kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по самопознанию "Культурное наследие казахского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представления о ценности культурного наследия  народа, через восприятие таких ценностей, как добро, любовь, красота, мудрость.

Задачи: познакомить детей с понятием "культурное наследие казахстанского народа"

-развивать интерес к культурному наследию казахстанского народа;

-воспитывание стремления достойно продолжать лучшие традиции старшего поколения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по самопознанию "Культурное наследие казахского народа" »

Тема. Культурное наследие народа

Цель: формирование представления о ценности культурного наследия народа, через восприятие таких ценностей как добро, любовь, красота.

Задачи: познакомить детей с понятием «культурное наследие народа»;

-развивать интерес к культурному наследию своего народа;

-воспитывать стремление достойно продолжать лучшие традиции старших поколений.

Ресурсы: музыка, портрет Абая, картина М. Лизогуб «Сказка», гобелен

И. Яремы, видео «Ортеке»

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, приветствие

II. Позитивный настрой

Музыка.

Сядьте удобно, держите спинку прямо. Закройте глазки. Сегодня мы с вами пойдем гулять в лес.

Представьте себе, как вы вдыхаете чистых воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах, и лучи солнца греют вас.

Начинайте идти в сторону леса, будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых.

Остановитесь на минутку, и оглянитесь вокруг. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и понюхайте его, а теперь посмотрите, на бабочку, она летит так плавно, так красиво. Теперь глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которую окружают нас. Поют птички, рядом бежит ручей, вода в нем чистая, чистая. А теперь посмотрите на небо, посмотрите на солнце, насладитесь этим замечательным ощущением, побудьте в этом состоянии тишины и покоя.… А теперь можете медленно открыть глазки, и улыбнуться.

- Где вы побывали?

Скажите, пожалуйста, что вы видели?

- Поделитесь своими ощущениями.

III. Цитата

Слайд 1

-Ребята, прочтите казахскую пословицу и скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.

«Чем дальше смотрим в будущее, тем больше дорожим прошлым!»

-Как понимаете смысл этого высказывания? 

Будущее человечества зависит от того, какие ценности прошлого и настоящего в нём сохранятся и поэтому тема нашего урока «Культурное наследие народа»

Слайд 2

-Как вы понимаете высказывание «культурное наследие народа»?

(Это то, что мы унаследовали от наших предков, т. е. прадедушек и прабабушек)

IV. Чтение стихотворения учителем (Подарок)

Я сейчас познакомлю вас со стихотворением Абая Кунанбаева,

прослушав его, подумайте и скажите, что завещал нам великий мыслитель?

Слайд 3

Я много разных слов сказал.

Обдумав, рифмой их связал.

Дорогу к совести и чести

И к исправленью указал.


Велеречива ваша речь.

Ей к славе будущего течь.

А наши души нам не просто

От пустословья уберечь.


Храни, народ мой, слова суть,

Вперёд определяя путь.

Встречай со всеми праздник жизни,

Достойно, а не как-нибудь.


-Что завещал Абай?

(Абай завещал постигать смысл и значение таких человеческих ценностей как, любовь, добро, красота, мудрость, мир)

Обобщение: мудрость народа от поколения к поколению передаётся через слово. Слова, складываются в песни, стихотворения, сказки, которые передаются от одного поколения к другому. Мы с вами должны стремиться беречь культурное наследие народа.

-А как мы это можем сделать?

-Вы являетесь хранителями культурного наследия?

Докажите. (Поёте песни, слушаете музыку созданную не одно десятилетие назад, читаете стихотворения классиков)

V. Беседа

Слайд 4

Рассмотрите картину Марии Лисогуб «Сказка».

-Почему картина называется «Сказка»?

-Кто изображён на картине? Где расположились внучка? Что она делает?

-Как внучка слушает бабушку?

-Пофантазируйте, о чём рассказывает бабушка? (Может быть она рассказывает о …)

От кого вы услышали первые сказки?

-Как они называются? (Гуси- лебеди, волк и семеро козлят. Колобок, Маша и медведь)

Какие вы сказки помните? О чём они? Учат ли вас чему-нибудь сказки?

-Какую мудрость вы почерпнули из сказки?

(Например сказка «Колобок» чему она учит? «Гуси – лебеди» «Алдар Косе»?)

-Можно назвать это культурным наследием народа?

-К какому жанру относятся сказки?

-Что ещё относится к устному народному творчеству, перечислите.

(Пословицы, поговорки, песни, прибаутки)

VI. Игра «Собери пословицу»

Собаке хорошо, где сытно, а джигиту на – Родине.

Рядом с аулом собака не боится волка.

Имя джигита трудом его прославляется.

За джигита говорит сила его, за девушку – дела её.

Жизнь без труда, подобна тлеющим огням.

Коня не кнутом погоняй, а овсом угощай.

-Как понимаете смысл этих пословиц?

-Откуда пришли к нам эти пословицы?

-Является ли это культурным наследием народа?

К культурному наследию относятся не только стихи, сказки, но и музыка

Послушайте легенду о Коркыте и скажите, почему люди приходили не только послушать, но и запомнить мелодии Коркыта?

Рисунок Коркыта

Жил когда-то на земле Коркыт. Смолоду он не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркут уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркута; в степи — ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркута. Видя и слыша всё это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай — первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.

-Почему люди приходили не только послушать, но и запомнить мелодии Коркыта?

Слайд 5

Посмотрите на гобелен Ирины Яремы.

-Что изображено на ковре?

-Для чего служат эти предметы?

-О каких национальных традициях рассказывает это произведение искусства?

(Когда гости приходят, накрывают достархан, пьют чай, кумыс, .подаются различные кушанья, посиделки сопровождаются игрой на музыкальном инструменте, пением песен)

Вот и мы с вами послушаем музыку, где также слышны струны домбры.

Стихотворение «Домбра»

Подарил мне дед домбру,

Тронув струны-нити:

«Внук, вручаю мудрость струн,

Ты теперь хранитель!»

Ах, домбра моя, домбра,

К сердцу прижимаю,

Струн звенящих череду

Вновь перебираю.

Зазвучит моя домбра,

Времени свидетель.

И услышу я тогда

Голоса столетий.


Домбра – инструмент важнейший

Красивый, с голосом нежнейшим.

Когда ты струн рукой коснёшься

В старинный мир перенесёшься.


В ней чуткость, радость, доброта

И всех созвучий красота!

То загрустит, то Засмеётся!

Вся прелесть звуков ей дана

И дарит чудо нам она.


-Что представилось, что услышали?

VII. Творческая деятельность

Я предлагаю вам создать кластер.

У вас на партах лежат рисунки музыкальных инструментов, посуды создайте своё произведение, расположите и наклейте их на листе так, как вам понравится. А мы посмотрим, что у вас получится.

VIII. Видео

Многие музыкальные произведения мы редко слышим или они постепенно забываются народом. Но в республике есть люди, которые буквально реконструируют древние ремёсла, вспоминают обычаи, возраждают традиции и вполне обычно вводят их в контекст современной культурной жизни. Одно из таких произведений представляет история ортеке.

В древние времена у казахского народа была кукла-козлик Ортеке. С происхождением и названием игрушки связано много легенд.

Раньше казахи заготавливали на зиму сено для животных. Но чтобы к сену не подходили дикие козлы, они выкапывали вокруг стогов ямы. Подходя к стогу сена, дикие козлы падали в ямы. Попадали в западню, они пытались выпрыгнуть, делая различные прыжки. Наблюдая за их прыжками, казахи придумали игрушку-животное которое, прикрепляется к пальцам артиста. Играя на музыкальном инструменте, эта игрушка выполняет различные движения, напоминая прыжки. Артист, играя на инструменте, задаёт темп движения игрушки.

Просмотр видео

Фигурка козла является древним тотемом для казахов.

Как вы считаете, это произведение можно считать культурным наследием ?

IX. Хоровое пение

X. Итог: что является культурным наследием народа?

XI. Домашнее задание: придумать сказку

XII. Заключительная минута тишины

Прослушивание музыки



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по самопознанию "Культурное наследие казахского народа"

Автор: Суханова Ольга Николаевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "урок самопознания 3 класс на тему : "Культурное наследие народа" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-samopoznaniia-3-klass-na-tiemu-kul-turnoie-nasliediie-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "175369"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424264726"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по самопознанию в 6 классе на тему: «Времен связующая нить» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-samopoznaniiu-v-6-klassie-na-tiemu-vriemien-sviazuiushchaia-nit"
    ["file_id"] => string(6) "212114"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431761686"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок по самопознанию в 3 классе "Культурное наследие народа""
    ["seo_title"] => string(54) "urokposamopoznaniiuv3klassiekulturnoienasliediienaroda"
    ["file_id"] => string(6) "316648"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460130498"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства