«Фольклор в музыке русских композиторов» " Стучит, гремит Кикимора…."
«Фольклор в музыке русских композиторов» " Стучит, гремит Кикимора…."
Сценарий открытого урока в 5 классе "Стучит,гремит кикимора..."
Урок с использованием мультимедийных технологий-презентация,видеофрагменты,музыкальное оформление
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».
Стучит, гремит Кикимора…
Художественное название урока: « Сказочные образы в музыке».
Цель: Углубить представление учащихся о взаимосвязи музыки и литературы на примере русского фольклорного персонажа в симфонической картинке А.К.Лядова.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Форма проведения: урок – путешествие.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, фортепиано, портрет русского композитора А.К. Лядова, эпиграф к уроку, иллюстративный и музыкальный материал к уроку, ребус, детские музыкальные инструменты, медаль «Лучшая Кикимора», текст песни, раздаточный материал для оценивания уч-ся.
Мультимедийное сопровождение: презентация к уроку, видеофрагмент м/ф «Глаша и Кикимора», видеофрагмент симфонической картинки А.К.Лядова «Кикимора».
Музыкальный материал: А.К.Лядов, симфонические картинки «Волшебное озеро», «Баба Яга», «Кикимора». Песня «Кикимора», автор слов и музыки неизвестен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Фольклор в музыке русских композиторов» " Стучит, гремит Кикимора…." »
Яркополенская общеобразовательная школа I-III ступеней
Джанкойского района Республики Крым
Разработка открытого урока в 5 классе по теме:
«Фольклор в музыке русских
композиторов»
Стучит, гремит Кикимора….
Разработала: учитель
высшей категории
Сервуля Людмила
Леонтьевна
2014 год
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».
Стучит, гремит Кикимора…
Художественное название урока: « Сказочные образы в музыке».
Цель: Углубить представление учащихся о взаимосвязи музыки и литературы на примере русского фольклорного персонажа в симфонической картинке А.К.Лядова.
Задачи:
Обучающие: Познакомить уч-ся с творчеством русского композитора А.К.Лядова, с музыкальным терминами «программная музыка», «миниатюра».
Научить понимать выразительные возможности музыки, в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие: Развивать творческие способности учащихся, фантазию, слушательские и исполнительские навыки.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.
Воспитывать любовь к музыке русского композитора А.К.Лядова.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Форма проведения: урок – путешествие.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, фортепиано, портрет русского композитора А.К. Лядова, эпиграф к уроку, иллюстративный и музыкальный материал к уроку, ребус, детские музыкальные инструменты, медаль «Лучшая Кикимора», текст песни, раздаточный материал для оценивания уч-ся.
Мультимедийное сопровождение: презентация к уроку, видеофрагмент м/ф «Глаша и Кикимора», видеофрагмент симфонической картинки А.К.Лядова «Кикимора».
Музыкальный материал: А.К.Лядов, симфонические картинки «Волшебное озеро», «Баба Яга», «Кикимора». Песня «Кикимора», автор слов и музыки неизвестен.
Ход урока:
1.Организационный момент: Музыкальное приветствие по методу ХПД.
2. Минутка радости: - Ребята, улыбнитесь, прикоснитесь ладошками и почувствуйте тепло друг друга.
Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями и открытиями.
3. Объявление темы и цели урока:
Слайд № 1: Ребята, тема нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов». Сегодня на уроке мы проследим, как связаны между собой литературный и музыкальный образы на примере русского фольклорного персонажа. За правильный ответ, вы будете получать по грибочку или листочку.
4. Мотивация учебной деятельности: Вспомните, что такое фольклор? (ответы уч-ся)
Слайд № 2:
Фольклор – это мудрость народа ( от англ. слов folk –народ, lore – мудрость). В далёкие – далёкие времена, когда ещё не было письменности, народ создавал пословицы и поговорки, сказки и загадки, передавая их друг другу, из уст в уста, дополняя, изменяя, совершенствуя.
Поэтому творчество народа получило название устного народного.
Многие композиторы в своём творчестве обращались к фольклору: былинам, преданиям, легендам.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров фольклора, но с каким именно вы узнаете только тогда, когда разгадаете ребус.
5.Задание: Вам необходимо по первым буквам названий изображений угадать слово, которое зашифровано в ребусе.
(Учащиеся выполняют задание, открывается слово «СКАЗКА»)
6.Слово учителя по теме с элементами беседы – Слайд № 3:
-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами вместе отправимся в путешествие, в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.
Эпиграфом к уроку, я взяла слова американского писателя-фантаста Джорджа Мартина: «Сказки, как старые друзья,
Их надо навещать время от времени»
- Ребята, как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова? (ответы уч-ся)
-Сказки любят все, их смотрят и перечитывают независимо от возраста. Потому что сказка учит доброте и показывает нам. Что может произойти, если человек поступает плохо.
Где начинается сказка, Там начинается день. Ночь серебристою краской, Выкрасит лунную тень. Сказка с фантазией рядом, Шире глаза распахни. Долго и думать не надо, В сказку дружок загляни.
- Ребята, куда мы с вами попали? Как можно описать это место? (ответы уч-ся)
- Музыка рисует нам сказочное место, скорей всего это лес, который наполнен сказочными героями, в котором находится Волшебное озеро, пугающее странными видениями.
- А каких сказочных героев вы знаете? (ответы уч-ся)
- Вы сможете назвать музыкальные произведения, с которыми мы знакомились в начальной школе, написанные на сказочные сюжеты? (ответы уч-ся)
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним сказочным персонажем:
«Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живёт и две внучки: старшая Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью – лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. Баба эта крадёт детей, а в люльку подкладывает вместо них полено».
- Как звали этот персонаж, вы узнаете просмотрев видеофрагмент м/ф.
(Видеофрагмент м/ф «Глаша и Кикимора»)
(Ответы уч-ся, учитель знакомит с названием мультфильма)
- Ребята, кто такая Кикимора? (варианты ответов уч-ся)
- Кикимора – это сказочный персонаж, живёт в болоте, зелёного цвета.
7. Знакомство с образом Кикиморы – Слайд № 4:
Кикимора – это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Жена Лешего, живёт в лесу и на болоте. В суевериях наших предков Кикимору называли разными именами: кикимрой, шишиморой, суседкой или марой.
… Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная. Образ Кикиморы люди представляли себе по - разному:
Слайды № 5-6.
Слайд № 7: В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам: «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; всё бы ей губить, да крушить, всё бы ей на зло идти, всё бы миром мутить…»
- Ребята, если бы вы были композиторами, то какую бы музыку сочинили на этот сюжет? (ответы уч-ся)
Просмотрите и прослушайте видеофрагмент симфонической картинки «Кикимора» и скажите:
8. Знакомство с творчеством рус. композитора А.К.Лядова – Слайд № 8:
- Написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1955-1914) – русский композитор и прекрасный пианист. Родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, ученик Н.А. Римского – Корсакова.
Основу его тв-ва составляют симфонические миниатюры на сюжет русского фольклора.
Ребята, а вы знаете, что такое миниатюра? (ответы уч-ся)
МИНИАТЮРА – это небольшая пьеса (текст с понятием).
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем тв-ве композитора.
Высказывание А.К.Лядова – Слайд №9:
«Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив».
Композитор создал ряд маленьких сказочных картинок для симфонического оркестра «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». В них проявился замечательный талант художника, способного рисовать музыкой яркие и оригинальные образы, создавать портреты сказочных персонажей, фантастические пейзажи.
Литературной основой при написании Лядовым «Кикиморы стало одно из народных сказаний, записанных собирателем фольклора И.Сахаровым.
9.Знакомство с народным сказанием И.Сахарова – Слайд № 10
Слайд №11: Корни этого персонажа уходят в глубокую древность, и связаны с суровой богиней Мореной.Корень слова «кик», «кук» означает скрюченность или горбатость, по другой версии, название происходит от глагола кикать, т.е. плакать, кричать и причитать.
«Шиш» обозначает действие исподтишка, шевелиться, копошиться.
10. Игра-импровизация под музыку «Стучит, гремит Кикимора…» (Разыгрывается выход и монолог Кикиморы под музыку симфонической картинки А.К. Лядова. Уч-ся подражают Кикиморе, изображая стук, грюк, шипение, свист, используя муз инструменты)
Медленное вступление рисует сказочный пейзаж в исполнении струнно-смычковых инструментов. На их струны надеты специальные гребешки. Чтобы звук был ещё глуше, не таким ярким. Лядов рисует нам царство в котором растёт маленькая «вреднючка».
Тема Кота-Баюна – Слайд 13:
Вступают скрипки, гобой и английский рожок – это кот-Баюн рассказывает свою сказку, она напоминает колыбельную.
Тема хрустальной колыбельки – Слайд №14.
Это образ хрустальной колыбельки, а исполняет эту тему музыкальный инструмент челеста.
Тема Кикиморы – Слайд №15.
Раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы – скачущий ритм, колючие акценты – всё это создаёт образ маленького злого существа.
Заканчивается наша сказка жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гам – это сон. Спит Кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная.
Это музыкальное произведение называется программным. Почему?
Программным называют пр-е, в основе которого лежит программа, конкретный образ либо сюжет(текст понятия).
Ребята, как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с «музыкальным образом»? (ответы уч-ся)
Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
10. Музыкальный анализ произведения по средствам музыкальной выразительности.
- Ребята, с каким сказочным персонажем можно сравнить Кикимору? (ответы уч-ся)