Предмет __изобразительное искусство______ Класс _______5__________________________________
Базовый учебник Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского, Л.А.Неменская.
Тема урока ____ Жостовская роспись.
Тип урока урок открытия новых знаний
Цель урока: научить создавать декоративную композицию на основе элементов жостовской росписи.
Задачи урока:
1)Актуализировать знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве.
2) Организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей жостовской росписи.
3) Организовать деятельность учащихся по освоению элементов жостовской росписи.
4) Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся
-Распределимся на 3 группы. Вспомним правила работы в группе. Учитель показывает 4 слайд.
-.Объясняет работу в группах.
(Каждая группа работает с учебником и отвечает на вопрос.
1 группа. Какие бывают формы подносов?
2 группа. Какие композиции встречаются?
3 группа. Что изображено на подносах?
-Заслушивает ответы 1 группы. Показывает 5 слайд.
-Заслушивает ответы 2 группы. Показывает 6 слайд. Обобщает ответы.
--Заслушивает ответы 3 группы. Показывает 7 слайд. Обобщает ответы.
-Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предвари-тельного рисунка. Эти этапы имеют свое название (7 слайд):
1.Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.
2.Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
3.Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
4.Прокладка. Уточняются многие детали.
5.Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
6.Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
7.Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
8.Уборка. Украшение борта подноса.
Подумайте, какую композицию и с использованием каких элементов вы бы создали.
- слушают, смотрят фильм, осмысливают учебный материал;
-рассказывают правила работы в группах, распределяются по группам и самостоятельно работают в группах с учебником.
Просмотр содержимого документа
«Kонспект урока "Жостовская ропись" »
Технологическая карта урока
Предмет __изобразительное искусство______ Класс _______5__________________________________
Базовый учебник Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского, Л.А.Неменская.
Тема урока ____ Жостовская роспись.
Тип урока урок открытия новых знаний
Цель урока: научить создавать декоративную композицию на основе элементов жостовской росписи.
Задачи урока:
1)Актуализировать знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве.
2) Организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей жостовской росписи.
3) Организовать деятельность учащихся по освоению элементов жостовской росписи.
4) Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся
-Распределимся на 3 группы. Вспомним правила работы в группе. Учитель показывает 4 слайд.
-.Объясняет работу в группах.
(Каждая группа работает с учебником и отвечает на вопрос.
1 группа. Какие бывают формы подносов?
2 группа. Какие композиции встречаются?
3 группа. Что изображено на подносах?
-Заслушивает ответы 1 группы. Показывает 5 слайд.
-Заслушивает ответы 2 группы. Показывает 6 слайд. Обобщает ответы.
--Заслушивает ответы 3 группы. Показывает 7 слайд. Обобщает ответы.
-Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предвари-тельного рисунка. Эти этапы имеют свое название (7 слайд):
1.Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.
2.Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
3.Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
4.Прокладка. Уточняются многие детали.
5.Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
6.Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
7.Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
8.Уборка. Украшение борта подноса.
Подумайте, какую композицию и с использованием каких элементов вы бы создали.
- слушают, смотрят фильм, осмысливают учебный материал;
-рассказывают правила работы в группах, распределяются по группам и самостоятельно работают в группах с учебником.
- букет, венок, полу-венок, роспись с углов, букет в раскидку.
- сюжетные композиции, букеты цветов, часто изображают птиц.
-ответственный от группы отчитывается о работе группы.
Учащиеся рассказывают о своей композиции.
- установление рабочих отношений в группе;
-учатся формулировать, аргументировать собственную позицию;
-учатся взаимо-действовать с источником информации – компьютером и учебником.
-оценивают степень восприятия учебного материала
-выстраивают свои мыслительные действия;
-осуществляют поиск необходимой информации.
Личностные:
-развитие ответственности за качество своей деятельности;
-проявление мышления при изучении учебного материала;
-приобщение к работе в группе.
Метапредметные:
- выполнение действий по согласованию и координации совместной познавательно деятельности учащихся и учителя;
- соблюдение правил работы в группе.
Предметные:
- усвоение новых знаний.
4. Закрепле-ние изучен-ного материала
- Давайте и мы попробуем на заготовленных бумажных подносах создать композицию жостовской росписи.
Обратите внимание на критерии оценки рисунка.
Учитель контролирует работу учащихся.
1)контроль организации рабочего места;
2)контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
- знакомятся с критериями оценки и выполняют рисунок.
.
-осуществляют коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем.
- оценивают и корректируют свою работу.
Личностные:
-развитие ответственности за качество своей работы на уроке.
Метапредметные:.
- диагностика результатов деятельности по принятым критериям;
Предметные:
-закрепление материала, выполнение рисунка.
5. Оценочно-рефлексивный
-Организует выставку и оценку работ
- Организует рефлексию
Показывает 8 слайд.
-Сегодня я узнал …
-Было интересно…
-Теперь я могу…
-Я научился…
-Меня удивило…
- оценивает по установленным совместно с обучающимися критериям результаты их работы на уроке, выставляет отметки
-задает домашнее задание детям с учетом индивидуальных возможностей и пожелания учащихся:
1)Составить кроссворд по разным видам росписи: Гжель, Хохлома, Жостово, Городец.
2)Написать стихи, загадки, сказки о посуде.
-осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
-записывают домашнее задание.
- высказывают сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе.
- выполняют рефлексию: самостоятельно оценивают и анализируют собственную учебную деятельность.
Личностные:
- осознание ответственности за качество результатов труда.
Метапредметные:
- диагностика результатов деятельности по принятым критериям.
Предметные:
- контроль конечных результатов работы по установленным критериям.
Самоанализ технологической карты урока по теме
«Жостово».
Таблица данных самооценки конспекта (технологической карты) урока
№
Критерий
1
2
3
4
5
1
Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов.
+
2
Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.
+
3
Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных
+
4
Технологичность структуры урока: указать диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока.
+
5
Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ.
+
6
Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)
+
1. Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов.
Все этапы урока четко прослеживаются по технологической карте урока. Мотивацию обучающихся на успех обеспечивает этап «Актуализации знаний». Вопросы устного опроса относятся к базовым понятиям предыдущей темы и не вызывают затруднений. Операционный этап состоит из последовательности - формулирования темы, постановки цели и задач урока, изложения нового материала (объяснения учителя и самостоятельной работы в группах учащихся). На рефлексивно – оценочном этапе обучающиеся оценивают, по установленным совместно с ними критериям, результаты работы на уроке, выставляют отметки.
2. Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.
На этапе целеполагания создаются все условия для того, чтобы обучающиеся сформулировали тему урока, поставили цель урока и определили задачи изучения данной темы путем группового обсуждения. Поисковая деятельность по открытию нового знания осуществляется: в ходе объяснения учителя, показа презентации и видеофильма, в ходе самостоятельной групповой работы с учебником, где обучающиеся знакомятся с историей, элементами, техникой выполнения росписи. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, корректируют работу, оцениваю свою работу и работу товарищей.
3. Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, самоопределение в оценивании усваиваемого материала.
Познавательные: повторение знаний, самостоятельная формулировка темы, цели и задач урока, выявление и осознание существенных признаков понятий, установление причинно-следственных связей по изучаемым вопросам, работа в группах, используя учебник, осмысление допущенных ошибок.
Коммуникативные: взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками, работа в группах, взаимодействие с источниками информации – презентацией, видеофильмом, учебником, формулируют и высказывают свое мнение, строят суждения…
Регулятивные: организация работы, планирование, осуществление поиска информации, коррекция, осуществление контроля и оценка деятельности, выполнение рефлексии.
4. Технологичность структуры урока: указать диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока.
Каждый этап урока направлен на достижение цели урока. Задачи урока решаются последовательно.
5. Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ.
Материал для обучающихся изложен доступно. Материала для урока достаточно. Весь необходимый материал по теме рассмотрен. На уроке используется мультимедиа проектор и презентация.
6. Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)
Формы организации работы по данной технологической карте урока индивидуальные, групповые.