Разработка урока
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы православной культуры»
Тема урока:
«Храм»
Разработала: М.В.Гугучкина,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №17»
Цель урока:
Формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Задачи:
Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.
Тип урока: изученного нового материала.
Вид урока: урок-исследование, заочное путешествие в храм.
Форма работы: фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.
Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, канун, престол.
Оборудование урока:
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.
- Интерактивная доска, компьютер, проектор.
- Толковые словари Ожегов, Даль
- Видеоигра «Храм».
- Приложение 1, 2
Планируемые результаты:
Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Личностные результаты | Узнают о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых предметах. Научатся различать храмы от других строений, части православного храма, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом». | Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами. | Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме. | |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование ИКТ |
1.Подготовите льный 1.1.Организационный момент | 1. Приветствие 2. Эмоциональный настрой: Учитель показывает детям радиоприемник и спрашивает, что произойдет, если он его включит. Учитель включает радиоприемник. И что же? Раздается шум! Что нужно сделать, чтобы что-то услышать? Настроиться на нужную волну! Вот и мы давайте настоимся на нужную волну. | Приветствие Настраиваются на работу: Дети высказывают свои предположения: будет играть музыка, будет говорить радиоведущий и т.д. | |
1.2.Актуализация знаний | 1.Подведение к теме урока Тема нашего урока заключена в загадке: На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. 2.Формулировка темы урока Что мы можем узнать на уроке о храме? Маршрутный лист | 1. Отгадывают загадку – определяют тему урока. 2. Участвуют в формулировке темы и целей урока (раскрыть понятие «храм», познакомиться с внешним и внутренним строением храма, роль храмов в истории православных христиан …) | Слайд 2 режим демонстрации
Слайд 3 Заполнение маршрутного листа |
2.Основной 2.1.Словарная работа | Что в вашем понимании можно назвать «храмом»? Все свои помыслы и представления о высшей Красоте, любви и добре связывали наши предки с образом Храма – воплощением Царства Божия на Земле. Л.А. Рапацкая Как вы понимаете это высказывание? Рассмотрим понятие по словарям Даля и Ожегова. Ожегов: 1. Здание для богослужения, церковь. 2.Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Даль: 1.стар. хоромы, жилой дом, храмина. 2.Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. | 1.Опираясь на личный опыт, объясняют понятие (дом, в котором происходит молитва, дом Божий и т.д.) 2.Работа со словарем | |
2.2.Изучение нового материала | Беседа: ???Кто из вас видел православный храм? Среди иллюстраций найдите православный храм (показ иллюстрации) ???В чем отличие храма от других строений? Какие внешние атрибуты вы можете выделить? Вы правы, у храма обязательно должны быть: купол, крест, перед входом – икона. Рассказ учителя: Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему, или только часть здания, служащая для той же цели. Это греческое слово (кириаки) означает «жилище Господне» и пришло к нам после принятия христианства. Каждый храм имеет свое имя, в зависимости от того священного события или лица, в память которых он построен. Например, храм Воскресения Христова, храм Успения Богородицы, храм Пресвятой Троицы, храм святителя Николая Чудотворца и т. п. Так первый храм на Руси, упоминаемый в Повести временных лет в 10 веке, носил имя почитаемого пророка Илии. В храме нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. Попробуем разобраться в символике храма. Рассмотрите иллюстрации. ???Похожи ли храмы друг на друга? Выделим основные отличия: 1. Посмотрите на представленные схемы и назовите, какие формы имели православные храмы? Как вы думаете, почему? Форма: (иллюстрации) Форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Но на Руси строили храмы и в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду. 2. Какое внешнее отличие вы увидели на иллюстрациях? Количество куполов ???Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?
А ещё количество куполов имеет символический смысл: 1 - купол символизирует единство Бога, 2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая), 3 – Святая Троица, 5 – Христос и 4 апостола евангелиста, 13 – Христос и 12 учеников.
???Как вы думаете, почему крест венчает главу храма? Еще один важный атрибут Храма – колокол. ???Как вы считаете, с какой целью звонят в колокола? | 1.Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт. 2.Выделяют основные атрибуты: купола, кресты, колокол и т.д. 3.Изучают материал на основе рассказа учителя и наглядного материала. 4.Проводят анализ иллюстраций, делают выводы об основных отличиях: Форме Дети отмечают, что храмы имели форму: Восьмиугольника; Корабля; Креста; Круга Количество куполов – выдвигают свои предположения.
Учащиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13) и то, что связано это с размерами храмов
Крест – символ спасения у христиан. Возвестить о начале службы; в честь церковного праздника… | Слайд 4 режим демонстрации Слайд 5 режим демонстрации Слайд 6-7 режим демонстрации Слайд 8 режим демонстрации |
Физминутка | |
Виртуальная экскурсия в храм | Чтобы лучше разобраться в строении храма, предлагаю вам совершить экскурсию в храм. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь. Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями» В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня. Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. В храме много икон у которых православные молят о здравии своих близких. Икона это изображение Бога, Божией Матери, святых или какого-то религиозного сюжета. За умерших ставят свечи и молятся у столика, который называется канун. На нем мы видим распятие и место для 40 свечей. ???Что нового вы встретили во время экскурсии? Что вам было знакомо? ??? Как вы думаете, какое значение имеет храм в жизни православного христианина? Текст Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни. Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры. | Принимают участие в игре «Храм», совершая последовательное путешествие по храму и знакомясь с основными религиозными предметами и атрибутами. Работа с текстом. Самостоятельная работа. Находят ответ на поставленный вопрос (Приложение 1) | Слайд 9-10 Интерактивная игра «Храм» - экскурсия |
|
2.2.Закрепление | Рассмотрите иллюстрации. Соедините картинки с соответствующими понятиями | Коллективная работа | Слайд 11 Тест – фронтальная работа |
Раздел «Это интересно»: Храмы-памятники | Множество древних храмов является памятниками далеких побед. Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына — Изяслава. В 1380 году после победы над татарами на Куликовом поле князем Дмитрием Донским в память погибших воинов строится в Москве храм во имя Всех Святых "что на Кулишках". Наиболее известным в мире московским храмом, «лицом» российской столицы является собор Василия Блаженного (называемый так по имени святого, похороненного на месте храма), или храм Покрова на Рву. Покровский храм был построен в середине 16 века в ознаменование победы русского войска над Казанским ханством, в то время входившим в Золотую Орду. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в день Покрова Божией Матери, и закончился победой русских воинов, после чего царь Иван Грозный издал указ о строительстве собора, чтобы увековечить эту славную победу и выразить благодарность небесным покровителям. Казанский собор в Петербурге, построенный в 1736 году специально для чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, с 1813 года становится мемориалом в память побед над Наполеоном. После Крымской войны 1853-1856 годов в Севастополе по повелению императора Александра II построены два храма-памятника в составе мемориального комплекса "Братское кладбище защитникам обороны Севастополя 1854-1855 гг." и музея обороны Севастополя на Малаховом кургане. Владимирский собор назван "собором адмиралов". | | Слайд 12-17 режим демонстрации |
Давайте проверим, как вы запомнили материал. Выполните задание: Используя подсказки, вставьте пропущенные слова. | Работа в группах (Приложение 2) Защита | Слайд 18 Тест – работа в группах. Защита. |
3.Заключи тельный | Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? | Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, т.е. приучаясь жить в Церкви, христианин очищает свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа. | |
| Рефлексия - Метод незаконченного предложения. Что мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Закончите предложения. Я знаю ________________________ Я узнал(а)______________________ Я хочу узнать___________________ Я был(а) удивлен тем, что________ Я хочу рассказать родителям______ Для меня храм - это______________ Дом.задание по выбору: Выполнить макет православного храма и сформулировать правила поведения в храме. Подготовить сообщение о храме-памятнике | На партах листочки с предложениями. По окончании работы листочки сдаются. | Слайд 19 режим демонстрации
Слайд 20 |
Приложение 1
Какое значение имеет храм в жизни православного христианина?
Выделите главное.
Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Приложение 2
Используя подсказки, вставьте пропущенные слова.
алтарь, звонница, иконостас, канун, корабль, крест, купол, притвор, паперть, Царские, иконы
ОБ УСТРОЙСТВЕ ХРАМА
Храм Божий даже внешне отличается от обычных зданий. Часто храм имеет в основании форму , ибо им Спаситель избавил людей от власти диавола. Нередко храм устраивается в виде , потому что Церковь ведет людей по бурному морю жизни к тихой пристани Царства Небесного. Иногда в основании лежит круг – знак вечности, или восьмиугольная звезда, так как Церковь направляет людей к спасению подобно путеводной звезде.
Здание храма венчает , изображающий небесный свод, и глава, на которой ставится крест.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или , то есть стенообразное сооружение, на котором висят колокола. Колокольный звон зовет верующих на молитву и возвещает о важнейших моментах богослужения.
Внутри православный храм имеет три части. Первая часть – – символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В третьей части – __________ – в первые века христианства стояли оглашенные, то есть люди, которые готовились к Таинству Крещения.
Перед входом в храм устраивается возвышенная площадка – .
Алтарь – это самая важная часть храма. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник»; он и устраивается обычно на возвышении.
Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется . В нем трое врат. Средние, самые большие, называются вратами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей.
В храме имеется еще , то есть невысокий стол с изображением Распятия и местом для свечей. Перед ним служатся заупокойные богослужения – панихиды.
На стенах храма находятся ___________. Перед ними возжигают лампады и свечи.
Используемые источники
А.В.Кураев «Основы православной культуры 4-5» Москва «Просвещение» 2010
Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
http://pravznak.msk.ru/group_discussion_view.php?group_id=209&grouptopic_id=7781
http://www.yugopolis.ru/news/social/2011/11/17/25775/pravoslavie-ufsin-eparhiya-cerkov-kolonii
http://vestnik-rm.ru/news-14-1270.htm
http://photopolygon.com/posts/19087
http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=905
http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=241
http://pravoslavie.kharkov.ua/page/15/
http://www.karkas-dom.ru/muranovo/umilenie.html
http://rupor.od.ua/news/Tvori-dobro-po-vsej-zemle--FOTOREPORTAG-017896/
http://feodorovskaya.cerkov.ru/2013/10/14/igra-ustrojstvo-xrama/
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Информация об авторе (ах) и предметной направленности разработки |
Фамилия, Имя, Отчество автора | Гугучкина Мария Валерьевна |
Предмет | Основы религиозных культур и светской этики |
Класс | 4 |
УМК (программа) | А.В.Кураев «Основы православной культуры 4-5» |
Пояснительная записка и описание занятия |
Аннотация разработки | Урок по теме «Храм» - представляет собой урок –исследование. Данный урок способствует формированию у учащихся представлений о храмовой архитектуре. В процессе урока учащиеся изучают учебный материал, опираясь на личный опыт и различные источники знаний, коллективно обсуждают результаты наблюдений. Эта форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Учащиеся в игровой форме знакомятся с внутренним строением храма, с историей храмовой культуры. Данная работа помогает познакомить, расширить, углубить знания детей и позволяет учителю использовать данный материал на уроках окружающего мира, литературы… |
Раздел учебной программы, тема | Тема «Храм», урок 14 |
Тип урока | Изученного нового материала. |
Цели и задачи | Цель урока: Формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры. |
Ожидаемые результаты | Предметные результаты: Узнают о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых предметах. Научатся различать храмы от других строений, части православного храма, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом». Метапредметные результаты и деятельность учащихся: Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты: Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме. |
Формы контроля и оценки результатов урока | Фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа. |
Учет специфики новых стандартов*** | Применение системно-деятельностного подхода |
Необходимые предварительные знания и умения | Представления о христианстве, как мировой религии, Боге, молитве … |
Рефлексия учебной деятельности | Метод незаконченного предложения. |
Дополнительные задания | Домашнее задание по выбору: Выполнить макет православного храма и сформулировать правила поведения в храме. Подготовить сообщение о храме-памятнике |
Программно-техническое и дидактическое обеспечение |
Оборудование | Оборудование ACTIV (интерактивная доска Smartboard) Компьютер Проектор |
Программное обеспечение | Компьютерные программы (KMPlayer) SMART Notebook |
Дидактическое обеспечение ACTIV | Электронный конспект-флипчарт Тест |
Дидактические материалы | Слайды (Храмы, структура храма, колокола) Видео (Видеоигра «Храм») Карточки-задания (текст Приложение 1; тест Приложение 2) |
Ключевые понятия | Храм Икона Иконостас Царские врата Алтарь Канун Престол |
Литература |
Рекомендуемые ученикам учебные материалы к занятию | Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012. Толковые словари Ожегов, Даль |
Список литературы, используемой для разработки занятия | А.В.Кураев «Основы православной культуры 4-5» Москва «Просвещение» 2010 Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008; http://pravznak.msk.ru/group_discussion_view.php?group_id=209&grouptopic_id=7781 http://www.yugopolis.ru/news/social/2011/11/17/25775/pravoslavie-ufsin-eparhiya-cerkov-kolonii http://vestnik-rm.ru/news-14-1270.htm http://photopolygon.com/posts/19087 http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=905 http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=241 http://pravoslavie.kharkov.ua/page/15/ http://www.karkas-dom.ru/muranovo/umilenie.html http://rupor.od.ua/news/Tvori-dobro-po-vsej-zemle--FOTOREPORTAG-017896/ http://feodorovskaya.cerkov.ru/2013/10/14/igra-ustrojstvo-xrama/ |