kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Средневековая философия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия в форме лекции для студентов ОО СПО содержит цели, план, ожидаемые результаты. Раскрыто содержание основных вопросов, представлен список литературы и интернет-ресурсов по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Средневековая философия"»

ЗАНЯТИЕ № 8. ЛЕКЦИЯ.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ


Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Цели занятия:

Образовательные: углубить ранее полученные знания по истории философии, расширить их, получив новые сведения, связанные с эпохой средневековья;

изучить основные черты теологической философии в целом и характеристики творчества знаменитых философов этого периода.

Развивающие: развивать философское мировоззрение, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, подходить критически к информации, абстрактно и логически мыслить, проявлять творческое воображение.


Воспитательные: воспитывать нравственную гражданскую позицию, толерантность к специфическим взглядам и подходам к основным вопросам бытия и познания, выработанным средневековыми философами; прививать чувства любви, милосердия к людям с позиций христианской морали и с точки зрения общечеловеческого гуманизма.


План

1. Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.

2. Основные положения философии Августина Аврелия Блаженного.

3. Философия Фомы Аквинского.



Ожидаемые результаты (для студентов):
Студент должен знать:
 основные понятия теологической философии средневековья: мистика, догматы, схоластика, экзистенция, теология.

Студент должен уметь: ориентироваться в основных положениях философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского, выделять основные черты в их творчестве, наглядно-образно представлять изучаемую эпоху.


Мотивация. Прочитайте отрывок из стихотворения. Подумайте: какие ассоциации возникают у вас при слове «средневековье».

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым...

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,

Проемы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века...


Теофил Готье



Поработайте со схемой «Средневековье». Постарайтесь дополнить ее.


З амки




Р оманская и готическая литература



С РЕДНЕВЕКОВЬЕ





Рыцарские турниры



ВОПРОС 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V-XVI вв. Это направление признавало Бога в качестве внешнего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творением.

Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I-V вв. до н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители - апологетами. Сочинения носили наименования и характер апологий, т.е. трактатов, направленных на защиту и оправдания христианского вероучения.

Выделяют следующие основные черты средневековой теологической философии:

1. Теоцентризм - главная причина всего сущего, высшая реальность - Бог.

2. Господство догматов (истин, которые не нуждаются в доказательствах). Основополагающими догматами являлись догмат творения и догмат откровения.

3. Креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничто.

4. Сглаживалось противоречие между материализмом и идеализмом.

5. Человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога.стоящим над природой.

6. Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения.

7. Идея воскрешения человека из мертвых (как души так и тела) в будущем при богоугодном поведении.

8. Мир познаваем через познания Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

9. Символизм - умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает каждую страницу Библии, каждую притчу и аналогию. (Обращается внимание студентов на таблицу «Средневековая философия»).

10. Господствующий тип средневековой теологической философии - схоластика.

Задание: познакомьтесь с отрывками из литературных источников. Постарайтесь ответить на вопрос: что такое схоластика?

1. «Подъему знаний на Западе... способствовало то, что при посредничестве арабов европейские ученые ближе познакомились с важнейшими сочинениями великих мыслителей античности. Наибольшее влияние на науку Запада оказал Аристотель. Опираясь на его труды, средневековые философы выработали строгий метод логического анализа понятий и построения рассуждений... Это учение получило наименование схоластики ( от латинского слова «схола» - школа)».

Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. М. , Интерпракс 1995, с: 157-158.

2. «Схоластика - это прежде всего познание мира и Бога. Этот метод родился в школах, где ученики овладевали искусством мыслить строго и логично... Схоласт исходил из того, что веру и знание, откровение и разум можно не только примерить между собой, но и научить их помогать друг другу...

Разум и строгая логика - вот сила, которая поможет дать ответ на множество вопросов».

Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. М., Мирос, 1995, с:356.

3. «Осуществляемая в институализированных формах школы, позже университета, программа поиска логических структур, систематических конструкций, помогающих аргументировано объяснить библейские тексты и откровения Отцов церкви, путь рационального постижения христианских истин, стала называться схоластикой».

Философия. Справочник студента. М., Слово 1999, с:78.

Запомните!

Схоластика (от лат. «scholia» т.е. «школа») — это одно из религиозно-философских направлений, для которого было характерно абсолютное подчинение богословию, а также слияние христианских догм с рациональным мышлением.



ВОПРОС 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Особое место в философии средневековья занимает проблема добра и зла. В мире постоянно идет борьба между добром и злом в помыслах людей и их поступков. Рассмотрим ее проявления на примере жизни Августина Аврелия, прозванного Блаженным.

Августин Аврелий Блаженный (354-403 гг.) - крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви». Он является родоначальником христианской философии истории.

Августин родился в небольшом африканском городе Тагасте (сейчас это территория Алжира) в небогатой семье. (Здесь и далее географические названия показываются на карте). Отец его был язычником, мать - христианкой глубокой веры. От отца Августин унаследовал любовь к яркой, полнокровной жизни, к плотским радостям и земным удовольствиям. В истории своего духовного становления - «Исповеди» - будущий философ посвящает много великолепных, наполненных искренним и глубоким чувством страниц матери.Учился Августин в Карфагене и вел там образ жизни, далекий от благочестия.С детства Аврелий любил игры, зрелища, театральные представления. В школе он предпочитал занятия поэзией другим наукам. Курс наук в школе риторики давался Аврелию легко.

Обратился за мудростью он и к Священному Писанию. Но первое знакомство с Библией его не вдохновило. Августин на долгие годы обретает поиск духовности в учении манихеев, религиозном течении, которое исповедало противоположность добра и зла, света и тьмы. Через 10 лет он покидает эту общину и начинает искать новые пути к истине.

В Италии, в городе Милане, Августин посещал занятия знаменитого епископа Амвросия, там он и крестился в 33 года. Вскоре Августин Аврелий возвратился в родную Африку, распродал свое скромное имущество и организовал небольшую христианскую общину. За благочестивые занятия его посвящают в духовный сан. На посту епископа в течении 34 лет этот человек много сделал для укрепления католической религии в Африке. До самой смерти он вдохновенно проповедовал Слово Божие.

Главное произведение - «О граде Божьем».

Основные выводы философа:

1. Жизнь общества представляет собой борьбу Земного (грешного) царства и царства Божественного.

2. Царство земное - это власть, законы, армия и т.д.

3. Царство Божественное - священнослужители, объединенные в христианскую церковь.

4. Земное царство погрязло в грехах и язычестве и в конце концов будет побеждено Божественным царством.

5. Светская власть необходима, так как большинство людей далеки от Бога, но она должна подчиняться духовной власти.

6. Единственная сила, способная объединить мир - Церковь.

7. Человек должен проявлять терпение и смирение и тогда он получит загробную жизнь.

Августин провозгласил гармонию веры и разума, но с позиций послушного религии разума.


ВОПРОС 3. ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Фома (Томмазо) Аквинский (1225 или 1226 - 1274 г.г.) -крупнейший философ - богослов систематизатор философско -теологической схоластики.

Он родился в знаменитой итальянской семье, которая была тесно связана со многими княжескими династиями Европы. Отец Фомы и еще семи сыновей был феодалом, входил в рыцарское окружение Фридриха II. Будущий философ-богослов с раннего детства питал отвращение к рыцарским забавам. Мальчик был тихий, серьезный, полной комплекции, на редкость молчаливый. Если он открывал рот, то прямо спрашивал учителя: «Что такое Бог?» Трудно сказать, что отвечал учитель, вероятнее всего, мальчик искал ответа сам. Конечно, такой человек годился только для церкви, особенно для монастыря. Семья Фомы поддерживала его желание стать монахом, но лишь до той поры, как выяснилось, что Фому привлекает не старые ордены, а нищенствующие. В 16 лет он решил вступить в молодой доминиканский орден. Такое решение вызвало протест семьи. Братья Фомы заточили юношу в крепостную башню. В ней он находился больше года. Заточению Фома подчинился со всем спокойствием, ему было не так важно, где размышлять - в башне или в келье.

Мать, видя, что сын не меняет своего решения, смирилась с судьбой, Фома получил свободу. Вместе с другими членами Доминиканского ордена он отправился в Париж. Его учителем был знаменитый немец Альберт, прозванный за невероятные познания Великим. В 1248 году Фома вместе с Альбертом отправляется в Кельн, чтобы организовать там центр по изучению теологии. Товарищи за необщительность прозвали его Немым Быком.

Ни разу в жизни Фома не пожал презрительно плечами. Ему было неважно, принадлежит ли его слушатель к тем, кого считают достойным беседы. Современники ощущали, что плодами его мудрости может пользоваться и вельможа, и простолюдин, и простак.

Фома получал много писем. Совершенно чужие люди обращались к нему с вопросами, иногда нелепыми. Он всем отвечал с огромным терпением и рассудительностью.

Основные произведения: «Сумма философии» («Против язычников»), «Сумма теологии» и далее, слушая преподавателя, продолжают записи в тетрадях.

Фома Аквинский - автор томизма - одного из господствующих направлений католической церкви, систематизатор схоластики. Он выдвинул новую версию гармонии веры и разума. Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, некоторые принципиальные положения веры, учения могут быть рационально обоснованы.

Философ выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

1. Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим -следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог.

2. Причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог.

3. Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого, первоначальной необходимостью является - Бог.

4. Степени качеств: все, что существует имеет различные степени качеств - следовательно, должно существовать высшее совершенство -Бог.

5. Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Фома исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. Он разделяет сущность вещи, явления - эссенцию (совокупность признаков, черт, назначение, которые существуют в разуме Бога) и существование - экзистенцию (сам факт бытия вещи). Сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен.

Наряду со сложной богословской философией существовала другая философия, хотя идущая из стен монастырей, но черпавшая свою мудрость из жизни простого народа.

Поработайте с таблицей для закрепления знаний.
Таблица «Средневековая философия»

Этапы

Основной интерес

Основные идеи

Философствование в вере (Августин)

Люби Бога и тогда делай что хочешь. Воля как сущность личности, свобода как черта воли (а не разума)

Монотеизм, теоцентризм, вера в Бога, любовь к Богу.

Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский).

Вера ведёт разум, разум подкрепляет веру. Философия - это введение к религии, свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога

Надежда на спасение. Добрая воля. Совесть. Духовность человека.


Основные выводы по теме:

1. Средневековая теологическая философия стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени.

2. Способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании).

3. Способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный.

4. Пробудила интерес к осмыслению исторического процесса.

5. Выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.


Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Какой исторический период охватывает философия средневековья?

2. Каковы основные идеи средневековой теологической философии?

3. Каковы отличительные черты схоластики как господствующего типа средневековой теологической философии?

4. Кто автор труда «О граде Божьем»?

5. Кто из известных философов этого периода выдвинул пять собственных доказательств существования Бога?

Литература

Основная литература:

  1. Канке В.А. Основы философии. Учебник для студентов СПО. – М.: Логос, 2019.

  2. Волкогонова О.Д. Основы философии: -ИД Форум-2017.

  3. Антюшин С.С. Основы философии: М.;РИОР: ИНФРА-М, 2019.

Дополнительная литература:

  1. Губин В.Д. «Основы философии». Учебное пособие 2-е изд. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М. 2017.

  2. Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция». М. 2006.

  3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон. Аристотель». М. Молодая гвардия. Серия ЖЗЛ. 2013.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Средневековая философия"

Автор: Дубина Ольга Михайловна

Дата: 29.03.2023

Номер свидетельства: 628640

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект вводного урока "Путешествие в мир Средневековья" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-vvodnogho-uroka-putieshiestviie-v-mir-sriednieviekov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "137225"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417287583"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Самостоятельные работы по курсу "Основы философии" для заочного отделения ГБПОУ СО "ЕТОТС""
    ["seo_title"] => string(84) "samostoiatielnyierabotypokursuosnovyfilosofiidliazaochnoghootdielieniiagbpousoietots"
    ["file_id"] => string(6) "316094"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460020955"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Архитектура Западной Европы в XI—XIII веках. "
    ["seo_title"] => string(48) "arkhitiektura-zapadnoi-ievropy-v-xi-xiii-viekakh"
    ["file_id"] => string(6) "141142"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418058551"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Архитектура Западной Европы в 11-13 веках (презентация к уроку) "
    ["seo_title"] => string(70) "arkhitiektura-zapadnoi-ievropy-v-11-13-viekakh-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "141219"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418064349"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)  Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)"
    ["seo_title"] => string(111) "sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv-sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv"
    ["file_id"] => string(6) "283183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453801807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства