kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие образного мышления на начальном этапе обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по специальности в классе аккордеона детской школы искусств

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие образного мышления на начальном этапе обучения»»

ГККП «Детская школа искусств»

Акимата Житикаринского района













ОТКРЫТЫЙ УРОК



ПРЕДМЕТ: Аккордеон

ТЕМА: «Развитие образного мышления на начальном этапе обучения»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Барцевич И.Ю.

















г.Житикара

ТЕМА УРОКА: «Развитие образного мышления на начальном этапе обучения»



ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование и развитие образного мышления учащихся на начальном этапе обучения»



ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательные: закрепить изученные теоретические знанья (штрихи, ритм, темп, мелодия)



Развивающие: развитие эмоционально-образного восприятия, развитие слуха, координация движений, творческая активность через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительностью в изучаемых произведениях, сочинение текста на заданный ритм, работа с рисунками и картинками).

Воспитывающие: воспитать, любовь к музыке, эстетический вкус, усидчивость, трудолюбие, собранность.



НОТНЫЙ МАТЕРАЛ:

Р.Бажилин «Солнечный дождик»

Р.Бажилин «Автомобиль»

А.Латышев «В мире сказок» (детская сюита)

1. «Марш Бармалея»

2. «Вальс Мальвины»

3. «Страшная история»



ИСПОЛНИТЕЛИ: Учащиеся подготовительного класса Кабдымова Нигина, 1 класса Смышляева Юлия.

Введение

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы-психологи, эстетики, музыковеды рассматривают художественное процессы как особый вид интеллектуальный деятельности, близкий мышлению, но протекающий в иных формах и по другим законам. ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ- ПРОЦЕСС ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАЖЕНИЕ СВОЙСТВ ОБЪЕКТОВ И СУЩНОСТИ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ. Под образным мышлением обычно понимается способность создавать образы и оперировать ими. Основными операциями образного мышления являются : анализ , синтез, сравнение ,обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация и систематизация. Мысль- фактор умственной активности-у музыкантов часто приобретает ту или иную эмоциональную окраску, а в движении мыслей обнаруживаются особые логические связи. Поэтому в музыке образуется интонационно оформленная эмоция-мысль, которая дает толчок образному мышлению т.е. «мышлению в образах», подчеркивая единство чувства и мысли в передаче художественного содержания произведения. С помощью образного мышления более плотно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления- представление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. Необходимо создать условия для прочтения каждым ребенком одного и того же музыкального образа, исходя из своего индивидуального видения, слышания, чувствования звучащей музыки. В одном ребенке она вызывает двигательный отклик, и он выражает свое состояние в пластике руки, ноги, тела, в каком либо танцевальном движении, другой выражает свое понимание образов музыки в рисунке, в цвете, в линии, третий подпевает, подпрыгивает с инструментом, импровизирует, а четвертый «ничего не делает», а просто внимательно и задумчиво слушает (а это, может быть и является самой серьезной творческой деятельностью). Важно сохранить это разнообразие творческих проявлений, поощрить это разнообразие.

Одна из особенностей исполнительского искусства заключается в том, что огромная роль в развитии образного мышления музыканта принадлежит избираемому им репертуару. Постижение музыкального содержания изучаемых произведений обычно идет от образов программной музыки или сочинений тесно связанных с прикладными жанрами ( танцем, песней, маршем). В них ученику легче представить круг образного содержания, понять смысл музыкальной информации. Также часто используются пьесы игрового характера, отражающие повседневную детскую жизнь или эмоции, возникающие от ее восприятия. Особое место в репертуаре занимают пьесы-музыкальные портреты, призванные отразить различные стороны человеческого характера. Они помогают развитию ассоциативного мышления детей, созданию у них образных представлений, рожденных исполняемым сочинением, но основанных на личном опыте.

Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода. Этот период самый ответственный в обучении музыке и самый интересный. В этот период формируется понятие ритмической пульсации, звуковысотности, координации движений, развития эмоции. Донотный и начальный этапы обучения- это фундамент, на котором строится все обучение игре на инструменте. Весь материал должен быть доступным, ассоциированным привычными жизненными понятиями. Первые шаги начинаются со знакомства с инструментом, постановки игрового аппарата ( начинаем игру одной ноты третьим пальцем), развитие слуха ( услышать звучит одна или две ноты), упражнения-игры, упражнения-считалки, прохлопывания ритмических рисунков за преподавателем, учиться слушать и различать музыку ( веселая-грустная, танцевальная-напевная).

В работу с уч-ся класса под.группы Кабдымовой Нигиной пьеса композитора Романа Бажилина «Солнечный дождик». Прошу ученицу исполнить свою партию, где звучит нота «Соль» восьмыми длительностями. Добиваемся четкого, ритмического исполнения со счетом вслух, следим за правильной постановкой руки, правильной посадкой с инструментом. Прошу рассказать ее о своих образных представлениях, о характере пьесы. Исполняем пьесу ансамблем, в медленном темпе, далее в быстром, что соответствует характеру произведения. Ученица хорошо справилась и мы показываем пьесу в концертном исполнением под фонограмму. Далее выбираем картинку, соответствующую характеру пьесы и обосновываем свой выбор.

Вторая пьеса Романа Бажилина «Автомобиль». Партия уч-ся, состоящая из синкопированных аккордов, имитирует сигнал автомобиля. С целью развития у ученицы ритмического слуха и музыкального восприятия используем следующие приемы: 1) Проговаривание в синкопированном ритме слова «Автомобиль». 2) Прохлопывание синкопированного ритма с проговариванием слова «Автомобиль».

3) Проигрывание ритма на инструменте с проговариванием и без него.

4) Игра пьесы от начала до конца в медленном и среднем темпах.

Для того, чтобы показать характер музыки и сложный ритмический рисунок предлагаю ученице послушать пьесу в своем исполнении. Для закрепления полученных навыков исполняем пьесу дуэтом в медленном, а затем в подвижном темпах.

Коллективное исполнительство как дуэт, трио или ансамбль весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы. Важно начинать эту работу с самых первых уроков. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. В процессе этой работы ученик развивает слух, концентрирует внимание на ритмической точности, верном распределении меха, осваивает элементарную динамику, и самое главное - чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. На данном этапе учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места- это начало и окончание произведения. Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо от того, что и как звучало между ними. Синхронность -результат основного качества ансамбля: единого понимания чувства ритма и темпа.

Совместное музицирование прекрасно решает многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может почувствовать себя в центре жизни, а творческий проявит свою фантазию на деле.

С учащейся 1 класса Смышляевой Юлией мы покажем работу над детской сюитой А.Латышева «В мире сказок».

1 часть «Марш Бармалея». Начинаем беседу с Юлией о герое этой части- Бармалее, она увлеченно рассказывает о нем ( где он живет, чем занимается, как выглядит, какой у него характер и т.д.), показывает его на картинке и рассказывает о своем отношении к нему. Исполняем марш дуэтом, ученица играет правой рукой мелодию на non legato, внимательно слушая каждый звук, следя за текстом и аппликатурой, у преподавателя партия басовая, о которой прошу рассказать ученицу подробнее: что имитирует «шаги», каким штрихом исполняется non legato, при динамическом оттенке ріаno слышим «удаляющиеся шаги» .Далее ученица играет свою партию еще раз, исправляя мелкие ошибки, допущенные ранее.

2 часть- «Вальс Мальвины». Говоря о характере музыки этой пьесы невозможно не связать его с содержанием и средствами выразительности. Перед тем как показать произведение, ученица рассказывает о строении произведения (мелодия восходящая, нисходящая; темп -быстрый, медленный, умеренный; регистр -высокий, низкий , средний; лад -мажор, минор).Работу над пьесой начали с повторения сложных тактов: 1,3 и 5 такты -игра в октаву и сексту правой рукой, используя штрихи: staccato, non legato, legato. Первое предложение вальса звучит тихо, спокойно, напоминая напевную песню. Следующие два предложения имеют более живой и грациозный характер. Мелодическая линия в окончании звучит на ріаnо. Следующий этап работы -игра двумя руками вместе. Юлия довольно хорошо знает текст и исполняет пьесу уверенно от начала до конца, но не везде выдерживает обозначенные динамические оттенки, что влияет на раскрытие художественного содержания произведения. Для того, чтобы ученица прочувствовала характер пьесы предлагаю ей сыграть партию правой руки, обращая внимание на оттенки: ученица добилась точного исполнения динамики, рассказала о настроении танца, и показала нарисованный ею портрет Мальвины. Заканчивая работу над пьесой, ученица исполнила ее двумя руками, стараясь выполнить все поставленные перед ней задачи: выразительное исполнение мелодии на legato , контроль над темпом и динамикой.

3 часть «Страшная история». Характер пьесы -маршеобразный, тема звучит напряженно, напористо. Используются необычные приемы игры-кластер (созвучие, образованное из близлежащих нот; исполняется нажимом ладонью на клавиши, находящиеся примерно в диапазоне, попадающим под квадрат), удары ладонью по меху (шумовой прием). Большое внимание уделяем динамике, т.к. нужно добиться звучания от фортиссимо ( в начале пьесы ) до пианиссимо (в заключительных аккордах),а это для ученицы 1 класса очень трудная задача. Исполнив свою партию, Юлия делает анализ своей игры. Она рассказывает, что ей удалось исполнить, а что не получилось. Выяснив причины неудачного исполнения более сложных тактов, продолжили работу над ними. Добившись правильной и четкой игры этих тактов, исполнили пьесу ансамблем. Во время игры, ученица внимательно слушает как мелодию в своем исполнении, так и партию, исполняемою преподавателем (аккомпонимент).



Заключение

Занятия с учащимися -это творческий процесс. Все, чему мы хотим научить ребенка, следует не диктовать, а как бы совместно заново открывать. Ребенок должен чувствовать, что учитель с ним разговаривает как с равным, рассуждает сам и серьезно выслушивает его рассуждения. С этого начинается авторитет педагога, и тем самым создается почва для того, чтобы заинтересовать учащегося музыкальными занятиями, а это прямой путь к творческим успехам наших учеников!

Используемая литература:

Бажилин Р.Н. «Школа игры на аккордионе» 2011 год

Красильникова Т.В. «Методическое пособие от учителей» 1988 год

Юзмеева З.А. «Фестиваль педагогических идей»

Баренбойм Л. «Пусть к музицированию» 1980 год






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Развитие образного мышления на начальном этапе обучения»

Автор: Барцевич Ирина Юрьевна

Дата: 28.11.2017

Номер свидетельства: 441075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения""
    ["seo_title"] => string(72) "osvoenie_sredstv_muzykalnoi_vyrazitelnosti_na_nachalnom_etape_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "551833"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590707345"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Развитие чувства ритма у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(48) "razvitiie-chuvstva-ritma-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "126489"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415188631"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "«О психологии общения на начальном этапе обучения музыки» "
    ["seo_title"] => string(67) "o-psikhologhii-obshchieniia-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "122886"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414347663"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "«Работа над образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения в классе фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_obraznym_vospriiatiiem_muzykal_nogho_matieriala_na_nachal_nom_etapie_"
    ["file_id"] => string(6) "458414"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519046099"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "статья на тему "Место ИЗО в системе начального образования" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-na-tiemu-miesto-izo-v-sistiemie-nachal-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "143012"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418406190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
1000 руб.
4000 руб.
1000 руб.
4000 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства