kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") по теме "Храм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") по теме "Храм" направлен на закрепление представлений обучающихся 4 класса о назначении православного храма и его устройстве.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") по теме "Храм"»

Урок: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

Класс: 4 «а»

Тема урока: «Храм»

Тип урока: урок - закрепление

Цель: закрепить представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Закрепить понятие «православный храм», с назначением и устройством православного храма.

  2. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

  3. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

  4. Закрепить представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя доброго развития личности.

  5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


УУД

  • ЛичностныеУУД:

- прививать  интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

 - формулировать общие для всех людей правила поведения в храме;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- развитие умения высказывать  свое отношение,  выражать свои эмоции.

  •  Регулятивные УУД:

- определять и формулировать темы и цели учебной деятельности  на уроке

- уметь оценивать  результат своей деятельности

-  работать по плану;

        -  действовать, исходя из цели.

  •  Коммуникативные УУД: 

- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форм;

- развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме; владение диалогической формой общения. Инициативное сотрудничество в поиске и соре информации; контроль своего поведения

  -  развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы;

  -  формировать умение выражать свои мысли в оценочном   суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

 - строить монологическое  высказывание;

- оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими  и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.

  • Познавательные УУД:

- преобразовывать информацию из одной формы в другую; выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подробное пересказывание небольшого текста; выводы в результате совместной работы класса и учителя.



Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: особенности православного храма и правила поведения в нем

  • Уметь: определять православные храмы

Личностные: понимать значение храмов в культуре русского народа

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь организовывать совместную деятельность с учителем и учениками, самооценка деятельности

Ключевые понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Форма урока : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая



Технологическая карта урока.

Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формирование

УУД

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности (3 мин)



- Здравствуйте! Урок ОПК. К нам на урок пришли гости. Значит, мы должны показать свои знания и как мы умеем все дружно, сплоченно работать.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

- Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на 2 группы. 1 группа – красные, 2 – синие. Для совместной работы группы выбираем лидера. Лидер – это помощник учителя. Если будут затруднения в выполнение работы, поднимите красный сигнал.

- Давайте вспомним правила работы в группе

(слайд 2)


Ученики поворачиваются друг к другу, улыбаются, настраиваются на работу

1.Разделились на группы.

2. Выбрали лидера.


Личностные:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


Актуализация знаний учащихся. (5мин)

- Давайте выполним задание. Нужно составить пазлы.

- Что вы составили? (священные сооружения)

-- Что их объединяет? (это храм)

- Что относится к православной культуре? (церковь, храм)

- Как называются другие священные сооружения? Послушаем учащихся 4 «б» класса, изучающих ОМРК.

(слайды 3-10)

Работа в группах.

Дети составляют пазлы: церковь, мечеть, ступа, синагога.

Вывешивают на доске.

Дети слушают выступление 4 «б» (приложение 1)




Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форм.

Познавательные:
преобразовывать информацию из одной формы в другую; выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Формулирование темы урока

Постановка цели урока. Планирование своей деятельности (10мин)


–Попробуйте дать определение слову «храм».

- Вывод: Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

–Слово храм означает «здание», «дом».

(слайды 11-12)

- Часто мы православный храм называем – церковь. Церковь — слово греческое, озна­чает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм ча­сто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

–По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

- Имеет ли значение форма, цвет и количество купола, цвет самого здания в строительстве храма?

(слайды 13-16)











–Все ваши ответы абсолютно правильные.

- Определите тему урока.

- Какие поставим цели к уроку?

Сегодня на уроке мы повторим с вами устройство православного храма и повторим как правильно себя вести в храме.


Учащиеся дают свое определение слову «храм»

(Предполагаемые ответы: « Храм – это здание, в котором люди молятся, ставят свечки. В храме обычно происходят обряды крещения, венчания,  отпевания.  В храме много икон.  В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чем-то»)

- есть купол на котором находится крест, колокола. Архитектурой.

-Да.

Выступление учеников с заранее подготовленным сообщением  с использованием презентации.

(приложение 2)


Определяют тему урока. Формулируют цель урока.

- Православный храм.

-Как устроен православный храм.

-Что люди делают в храме.

Регулятивные:
определение и формирование темы урока и цели своей деятельности на уроке с помощью учителя, планирование своей деятельности.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Повторение пройденного материала (12мин)

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

 

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят

–Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма?

- Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Храм – корабль, плывущий к Богу.

–Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.

Давайте назовёт, из каких частей состоит храм?

- Обратите внимание на основные понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

(слайд 17)

1. Паперть

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню

2.Притвор

Давайте пройдём в притвор. Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.

3.Амвон

4. Аналóй  это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом;)

5.Иконостас.

Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.

Что такое иконостас - стена с рядом икон, отделяющая алтарь от остальной части православного храма. 

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории

6.Царские врата

В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них к людям выносят Евангелие и через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

7.Алтарь

За иконостасом находится алтарь, главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.

Это не секретная комната.

-Еще раз пройдемся по внутреннему строению храма.

(слайд 18 - 20)

- В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.

(слайд 21)

Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие?





- Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.

К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.






- Нет! Храмы строятся во всех поселениях!

















Работа по группам.

1 – группа- названия части храма

2 группа- объяснение.

(приложение 3)

Учащиеся ищут значение слова.

Кто находит, готовятся к выступлению.
































- Паперть, притвор, аналой, амвон, Царские врата, алтарь.



- Да. В храме тоже нужно соблюдать свои правила поведения.

Дети читают стихотворение – памятку «Как вести себя в храме»

(приложение 4)








Личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами, формулировать общие для всех людей правила поведения в храме

Коммуникативные:
развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме; владение диалогической формой общения. развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы;

формировать умение выражать свои мысли в оценочном   суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

строить монологическое  высказывание.





Познавательные:
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
подробное пересказывание небольшого текста;
выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

 



Коммуникативные:
развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной  и письменной формах; владение диалогической формой общения. Инициативное сотрудничество в поиске и соре информации; контроль своего поведения.


Физминутка (2 мин)


Учитель проводит физминутку

.

Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли 
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямлялись, 
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись!





Учащиеся выполняют предложенные им упражнения



Проверка усвоения нового материала

 Применение знаний и умений (5мин)

- В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.

- Предлагаю провести исследовательскую работу по описанию храма Симеона Верхотурского в п.Приобье

.(слайд 21)


Группы делятся на подпогруппы.

Детям выдаются памятки описания храма: купол, цвет купола, количество куполов, цвет самого храма.

(приложение 3)

- Читаются полученные работы.

Познавательные :
преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы в результате совместной работы.

Личностные: прививать  интерес к культуре и истории своего народа, родной страны

Рефлексия (2 мин)

- Жизнь храмов можно сравнить с жизнью людей. Некоторые ушли от нас навсегда, потому что было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись. Это было в XX веке после революции.

Сейчас храмы восстанавливаются и строятся новые. Перед началом строительства храма первый камень закладывается с молитвой и благословением. Новый храм освящается. Самое слово "освятить" значит — сделать святым, сделать принадлежностью Самого Бога.

В храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души».

- Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.

(слайд 22)


Личностные : развитие умения высказывать  свое отношение,  выражать свои эмоции.
Коммуникативные: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими  и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.

Домашнее задание (1 мин)

- Расскажите родителям, что еще вы узнали о храме.





















Приложение 1

Иудаизм

Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» – синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня. Следует отметить, что синагога не является храмом.

Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчинено определенным правилам.

Парохет - шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно его помещают у стены, обращенной в сторону Иерусалима. Он должен быть прикрыт специальным занавесом.

Менора – светильник из семи свечей. Вечный огонь, лампа, которая должна постоянно гореть, символизируя заповедь; «возжигать вечный огонь перед скрижалями…»

Бима - возвышение, на котором стоит стол, куда кладут свиток Торы во время чтения недельных глав.

Отделение для женщин, иногда балкон, иногда боковой или задний придел.

Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражи, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.



Ислам

Мечеть - молитвенное здание в исламе.

Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем. Рядом с мечетью находятся минареты - башни, с которых верующих призывают на молитву пять раз в день.

Классическое устройство мечети включает в себя:

-собственно молитвенное здание (как правило, с галереями);

- двор, где должен находиться фонтан для омовения;

-один или несколько минаретов (башня для призыва мусульман на молитву).

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным.

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение и выстраиваются рядами за имамом – предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Буддизм

Ступа похожа на половину шара, на купол, полусферу. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо.

Позже ступы стали строить более сложными, они превратились в высокие многоярусные строения, которые называются пагоды. Иногда они могут достигать грандиозных размеров и высоты до 50 метров. Отличительной чертой пагоды являются слегка приподнятые кверху заострённые края кровли. Это подчёркивает её устремлённость вверх. Позднее широко развернулось храмовое строительство. Фасады храмов украшены рельефами и скульптурами, а внутри представляют собой большой прямоугольный зал.

Перед изображениями божеств устанавливают алтарь – обтянутый материей стол. Перед алтарем верующие совершают поклоны, выражая свое почтение буддийским святыням. На алтарь также ставят подношения Будде. Изображения Будды располагается на алтаре и является наиболее важным элементом в храме. К изображению Будды нельзя поворачиваться спиной.

Стены буддийских храмов украшают яркими росписями, изображениями Будды и других святых, сделанными на ткани. Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шелковые платки, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета.









Приложение 2

Цвет куполов

Обозначение

Золотой цвет

символ небесной славы

Синие купола со звёздами

храм посвящён Богородице. Голубой или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звёзды напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Купола зелёного цвета

посвящённые Святой Троице. Кроме того, купола храма, посвящённые святому, могут быть ещё серого либо серебряного цвета.

Чёрные купола

Это цвет монашества

Количества куполов на храме

Значение

1 купол

символизирует Единого Бога

3

Святую Троицу

5 

обозначают Спасителя и четырёх евангелистов

7

говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние,священство, венчание и елеосвящение)

9 

символизируют девять ангельских чинов

13

Спаситель и 12 апостолов

33 

возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

Цвет храма

Значение

Белый 

освящён в честь Преображения или Вознесения что он Господня

Голубые

церковь построена в честь Пресвятой Богородицы

Красный

обычно бывает посвящён мученику (мученикам)


Зелёный

то она, скорее всего, освящена в честь преподобного

Жёлтый

строилась в честь святителя





Приложение 3

Внутреннее строение храма

Паперть


непокрытая кровлей площадка перед входом в храм

Притвор


«перед дверями»

 пристройка перед входом в храм

Амвон


специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.


Иконостас


стена с рядом икон, отделяющая алтарь от остальной части православного храма


Царские врата


через них к людям выносят Евангелие

и символизируют собой врата Рая.


Алтарь


«жертвенник»

небо, где обитает Бог

образ Царства Небесного



Приложение 4

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") по теме "Храм"

Автор: Меньщукова Нэлли Яковлевна

Дата: 01.04.2019

Номер свидетельства: 505642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок по ОРКСЭ. Модуль:"Основы православной культуры".Тема урока:"Православный храм" "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-po-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-tiema-uroka-pravoslavnyi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "203881"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429552487"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по ОРКСЭ "Святитель Иннокентий Кульчицкий" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-orkse-sviatitiel-innokientii-kul-chitskii"
    ["file_id"] => string(6) "233592"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443161693"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок – экскурсия: «Храм Василия Блаженного» "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-ekskursiia-khram-vasiliia-blazhiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "143692"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418571339"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект открытого урока  по ОРКСЭ в 4 классе "Внутреннее строение и убранство храма" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-orkse-v-4-klassie-vnutriennieie-stroieniie-i-ubranstvo-khrama"
    ["file_id"] => string(6) "151507"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420716833"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства