Цикл занятий для «Учимся дружить» для 2- 3 классов
Тема « Трудное чувство - дружба»
Цели:
- Учить свободно выражать свои мысли*
- Способствовать принятию детьми друг друга.
- Формирование у детей умения увидеть достоинства в другом человеке.
- Снятие психологического напряжения
Ход занятия
1. «Мысленная картинка» на тему «Дружба»
Воспитатель: "Сейчас я вас попрошу закрыть глаза и пока звучит музыка придумать такую картинку, где бы присутствовал хороший друг, а затем нужно рассказать об этом всем.
Вывод: хорошим другом может быть брат, сестра, мама, папа, одноклассник, сосед.
2. Игра «Здравствуй, друг!» из цикла «Телесная терапия».
Все участники встают в общий круг и рассчитываются на 1, 2-е номера.
- ые номера встают во внутренний круг.
- ые - во внешний.
В двух кругах участники образуют пары и начинают общаться друг с другом (слова и жесты):
- Здравствуй, друг! - (рукопожатие)
- Как ты тут? - (стучат по плечу друг друга)
- Где ты был? - (склоняются к уху друг друга)
- Я скучал! - (стучат по обоим плечам)
- Вот ты здесь! (раскрывают руки, разводят их)
- Как я рад! (обнимаются, похлопывая друг друга по спине)
Затем 2-ые номера смещаются вправо или влево, и снова пары общаются.
Игра продолжается до тех пор, пока участники не придут в свои прежние пары.
3. Игра "Настоящий друг, потому что."
В центр круга выходит один ребенок. Ему необходимо пригласить в круг своего настоящего друга из числа детей и закончить предложение: "Саша настоящий друг, потому что." Далее приглашается другой ребенок, который приглашает своего друга. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в круге.
- И. Туричин «Дружба»
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
— Мы — друзья! Поиграем вместе в пожарных.
- Давай, — согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
- Пожар! Пожар! - кричит.
Подбежали другие ребята.
- Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
— Я — Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиком. Подбежал к нему Сережа.
- Я - твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов.
— Давай,- согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
- И меня примите.
— Не примем, — сказал Сережа.
- Почему? - удивился Вася. - Ты же мой друг. Ты вчера говорил!
— То — вчера, - сказал Сережа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Примерные вопросы.
- Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом, Борю?
- Можно ли назвать Сережу настоящим другом?
( Из О. жиренко «Я гражданин России» с. 124)
5. Игра «Кто это?»
Необходимо выбрать себе партнера из другой команды, не называя его имени, а только перечисляя его человеческие качества и (некоторые внешние признаки. Например: «Это мальчик. Он любознательный, очень веселый, большой друг Васи и Коли. У него костюм синего цвета». С этим партнером нужно пронести мяч в (другой конец кабинета, зажав его между своими плечами.
4. Упражнение «Волшебник».
Дети становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в другое место круга. Ему нужно представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом.
- «Ручеёк радости».
А теперь по традиции закончим наше занятие «Ручейком радости"». Дети берутся за руки и говорят слова, называя по имени соседа слева:
- Я дарю радость Вове (Сереже и т.д.)
Ребенок, получивший радость, говорит «С п а с и б о!»
Таким образом «Ручеек радости» пробегает по кругу,
Давайте поблагодарим за хорошую работу друг друга.
Тема: «Мы учимся дружить»
Цель: 1. Развитие коммуникативных навыков.
2. Способствовать сплочению группы.
3. Учить распознавать и выражать в мимике чувства,
4. Коррекция произвольности внимания и развития воображения.
Оборудование: аудиозапись песни о дружбе, «Азбука чувств», картинки для аппликации, ватман, кисти, краски.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Звучит магнитофонная запись песни о дружбе /отрывок/
-Скажите дети, о чем поется в этой песне?
-Что понимаете под словом «д р у ж б а»?
(Дети, когда вместе играют, помогают друг другу)
-Правильно, дружба - это игра, труд, общая радость.
-Как вы думаете, нам нужна в классе дружба?
Так вот, ребята, сегодня на занятии мы будем учиться дружить.
II. Основная часть.
- И г р а «Отгадай чувство».
Предлагаю вам игру-задание.
Сейчас один из вас подойдет ко мне. Я по «секрету» назову «Чувство», а он, как артист, покажет чувство. - Артистам нужно уметь показать разные чувства, чтобы зрители поверили. Хотите быть артистами?
Вы должны узнать чувство, показанное им (проигрываем несколько раз)
После отгаданного чувства детям задаются вопросы:
- Я еще раз покажу вам чувства, а вы скажите, какие из них мешают дружбе.
2. И г р а «Я хочу подружиться»
Продолжаем наше занятие. Я предлагаю вам поиграть в игру «Я хочу подружиться». Сейчас внимательно посмотрите Друг на друга и выберите того, с кем хотите подружиться, с кем хотите подружиться, но так, чтобы он не догадался
об этом.
Нужно выйти и сказать предложение: «Я хочу подружиться с мальчиком /или девочкой/». И далее описать его: какой он твой друг, как выглядит, что в нем особенного. Тот, кто себя узнал, подбегает, жмет руку другу и сам становится водящим.
Одно условие; два раза одного и того же не называть.
(Проигрывается 2-3 раза).
3. Игра «Здравствуй, друг!»
Она также из цикла «Телесная терапия». Проводится с целью установления теплых дружеских отношений.
В двух кругах участники образуют пары и начинают общаться друг с другом (слова и жесты):- Здравствуй, друг! - (рукопожатие)
- Как ты тут? - (стучат по плечу друг друга)
- Где ты был? - (склоняются к уху друг друга)
- Я скучал! - (стучат по обоим плечам)
- Вот ты здесь! (раскрывают руки, разводят их)
- Как я рад! (обнимаются, похлопывая друг друга по спине)
2
Затем 2-ые номера смещаются вправо или влево, и снова пары общаются.
Игра продолжается до тех пор, пока участники не придут в свои прежние пары.
4. Упражнение «Составление сказки»
Перед вами картинки, которые станут фрагментами сказки составленной вместе, иллюстрации сказки, которая будет на этом листе. Это доброе, дело покажет, насколько важно слушать своих товарищей, поддерживать друг друга, работе, сплоченно, какой результат может дать взаимопонимание. Каждый фрагмент будет продолжением сказки.
Итак, я начну, а вы продолжите: на небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнце, сказав ему: “Уходи! Сегодня мой день! Видишь, на улице никого. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!”
И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной.» (прикрепляет на лист ватмана черную тучу). На доске, в сторонке картинки: дерево, дети с велосипедом, с мячом, со скакалкой; радуга, птичка, солнышко и т.п. Продолжение сказки может быть любым, какое захотят сделать дети. Главное, что в составлении сказки участвуют обе команды вместе. Они по очереди выходят к ватману, предлагают своё продолжение и приклеивают свой фрагмент.
5. И г р а "Подари подарок другу".
- И так, дети, скажите мне, что значит дружить?
- А нужно ли уважать друг друга?
- А нужно ли делать друг другу приятное? А как это можно сделать?
- Подарить подарок!
Давайте представим, что каждый из вас стал волшебником
И у вас появилась возможность подарить друг другу что-то необычное, волшебное.
Сначала я подарю подарок нескольким детям, а вы подумайте, что же вы подарите?
III. Итог занятия
Ребята, наше занятие подходит к концу. Я для вас приготовила вот эти симпатичные «личики». Хочу их вам подарить. Возьмите себе по одному. (Воспитатель подносит каждому на выбор три "личика: веселое, спокойное и грустное).
А теперь по традиции закончим наше занятие «Ручейком радости"». Дети берутся за руки и говорят слова, называя по имени соседа слева:
- Я дарю радость Вове (Сереже и т.д.)
Ребенок, получивший радость, говорит «С п а с и б о!»
Таким образом «Ручеек радости» пробегает по кругу,
Давайте поблагодарим за хорошую работу друг друга.