«Работа над образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
«Работа над образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
В открытом уроке представлены методы и приемы, способствующие более глубокому пониманию ребенком образа музыкального произведения, а также рассматриваются основные подходы создания условий для формирования образного мышления. Представлены принципы, методы, способствующие выявлению творческого потенциала индивидуальности каждого учащегося, развитию исполнительских умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа над образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения в классе фортепиано»»
Норикова Анна Яковлевна
КГКП «Детская школа искусств акимата
г. Усть-Каменогорска»
Преподаватель фортепиано
Республика Казахстан
г. Усть-Каменогорск
РАБОТА НАД ОБРАЗНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Краткая аннотация: в открытом уроке представлены методы и приемы, способствующие более глубокому пониманию ребенком образа музыкального произведения, а также рассматриваются основные подходы создания условий для формирования образного мышления. Представлены принципы, методы, способствующие выявлению творческого потенциала индивидуальности каждого учащегося, развитию исполнительских умений и навыков.
Ключевые слова: фортепиано, образ, открытый урок по фортепиано, образное восприятие,раскрытие возможностей, творческих задатков детей, игра, индивидуальность, эмоциональность.
Тема урока: «Работа над образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
Цель урока: Создать условия для формирования образного мышления и вовлечь ребенка в область музыкально-художественного творчества.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать музыкальные способности, ритмические, слуховые навыки, познавательный интерес к образному мышлению ребенка.
2. Активизировать образно-музыкальное мышление через разные виды деятельности (рисунок, стихи, фотоснимки, досочинение).
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру исполнения.
2. Смотивировать интерес у учащегося к дальнейшей творческой работе по овладению инструментом посредством музыкально-игровых элементов на уроке.
Обучающие:
1. Научить передавать характер произведения средствами музыкальной выразительности.
2. Обеспечить усвоение технических приемов для более выразительного исполнения фортепианных произведений.
Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.
1. Организационный момент. Педагог настраивает ребёнка на учебную деятельность, озвучивает тему урока. Ставит задачи, которые необходимо реализовать в течение урока.
2. Гамма g-moll. Работа над всеми видами упражнений: короткое, ломаное и длинное арпеджио, аккорды, хроматическая гамма. В длинном арпеджио отрабатывается подкладывание первого пальца, работа над «legato» и проведениеcrescendoиdiminuendo. Смена штрихов (nonlegato и staccato) в коротком арпеджио позволяет добиться крепости и устойчивости в пальцах. Чтобы звук был ровнее в хроматической гамме, необходимо контролировать запястье, "тряска" кисти приводит к обратному эффекту. Вся эта работа направлена на преодоление технических проблем.
3. Ария Г.Пёрсел. Педагог просит ученицу, прочитать стихотворение:
Там вдалеке нежный ручей,
Звонко поёт песню.
Жук рассказал, там на полях,
Бабочки вальс танцуют.
Солнечный луч, вдруг заблистал
В ветвях деревьев ярко!
Птицы поют, маки цветут,
Лес полон тайны.
Затем идет работа над фразировко й с подтекстовкой. В правой руке певучая, гибкая
мелодическая линия, передающая образ ручья бегущего через поля, сказочный лес.Обратить внимание на штрихlegato, снятие руки после лиги. В левой руке проследить сочное, тягучееnonlegato- образ таинственного леса. Работа над звуком. Заострить внимание на тактильном ощущении и образном восприятии. Донести до ребенка смысл того, что можно потрогать руками, а в данном примере жука - исполняется немного громче, ярче (mf). А бабочки лёгкие, изящные изображаются в музыке diminuendo уходящее наpiano. Прикоснуться к солнечному лучу, можно только взглядом, а это означает, что прикосновение к клавишам должно быть невесомым, нежным наpiano.
Рисунок к произведению, который нарисован самим ребенком, изображающий сказочный лес и бегущий ручеек, ведет к эмоционально-выразительному прочтению пьесы.
4. Весенний этюд Н.Торопова. Ученица вместе с педагогом читают стихотворение:
Солнышку обрадовались воробьи,
С крыш закапали весело ручьи.
Улыбаются прохожие и детвора
Топает по лужам. Ура!
Льдинками покрылись лужицы
Опять с утра вдруг.
Зимушка не хочет уходить
К себе домой.
Затянулось небо тучей,
Птицы замерли, затихли
И не слышно, как чирикают
Воробушки - комочки.
Солнышку обрадовались воробьи,
С крыш закапали весело ручьи.
Улыбаются прохожие и детвора
Топает по лужам. Ура!
Исходя из названия произведения "Весенний этюд", ребенку предлагается проанализировать характер пьесы, о каком времени года композитор рассказывает, какими средствами музыкальной выразительности можно передать состояние природы весной.
Первая часть этюда, солнечная, яркая - звучит на forte. В верхнем регистре штрих staccatoподчеркивает, как радостно чирикают воробьи, тает снег под теплыми лучами солнышка, весело капая с крыш. Идет работа над staccato.
В средней части этюда, тема "зимы", арпеджированными пассажами спускается в нижний регистр. Прослеживается связь с гаммой. Работа над legato. Тревожное состояние природы "птицы замерли, затихли" подчеркивается затухающим piano и растворяется в diminuendo и ritenuto.
Рисунок к этюду, на котором изображены воробьи, весенняя капель с крыши дома, теплое солнышко, дополняет образное восприятие музыки и помогает более целостно слышать яркость характера произведения, вовлекая ребенка в музыкально-художественное творчество и формируя образное мышление.
5. Этюд C-dur Ф. Лекуппе. Ребенком исполняется первая часть произведения. Педагог направляет беседу в русло образного содержания. Ученица вспоминает, как летом отдыхала на море и музыка напоминает волны, которые то поднимаются, то набегают на берег. Вместе с педагогом выбрано название для этюда - "Море". Идет работа над характером, над темпом. Здесь необходимо дать возможность ребенку самому анализировать свое исполнение посредством образного содержания.
Продолжается работа над фразировкой с подтекстовкой. Каждая фразочка - это волна, динамически окрашена, то в piano, внутри которой развитие с crescendoдо diminuendo. Заостряется внимание на штрихеlegatoв правой руке, на правильной аппликатуре, то звучит грозно на forte, где слышится стон ветра, поднимающего волны. Работа над аккордами в левой руке, над акцентами и четким, цепким staccato. Затем педагог вместе с ученицей читает стихотворение, образ которого подсказала музыка:
Лодочку уносит ветер в море,
Волны там бушуют на просторе,
Утонуть боится наша лодка
Лодочку хочет спасти дельфин.
Ветерок задул, как ураган вдруг!
Море стонет волны поднимая
Чайки в море ищут рыбку дружно,
Волны разбиваются о скалы.
Рисунок к этюду "Море", подтолкнул к более волнительному, порывистому, трепетному и
красочному прочтению музыкального материала.
6.Эстонский народный танец (ансамбль). Педагог приглашает вторую участницу для исполнения в ансамбле. Но перед тем, как дети исполнят произведение, ведется беседа о культуре разных народов, их обычаях, традициях, национальных костюмах, где узоры и вышивка несут определенный характер и смысловую нагрузку.
.....Если девушка готовится к свадьбе, то платье, в котором она пойдет под венец, расшито орнаментом соответствующим этому обряду....
Говоря о культуре можно вспомнить о традиции приготовления национальных блюд: у узбекского народа - плов, украинский славится галушками, русский - пирогами, а казахский народ любит бешбармак.
Ученицы внимательно рассматривают фотографии, где изображены танцоры в национальных костюмах исполняющие эстонские народные танцы. Всё это поможет исполнить ансамбль в нужном характере.
Педагог настраивает детей на ансамблевую игру. Заостряет внимание на ритмичном исполнении, со счетом вслух, на координацию движения, на то, что при игре в ансамбле важно слушать и слышать друг друга. Идет работа над партиями. Первая партия - в скрипичном ключе танцуют женщины в хороводе, здесь ведется работа над legato, вторая партия - в басовом ключе, на четкий ритм и штрих staccato исполняют притоп и подскоки мужчины. Работа над штрихами nonlegato и staccato. В средней части происходит смена штрихов и динамики в партиях. Теперь в круг плавно на legato (mp) вступают мужчины, а женщины держат ритм притопами на nonlegato (mf) переходящее в staccato. Педагогом подчеркивается внимательное отношение к нюансировке. Работа над ритмом. В третьей части ансамбля и мужская и женская партии сливаются в сочноеlegato на (mf) и crescendo приводящее к яркому финалу на forte.
8. Рефлексия. Для рефлексии был использован "волшебный" нотный стан, на который прилетели бабочки и птицы, приплыли облака, распустились цветы под теплыми, солнечными лучами и цветные нотки радостно разместились для оценки проведения урока. Малиновые (с улыбкой) нотки заполняют нотный стан если урок очень понравился, жёлтые (без улыбки)- не всё удачно получилось, синие (грустные) - урок не понравился.
9. Итог урока. Урок - путешествие в сказку, подходит к завершению. В совместной беседе подводится итог урока. Педагог вместе с ученицей анализирует - средства музыкальной выразительности; а именно, изобразительное искусство (рисунки, изображающие природу; время года, героев пьес), литературное искусство (сочинение стихов) - которые помогают музыку исполнять очень выразительно и интересно.
10. Домашнее задание. В качестве домашнего задания, предлагается закрепить проделанную работу над пьесами и придумать ко второй части этюда "Море" четверостишие.
Самоанализ
Урок был показан с ученицей второго класса. Возраст – 7 лет.
Тема данного урока: «Работа над образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.
Цель данного урока: Создать условия для формирования образного мышления и вовлечь ребенка в область музыкально-художественного творчества.
Исходя из особенностей учащейся и выбранной темы, при подготовке и проведении урока, ставились следующие обучающие задачи:
Развивающие:
1. Развивать музыкальные способности, ритмические, слуховые навыки, познавательный интерес к образному мышлению ребенка.
2. Активизировать образно-музыкальное мышление через разные виды деятельности (рисунок, стихи, фотоснимки, досочинение).
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру исполнения.
2. Смотивировать интерес у учащегося к дальнейшей творческой работе по овладению инструментом посредством музыкально-игровых элементов на уроке.
Обучающие:
1. Научить передавать характер произведения средствами музыкальной выразительности.
2. Обеспечить усвоение технических приемов для более выразительного исполнения фортепианных произведений.
Воспитательные:
1. Развивать и воспитывать любовь к музыке разных эпох, стилей и жанров через фортепианное исполнительство.
2. Развивать такие качества как усидчивость, трудолюбие.
В процессе обучения по классу специального фортепиано первостепенное значение имел здоровьесберегающий компонент, который являлся сложным, многокомпонентным и многоуровневым.
Здоровьесберегающий компонент включал в себя: правильную посадку за инструментом, раскрепощение мышц корпуса, способствующие развитию красивой осанки, смена видов деятельности, тесный контакт между преподавателем и ученицей, создание дружеской, творческой атмосферы на уроке.
Исходя из цели и задач урока, было запланировано 6 этапов работы:
Организационный момент
Актуализация знаний
Сообщение темы урока
Практический:
- повторение ранее изученного материала
- исполнение фортепианных произведений с помощью средств музыкальной выразительности и образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения.
Рефлексия
Итог
Все задачи, поставленные на уроке были реализованы.