Предмет: этика
Класс: 5
Автор работы: Кудрина Ирина Викторовна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Кольчугино
Номер урока: 20
Тема урока: Взаимоотношение в семье
Цель урока: Подвести детей к пониманию того, что родители любят своих детей, заботятся о них.
Задачи урока: 1. Дать понятие семьи как ячейки общества.
2. Выявить проблемы взаимоотношений членов семьи.
3. Определить обязанности детей перед родителями.
4. Воспитывать любовь и уважение к семье.
Ход урока
I. Организация начала урока
II. Определение темы урока.
- Ребята, я вам предлагаю сейчас отгадать несколько загадок, а потом вы сами определите тему нашего урока.
III. Загадки.
А)
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя ... родная!
Б) У него большая пряжка,
Есть и новая рубашка,
Носит галстук целый день,
Жесткий кожаный ремень.
В) Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой ... (бабушки)
Г)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ... (дед)
- Молодцы, ребята, отгадали быстро все загадки. А теперь подумайте, каким общим понятием, словом можно объединить эти слова?
- Правильно, это слово «семья». А теперь скажите, на какую тему мы будем с вами сегодня говорить?
- Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь.
IV. Вводное слово учителя.
- Человек рождается в обществе и живет в обществе. Общество формирует мировоззрение человека, в обществе человек получает воспитание и развитие.
Но первое знакомство с окружающим миром человек получает в семье, в близком кругу – среди родных людей. Семья дает ему защиту, воспитание и любовь.
V. Работа с таблицей.
РОД
СЕМЬЯ
- Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать с таблицей. Вы в каждом столбике должны записать однокоренные слова к слову «род» и «семья» и подумать, как связаны эти слова между собой.
VI. Слово учителя.
- Не случайно наши далекие предки связывали вместе понятия «семья», «род», «тепло домашнего очага». Тут сплелись воедино любовь, жизнь, труд, радость, счастье.
-А что же такое семья? Давайте мы найдем определение этому понятию в толковом словаре Ожегова и запишем в тетрадь.
VII. Самостоятельная работа детей с «Толковым словарем русского языка» С. И. Ожегова.
VIII. Слово учителя
- Семья – это маленькое общество, самая главная частица того, что мы включаем в слово Родина.
Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры. Не зря слово «семья» можно условно разделить на две части «семь-я».
- Ребята, а как вы думаете, что же самое главное в семье? Давайте мы наш ответ оформим в виде рисунка: нарисуем солнце, а под каждым лучиком подпишем основные составляющие семьи.
IX. Проблемы взаимоотношений членов семьи. Соблюдение правил морали, почтительное отношение к семье.
- Ребята, мы с вами уже говорили, что самым важным для человека является его семья. И в каждой нужно почтительно, с уважением относиться к родным и близким, ведь это те люди, которые нас любят, понимают, отвечают нам взаимностью. Им нужно прощать все их недостатки и дарить свою любовь. Но, наверно, в каждой семье возникают трудности, которые мы пытаемся решать.
X. Работа с текстом
- Прочитайте сказку-быль и ответьте на вопросы.
Внучка
Мать дочку кормила, растила, ночей над ней не досыпала и дочку, как куколку, нарядно одевала, с подругами гулять пускала:
- Повеселись, моя голубка, повеселись, родная. Только погулять тебе, пока молода, а мне, старухе, много ли надо, теплый угол да хлеб-соль, вот и все.
И выросла дочка на славу: красива, умна и на работу ловка.
Вышла она замуж за богатого и дом свой вела хорошо, и деток чисто водила. Только старую хлеб-соль она позабыла: забыла она, как мать ее с горем растила, как трудилась для нее, как нужду одиноко терпела. Чем бы покоить старушку, она велит малых деток качать, а ее с собой и за стол не сажает: ведь она плохо стала видеть, да и руки и ноги дрожат, а что говорят – недослышит.
И сидит старушка за печкой одна, и не смеет к столу подойти. А внучка-малютка в углу огород городит.
- Что это, доченька, делаешь?
- Загородку в углу: когда ты, мама, старушка старая станешь, я тебя туда посажу, там тебе лучше будет; там и кормить тебя буду, а спать уложу на полу, возле деток моих. Хорошо?
- Хорошо, моя доченька, спасибо!.. Веди-ка бабушку к столу.
Вопросы и задания к тексту.
А) Какие чувства пробудила в вас эта сказка?
Б) Почему сказка называется «Внучка»? Как бы вы по-другому озаглавили ее и почему?
В) Кто является главными героями сказки? Дайте им устную характеристику.
Г) Как вы думаете, за что мама поблагодарила свою маленькую дочку?
Д) О каких обязанностях в семье никогда мы не должны забывать?
Е) Расскажите о своих семейных обязанностях.
Ж) Как вы думаете, какие проблемы возникают в современной семье? Как решать эти проблемы?
З) А какие обязанности должны быть у каждого члена семьи по отношению к другим членам семьи?
XI. Работа с пословицами и поговорками
- Ребята, прочитайте пословицы и поговорки о семье и объясните их смысл. Какие проблемы семьи раскрываются в этих изречениях? Запишите наиболее понравившуюся пословицу в тетрадь.
1. «Семья вместе – душа на месте».
2. «Без матери дети – сироты».
3. «Любовь братская крепче каменных стен».
4. «В своей семье невелик расчет».
5. «В родной семье и каша гуще».
XII. Подведение итогов урока.
XIII. Домашнее задание.
Нарисовать портрет своей семьи и подготовить устный рассказ о ней.
Автор-составитель: Кудрина И. В.
2010