Батталова Тойжан Абуевна
учитель начальных классов
СШ № 43, а. Р. Кошкарбаева
Целиноградского района
Акмолинской области
Поурочный план
Дата: 09. 02. 2015 г.
Класс: 3
Предмет: Самопознание
Тема занятия: Щедрость и великодушие.
Цели занятия:
1. образовательная: Раскрыть значение понятий «щедрость», «скупость», «великодушие»;
2. развивающая: Развивать стремление совершать добрые поступки;
3. воспитательная: Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.
Оборудование: кораблики, рисунок, выполненный на ватмане, ножницы, клей, цветная бумага, картон для открытки «солнышко», песня «Дорога к солнцу», мелодия для минутки тишины.
Ход урока:
1. Позитивный настрой (под музыку).
- Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как частичка космоса, как маленькое солнышко: светит и озаряет светом, согревает всех своим теплом. Радуйтесь, удивляйте и удивляйтесь миром, в котором живёте.
- А сейчас, ребята, поприветствуйте наших гостей.
Учащиеся: Здравствуйте!
Миг.
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг,
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье!
- Так давайте же увеличивать добро на земле, хотя бы вокруг нас. А иначе нельзя!
- А сейчас сожмите ладошку в кулак. Как вы думаете, на что похож наш кулачок? Оказывается наш кулак – это размер нашего сердца, которое находится у нас в груди.
Сердце я своё открою,
Счастьем поделюсь с тобою.
Все хорошие слова,
Говорю я для тебя!
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О доброжелательности)
- Что вам было задано на дом? (Написать на лепестках цветка, как можно проявить доброжелательность по отношению к окружающим)
- Расскажите, что же вы написали?
- Радуетесь ли вы успехам друга? Расскажите об этом.
- Как проявляется доброжелательность в дружбе?
- Молодцы, с домашним заданием вы справились. Ну а сегодня на уроке мы продолжаем наше знакомство с человеческими ценностями и будем говорить о щедрости и великодушие.
3. Высказывание к уроку.
Цитатой нашего урока станет сегодня народная мудрость.
Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы об этом не узнали.
- Как вы понимаете смысл изречения? (ответы учащихся)
- Что значит быть щедрым, быть великодушным?
- Как мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость?
- Великодушие и щедрость – это одно и то же? Можно ли проявить щедрость, не будучи великодушным?
(Ответы учащихся)
- Щедрость и великодушие человека проявляются не только в умении дарить материальные блага, но и в способности быть добрым, отзывчивым, внимательным.
- Прочитайте высказывания.
- Объясните смысл каждого изречения.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
(А.Н.Радищев)
Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя.
(А.Стендаль)
Великодушие – это способность участвовать в судьбе других людей.
(И.Кант)
4. Чтение.
Сорок золотых притча стр. (61 63)
Один падишах собрал самых выдающихся зодчих и приказал им выстроить такой дворец, в котором размещалось бы огромная золотая кладовая с сорока окнами.
Спустя некоторое время такой дворец, благодаря усилиям зодчих и строителей, появился на самом видном месте его столицы. Падишах приказал заполнить размещавшуюся в нем кладовую золотыми монетами и сделать ее государственной казной. Со всей страны в столицу потянулись повозки с золотыми монетами. Когда работа была закончена и казна была заполнена, глашатаи объявили указ падишаха: «Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости, выстроена новая казна-дворец с срока окнами. С этого дня сам падишах через окна будет раздавать золото всем нуждающимся. Прославляйте же деяния самого щедрого царя!».
Неудивительно, что к дворцу потекли бесчисленные толпы народа. Изо дня в день падишах появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой. Раздавая милостыню, он обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходи к окну, получал золотую монету и уходил.
Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии прийти за милостыней сам. Затем, увидев его снов, он подумал: «Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел на сороковой день и, по своему обыкновению, опять молча взял золотую монету, терпению падишаха пришел конец. Схватив его за руку, монарх в страшном гневе закричал:
- Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не произнёс ни одного благодарного слова за мое благодеяние. Ты что же, копишь эти деньги или даешь их в рост? Ты только позоришь высокую честь дервиша!
Только разгневанный падишах умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил в течении сорока дней и сказал:
- Знай, о падишах, что щедрость только тогда воистину щедрость, когда проявляющий ее соблюдает три условия…
Вопросы:
? Подумайте и скажите, какие три условия необходимы для человека, который стремится стать щедрым и великодушным по-настоящему?
? Что характеризует по–настоящему щедрого и великодушного человека?
(Ответы учащихся)
Окончание
…Дервиш продолжал:
- Первое условие – давать, не думая о своей щедрости. Второе условие – не ждать ничего в замен. И третье – доверять, не питать в душе подозрений.
Но падишаху так и не удалось стать воистину щедрым, ведь он стремился к щедрости только потому, что хотел прославиться среди людей.
- Щедрость – бесценное качество человека, оказание бескорыстной помощи. Проявлять щедрость – значит стремиться помогать тем, кто нуждается в помощи.
Вопросы
- Что значит быть щедрым человеком?
- Что значит быть великодушным?
(ответы детей)
Дервиш - мусульманский нищенствующий монах.
Игра «да-нет».
Учащиеся хором отвечают словами «да» или «нет» на вопрос:
Является ли щедрым человек, который ….
- всегда делится всем, что имеет?
- ждет ответной благодарности?
- радуется, когда делает подарки?
- замечает, что кому-то нужна его помощь?
- подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям?
- всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил?
- счастлив, когда у других появляется что-то хорошее?
Задание.
Чтение стихотворения из учебника стр.67 (учащимися).
Вишня
М.Исаковский
В ясный полдень, на исходе лета
Шел старик дорогой полевой,
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами на поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память у дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь, и в высоту,
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят, экая досада,
Я об этом вовсе не тужу».
И решил он:
«Все равно на память
У дороги вишню посажу».
Вопросы:
- Как вы думаете, в чем проявились щедрость и великодушие пожилого человека?
(ответы учащихся)
- Человеку от природы свойственно быть щедрым и великодушным, дарить радость людям.
- Ребята, в вашей жизни бывали случаи, когда приходилось делиться чем-либо, а может и прощать, просить прощения?
5. Творческая деятельность.
Учащимся предлагается изготовить подарок для человека, с которым были в ссоре.
- Проявите великодушие – сделайте первый шаг к примирению. Подарите открытку – солнышко. Напишите в открытке добрые пожелания. А в центре солнышка напишите имя человека, которому адресована открытка. И в конце нашего урока подарите эту открытку.
6. Групповое пение.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Дорога к солнцу»
К. Брейтбурга. мл.; А. Кавалеряна
(дети исполняют песню)
Весь мир нарисован, зеленым и синим
И солнце протянет, к нам золота нить
А эти дороги - как тысячи линий,
Которые можем мы соединить
Припев:
Дорога к солнцу, сквозь дни и ночи,
По ней идем все дальше ты и я,
Дорога к солнцу, всегда короче,
Когда с тобою рядом верные друзья
Есть кисти и краски, а значит понятно,
Что цвет можешь выбрать, себе ты любой
Пока на планете, есть белые пятна
Мы можем их вместе раскрасить с тобой
Припев.
Нет музыки солнца, на свете чудесней,
И нам еще надо так много успеть
Обычные ноты, становятся песней,
Которую можем с тобою мы спеть
Припев.(2 раза)
Когда с тобою рядом верные друзья.
- Молодцы, я уверенна в том, что если вы по жизни будете добрыми, отзывчивыми, понимающими, щедрыми, будете тянуться к солнышку, как говорится в этой песни, идти дорогою добра, то и жизнь ваша станет удачной и весёлой.
7. Домашнее задание.
Учащиеся должны написать, какие поступки своих родных, друзей, знакомых они считают проявлением щедрости и великодушия.
8. Минутка тишины (под музыку).
- А сейчас я вас приглашаю побыть наедине со своими мыслями. Если хотите, можете закрыть глаза. Послушайте музыку и представьте себе, что вы пришли на зеленую поляну (пауза). Светит нежное ласковое солнце. Солнышко прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно (пауза). На поляне много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки (пауза). Этих бабочек послали родители Вики, Алины, Никиты, Наташи, Ромы, Адама, Ирины, Жени, Игоря, Руслана, Юли, Данила. (перечисляет имена всех присутствующих детей). Бабочки покружились и сели вам на руку (пауза). Почувствуйте, как приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза). Почувствуйте, как ваше сердце любит окружающий мир, родную семью (пауза). Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку руками высоко – высоко к солнцу и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия. Берегите свою семью. Дорожите своим домом. Откройте глаза. Потянитесь. Вздохните. Молодцы!
- Ребята, что можете сделать вы, чтобы ваша семья была счастливой?
- Я думаю, каждому из вас уже в таком возрасте есть за что сказать «спасибо» своим родителям.
Обобщение (под музыку)
- Щедрость и великодушие – это ценности, живущие в сердце человека, который бескорыстно, из самых лучших побуждений спешит на помощь, ничего не требуя взамен. Щедрость человека проявляется не только в умении дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым, поддерживать добрым словом, теплым взглядом.
- Посмотрите на доску: корабль, плывущий по волнам. Это – корабль жизни. Я вам желаю, чтобы ваши маленькие кораблики, которые только сейчас начинают свое большое плаванье, плыли по волнам «доброты», «любви», «щедрости», «великодушия» (учитель прикрепляет на доску волны, на которых написаны данные слова). В добрый вам путь по волнам вашей счастливой жизни.
(Учащиеся подходят к доске и приклеивают свои кораблики)
- На этом наш урок самопознания окончен, благодарю вас за внимание и работу на уроке. До скорой встречи!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. воспитательная: Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.
Оборудование: кораблики, рисунок, выполненный на ватмане, ножницы, клей, цветная бумага, картон для открытки «солнышко», песня «Дорога к солнцу», мелодия для минутки тишины.
Ход урока:
1. Позитивный настрой (под музыку).
- Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как частичка космоса, как маленькое солнышко: светит и озаряет светом, согревает всех своим теплом. Радуйтесь, удивляйте и удивляйтесь миром, в котором живёте.
- А сейчас, ребята, поприветствуйте наших гостей.
Учащиеся: Здравствуйте!
Миг.
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг,
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье!
- Так давайте же увеличивать добро на земле, хотя бы вокруг нас. А иначе нельзя!
- А сейчас сожмите ладошку в кулак. Как вы думаете, на что похож наш кулачок? Оказывается наш кулак – это размер нашего сердца, которое находится у нас в груди.
Сердце я своё открою,
Счастьем поделюсь с тобою.
Все хорошие слова,
Говорю я для тебя!
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О доброжелательности)
- Что вам было задано на дом? (Написать на лепестках цветка, как можно проявить доброжелательность по отношению к окружающим)
- Расскажите, что же вы написали?
- Радуетесь ли вы успехам друга? Расскажите об этом.
- Как проявляется доброжелательность в дружбе?
- Молодцы, с домашним заданием вы справились. Ну а сегодня на уроке мы продолжаем наше знакомство с человеческими ценностями и будем говорить о щедрости и великодушие.
3. Высказывание к уроку.
Цитатой нашего урока станет сегодня народная мудрость.
Настоящая щедрость– делать что-нибудь хорошее так, чтобы об этом не узнали.
- Как вы понимаете смысл изречения? (ответы учащихся)
- Что значит быть щедрым, быть великодушным?
- Как мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость?
- Великодушие и щедрость – это одно и то же? Можно ли проявить щедрость, не будучи великодушным?
(Ответы учащихся)
- Щедрость и великодушие человека проявляются не только в умении дарить материальные блага, но и в способности быть добрым, отзывчивым, внимательным.
- Прочитайте высказывания.
- Объясните смысл каждого изречения.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
(А.Н.Радищев)
Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя.
(А.Стендаль)
Великодушие – это способность участвовать в судьбе других людей.
(И.Кант)
4. Чтение.
Сорок золотых притча стр. (61 63)
Один падишах собрал самых выдающихся зодчих и приказал им выстроить такой дворец, в котором размещалось бы огромная золотая кладовая с сорока окнами.
Спустя некоторое время такой дворец, благодаря усилиям зодчих и строителей, появился на самом видном месте его столицы. Падишах приказал заполнить размещавшуюся в нем кладовую золотыми монетами и сделать ее государственной казной. Со всей страны в столицу потянулись повозки с золотыми монетами. Когда работа была закончена и казна была заполнена, глашатаи объявили указ падишаха: «Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости, выстроена новая казна-дворец с срока окнами. С этого дня сам падишах через окна будет раздавать золото всем нуждающимся. Прославляйте же деяния самого щедрого царя!».
Неудивительно, что к дворцу потекли бесчисленные толпы народа. Изо дня в день падишах появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой. Раздавая милостыню, он обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходи к окну, получал золотую монету и уходил.
Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии прийти за милостыней сам. Затем, увидев его снов, он подумал: «Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел на сороковой день и, по своему обыкновению, опять молча взял золотую монету, терпению падишаха пришел конец. Схватив его за руку, монарх в страшном гневе закричал:
- Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не произнёс ни одного благодарного слова за мое благодеяние. Ты что же, копишь эти деньги или даешь их в рост? Ты только позоришь высокую честь дервиша!
Только разгневанный падишах умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил в течении сорока дней и сказал:
- Знай, о падишах, что щедрость только тогда воистину щедрость, когда проявляющий ее соблюдает три условия…
Вопросы:
● Подумайте и скажите, какие три условия необходимы для человека, который стремится стать щедрым и великодушным по-настоящему?
● Что характеризует по–настоящему щедрого и великодушного человека?
(Ответы учащихся)
Окончание
…Дервиш продолжал:
- Первое условие – давать, не думая о своей щедрости. Второе условие – не ждать ничего в замен. И третье – доверять, не питать в душе подозрений.
Но падишаху так и не удалось стать воистину щедрым, ведь он стремился к щедрости только потому, что хотел прославиться среди людей.
- Щедрость – бесценное качество человека, оказание бескорыстной помощи. Проявлять щедрость – значит стремиться помогать тем, кто нуждается в помощи.
Вопросы
- Что значит быть щедрым человеком?
- Что значит быть великодушным?
(ответы детей)
Дервиш - мусульманский нищенствующий монах.
Игра «да-нет».
Учащиеся хором отвечают словами «да» или «нет» на вопрос:
Является ли щедрым человек, который ….
- всегда делится всем, что имеет?
- ждет ответной благодарности?
- радуется, когда делает подарки?
- замечает, что кому-то нужна его помощь?
- подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям?
- всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил?
- счастлив, когда у других появляется что-то хорошее?
Задание.
Чтение стихотворения из учебника стр.67 (учащимися).
Вишня
М.Исаковский
В ясный полдень, на исходе лета
Шел старик дорогой полевой,
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами на поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память у дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь, и в высоту,
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят, экая досада,
Я об этом вовсе не тужу».
И решил он:
«Все равно на память
У дороги вишню посажу».
Вопросы:
- Как вы думаете, в чем проявились щедрость и великодушие пожилого человека?
(ответы учащихся)
- Человеку от природы свойственно быть щедрым и великодушным, дарить радость людям.
- Ребята, в вашей жизни бывали случаи, когда приходилось делиться чем-либо, а может и прощать, просить прощения?
5. Творческая деятельность.
Учащимся предлагается изготовить подарок для человека, с которым были в ссоре.
- Проявите великодушие – сделайте первый шаг к примирению. Подарите открытку – солнышко. Напишите в открытке добрые пожелания. А в центре солнышка напишите имя человека, которому адресована открытка. И в конце нашего урока подарите эту открытку.
6. Групповое пение.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Дорога к солнцу»
К. Брейтбурга. мл.; А. Кавалеряна
(дети исполняют песню)
Весь мир нарисован, зеленым и синим
И солнце протянет, к нам золота нить
А эти дороги - как тысячи линий,
Которые можем мы соединить
Припев:
Дорога к солнцу, сквозь дни и ночи,
По ней идем все дальше ты и я,
Дорога к солнцу, всегда короче,
Когда с тобою рядом верные друзья
Есть кисти и краски, а значит понятно,
Что цвет можешь выбрать, себе ты любой
Пока на планете, есть белые пятна
Мы можем их вместе раскрасить с тобой
Припев.
Нет музыки солнца, на свете чудесней,
И нам еще надо так много успеть
Обычные ноты, становятся песней,
Которую можем с тобою мы спеть
Припев.(2 раза)
Когда с тобою рядом верные друзья.
- Молодцы, я уверенна в том, что если вы по жизни будете добрыми, отзывчивыми, понимающими, щедрыми, будете тянуться к солнышку, как говорится в этой песни, идти дорогою добра, то и жизнь ваша станет удачной и весёлой.
7. Домашнее задание.
Учащиеся должны написать, какие поступки своих родных, друзей, знакомых они считают проявлением щедрости и великодушия.
8. Минутка тишины (под музыку).
- А сейчас я вас приглашаю побыть наедине со своими мыслями. Если хотите, можете закрыть глаза. Послушайте музыку и представьте себе, что вы пришли на зеленую поляну (пауза). Светит нежное ласковое солнце. Солнышко прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно (пауза). На поляне много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки (пауза). Этих бабочек послали родители Вики, Алины, Никиты, Наташи, Ромы, Адама, Ирины, Жени, Игоря, Руслана, Юли, Данила. (перечисляет имена всех присутствующих детей). Бабочки покружились и сели вам на руку (пауза). Почувствуйте, как приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза). Почувствуйте, как ваше сердце любит окружающий мир, родную семью (пауза). Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку руками высоко – высоко к солнцу и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия. Берегите свою семью. Дорожите своим домом. Откройте глаза. Потянитесь. Вздохните. Молодцы!
- Ребята, что можете сделать вы, чтобы ваша семья была счастливой?
- Я думаю, каждому из вас уже в таком возрасте есть за что сказать «спасибо» своим родителям.
Обобщение(под музыку)
- Щедрость и великодушие – это ценности, живущие в сердце человека, который бескорыстно, из самых лучших побуждений спешит на помощь, ничего не требуя взамен. Щедрость человека проявляется не только в умении дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым, поддерживать добрым словом, теплым взглядом.
- Посмотрите на доску: корабль, плывущий по волнам. Это – корабль жизни. Я вам желаю, чтобы ваши маленькие кораблики, которые только сейчас начинают свое большое плаванье, плыли по волнам «доброты», «любви», «щедрости», «великодушия» (учитель прикрепляет на доску волны, на которых написаны данные слова). В добрый вам путь по волнам вашей счастливой жизни.
(Учащиеся подходят к доске и приклеивают свои кораблики)
- На этом наш урок самопознания окончен, благодарю вас за внимание и работу на уроке. До скорой встречи!