kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Фольклор в музыке русских композиторов» " Стучит, гремит Кикимора…."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытого урока в 5 классе "Стучит,гремит кикимора..."

Урок с использованием мультимедийных технологий-презентация,видеофрагменты,музыкальное оформление

Тема  урока:  «Фольклор в музыке русских композиторов».

                                         Стучит, гремит Кикимора…

 

Художественное название урока: « Сказочные образы в музыке».

 

Цель: Углубить представление учащихся о взаимосвязи музыки и литературы на примере русского фольклорного персонажа в симфонической картинке А.К.Лядова.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

 

Форма проведения: урок – путешествие.

 

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, фортепиано, портрет русского композитора А.К. Лядова,  эпиграф к уроку, иллюстративный и музыкальный материал к уроку, ребус,  детские музыкальные  инструменты, медаль  «Лучшая Кикимора»,                           текст песни, раздаточный материал для оценивания  уч-ся.

 

Мультимедийное  сопровождение: презентация к уроку, видеофрагмент м/ф                              «Глаша и Кикимора»,  видеофрагмент  симфонической картинки А.К.Лядова  «Кикимора».

 

Музыкальный материал: А.К.Лядов, симфонические картинки «Волшебное озеро»,  «Баба Яга», «Кикимора».  Песня «Кикимора», автор слов и музыки неизвестен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Фольклор в музыке русских композиторов» " Стучит, гремит Кикимора…." »

Яркополенская общеобразовательная школа I-III ступеней

Джанкойского района Республики Крым






Разработка открытого урока в 5 классе по теме:

«Фольклор в музыке русских

композиторов»

Стучит, гремит Кикимора….



Разработала: учитель

высшей категории

Сервуля Людмила

Леонтьевна













2014 год






Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».

Стучит, гремит Кикимора…


Художественное название урока: « Сказочные образы в музыке».


Цель: Углубить представление учащихся о взаимосвязи музыки и литературы на примере русского фольклорного персонажа в симфонической картинке А.К.Лядова.


Задачи:

Обучающие: Познакомить уч-ся с творчеством русского композитора А.К.Лядова, с музыкальным терминами «программная музыка», «миниатюра».

Научить понимать выразительные возможности музыки, в характеристике конкретных сказочных персонажей.

Развивающие: Развивать творческие способности учащихся, фантазию, слушательские и исполнительские навыки.

Воспитывающие: Воспитывать любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.

Воспитывать любовь к музыке русского композитора А.К.Лядова.


Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.


Форма проведения: урок – путешествие.


Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, фортепиано, портрет русского композитора А.К. Лядова, эпиграф к уроку, иллюстративный и музыкальный материал к уроку, ребус, детские музыкальные инструменты, медаль «Лучшая Кикимора», текст песни, раздаточный материал для оценивания уч-ся.


Мультимедийное сопровождение: презентация к уроку, видеофрагмент м/ф «Глаша и Кикимора», видеофрагмент симфонической картинки А.К.Лядова «Кикимора».


Музыкальный материал: А.К.Лядов, симфонические картинки «Волшебное озеро», «Баба Яга», «Кикимора». Песня «Кикимора», автор слов и музыки неизвестен.



Ход урока:


1.Организационный момент: Музыкальное приветствие по методу ХПД.


2. Минутка радости: - Ребята, улыбнитесь, прикоснитесь ладошками и почувствуйте тепло друг друга.

Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями и открытиями.





3. Объявление темы и цели урока:

Слайд № 1: Ребята, тема нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов». Сегодня на уроке мы проследим, как связаны между собой литературный и музыкальный образы на примере русского фольклорного персонажа. За правильный ответ, вы будете получать по грибочку или листочку.

4. Мотивация учебной деятельности: Вспомните, что такое фольклор? (ответы уч-ся)

Слайд № 2:

Фольклор – это мудрость народа ( от англ. слов folk –народ, lore – мудрость). В далёкие – далёкие времена, когда ещё не было письменности, народ создавал пословицы и поговорки, сказки и загадки, передавая их друг другу, из уст в уста, дополняя, изменяя, совершенствуя.

Поэтому творчество народа получило название устного народного.

Многие композиторы в своём творчестве обращались к фольклору: былинам, преданиям, легендам.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров фольклора, но с каким именно вы узнаете только тогда, когда разгадаете ребус.


5.Задание: Вам необходимо по первым буквам названий изображений угадать слово, которое зашифровано в ребусе.

(Учащиеся выполняют задание, открывается слово «СКАЗКА»)


6.Слово учителя по теме с элементами беседы – Слайд № 3:

-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами вместе отправимся в путешествие, в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.

Эпиграфом к уроку, я взяла слова американского писателя-фантаста Джорджа Мартина: «Сказки, как старые друзья,

Их надо навещать время от времени»

- Ребята, как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова? (ответы уч-ся)

-Сказки любят все, их смотрят и перечитывают независимо от возраста. Потому что сказка учит доброте и показывает нам. Что может произойти, если человек поступает плохо.


Где начинается сказка, Там начинается день. Ночь серебристою краской, Выкрасит лунную тень. Сказка с фантазией рядом, Шире глаза распахни. Долго и думать не надо, В сказку дружок загляни.


Иллюстрация к уроку

(Звучит фрагмент сказочной картинки А.К.Лядова «Волшебное озеро»)



- Ребята, куда мы с вами попали? Как можно описать это место? (ответы уч-ся)

- Музыка рисует нам сказочное место, скорей всего это лес, который наполнен сказочными героями, в котором находится Волшебное озеро, пугающее странными видениями.

- А каких сказочных героев вы знаете? (ответы уч-ся)

- Вы сможете назвать музыкальные произведения, с которыми мы знакомились в начальной школе, написанные на сказочные сюжеты? (ответы уч-ся)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним сказочным персонажем:

«Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живёт и две внучки: старшая Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью – лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. Баба эта крадёт детей, а в люльку подкладывает вместо них полено».

- Как звали этот персонаж, вы узнаете просмотрев видеофрагмент м/ф.


(Видеофрагмент м/ф «Глаша и Кикимора»)



(Ответы уч-ся, учитель знакомит с названием мультфильма)

- Ребята, кто такая Кикимора? (варианты ответов уч-ся)

- Кикимора – это сказочный персонаж, живёт в болоте, зелёного цвета.


7. Знакомство с образом Кикиморы – Слайд № 4:

Кикимора – это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Жена Лешего, живёт в лесу и на болоте. В суевериях наших предков Кикимору называли разными именами: кикимрой, шишиморой, суседкой или марой.

… Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная. Образ Кикиморы люди представляли себе по - разному:

Слайды № 5-6.




Слайд № 7: В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам: «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; всё бы ей губить, да крушить, всё бы ей на зло идти, всё бы миром мутить…»


- Ребята, если бы вы были композиторами, то какую бы музыку сочинили на этот сюжет? (ответы уч-ся)

Просмотрите и прослушайте видеофрагмент симфонической картинки «Кикимора» и скажите:

- Кто исполняет это музыкальное произведение?

-Какие музыкальные инструменты вам знакомы?

-И как музыка изобразила героиню?


(Просмотр видеофрагмента симфонической картинки А.К.Лядова «Кикимора»)


Предполагаемые ответы уч-ся (таинственно, тревожно, взволнованно, звуки низкие и зловещие, создают сказочный образ).


8. Знакомство с творчеством рус. композитора А.К.Лядова – Слайд № 8:



- Написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1955-1914) – русский композитор и прекрасный пианист. Родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, ученик Н.А. Римского – Корсакова.

Основу его тв-ва составляют симфонические миниатюры на сюжет русского фольклора.

Ребята, а вы знаете, что такое миниатюра? (ответы уч-ся)

МИНИАТЮРА – это небольшая пьеса (текст с понятием).

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем тв-ве композитора.




Высказывание А.К.Лядова – Слайд №9:

«Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив».

Композитор создал ряд маленьких сказочных картинок для симфонического оркестра «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». В них проявился замечательный талант художника, способного рисовать музыкой яркие и оригинальные образы, создавать портреты сказочных персонажей, фантастические пейзажи.

Литературной основой при написании Лядовым «Кикиморы стало одно из народных сказаний, записанных собирателем фольклора И.Сахаровым.


9.Знакомство с народным сказанием И.Сахарова – Слайд № 10



Слайд №11: Корни этого персонажа уходят в глубокую древность, и связаны с суровой богиней Мореной.Корень слова «кик», «кук» означает скрюченность или горбатость, по другой версии, название происходит от глагола кикать, т.е. плакать, кричать и причитать.

«Шиш» обозначает действие исподтишка, шевелиться, копошиться.


10. Игра-импровизация под музыку «Стучит, гремит Кикимора…» (Разыгрывается выход и монолог Кикиморы под музыку симфонической картинки А.К. Лядова. Уч-ся подражают Кикиморе, изображая стук, грюк, шипение, свист, используя муз инструменты)

Кикимора награждается медалью.



Повторное слушание(по фрагментам) симфонической картинки «Кикимора А.К.Лядова.


Тема царства Кикиморы – Слайд №12.

Медленное вступление рисует сказочный пейзаж в исполнении струнно-смычковых инструментов. На их струны надеты специальные гребешки. Чтобы звук был ещё глуше, не таким ярким. Лядов рисует нам царство в котором растёт маленькая «вреднючка».


Тема Кота-Баюна – Слайд 13:

Вступают скрипки, гобой и английский рожок – это кот-Баюн рассказывает свою сказку, она напоминает колыбельную.


Тема хрустальной колыбельки – Слайд №14.

Это образ хрустальной колыбельки, а исполняет эту тему музыкальный инструмент челеста.


Тема Кикиморы – Слайд №15.

Раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы – скачущий ритм, колючие акценты – всё это создаёт образ маленького злого существа.


Заканчивается наша сказка жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гам – это сон. Спит Кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная.


Это музыкальное произведение называется программным. Почему?

Программным называют пр-е, в основе которого лежит программа, конкретный образ либо сюжет(текст понятия).


Ребята, как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с «музыкальным образом»? (ответы уч-ся)


Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.


10. Музыкальный анализ произведения по средствам музыкальной выразительности.


- Ребята, с каким сказочным персонажем можно сравнить Кикимору? (ответы уч-ся)

Иллюстрация к уроку

(Звучит фрагмент симфонической картинки А.К.Лядова «Баба Яга».


Уч-ся делают сравнительный анализ сказочной миниатюры)

- Эти герои с отрицательными чертами характера и об этом нам рассказали музыкальные звуки.

Какие средства муз. выразительности использовал композитор, создавая образы? (ответы уч-ся)


Ребята, пока Кикимора мечтает, давайте ей поможем стать лучше и добрей.


11. Хоровое пение: упражнение для развития подвижности губ, попевки «Лес», «Баба Яга», пение по интервалам.


Работа над первым куплетом песни «Кикимора», авторы слов и музыки неизвестны (знакомство и разучивание песни).



12. Итог урока: Образовательная игра «Магический кристалл»

(учитель даёт в руки уч-ся кристалл и задаёт вопрос. Ученик отвечает, если затрудняется передаёт кристалл другому).


Вопросы к игре: 1.Миниатюра –это….

2. Перечислите муз. Инструменты, которые играли главную роль в исполнении образа Кикиморы…..

3.Автор симфонических картинок «Баба яга», «Кикимора»……

4.Музыкальное произведение, в основе которого лежит программа, образ, или сюжет называют....

5.Болото – дом её родной, к ней в гости ходит водяной….

6.Синкан.


Оценивание детей. Прощание по методу ХПД. Уч-ся выходят из класса.



















Монолог Кикиморы: Скуки голос завывающий

Слышен в топи загнивающий.

В обстановке разлагающей,

Провожу я дни.

И течёт, тоскою мучая,

Жизнь какая-то дремучая,

Человек, по воле случая,

В гости загляни!





Песня «Кикимора”



Живёт в своём болотике, зелёненькая тётенька

Пальто у ней коротенько, на шляпке два пера.

Всегда моргает глазками и достаёт нас сказками

Зовём её мы ласково: Ки-ки-ки-кимора!


Припев: Ки-ки-ки-ки-кикимора, ты где была вчера?

Опять считала мух спросонья и до двух,

Ки-ки-ки-ки-кикимора, поймай нам комара

Он так пищит злодей, что страшно за людей,


2. Живёт она с подружками: ужами да лягушками,

Питается гнилушками, ой, вкусная еда.

Всегда такая важная, то мокрая, то влажная,

А что ей делать, граждане, когда кругом вода.



3. Живёт сто лет не менее, болотное явление

Жуёт свои варения, да в дудочку дудит.

Всегда манерой славится и на лицо красавица,

Ну, а кому не нравится, пусть воду не мутит!













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Фольклор в музыке русских композиторов» " Стучит, гремит Кикимора…."

Автор: Сервуля Людмила Леонтьевна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "презентация «Фольклор в музыке русских  композиторов» "
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "143448"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418546393"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства