ЦЕЛИ: Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения. Повысить самооценку детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема занятия: "Как правильно дружить"»
Конспекты проведенных бесед по плану социального педагога.
Беседа с учащимися 4-х классов с элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить"
ЦЕЛИ: Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения. Повысить самооценку детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Анализ учащимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения. Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.
МАТЕРИАЛЫ: Мяч или игрушка. Кодекс дружбы. Листы бумаги, ручки или карандаши. Материалы к упражнению “Что важно для дружбы?” Беседа рассчитана на 2 урока по 1 разу в неделю. Возможно проведение на классных часах. В беседе участвует весь класс без предварительной подготовки.
ХОД БЕСЕДЫ: Знакомство. Короткий рассказ о целях беседы, об особенностях предстоящих встреч. Постановка проблемы. Упражнение “Что я больше всего люблю делать, и чему хотел бы научиться”
Цели: Создание в группе доверительных отношений. Формирование у детей положительного отношения друг к другу. Повышение самооценки детей.
Задача: Предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом. “В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться”. Обсуждение по теме занятия. Вопрос: Что такое дружба?
“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. “Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно. “Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии. Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями. Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей? Сколько у человека может быть настоящих друзей? Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать? Упражнение “Мой идеальный друг”
Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.
Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе. Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто…” Совместное обсуждение результатов.
Дискуссия по кругу. Вопросы:
- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?
- А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?
- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
- Что может помешать дружбе?
Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).
Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:
Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек ,с которым Вы общаетесь регулярно в течение 3 – 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у Вас есть друг!
Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.
Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.
Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.
Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.
Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.
Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:
Делитесь новостями о своих успехах.
Высказывайте эмоциональную поддержку.
Добровольно помогайте в случае нужды.
Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
Возвращайте долги и оказанные услуги.
Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
Защищать друга в его отсутствие.
Быть терпимым к остальным его друзьям.
Не критиковать друга публично.
Сохранять доверенные тайны.
Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
Не быть назойливым, не поучать.
Уважать внутренний мир и автономию друга.
Вопросы:
- Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?
- Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?
- Как Вы думаете ,несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?
Упражнение “Что Важно для дружбы?”
Цели: закрепление полученных знаний о дружбе, формирование новых отношений с окружающими людьми.
Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.
Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:
Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
Защищать друг друга от обидчиков.
Придумывать вместе интересные игры.
Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
Угощать друг друга сладостями.
Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
Уметь уступать друг другу.
Часто ходить друг к другу в гости.
Говорить друг другу всегда только приятные слова.
Уметь делиться новостями.
Помогать друг другу.
Уметь слушать друг друга и понимать.
Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
Не ссориться друг с другом по пустякам.
Искренне радоваться успехам друг друга.
Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее?
Где человек может найти себе друзей?
Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.
Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?
Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.
В заключение несколько полезных советов:
- Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.
- Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
- Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами, ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.