kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок ОРКСЭ "Храм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме  «Храм» - представляет собой урок –исследование. Данный урок способствует формированию у учащихся представлений о храмовой архитектуре. В процессе урока учащиеся изучают учебный материал, опираясь на личный опыт и различные источники знаний,  коллективно обсуждают результаты наблюдений. Эта форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Учащиеся в игровой форме знакомятся с внутренним строением храма, с историей храмовой культуры. Данная работа помогает познакомить, расширить, углубить знания детей и позволяет учителю использовать данный материал на уроках окружающего мира, литературы…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок ОРКСЭ ХРАМ»















Разработка урока

Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы православной культуры»

Тема урока:

«Храм»











Разработала: М.В.Гугучкина,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №17»
















Цель урока:
Формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Задачи:

Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.


Тип урока: изученного нового материала.


Вид урока: урок-исследование, заочное путешествие в храм.


Форма работы: фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.


Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, канун, престол.




Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

- Интерактивная доска, компьютер, проектор.

- Толковые словари Ожегов, Даль

- Видеоигра «Храм».

- Приложение 1, 2











Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Личностные результаты

Узнают о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых предметах.

Научатся различать храмы от других строений, части православного храма, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом».

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

1.Подготовите

льный

1.1.Организационный момент

1. Приветствие

2. Эмоциональный настрой:

Учитель показывает детям радиоприемник и спрашивает, что произойдет, если он его включит. Учитель включает радиоприемник. И что же? Раздается шум!
Что нужно сделать, чтобы что-то услышать? Настроиться на нужную волну! Вот и мы давайте настоимся на нужную волну.

  1. Приветствие

  2. Настраиваются на работу:

Дети высказывают свои предположения: будет играть музыка, будет говорить радиоведущий и т.д.



1.2.Актуализация знаний

1.Подведение к теме урока

Тема нашего урока заключена в загадке:

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.


2.Формулировка темы урока


  1. Что мы можем узнать на уроке о храме?


Маршрутный лист


1. Отгадывают загадку – определяют тему урока.
2. Участвуют в формулировке темы и целей урока

(раскрыть понятие «храм», познакомиться с внешним и внутренним строением храма, роль храмов в истории православных христиан …)


Слайд 2 режим демонстрации







Слайд 3

Заполнение маршрутного листа

2.Основной

2.1.Словарная работа





Что в вашем понимании можно назвать «храмом»?


Все свои помыслы и представления о высшей Красоте, любви и добре связывали наши предки с образом Храма – воплощением Царства Божия на Земле.
Л.А. Рапацкая

Как вы понимаете это высказывание?


Рассмотрим понятие по словарям Даля и Ожегова.

Ожегов:

1. Здание для богослужения, церковь.

2.Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.).

Даль:

1.стар. хоромы, жилой дом, храмина.

2.Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь.


1.Опираясь на личный опыт, объясняют понятие (дом, в котором происходит молитва, дом Божий и т.д.)







2.Работа со словарем


2.2.Изучение нового материала

Беседа:

???Кто из вас видел православный храм?


Среди иллюстраций найдите православный храм (показ иллюстрации)


???В чем отличие храма от других строений? Какие внешние атрибуты вы можете выделить? Вы правы, у храма обязательно должны быть: купол, крест, перед входом – икона.


Рассказ учителя:

Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему, или только часть здания, служащая для той же цели. Это греческое слово (кириаки) означает «жилище Господне» и пришло к нам после принятия христианства.

Каждый храм имеет свое имя, в зависимости от того священного события или лица, в память которых он построен. Например, храм Воскресения Христова, храм Успения Богородицы, храм Пресвятой Троицы, храм святителя Николая Чудотворца и т. п. Так первый храм на Руси, упоминаемый в Повести временных лет в 10 веке, носил имя почитаемого пророка Илии.


В храме нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. Попробуем разобраться в символике храма.

Рассмотрите иллюстрации.

???Похожи ли храмы друг на друга?

Выделим основные отличия:

1. Посмотрите на представленные схемы и назовите, какие формы имели православные храмы? Как вы думаете, почему?

Форма: (иллюстрации)

Форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Но на Руси строили храмы и в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду.

2. Какое внешнее отличие вы увидели на иллюстрациях?
Количество куполов

???Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?

А ещё количество куполов имеет символический смысл:

1 - купол символизирует единство Бога,

2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая),

3 – Святая Троица,

5 – Христос и 4 апостола евангелиста,

13 – Христос и 12 учеников.



???Как вы думаете, почему крест венчает главу храма?


Еще один важный атрибут Храма – колокол.

???Как вы считаете, с какой целью звонят в колокола?

1.Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт.



2.Выделяют основные атрибуты: купола, кресты, колокол и т.д.








3.Изучают материал на основе рассказа учителя и наглядного материала.


























4.Проводят анализ иллюстраций, делают выводы об основных отличиях:

Форме

Дети отмечают, что храмы имели форму:

  • Восьмиугольника;

  • Корабля;

  • Креста;

  • Круга











Количество куполов – выдвигают свои предположения.





Учащиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13) и то, что связано это с размерами храмов





Крест – символ спасения у христиан.

Возвестить о начале службы; в честь церковного праздника…





Слайд 4 режим демонстрации







































Слайд 5 режим демонстрации






















Слайд 6-7 режим демонстрации









Слайд 8 режим демонстрации


Физминутка


Виртуальная экскурсия в храм

Чтобы лучше разобраться в строении храма, предлагаю вам совершить экскурсию в храм.

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.

Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. В храме много икон у которых православные молят о здравии своих близких. Икона это изображение Бога, Божией Матери, святых или какого-то религиозного сюжета.

За умерших ставят свечи и молятся у столика, который называется канун. На нем мы видим распятие и место для 40 свечей.


???Что нового вы встретили во время экскурсии? Что вам было знакомо?


??? Как вы думаете, какое значение имеет храм в жизни православного христианина?

Текст

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.



Принимают участие в игре «Храм», совершая последовательное путешествие по храму и знакомясь с основными религиозными предметами и атрибутами.
































Работа с текстом. Самостоятельная работа.

Находят ответ на поставленный вопрос

(Приложение 1)





Слайд 9-10

Интерактивная игра «Храм» - экскурсия


2.2.Закрепление

Рассмотрите иллюстрации. Соедините картинки с соответствующими понятиями

Коллективная работа

Слайд 11

Тест – фронтальная работа


Раздел «Это интересно»:

Храмы-памятники


























Множество древних храмов является памятниками далеких побед.


Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына — Изяслава.


В 1380 году после победы над татарами на Куликовом поле князем Дмитрием Донским в память погибших воинов строится в Москве храм во имя Всех Святых "что на Кулишках".

Наиболее известным в мире московским храмом, «лицом» российской столицы является собор Василия Блаженного (называемый так по имени святого, похороненного на месте храма), или храм Покрова на Рву. Покровский храм был построен в середине 16 века в ознаменование победы русского войска над Казанским ханством, в то время входившим в Золотую Орду. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в день Покрова Божией Матери, и закончился победой русских воинов, после чего царь Иван Грозный издал указ о строительстве собора, чтобы увековечить эту славную победу и выразить благодарность небесным покровителям.


Казанский собор в Петербурге, построенный в 1736 году специально для чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, с 1813 года становится мемориалом в память побед над Наполеоном.


После Крымской войны 1853-1856 годов в Севастополе по повелению императора Александра II построены два храма-памятника в составе мемориального комплекса "Братское кладбище защитникам обороны Севастополя 1854-1855 гг." и музея обороны Севастополя на Малаховом кургане.

Владимирский собор назван "собором адмиралов".



Слайд 12-17 режим демонстрации

Давайте проверим, как вы запомнили материал. Выполните задание:

Используя подсказки, вставьте пропущенные слова.

Работа в группах

(Приложение 2)

Защита

Слайд 18

Тест – работа в группах. Защита.

3.Заключи

тельный


Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, т.е. приучаясь жить в Церкви, христианин очищает свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа.



Рефлексия -

Метод незаконченного предложения.

Что мы с вами интересного и нужного вынесли с урока.

Закончите предложения.

Я знаю ________________________


Я узнал(а)______________________


Я хочу узнать___________________


Я был(а) удивлен тем, что________


Я хочу рассказать родителям______


Для меня храм - это______________


Дом.задание по выбору:


  1. Выполнить макет православного храма и сформулировать правила поведения в храме.

  2. Подготовить сообщение о храме-памятнике

На партах листочки с предложениями.


По окончании работы листочки сдаются.

Слайд 19 режим демонстрации

























Слайд 20



Приложение 1

Какое значение имеет храм в жизни православного христианина?

Выделите главное.


Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.















Приложение 2

Используя подсказки, вставьте пропущенные слова.

алтарь, звонница, иконостас, канун, корабль, крест, купол, притвор, паперть, Царские, иконы


ОБ УСТРОЙСТВЕ ХРАМА

Храм Божий даже внешне отличается от обычных зданий. Часто храм имеет в основании форму , ибо им Спаситель избавил людей от власти диавола. Нередко храм устраивается в виде , потому что Церковь ведет людей по бурному морю жизни к тихой пристани Царства Небесного. Иногда в основании лежит круг – знак вечности, или восьмиугольная звезда, так как Церковь направляет людей к спасению подобно путеводной звезде.

Здание храма венчает , изображающий небесный свод, и глава, на которой ставится крест.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или , то есть стенообразное сооружение, на котором висят колокола. Колокольный звон зовет верующих на молитву и возвещает о важнейших моментах богослужения.

Внутри православный храм имеет три части. Первая часть – – символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В третьей части – __________ – в первые века христианства стояли оглашенные, то есть люди, которые готовились к Таинству Крещения.

Перед входом в храм устраивается возвышенная площадка – .

Алтарь – это самая важная часть храма. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник»; он и устраивается обычно на возвышении.

Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется . В нем трое врат. Средние, самые большие, называются вратами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей.

В храме имеется еще , то есть невысокий стол с изображением Распятия и местом для свечей. Перед ним служатся заупокойные богослужения – панихиды.

На стенах храма находятся ___________. Перед ними возжигают лампады и свечи.

Используемые источники

  1. А.В.Кураев «Основы православной культуры 4-5» Москва «Просвещение» 2010

  2. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

  3. http://pravznak.msk.ru/group_discussion_view.php?group_id=209&grouptopic_id=7781

  4. http://www.yugopolis.ru/news/social/2011/11/17/25775/pravoslavie-ufsin-eparhiya-cerkov-kolonii

  5. http://vestnik-rm.ru/news-14-1270.htm

  6. http://photopolygon.com/posts/19087

  7. http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=905

  8. http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=241

  9. http://pravoslavie.kharkov.ua/page/15/

  10. http://www.karkas-dom.ru/muranovo/umilenie.html

  11. http://rupor.od.ua/news/Tvori-dobro-po-vsej-zemle--FOTOREPORTAG-017896/

  12. http://feodorovskaya.cerkov.ru/2013/10/14/igra-ustrojstvo-xrama/

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

          1. Информация об авторе (ах) и предметной направленности разработки

Фамилия, Имя, Отчество автора

Гугучкина Мария Валерьевна

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики

Класс

4

УМК (программа)

А.В.Кураев «Основы православной культуры 4-5»

          1. Пояснительная записка и описание занятия

Аннотация разработки

Урок по теме «Храм» - представляет собой урок –исследование. Данный урок способствует формированию у учащихся представлений о храмовой архитектуре. В процессе урока учащиеся изучают учебный материал, опираясь на личный опыт и различные источники знаний, коллективно обсуждают результаты наблюдений. Эта форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Учащиеся в игровой форме знакомятся с внутренним строением храма, с историей храмовой культуры. Данная работа помогает познакомить, расширить, углубить знания детей и позволяет учителю использовать данный материал на уроках окружающего мира, литературы…

Раздел учебной программы, тема

Тема «Храм», урок 14

Тип урока

Изученного нового материала.

Цели и задачи

Цель урока:
Формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Задачи:

Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

Узнают о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых предметах.

Научатся различать храмы от других строений, части православного храма, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом».

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты:

Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.

Формы контроля и оценки результатов урока

Фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.

Учет специфики новых стандартов***

Применение системно-деятельностного подхода

Необходимые предварительные знания и умения

Представления о христианстве, как мировой религии, Боге, молитве …

Рефлексия учебной деятельности

Метод незаконченного предложения.

Дополнительные задания

Домашнее задание по выбору:

  1. Выполнить макет православного храма и сформулировать правила поведения в храме.

  2. Подготовить сообщение о храме-памятнике

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Оборудование

 Оборудование ACTIV (интерактивная доска Smartboard)

 Компьютер

 Проектор


Программное обеспечение

 Компьютерные программы (KMPlayer)

 SMART Notebook


Дидактическое обеспечение ACTIV

 Электронный конспект-флипчарт

 Тест


Дидактические материалы

 Слайды (Храмы, структура храма, колокола)

 Видео (Видеоигра «Храм»)

 Карточки-задания (текст Приложение 1;

тест Приложение 2)

Ключевые понятия

 Храм

 Икона

 Иконостас

 Царские врата

 Алтарь

 Канун

 Престол

Литература

Рекомендуемые ученикам учебные материалы к занятию

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

Толковые словари Ожегов, Даль

Список литературы, используемой для разработки занятия

  1. А.В.Кураев «Основы православной культуры 4-5» Москва «Просвещение» 2010

  2. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

  3. http://pravznak.msk.ru/group_discussion_view.php?group_id=209&grouptopic_id=7781

  4. http://www.yugopolis.ru/news/social/2011/11/17/25775/pravoslavie-ufsin-eparhiya-cerkov-kolonii

  5. http://vestnik-rm.ru/news-14-1270.htm

  6. http://photopolygon.com/posts/19087

  7. http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=905

  8. http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=241

  9. http://pravoslavie.kharkov.ua/page/15/

  10. http://www.karkas-dom.ru/muranovo/umilenie.html

  11. http://rupor.od.ua/news/Tvori-dobro-po-vsej-zemle--FOTOREPORTAG-017896/

  12. http://feodorovskaya.cerkov.ru/2013/10/14/igra-ustrojstvo-xrama/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок ОРКСЭ "Храм"

Автор: Гугучкина Мария Валерьевна

Дата: 05.10.2014

Номер свидетельства: 116489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок – экскурсия: «Храм Василия Блаженного» "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-ekskursiia-khram-vasiliia-blazhiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "143692"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418571339"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") по теме "Храм""
    ["seo_title"] => string(58) "urok_orkse_modul_osnovy_pravoslavnoi_kultury_po_teme_khram"
    ["file_id"] => string(6) "505642"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554141544"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Презентация к уроку ОРКСЭ "Храм""
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia_k_uroku_orkse_khram"
    ["file_id"] => string(6) "385778"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485806269"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Использование раздаточного материала на уроках ОПК "
    ["seo_title"] => string(55) "ispol-zovaniie-razdatochnogho-matieriala-na-urokakh-opk"
    ["file_id"] => string(6) "235187"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443626114"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Презентация "Храмы России" "
    ["seo_title"] => string(29) "priezientatsiia-khramy-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "116759"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412606019"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства