Наибольшей педагогической значимости добивается педагог, использующий не только опорные конспекты занятия для себя, но и проецируемые на экран для учебной группы. Для этого можно использовать кадоскоп и слайды, на которые нанесен текст опорного конспекта.
Особую ценность, на наш взгляд, представляют рабочие тетради. Общеизвестно, что особенно остро перед педагогической наукой встают вопросы выявления факторов, способствующих наилучшему развитию умственных способностей обучаемых, активности их мышления, рациональной организации самостоятельной работы каждого и подготовке к овладению новыми знаниями и в процессе их изучения.
В ходе такой работы активно мыслят и действуют лишь отдельные студенты. Остальная часть - пассивна, она без особых к тому усилий по-прежнему получает уже готовое знание. Создаётся внешне ложное.представление о качестве усвоения каждым студентом. Проанализировать же усвоение каждым студентом преподаватель не имеет возможности.
Стремясь восполнить этот пробел, разработаны специальные дидактические материалы - рабочие тетради на основе которых организовали самостоятельное изучение и первичное закрепление студентами новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Байконурский электрорадиотехнический техникум им. М.И. Неделина»
ДОКЛАД
на тему: «Технология обучения и методы активизации»
для выступления на заседании предметно-цикловой комиссии
специальности 08.02.09
«Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
Подготовил преподаватель: И.В. Зайнилова
г. Байконур
2015
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Наибольшей педагогической значимости добивается педагог, использующий не только опорные конспекты занятия для себя, но и проецируемые на экран для учебной группы. Для этого можно использовать кадоскоп и слайды, на которые нанесен текст опорного конспекта.
Особую ценность, на наш взгляд, представляют рабочие тетради. Обще известно, что особенно остро перед педагогической наукой встают вопросы выявления факторов, способствующих наилучшему развитию умственных способностей обучаемых, активности их мышления, рациональной организации самостоятельной работы каждого и подготовке к овладению новыми знаниями и в процессе их изучения.
В ходе такой работы активно мыслят и действуют лишь отдельные студенты. Остальная часть - пассивна, она без особых к тому усилий по-прежнему получает уже готовое знание. Создаётся внешне ложное. представление о качестве усвоения каждым студентом. Проанализировать же усвоение каждым студентом преподаватель не имеет возможности.
Стремясь восполнить этот пробел, разработаны специальные дидактические материалы - рабочие тетради на основе которых организовали самостоятельное изучение и первичное закрепление студентами новых знаний.
Составленные рабочие тетради не исключают объяснение преподавателя, работу студентов по стабильному учебнику, а являются дополнение к существующим методам обучения и используются наряду с ними.
Содержание рабочих тетрадей составляют контрольные задания для каждого студента, вв ходе которых они выполняют теоретические и практические действия, обосновывают их и на основе этого самостоятельно делают выводы.
Характерной особенностью данного дидактического материала является то, что процесс выполнения заданий, а также результаты фиксируются тут же в материалах, что позволяет преподавателю контролировать ход мысли студента, своевременно обнаруживать пробел.
Для привития студентам навыков самоанализа, самоконтроля материалы предусматривают самопроверку. Студенты имеют возможность сравнивать свой ответ или практическое действие с правилом или текстом, помещённым в справочной части пособия-самопроверке. Такой приём способствует формированию у студентов мыслительной деятельности, развивает внимание, наблюдательность, мобилизует память, желание безошибочно выполнить задание.
Сами студенты и преподаватели с большой заинтересованностью отзываются о рабочих тетрадях, говоря о том, что они вносят полезное разнообразие в учебный процесс, содействуют активизации внимания учащихся, повышению интереса к выполняемым заданиям. Система составления и расположения заданий в материалах приучает учащихся вдумчиво относится к выполнению работы, нацеливает их строго следовать определённой последовательности в учебной деятельности. Повышает самостоятельность не только при формулировании выводов, правил, но и применении этих правил. Используя рабочие тетради, преподаватели пришли к выводу, что успешнее самостоятельная работа протекает при разумном сочетании ее со сложившимися методами. Выбор же того или иного метода зависит от конкретных условий: степени трудности изучаемого материала, подготовленности учащихся к самостоятельному выполнению той или иной работы. Так, самостоятельную работу, в процессе которой учащиеся подводятся к усвоению новых понятий, правил целесообразнее организовывать на материале, не сопряженном с большими трудностями.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЩИЕ ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.
Выбор технологии обучения зависит от:
а) приоритетности целей образования;
б) специфики содержания обучения (учебного материала);
в) состава студентов (их уровень развития и подготовленности; мотивации учебной деятельности и направленности интересов, количества обучающихся, их возраста и т.д.);
г) уровня развития технической оснащенности учебного процесса.
Задача высшей и средней специальной школы состоит разработке технологий обучения, ориентированных на использование, применение на практике в учебном процессе новых информационных технологий. Предпосылки к этому уже есть - увеличение объёмов самостоятельной работы, введение элективных курсов по выбору студентов. Занятия с преподавателями должны обеспечить мотивационную психологическую подготовку к самостоятельной деятельности, а также формирование соответствующих учебных умений и навыков по работе с современными информационными средствами и базами данных на локальном, региональном, федеральном и международных уровнях.
ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Педагогический. менеджмент в обучении - целенаправленная педагогическая деятельность преподавателей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения.
К ведущим компонентам педагогического менеджмента относятся первую очередь следующие:
- создание коммуникативных связей;
- осуществление постоянного контроля за усвоением;
- принятие педагогического решения в любой педагогической ситуации.
Стержневым условием для педагогического управления является:
- владение методами педагогического общения;
- учёт объекта воздействия;
- умение видеть слышать собеседника.
Определяя стиль педагогического общения, прогнозируя вероятные трудности в общении, уточняя потребности в общении, прикидывая модель в общении, как с учебной группой, так и с каждой отдельной личностью, педагог должен правильно определить типы собеседников. Как известно, по типам собеседники делятся на экстравертов и интровертов. Экстраверт - эта личность обращена на окружающий мир, как бы отчуждена от себя самого, принижают свою личностную значимость. Эти люди импульсивные, инициативные, имеют гибкое поведение, очень общительны, социально адаптивны. Для интроверта же характерна фиксация интересов на себе. Чаще это люди необходительные, замкнутые, социально пассивные, склонны к самоанализу, социально неадаптированные.