урок самопознания, тема урока Об отзывчивости и равнодушии.
Цель:
Расширить и углубить представления учащихся о нравственных качествах человека, через общечеловеческую ценность, праведного поведения.
Задачи:
- Раскрытие значений понятий «отзывчивость», «равнодушие»;
- развитие стремления проявлять отзывчивость;
- воспитание таких качеств, как отзывчивость, сострадание, сочувствие.
традиционно урок начинается с позитивного настроя, с проверки домашнего задания. акцентирую внимание на цитату урока. подарок от учителя это притча "Спасение на море", дети внимательно слушали притчу, после высказывали свои мнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Расширить и углубить представления учащихся о нравственных качествах человека, через общечеловеческую ценность, праведного поведения.
Задачи: - Раскрытие значений понятий «отзывчивость», «равнодушие»; - развитие стремления проявлять отзывчивость; - воспитание таких качеств, как отзывчивость, сострадание, сочувствие.
Ресурсы: (материалы, источники)
Мелодия «Хрустальная грусть», песня «Совершите чудо» сл. М.Пляцковского муз. Е.Птичкиной
Ход урока:
Орг. момент. Позитивный настрой концентрация на свет
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова.
Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Все ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду…
Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете … Свет внутри меня … Я есть Свет» Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце.
Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза.
Проверка домашнего задания рассказ «Красные санки» стр.56
Вопросы:
Чем вызвано желание Димы приходить к Люде каждый день?
Как бы вы объяснили успехи Димы в учении?
Какими качествами обладает отзывчивый человек?
Расскажите о таком эпизоде из своей жизни, приведите примеры.
Примечания:
Мелодия «Хрустальная грусть»
3. Позитивное высказывание (цитата)
«Равнодушие – самая страшная болезнь души»
Алексис Токвиль
Как вы понимаете это выражение?
( Алекси́с-Шарль-Анри Клерель де Токви́ль ( 1805,Париж, — 16 апреля 1859, Канны) — французский политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел Франции (1849). Более всего известен как автор историко-политического трактата «Демократия в Америке» (2 тома, 1835, 1840),)
4. Рассказывание истории (беседа)
«Спасение на море» Дэн Кларк
Много лет один юноша, живший в рыбацкой деревушке в Голандии показал всему миру, какой бывает награда за бескорыстный поступок. Посколько жизнь деревни держалась на добыче рыбы, требовалась добровольная команда спасателей на какой либо непредвиденный случай. Однажды вечером рыбацкое судно было настигнуто в море сильным штормом. Попавшая в беду команда послала сигнал SOS. Капитан спасательного судна поднял по тревоге свою команду, и жители деревни собрались на городской площади, откуда видна была бухта. Пока спасатели спускали на воду лодку и гребли, сражаясь с огромными волнами, остальные с беспокойством ждали на берегу, освещая фонарями путь. Через час спасательная шлюпка появилась из тумана, и жители деревни с радостными криками побежали к ней. Упавшие в изнеможении на песок спасатели поведали, что шлюпка не могла взять на борт всех рыбаков и одного человека пришлось оставить, потому что иначе спасательная шлюпка перевернулась бы и все бы погибли. Капитан принялся вызывать новых добровольцев, чтобы пойти за оставшимся рыбаком. Вперед вышел шеснадцатилетний Ганс. Его мать схватила юношу за руку: - Умоляю, не ходи. Десять лет назад во время кораблекрушения погиб твой отец, а твой старший брат Пауль уже три недели как без вести пропал в море, Ганс, ты один у меня остался. Ганс ответил: - Мама, я должен пойти. Что будет, если все скажут – я не могу, пусть это сделает кто-нибудь другой? Мама, я должен исполнить свой долг. Когда звучит сигнал, мы все должны исполнить свой долг в свой черед. Он поцеловал маму, сел в шлюпку, и та исчезла в ночи. Прошел час, который показался матери Ганса вечностью. Наконец спасательная шлюпка вынырнула из тумана, на носу ее стоял Ганс. Сложив руки рупором, капитан крикнул: - Вы нашли последнего? Едва сдерживая свои чувства, Ганс прокричал в ответ: - Да, мы нашли его. Скажите матери, что это мой старший брат Пауль!
Вопросы:
Почему мама не хотела отпускать Ганса в добровольную команду по спасению рыбаков?
Почему важно не оставаться равнодушным к беде?
Приведите примеры из личного опыта, когда вы оказали помощь своим родным, знакомым.
Дэн Кларк родился 3.07.1976 года в Лондоне. Британский актер, комедиант, сценарист и режиссер. Известен благодоря роли Дона Дэнбери в многосерийном сериале «Как не стоит жить».
5. Творческая деятельность, групповая работа
Задание №1 (приложение №1)
Соберите пазлы, внимательно рассмотрите картину, ответьте на следующие вопросы.
Что изображено на картине?
Всегда ли нужно сочувствовать и быть отзывчивым? Почему?
Приведите пример бескорыстного отношения к окружающим.
Картинки
6. Групповое пение «Песня совершите чудо»
сл.М.Пляцковского
муз. Е.Птичкиной
Землю обмотали тоненькие нити: Нити параллелей и зеленых рек… Совершите чудо: руку протяните- Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек! Совершите чудо: руку протяните- Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек! Обогрейте словом, обласкайте взглядом, От веселой шутки тает даже снег, Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек! Это так чудесно, если с вами рядом Станет добрым и весёлым хмурый человек!
Мы не зря мечтали о волшебном чуде, Пусть планету кружит всемогущий век, Совершите чудо: пусть выходит в люди, Пусть выходит, пусть выходит в люди человек! Совершите чудо: пусть выходит в люди, Пусть выходит, пусть выходит в люди человек!
Песня «Совершите чудо»
7. Домашнее задание. Прочитать рассказ В.Сухомлинского «У дедушки на пасеке» в учебнике на странице 65-66
Учебник самопознания
8. Заключительная минута урока. А теперь сядьте удобнее, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите в гармонии с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.
(звучит тихая, спокойная музыка)
Приложение №1
Задание №1
Соберите пазлы, внимательно рассмотрите картину, ответьте на следующие вопросы.
1. Что изображено на картине?
2. Всегда ли нужно сочувствовать и быть отзывчивым? Почему?
3. Приведите пример бескорыстного отношения к окружающим.
Задание №2
Соберите пазлы, внимательно рассмотрите картину, ответьте на следующие вопросы.
1. Что изображено на картине?
2. Всегда ли нужно сочувствовать и быть отзывчивым? Почему?
3. Приведите пример бескорыстного отношения к окружающим.
Задание №3
Соберите пазлы, внимательно рассмотрите картину, ответьте на следующие вопросы.
1. Что изображено на картине?
2. Всегда ли нужно сочувствовать и быть отзывчивым? Почему?
3. Приведите пример бескорыстного отношения к окружающим.
«Спасение на море» Дэн Кларк
Много лет один юноша, живший в рыбацкой деревушке в Голандии показал всему миру, какой бывает награда за бескорыстный поступок. Посколько жизнь деревни держалась на добыче рыбы, требовалась добровольная команда спасателей на какой либо непредвиденный случай. Однажды вечером рыбацкое судно было настигнуто в море сильным штормом. Попавшая в беду команда послала сигнал SOS. Капитан спасательного судна поднял по тревоге свою команду, и жители деревни собрались на городской площади, откуда видна была бухта. Пока спасатели спускали на воду лодку и гребли, сражаясь с огромными волнами, остальные с беспокойством ждали на берегу, освещая фонарями путь. Через час спасательная шлюпка появилась из тумана, и жители деревни с радостными криками побежали к ней. Упавшие в изнеможении на песок спасатели поведали, что шлюпка не могла взять на борт всех рыбаков и одного человека пришлось оставить, потому что иначе спасательная шлюпка перевернулась бы и все бы погибли. Капитан принялся вызывать новых добровольцев, чтобы пойти за оставшимся рыбаком. Вперед вышел шеснадцатилетний Ганс. Его мать схватила юношу за руку: - Умоляю, не ходи. Десять лет назад во время кораблекрушения погиб твой отец, а твой старший брат Пауль уже три недели как без вести пропал в море, Ганс, ты один у меня остался. Ганс ответил: - Мама, я должен пойти. Что будет, если все скажут – я не могу, пусть это сделает кто-нибудь другой? Мама, я должен исполнить свой долг. Когда звучит сигнал, мы все должны исполнить свой долг в свой черед. Он поцелова маму, сел в шлюпку, и та исчезла в ночи. Прошел час, который показался матери Ганса вечностью. Наконец спасательная шлюпка вынырнула из тумана, на носу ее стоял Ганс. Сложив руки рупором, капитан крикнул: - Вы нашли последнего? Едва сдерживая свои чувства, Ганс прокричал в ответ: - Да, мы нашли его. Скажите матери, что это мой старший брат Пауль!
Вопросы:
Почему мама не хотела отпускать Ганса в добровольную команду по спасению рыбаков?
Почему важно не оставаться равнодушным к беде?
Приведите примеры из личного опыта, когда вы оказали помощь своим родным, знакомым.