kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по этике "Взаимоотношения в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: этика

Класс: 5

Автор работы: Кудрина Ирина Викторовна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Кольчугино

Номер урока: 20

Тема урока: Взаимоотношение в семье

Цель урока:  Подвести детей к пониманию того, что родители любят своих детей, заботятся о них.

Задачи урока: 1. Дать понятие семьи как ячейки общества.

                       2. Выявить проблемы взаимоотношений членов семьи.

                       3. Определить обязанности детей перед родителями.

                       4. Воспитывать любовь и уважение к семье.

 

Ход урока

 

I. Организация начала урока

II. Определение темы урока.

- Ребята, я вам предлагаю сейчас отгадать несколько загадок, а потом вы сами определите тему нашего урока.

III. Загадки.

А)

Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая

Моя ... родная!

 

Б) У него большая пряжка,

Есть и новая рубашка,

Носит галстук целый день,

Жесткий кожаный ремень.

 

В) Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой ... (бабушки)

Г)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый  ... (дед)

 

- Молодцы, ребята, отгадали быстро все загадки. А теперь подумайте, каким общим понятием, словом можно объединить эти слова?

 

- Правильно, это слово «семья». А теперь скажите, на какую тему мы будем с вами сегодня говорить?

 

- Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь.

 

IV. Вводное слово учителя.

 

- Человек рождается в обществе и живет в обществе. Общество формирует мировоззрение человека, в обществе человек получает воспитание и развитие.

Но первое знакомство с окружающим миром человек получает в семье, в близком кругу – среди родных людей. Семья дает ему защиту, воспитание и любовь.

 

V. Работа с таблицей.

 

РОД

СЕМЬЯ

 

- Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать с таблицей. Вы в каждом столбике должны записать однокоренные слова к слову «род» и «семья» и подумать, как связаны эти слова между собой.

 

 VI. Слово учителя.

 

- Не случайно наши далекие предки связывали вместе понятия «семья», «род», «тепло домашнего очага». Тут сплелись воедино любовь, жизнь, труд, радость, счастье.

 

-А что же такое семья? Давайте мы найдем определение этому понятию в толковом словаре Ожегова и запишем в тетрадь.

 

VII. Самостоятельная работа детей с «Толковым словарем русского языка» С. И. Ожегова.

 

VIII. Слово учителя

- Семья – это маленькое общество, самая главная частица того, что мы включаем в слово Родина.

Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры. Не зря слово «семья» можно условно разделить на две части «семь-я».

- Ребята, а как вы думаете, что же самое главное в семье? Давайте мы наш ответ оформим в виде рисунка: нарисуем солнце, а под каждым лучиком подпишем основные составляющие семьи.

 

IX. Проблемы взаимоотношений членов семьи. Соблюдение правил морали, почтительное отношение к семье.

- Ребята, мы с вами уже говорили, что самым важным для человека является его семья. И в каждой нужно почтительно, с уважением относиться к родным и близким, ведь это те люди, которые нас любят, понимают, отвечают нам взаимностью. Им нужно прощать все их недостатки и дарить свою любовь. Но, наверно, в каждой семье возникают трудности, которые мы пытаемся решать.

 

X. Работа с текстом

- Прочитайте сказку-быль и ответьте на вопросы.

Внучка

Мать дочку кормила, растила, ночей над ней не досыпала и дочку, как куколку, нарядно одевала, с подругами гулять пускала:

- Повеселись, моя голубка, повеселись, родная. Только погулять тебе, пока молода, а мне, старухе, много ли надо, теплый угол да хлеб-соль, вот и все.

И выросла дочка на славу: красива, умна и на работу ловка.

Вышла она замуж за богатого и дом свой вела хорошо, и деток чисто водила. Только старую хлеб-соль она позабыла: забыла она, как мать ее с горем растила, как трудилась для нее, как нужду одиноко терпела. Чем бы покоить старушку, она велит малых деток качать, а ее с собой и за стол не сажает: ведь она плохо стала видеть, да и руки и ноги дрожат, а что говорят – недослышит.

И сидит старушка за печкой одна, и не смеет к столу подойти. А внучка-малютка в углу огород городит.

- Что это, доченька, делаешь?

- Загородку в углу: когда ты, мама, старушка старая станешь, я тебя туда посажу, там тебе лучше будет; там и кормить тебя буду, а спать уложу на полу, возле деток моих. Хорошо?

- Хорошо, моя доченька, спасибо!.. Веди-ка бабушку к столу.

 

Вопросы и задания к тексту.

А) Какие чувства пробудила в вас эта сказка?

Б) Почему сказка называется «Внучка»?  Как бы вы по-другому озаглавили ее и почему?

В) Кто является главными героями сказки? Дайте им устную характеристику.

Г) Как вы думаете, за что мама поблагодарила свою маленькую дочку?

Д) О каких обязанностях в семье никогда мы не должны забывать?

Е) Расскажите о своих семейных обязанностях.

Ж) Как вы думаете, какие проблемы возникают в современной семье? Как решать эти проблемы?

З) А какие обязанности должны быть у каждого члена семьи по отношению к другим членам семьи?

 

XI. Работа с пословицами и поговорками

- Ребята, прочитайте пословицы и поговорки о семье и объясните их смысл. Какие проблемы семьи раскрываются в этих изречениях? Запишите наиболее понравившуюся пословицу  в тетрадь.

1. «Семья вместе – душа на месте».

2. «Без матери дети – сироты».

3. «Любовь братская крепче каменных стен».

4. «В своей семье невелик расчет».

5. «В родной семье и каша гуще».

 

XII. Подведение итогов урока.

XIII. Домашнее задание.

Нарисовать портрет своей семьи и подготовить устный рассказ о ней.

 

 

 

 

 

                                                                                              Автор-составитель: Кудрина И. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        2010

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по этике "Взаимоотношения в семье" »

Предмет: этика

Класс: 5

Автор работы: Кудрина Ирина Викторовна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Кольчугино

Номер урока: 20

Тема урока: Взаимоотношение в семье

Цель урока: Подвести детей к пониманию того, что родители любят своих детей, заботятся о них.

Задачи урока: 1. Дать понятие семьи как ячейки общества.

2. Выявить проблемы взаимоотношений членов семьи.

3. Определить обязанности детей перед родителями.

4. Воспитывать любовь и уважение к семье.


Ход урока


I. Организация начала урока

II. Определение темы урока.

- Ребята, я вам предлагаю сейчас отгадать несколько загадок, а потом вы сами определите тему нашего урока.

III. Загадки.

А)

Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая

Моя ... родная!


Б) У него большая пряжка,

Есть и новая рубашка,

Носит галстук целый день,

Жесткий кожаный ремень.


В) Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой ... (бабушки)



Г)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый ... (дед)


- Молодцы, ребята, отгадали быстро все загадки. А теперь подумайте, каким общим понятием, словом можно объединить эти слова?


- Правильно, это слово «семья». А теперь скажите, на какую тему мы будем с вами сегодня говорить?


- Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь.


IV. Вводное слово учителя.


- Человек рождается в обществе и живет в обществе. Общество формирует мировоззрение человека, в обществе человек получает воспитание и развитие.

Но первое знакомство с окружающим миром человек получает в семье, в близком кругу – среди родных людей. Семья дает ему защиту, воспитание и любовь.


V. Работа с таблицей.


РОД

СЕМЬЯ








- Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать с таблицей. Вы в каждом столбике должны записать однокоренные слова к слову «род» и «семья» и подумать, как связаны эти слова между собой.


VI. Слово учителя.


- Не случайно наши далекие предки связывали вместе понятия «семья», «род», «тепло домашнего очага». Тут сплелись воедино любовь, жизнь, труд, радость, счастье.


-А что же такое семья? Давайте мы найдем определение этому понятию в толковом словаре Ожегова и запишем в тетрадь.


VII. Самостоятельная работа детей с «Толковым словарем русского языка» С. И. Ожегова.


VIII. Слово учителя

- Семья – это маленькое общество, самая главная частица того, что мы включаем в слово Родина.

Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры. Не зря слово «семья» можно условно разделить на две части «семь-я».

- Ребята, а как вы думаете, что же самое главное в семье? Давайте мы наш ответ оформим в виде рисунка: нарисуем солнце, а под каждым лучиком подпишем основные составляющие семьи.












IX. Проблемы взаимоотношений членов семьи. Соблюдение правил морали, почтительное отношение к семье.

- Ребята, мы с вами уже говорили, что самым важным для человека является его семья. И в каждой нужно почтительно, с уважением относиться к родным и близким, ведь это те люди, которые нас любят, понимают, отвечают нам взаимностью. Им нужно прощать все их недостатки и дарить свою любовь. Но, наверно, в каждой семье возникают трудности, которые мы пытаемся решать.


X. Работа с текстом

- Прочитайте сказку-быль и ответьте на вопросы.

Внучка

Мать дочку кормила, растила, ночей над ней не досыпала и дочку, как куколку, нарядно одевала, с подругами гулять пускала:

- Повеселись, моя голубка, повеселись, родная. Только погулять тебе, пока молода, а мне, старухе, много ли надо, теплый угол да хлеб-соль, вот и все.

И выросла дочка на славу: красива, умна и на работу ловка.

Вышла она замуж за богатого и дом свой вела хорошо, и деток чисто водила. Только старую хлеб-соль она позабыла: забыла она, как мать ее с горем растила, как трудилась для нее, как нужду одиноко терпела. Чем бы покоить старушку, она велит малых деток качать, а ее с собой и за стол не сажает: ведь она плохо стала видеть, да и руки и ноги дрожат, а что говорят – недослышит.

И сидит старушка за печкой одна, и не смеет к столу подойти. А внучка-малютка в углу огород городит.

- Что это, доченька, делаешь?

- Загородку в углу: когда ты, мама, старушка старая станешь, я тебя туда посажу, там тебе лучше будет; там и кормить тебя буду, а спать уложу на полу, возле деток моих. Хорошо?

- Хорошо, моя доченька, спасибо!.. Веди-ка бабушку к столу.


Вопросы и задания к тексту.

А) Какие чувства пробудила в вас эта сказка?

Б) Почему сказка называется «Внучка»? Как бы вы по-другому озаглавили ее и почему?

В) Кто является главными героями сказки? Дайте им устную характеристику.

Г) Как вы думаете, за что мама поблагодарила свою маленькую дочку?

Д) О каких обязанностях в семье никогда мы не должны забывать?

Е) Расскажите о своих семейных обязанностях.

Ж) Как вы думаете, какие проблемы возникают в современной семье? Как решать эти проблемы?

З) А какие обязанности должны быть у каждого члена семьи по отношению к другим членам семьи?


XI. Работа с пословицами и поговорками

- Ребята, прочитайте пословицы и поговорки о семье и объясните их смысл. Какие проблемы семьи раскрываются в этих изречениях? Запишите наиболее понравившуюся пословицу в тетрадь.

1. «Семья вместе – душа на месте».

2. «Без матери дети – сироты».

3. «Любовь братская крепче каменных стен».

4. «В своей семье невелик расчет».

5. «В родной семье и каша гуще».


XII. Подведение итогов урока.

XIII. Домашнее задание.

Нарисовать портрет своей семьи и подготовить устный рассказ о ней.






Автор-составитель: Кудрина И. В.












2010



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок по этике "Взаимоотношения в семье"

Автор: Кудрина Ирина Викторовна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158194

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Тема: «Психолого-педагогические предпосылки   создания   благополучной   семьи». "
    ["seo_title"] => string(84) "tiema-psikhologho-piedaghoghichieskiie-priedposylki-sozdaniia-blaghopoluchnoi-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "139570"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417757669"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа кружка "Этика-азбука добра" "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-kruzhka-etika-azbuka-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "139257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692023"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Особенности проведения родительских собраний  в старших классах "
    ["seo_title"] => string(71) "osobiennosti-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "180680"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425226034"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "программа школа общения "
    ["seo_title"] => string(30) "proghramma-shkola-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "156758"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421485695"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства