ПОЗНАНИЕ МИРА /УРОК –СКАЗКА/
ТЕМА:1. Познакомить с жизнью животных зимой.
2. Совершенствовать знания детей о жизни птиц зимой.
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
-Оборудование: картинки животных, маски, таблицы.
-1.Орг. момент.
-2.Опрос домашнего задания.
-Какое на дворе время года, месяц, число, погода?
-Сейчас мы повторим домашнее задание в виде игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»/за правильный ответ жетончик/
-На какие две группы делятся птицы?
-Почему перелётные птицы осенью улетают в тёплые края?
-Каких зимующих птиц вы знаете?
-Почему зимующие птицы не улетают на юг?
-Где и почему селятся зимующие птицы зимой?
-Где добывают себе пищу птицы зимой?
-Когда и как оказывает помощь птицам человек?
-Что помогает тетереву и куропатке пережить морозы?
-Когда у птицы клёст появляются птенцы и чем они питаются?
-ВЫВОД: Зимующие птицы не улетают от нас зимой в тёплые края. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися под корой насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часто птицы зимой погибают от голода. Поэтому зимой птиц нужно подкармливать.
3.НОВЫЙ МАТЕРИАЛ,
-От каких трёх условий зависит жизнь животных зимой?
/голод, холод, враги /
-Вводная беседа.
Но не только птицам холодно голодно зимой. Зима повлияла и на жизнь зверей, рыб. Белая холодная зима укутала в снег лес, спрятала под ним плоды, и семена, ещё недоступней стали корни растений. Нет сочной травы, нет мягких листьев, ни грибов, ни орешков, ни ягод только кругом белое покрывало. Как же от лютой зимы спасаются звери? Мы сейчас это узнаем посетив лесную поляну и узнаем самые свежие «вести из леса».
-4.ФМИЗМИНУТКА. А сейчас мы дружно встали и пошли. Выше поднимайте ноги. видите как много снега./идём под музыку/
-ТЕНЕВОЙ ТЕАТР. =========Первая поляна=========
-ЛИСА И КАБАНЧИК.
-ЛИСА. Ай- Ай- Ай! Ты же совсем голый кабанчик!
-Щетинка редкая, да ещё и жёсткая! Как ты зимовать то будешь?
-КАБАНЧИК Худой до чего лисенок ты! Хребет один да кости ! Как ты то будешь зимовать?
-ЛИСА,А у меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну. КАБАНЧИК.А у меня думаешь хуже? У меня под кожей прослойка жира. Жир лучше всякой шубы.
-Ребята, как приготовился лисёнок к зиме. А кабанчик?
-/тёплая шуба, жировой запас/
-ЛИСА. А вообще-то заяц-беляк всё лето серый был, а сейчас в белой шубке щеголяет. Белочка рыжую шубку на серенькую сменила. одна я зимой и летом одним цветом. Ну да ладно зато тёплая какая.
-Ребята, что вы услышали о шубке зайца, белочки? Для чего они поменяли шубы.Чем была недовольна лиса?
=====вторая поляна=======.
СИНИЧКА, ЗАЯЦ, БЕЛОЧКА,
СИНИЧКА. Заяц белый куда бегал?
ЗАЯЦ. На деревню
СИНИЧКА Для чего?
-ЗАЯЦ Клочок сена подобрать, зелени пощипать, капустную кочерыжку в огороде найти.
-СИНИЧКА. И как нашёл?
-ЗАЯЦ. Как бы не так. Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучии.
-СИНИЧКА. А теперь ты куда?
-ЗАЯЦ. Осинку глодать
-СИНИЧКА. Да она же горькая.
-ЗАЯЦ. Сладкая! Вчера не поел, сегодня не поел ещё как сладкая осинка покажется.
-СИНИЧКА. А ты, белка, из гнезда не выходишь?
-БЕЛКА. Я, птица- синица, тепло берегу. На воле то вон как холодно. Я ход в гнездо мохом заткнула, все щели законопатила. Боюсь наружу нос высовывать.
-СИНИЧКА. А чем же ты кормишься?
-БЕЛКА. У меня в кладовочке с лета грибки, орешки, да жёлуди. Вот морозы и отсижусь.
-Ребята, скажите пожалуйста. Чем же питается заяц и белочка? Кому из них живётся лучше?
===========третья поляна=================
-ХОМЯК И КРОТ.
ХОМЯК -Хр! Хр! Хр!
-КРОТ. Туф! Туф! Туф!
-ХОМЯК. Ай! Кто здесь?
-КРОТ. Туф! Это я крот! А ты кто?
-ХОМЯК. Ещё спрашивает кто тут? Хомяк я вот кто. Чего ты бессовестный в мою квартиру лезешь?
-КРОТ. Туф! Да я нечаянно! Уморился, с лап сбился. Червячков ищу, а они глубоко от мороза попрятались.
ХОМЯК. А ты делай как я.На зиму спаленка, рядом -кладовочка. Поел – поспал, поспал-поел. И за семь вёрст ходить не надо.
-Ребята, как хомяк обеспечивает себя зиму? А что ещё интересного в его жизни?
-А как зиму проводит крот?
==========4 полянка=================
-СОРОКА И МЕДВЕДЬ.
-СОРОКА. Эй! Медведь, спишь?
-МЕДВЕДЬ. Хр! Уснёшь тут с вами. Чего тебе, стрекотуха?
-СОРОКА. Да вот не пойму. Почему тебя, медведь, медведем зовут? Ну заяц – беляк, ну птица-глухарь- это понятно. А вот медведь! Ну что такое медведь?
-МЕДВЕДЬ Охо-хо-хо. Бестолковая ты птица.Медведь значит мёд ведающий.Знаю где мёд в лесу спрятан, потому и медведь. Только сон сладкий приснился, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле мёд. И никто не знает, один я ведаю. И будто бы. Хр !
-Ребята, скажите, почему так зовут медведя? Как медведь проводит зиму? Чем он питается зимой? Где он спит?
-/объяснение «сосёт лапу», жировой запас/
ФИЗМИНУТКА/под музыку/
Ребята, мы много узнали о жизни животных на лесной полянке, сейчас мы с вами под музыку вернёмся в класс. Стараемся не набрать снег в обувь.
-РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
-Понравилось ли вам наше путешествие? Да много нового мы услышали о жизни животных на лесной полянке, но есть ещё много животных о жизни которых, мы ещё должны узнать
-Но знания, ребята, вы будете добывать самостоятельно, работая в группах, а затем каждая группа поделится своими знаниями с другими группами.
1гр. Как в нашей местности живут лоси, чем они питаются и чем им помогает человек?
-2 гр. Как живут зимой волки?
-3 гр. Какая помощь нужна зимой рыбам?
-4 гр. Чем питается зимой лиса и где она живёт?
-5 минут работают в группах, затем переходят в другие группы, возвращаются. / читают, задают вопросы, анализируют/
ОБОБЩЕНИЕ.
-Чем питаются лоси и какую помощь им оказывает человек?
-Как живётся зимой лисе? Почему же она недовольна своей шубой?
-Как мы должны помогать рыбам7
-Какова же, ребята, жизнь зимой у волков?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ/рефераты детей о Наурзумском зоповеднике.
-Тесты-
-РЕФЛЕКСИЯ
-Авы, ребята, знаете, почему медведь зимой спит: давайте с вами разучим сейчас песню» ПОЧЕМУ МЕДВЕДЬ ЗИМОЙ СПИТ?» и узнаем поему же он спит зимой.
-ДОМА: составить рассказ о жизни животных зимой, нарисовать рисунки. Как человек помогает животным.