городец.

2)Написать стихи, загадки, сказки о посуде.

-осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

-записывают домашнее задание.

- высказывают сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе.


- выполняют рефлексию: самостоятельно оценивают и анализируют собственную учебную деятельность.

Личностные:

- осознание ответственности за качество результатов труда.

Метапредметные:

- диагностика результатов деятельности по принятым критериям.

Предметные:

- контроль конечных результатов работы по установленным критериям.




























Самоанализ технологической карты урока по теме

«Жостово».

Таблица данных самооценки конспекта (технологической карты) урока

Критерий

1

2

3

4

5

1

Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов.





+

2

Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.






+

3

Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных





+

4

Технологичность структуры урока: указать диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока.






+

5

Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ.





+


6

Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)






+


1. Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов.

Все этапы урока четко прослеживаются по технологической карте урока. Мотивацию обучающихся на успех обеспечивает этап «Актуализации знаний». Вопросы устного опроса относятся к базовым понятиям предыдущей темы и не вызывают затруднений. Операционный этап состоит из последовательности - формулирования темы, постановки цели и задач урока, изложения нового материала (объяснения учителя и самостоятельной работы в группах учащихся). На рефлексивно – оценочном этапе обучающиеся оценивают, по установленным совместно с ними критериям, результаты работы на уроке, выставляют отметки.

2. Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

На этапе целеполагания создаются все условия для того, чтобы обучающиеся сформулировали тему урока, поставили цель урока и определили задачи изучения данной темы путем группового обсуждения. Поисковая деятельность по открытию нового знания осуществляется: в ходе объяснения учителя, показа презентации и видеофильма, в ходе самостоятельной групповой работы с учебником, где обучающиеся знакомятся с историей, элементами, техникой выполнения росписи. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, корректируют работу, оцениваю свою работу и работу товарищей.

3. Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, самоопределение в оценивании усваиваемого материала.

Познавательные: повторение знаний, самостоятельная формулировка темы, цели и задач урока, выявление и осознание существенных признаков понятий, установление причинно-следственных связей по изучаемым вопросам, работа в группах, используя учебник, осмысление допущенных ошибок.

Коммуникативные: взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками, работа в группах, взаимодействие с источниками информации – презентацией, видеофильмом, учебником, формулируют и высказывают свое мнение, строят суждения…

Регулятивные: организация работы, планирование, осуществление поиска информации, коррекция, осуществление контроля и оценка деятельности, выполнение рефлексии.

4. Технологичность структуры урока: указать диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока.

Каждый этап урока направлен на достижение цели урока. Задачи урока решаются последовательно.

5. Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ.

Материал для обучающихся изложен доступно. Материала для урока достаточно. Весь необходимый материал по теме рассмотрен. На уроке используется мультимедиа проектор и презентация.

6. Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)

Формы организации работы по данной технологической карте урока индивидуальные, групповые.




































































































































































































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Kонспект урока "Жостовская ропись"

Автор: Васильева Людмила Николаевна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176257


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства