kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Штрихи, как выразительный способ исполнения на скрипке".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Штрихи, как выразительный способ исполнения на скрипке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Штрихи, как выразительный способ исполнения на скрипке".»

Методическое сообщение

Выполнил: Кривой П.С.

«Штрих, как выразительный способ исполнения на скрипке»

Как и художники, мы, скрипачи, используем разнообразные штрихи.

Точно так же мы можем провести линию (вернее, линией это называется у художников, а в нашем случае это мелодия) разными способами: плавно, прерывисто и т.д.

Только вместо кисти у нас в руках смычок.

(В котором, кстати, так же как и в кисти художника – волос).


Штрих (нем. Strich – черта, линия) – выразительный способ исполнения, извлечения смычком того или иного характера звучания, музыкальной артикуляции. Свое название этот вид смычковой техники получил от тех черточек и линий, которые стали ставить над нотами для обозначения способа проведения смычка, С. Фейнберг писал, что «штрихи смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением, спадом и сменой звучащих образов».


В основе штрихов лежит не деташе, как это часто неверно полагают, – ведь оно само является штрихом, а соотношение пяти различных элементов движения правой руки: 1) проведение смычка; 2) характер начального импульса и заключительное филирование звука; 3) нажим или ослабление давления смычка на струну; 4) использование сил упругой эластичности, заложенных в самом смычке (в частности, вибрация трости); 5) автоматизированные (дрожательные, колебательные) природные движения мышц руки. Эти элементы в той или иной степени присутствуют в каждом штрихе, но их сочетание и баланс различны.


Можно выделить следующие группы штрихов:


1. Протяжные, певучие, плавные – деташе, легато, выдержанный звук (son file), портато, все виды мягких акцентов, вибрато смычком. Они несут основную художественную нагрузку, передают главные оттенки вразительности.


2. Отрывистые, ударные, маркированные – мартле, твердое стаккато, пунктирные штрихи, штрих Виотти, отрывистые, резкие акценты и др., выражающие энергию действия, напор, блестящие, героические образы, кульминационные моменты.


3. Острые, блестящие, полетные – спиккато, сотийе, рикошет, летучее стаккато, тремоло, сальтандо, передающие легкость, блеск, изящество, веселость, игру, радостное возбуждение, фантастические видения и т.п.


4. Смешанные штрихи, соединяющие качества первых трех групп.


По характеру исполнения штрихи можно объединить в четыре другие группы: 1) основанные на лежащем смычке; 2) акцентированные, отделенные в той или иной мере друг от друга; 3) бросковые; 4) отскакивающие от струны.


Detache


Detache, вместе с протяженными «длинными» звуками, или, как их называют французы, «sons files», составляет основу смычковой техники. Применяя штрих detache, употребляйте всю длину смычка, играя в умеренном темпе, и стремитесь получить звук одинаковой силы при штрихах вниз и вверх. Начинайте каждый штрих с кисти, продолжая его с помощью вступающего в игру предплечья, пока не достигнете головки смычка при штрихе вниз или его колодки при штрихе вверх. Варьируйте этот штрих, используя отдельно различные участки смычка, играя верхней половиной смычка, серединой и у колодки.


Martele


Этот штрих, исполняемый у конца смычка, очень важен сам по себе, а его применение способствует увеличению мускульной силы кисти. Он служит основанием двум другим формам штриха: staccato и так называемым «пунктирным нотам», которые, подобно martele, играются у конца смычка. Martele достигается крепким нажимом на струну головкой смычка, используя при этом лишь кисть руки для извлечения желаемого звука. В случае, если вы почувствуете, что не в состоянии овладеть этим штрихом с помощью одной кисти, можете прибегнуть к легкому нажиму предплечья, но никогда не применяйте нажима плеча.


Legato


Legato является наиболее употребительным штрихом и при хорошем исполнении отличается большой выразительностью. Для того чтобы оно звучало чисто, переходите с одной струны на другую с помощью кисти, поддерживаемой движением предплечья; переходите от струн А и Е к струнам G и D, и обратно к А и Е, позволяя руке вернуться в нормальное положение. Но это переходное движение руки с одной струны на другую должно происходить совершенно незаметно, без каких бы то ни было толчков и резкости. Улучшая ваше legato указанным мною здесь способом, вы с течением времени убедитесь, что можете сыграть большое количество нот на один смычок:



Полезно упражняться в различных тональностях и различных интервалах, например терциях, секстах и октавах, вначале очень медленно — четвертями, затем — восьмыми и шестнадцатыми, увеличивая беглость при передвижении по струнам и от одной позиции к другой.


Для достижения действительно совершенного legato надлежит следить за тем, чтобы пальцы, находящиеся на обеих струнах, продолжали оставаться в этом положении до тех пор, пока смычок переходит с одной струны на другую. Поднимая какой-нибудь из этих пальцев, вы нарушите непрерывность звука, и тогда, несомненно, получится нечто вроде заиканья.


Legato в действительности есть не что иное, как уничтожение углов в скрипичной игре. Это — осуществление идеала мягкого, округленного, непрерывного потока звуков. Техника legato, дает в результате прекрасный певучий звук, то есть естественный тон скрипки. Приведу пример из вокальной литературы: рассмотрим некоторые из больших арий в кантатах Баха.

Скрипка — гомофонный, мелодический, поющий инструмент. Ее главным экспрессивным качеством всегда остается кантиленная мелодическая линия. legato, создающий мелодию, останется одним из наиболее употребительных и единственным штрихом, который должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным. Общее правило: не поднимайте пальца со струны, пока не услышите, что уже зазвучала другая.


Стаккато (Staccato)


Нескрипачу проще всего объяснить, что такое стаккато, на примере кадра из комедии Гайдая «Напарник (и другие приключения Шурика)».

В сцене погони в строящемся доме хулиган, которого играет Алексей Смирнов, пытается лихо съехать по перилам лестницы, но поскольку перила оказываются отодраны и поверхность неровная, то вместо скольжения хулиган съезжает примерно вот т-т-т-т-т-т-т-т-т-ттак.

Если бы вместо задницы хулигана был смычок, а вместо перил – струна, то все это называлось бы красивым словом стаккато.

Вкратце суть этого штриха такова: скрипач должен прерывисто вести смычок по струне, как бы немного «зажав» правую руку, в результате получается гирлянда немного кусачих, острых нот.

Стаккато можно играть и вверх, и вниз смычком.

О способе выполнения штриха staccato мнения разделяются. Мастера прошлого века — Крейцер, Роде, Шпор и другие — учили, что staccato следует исполнять с помощью кисти. У Шпора, по-видимому, было превосходное staccato, ибо он часто использует его в своих концертах.


Многие из великих виртуозов XIX века, обладали средней быстроты staccato. Иоахим добивался его исключительно кистью, и оно было достаточно стремительным для предпочитаемого им классического репертуара в сольных и камерных выступлениях.

Несомненно, наиболее блестящее staccato имел Венявский. Он пользовался для этого только плечом, напрягая кисть до состояния настоящей одеревенелости. Его staccato было головокружительно быстрым и одновременно отличалось механической равномерностью.

Наоборот, Сарасате, обладавший ослепительным тоном, употреблял только staccato volant, не очень быстрое, но бесконечно грациозное. Последняя черта, то есть грация, освещала всю его игру и дополнялась исключительно певучим звуком, однако не слишком сильным.


Staccato volant


Staccato volant (летучее стаккато) представляет собою комбинацию двух методов — игры плечом и игры кистью, применяемых одновременно, но с той разницей, что при твердом staccato смычок не отделяется от струны и, если можно так выразиться, вонзается в нее, а при staccato volant смычок эластично отскакивает после каждой взятой ноты.


У ученика должно быть природное предрасположение к штриху, и кисть его должна действовать подобно пружине из лучшей стали.


Послушайте пьесу, полностью посвященную этому штриху («Хора-стаккато» Динику в исполнении Яши Хейфеца):


Спиккато


Spiccato (спиккато, итал., от spiccare – отрывать, отделять, сокр. – spicc.) – штрих, применяющийся при игре на струнных смычковых инструментах. Относится к группе «прыгающих» штрихов. При S. звук извлекается броском смычка на струну с небольшого расстояния; т.к. смычок сразу отскакивает от струны, звук получается коротким, отрывистым. От S. следует отличать смычковый штрих sautillé (сотийе, франц., от sautiller – припрыгивать, подпрыгивать), также относящийся к группе «прыгающих» штрихов. Этот штрих выполняется быстрыми и мелкими движениями смычка, лежащего на струне и лишь слегка отскакивающего вследствие эластичности и пружинящих свойств трости смычка. В отличие от S., применяемого в любом темпе и при любой силе звучания, sautillé возможно только в быстром темпе и при небольшой силе звучания (pp-mf); кроме того, если S. может выполняться любой частью смычка (средней, нижней, а также у колодки), то sautillé получается только в одной точке смычка, вблизи его середины. Штрих sautillé возникает из штриха détaché при игре piano, в быстром темпе и небольшим отрезком смычка.


Я всегда учу приему spiccato при помощи detache посредине смычка, играя его по возможности короче, без какого бы то ни было усилия, пользуясь одной кистью, и, что важнее всего, в умеренном темпе. Упражняясь в этом штрихе, следует постепенно увеличивать скорость, хорошо установив смычок на струне. Как только кисть обретет некоторую техническую ловкость, можно начать следующее упражнение на двух струнах (соль-ре):



Затем подобное же упражнение следует повторить и на других двух струнах (А-—Е). Чтобы получить правильное spiccato, нужно только ослабить давление пальцев на смычок, продолжая то же движение кистью, которое употребляется для уже yказанных коротких штрихов detache. Смычок непроизвольно будет отскакивать, если только исключены резкие движения руки. Вы должны стараться удержать смычок на одном месте, между подставкой и грифом, во избежание свиста.


Рикошет


Один из скрипичных штрихов, техническая сложность для правой руки, в которой находится смычок.

На скрипке рикошет - то же самое, что и в жизни. С одним отличием: игра на скрипке несколько сложнее, чем игра в мячик.

Если бросить об пол мячик, он сам будет отскакивать некоторое количество раз, пока не прекратит. Сколько раз он отскочит и насколько высоко - Бог его знает.

Играя на скрипке, надо уметь управлять этим рикошетом: смычок, брошенный на струну, должен отскочить определенное количество раз, в определенном темпе. Отскакивания должны получиться примерно одинаковыми. При этом звук должен получиться определенной громкости и определенного характера, в зависимости от музыкального контекста. И самое главное – должна ещё вырисоваться поверх этого рикошета красивая мелодия.

Как? Магия: внутри рикошета спрятаны некоторые нотки, которые и образуют мелодию. Играя рикошет, надо еще ухитриться их каким-то образом выделить, «пропеть» больше, чем те ноты, которые образуют фон, звуковую «пыль».

Делается это, как и многое на скрипке, шестым чувством.

На рикошете полностью написаны некоторые пьесы.

Например Первый каприс Паганини. А еще есть хитрая пьеса под названием «Лабиринт», ее сочинил еще в незапамятные времена итальянский скрипач Локателли. Там перед нами один непрекращающийся рикошет, словно запутанный звучащий лабиринт; а мелодия, как нить Ариадны, посверкивает в нём и указывает путь.

Тибор Варга играет пьесу под названием «Зефир» (как, наверное, вы поняли, тут имеется в виду легкий ветерок, а не пирожное). Послушайте, как упруго и элегантно звучит у него рикошет в самом начале пьесы (и потом везде, где повторяется рикошет).

Хорошая иллюстрация того, какая легкость нужна в этом деле:


Ricochet-saltato


При этом приеме держите смычок по возможности легко, едва касаясь пальцами трости. Дайте смычку упасть с помощью эластичного движения кисти, и вы заметите, что он отскочит ровно настолько, насколько вы ему это позволите. Вначале вы извлечете несколько беспорядочных, торопливых звуков, но после работы указанным способом в течение некоторого времени вы добьетесь овладения беспорядочным движением и сможете абсолютно ритмично сыграть две, три, шесть и восемь нот на один штрих в зависимости от того, будете ли вы укорачивать или удлинять его.


Tremolo


Движениями смычка, производимыми непосредственно один за другим, согласно тем же принципам, которыми достигается только что рассмотренный штрих ricochet-saltato следует пользоваться и для tremolo.



Делайте на каждом штрихе вниз отчетливый акцент кистью, значительно ослабив ее напряжение для того, чтобы смычок мог отскочить. Чем слабее и эластичнее будет акцент, тем сильнее отскочит смычок. Это применяется также при отскакивании смычка в случае штриха вверх.



Берио употребил этот штрих в блестящем сочинении, именующемся «Tremolo» — вариации на Andante из ля-мажорной сонаты, ор. 47, Бетховена, известной под названием «Крей-церовой». Франсуа Прюм, высоко ценимый в середине прошлого столетия виртуоз, также широко пользовался tremolo в своей чрезвычайно популярной пьесе «Меланхолия». Еще совсем недавно Анри Марто применил tremolo, пренебрегаемое в течение ряда лет виртуозами и композиторами, во многих своих произведениях.


Арпеджио


Подобно tremolo, арпеджио играется согласно тем же принципам, что и ricochet-saltato. Если вы хотите облегчить себе работу над арпеджио, то сперва играйте его legato для того, чтобы добиться равномерного движения смычка вниз и вверх по всем четырем струнам. Делайте это, не напрягая руки, используя верхнюю половину смычка. Для обеспечения лучшего начала на струне G поднимите слегка руку и опустите ее настолько, насколько это необходимо, чтобы вы могли свободно перейти на струны А и Е. Как только вы совсем овладеете этим движением, можете начать арпеджио, так же как вы делали это в отношении tremolo, эластичным движением кисти вниз смычком:


Arcata


Старинный скрипичный штрих. (Вероятно, его секрет потерян, так же как и таинственное «вибрато смычка», см. в истории про скрипку и голос Малибран).

«…длинный, медленный штрих смычка в mezzo voce, чем славился Корелли» N.B. Слово arcata с итальянского переводится как «арка» или «ведение смычка» (само слово смычок по-итальянски звучит как arco).

Mezzo voce обозначает пение или игру вполголоса.





Список используемой литературы:


1. В. Григорьев – Штрихи (из книги «Методика обучения игре на скрипке»)

2. Глава о штрихах из книги Л. Ауэра «Моя школа игры на скрипке»,

3. С.Муратов – Словарь терминов смычковых штрихов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Штрихи, как выразительный способ исполнения на скрипке".

Автор: Кривой Павел Сергеевич

Дата: 27.05.2020

Номер свидетельства: 551557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "доклад на тему: "Вибрация в обучении скрипачей" "
    ["seo_title"] => string(51) "doklad-na-tiemu-vibratsiia-v-obuchienii-skripachiei"
    ["file_id"] => string(6) "201848"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429123421"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка «Стратегия и тактика обучения детей   5-6 лет в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-stratieghiia-i-taktika-obuchieniia-dietiei-5-6-liet-v-klassie-skripki"
    ["file_id"] => string(6) "288303"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454604747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "«Искусство владения мехом на баяне и аккордеоне»."
    ["seo_title"] => string(49) "iskusstvo_vladeniia_mekhom_na_baiane_i_akkordeone"
    ["file_id"] => string(6) "599379"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643747070"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока на тему "Правила хорошего тона на уроках фортепиано""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekturokanatiemupravilakhoroshieghotonanaurokakhfortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "310629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459079214"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект открытого занятия на тему" Правила хорошего тона на уроках фортепиано""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiektotkrytoghozaniatiianatiemupravilakhoroshieghotonanaurokakhfortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "310641"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459081490"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства