kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Работа над образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В открытом уроке представлены методы и приемы, способствующие более глубокому пониманию ребенком образа музыкального произведения, а также рассматриваются основные подходы создания условий для формирования образного мышления. Представлены принципы, методы, способствующие выявлению творческого потенциала индивидуальности каждого учащегося, развитию исполнительских умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
««Работа над образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения в классе фортепиано»»


Норикова Анна Яковлевна

КГКП «Детская школа искусств акимата

г. Усть-Каменогорска»

Преподаватель фортепиано

Республика Казахстан

г. Усть-Каменогорск


РАБОТА НАД ОБРАЗНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО


Краткая аннотация: в открытом уроке представлены методы и приемы, способствующие более глубокому пониманию ребенком образа музыкального произведения, а также рассматриваются основные подходы создания условий для формирования образного мышления. Представлены принципы, методы, способствующие выявлению творческого потенциала индивидуальности каждого учащегося, развитию исполнительских умений и навыков.


Ключевые слова: фортепиано, образ, открытый урок по фортепиано, образное восприятие, раскрытие возможностей, творческих задатков детей, игра, индивидуальность, эмоциональность.


Тема урока: «Работа над образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

Цель урока: Создать условия для формирования образного мышления и вовлечь ребенка в область музыкально-художественного творчества.

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать музыкальные способности, ритмические, слуховые навыки, познавательный интерес к образному мышлению ребенка.

2. Активизировать образно-музыкальное мышление через разные виды деятельности (рисунок, стихи, фотоснимки, досочинение).

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру исполнения.

2. Смотивировать интерес у учащегося к дальнейшей творческой работе по овладению инструментом посредством музыкально-игровых элементов на уроке.

Обучающие:

1. Научить передавать характер произведения средствами музыкальной выразительности.

2. Обеспечить усвоение технических приемов для более выразительного исполнения фортепианных произведений.

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.

Форма урока: «урок-путешествие в сказку».

Форма работы: индивидуальная.

Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.

Методы обучения: словесный показ, исполнительский показ, беседа, творческий, практический, дискуссия повторения.

Оборудование: 1. Фортепиано.

2. Нотная литература.

3. Наглядный материал.


План урока:


  1. Организационный момент. 1 мин.

  2. Работа над гаммой g-moll. 5 мин.

  3. Ария Г. Пёрсел 10 мин.

  4. Весенний этюд Н. Торопова. 8 мин.

  5. Этюд C-dur Ф. Лекуппе 7 мин.

  6. Эстонский народный танец (анс) 10 мин.

  7. Рефлексия 1 мин

  8. Итог урока 2 мин

  9. Домашнее задание 1 мин


Ход урока:


1. Организационный момент. Педагог настраивает ребёнка на учебную деятельность, озвучивает тему урока. Ставит задачи, которые необходимо реализовать в течение урока.

2. Гамма g-moll. Работа над всеми видами упражнений: короткое, ломаное и длинное арпеджио, аккорды, хроматическая гамма. В длинном арпеджио отрабатывается подкладывание первого пальца, работа над «legato» и проведение crescendo и diminuendo. Смена штрихов (non legato и staccato) в коротком арпеджио позволяет добиться крепости и устойчивости в пальцах. Чтобы звук был ровнее в хроматической гамме, необходимо контролировать запястье, "тряска" кисти приводит к обратному эффекту. Вся эта работа направлена на преодоление технических проблем.

3. Ария Г.Пёрсел. Педагог просит ученицу, прочитать стихотворение:

Там вдалеке нежный ручей,

Звонко поёт песню.

Жук рассказал, там на полях,

Бабочки вальс танцуют.

Солнечный луч, вдруг заблистал

В ветвях деревьев ярко!

Птицы поют, маки цветут,

Лес полон тайны.


Затем идет работа над фразировко й с подтекстовкой. В правой руке певучая, гибкая

мелодическая линия, передающая образ ручья бегущего через поля, сказочный лес. Обратить внимание на штрих legato, снятие руки после лиги. В левой руке проследить сочное, тягучее non legato- образ таинственного леса. Работа над звуком. Заострить внимание на тактильном ощущении и образном восприятии. Донести до ребенка смысл того, что можно потрогать руками, а в данном примере жука - исполняется немного громче, ярче (mf). А бабочки лёгкие, изящные изображаются в музыке diminuendo уходящее на piano. Прикоснуться к солнечному лучу, можно только взглядом, а это означает, что прикосновение к клавишам должно быть невесомым, нежным на piano.

Рисунок к произведению, который нарисован самим ребенком, изображающий сказочный лес и бегущий ручеек, ведет к эмоционально-выразительному прочтению пьесы.

4. Весенний этюд Н.Торопова. Ученица вместе с педагогом читают стихотворение:

Солнышку обрадовались воробьи,

С крыш закапали весело ручьи.

Улыбаются прохожие и детвора

Топает по лужам. Ура!


Льдинками покрылись лужицы

Опять с утра вдруг.

Зимушка не хочет уходить

К себе домой.

Затянулось небо тучей,

Птицы замерли, затихли

И не слышно, как чирикают

Воробушки - комочки.


Солнышку обрадовались воробьи,

С крыш закапали весело ручьи.

Улыбаются прохожие и детвора

Топает по лужам. Ура!


Исходя из названия произведения "Весенний этюд", ребенку предлагается проанализировать характер пьесы, о каком времени года композитор рассказывает, какими средствами музыкальной выразительности можно передать состояние природы весной.


Первая часть этюда, солнечная, яркая - звучит на forte. В верхнем регистре штрих staccato подчеркивает, как радостно чирикают воробьи, тает снег под теплыми лучами солнышка, весело капая с крыш. Идет работа над staccato.

В средней части этюда, тема "зимы", арпеджированными пассажами спускается в нижний регистр. Прослеживается связь с гаммой. Работа над legato. Тревожное состояние природы "птицы замерли, затихли" подчеркивается затухающим piano и растворяется в diminuendo и ritenuto.

Рисунок к этюду, на котором изображены воробьи, весенняя капель с крыши дома, теплое солнышко, дополняет образное восприятие музыки и помогает более целостно слышать яркость характера произведения, вовлекая ребенка в музыкально-художественное творчество и формируя образное мышление.


5. Этюд C-dur Ф. Лекуппе. Ребенком исполняется первая часть произведения. Педагог направляет беседу в русло образного содержания. Ученица вспоминает, как летом отдыхала на море и музыка напоминает волны, которые то поднимаются, то набегают на берег. Вместе с педагогом выбрано название для этюда - "Море". Идет работа над характером, над темпом. Здесь необходимо дать возможность ребенку самому анализировать свое исполнение посредством образного содержания.

Продолжается работа над фразировкой с подтекстовкой. Каждая фразочка - это волна, динамически окрашена, то в piano, внутри которой развитие с crescendo до diminuendo. Заостряется внимание на штрихе legato в правой руке, на правильной аппликатуре, то звучит грозно на forte, где слышится стон ветра, поднимающего волны. Работа над аккордами в левой руке, над акцентами и четким, цепким staccato. Затем педагог вместе с ученицей читает стихотворение, образ которого подсказала музыка:


Лодочку уносит ветер в море,

Волны там бушуют на просторе,

Утонуть боится наша лодка

Лодочку хочет спасти дельфин.

Ветерок задул, как ураган вдруг!

Море стонет волны поднимая

Чайки в море ищут рыбку дружно,

Волны разбиваются о скалы.


Рисунок к этюду "Море", подтолкнул к более волнительному, порывистому, трепетному и

красочному прочтению музыкального материала.


6. Эстонский народный танец (ансамбль). Педагог приглашает вторую участницу для исполнения в ансамбле. Но перед тем, как дети исполнят произведение, ведется беседа о культуре разных народов, их обычаях, традициях, национальных костюмах, где узоры и вышивка несут определенный характер и смысловую нагрузку.

.....Если девушка готовится к свадьбе, то платье, в котором она пойдет под венец, расшито орнаментом соответствующим этому обряду....

Говоря о культуре можно вспомнить о традиции приготовления национальных блюд: у узбекского народа - плов, украинский славится галушками, русский - пирогами, а казахский народ любит бешбармак.

Ученицы внимательно рассматривают фотографии, где изображены танцоры в национальных костюмах исполняющие эстонские народные танцы. Всё это поможет исполнить ансамбль в нужном характере.

Педагог настраивает детей на ансамблевую игру. Заостряет внимание на ритмичном исполнении, со счетом вслух, на координацию движения, на то, что при игре в ансамбле важно слушать и слышать друг друга. Идет работа над партиями. Первая партия - в скрипичном ключе танцуют женщины в хороводе, здесь ведется работа над legato, вторая партия - в басовом ключе, на четкий ритм и штрих staccato исполняют притоп и подскоки мужчины. Работа над штрихами non legato и staccato. В средней части происходит смена штрихов и динамики в партиях. Теперь в круг плавно на legato (mp) вступают мужчины, а женщины держат ритм притопами на non legato (mf) переходящее в staccato. Педагогом подчеркивается внимательное отношение к нюансировке. Работа над ритмом. В третьей части ансамбля и мужская и женская партии сливаются в сочное legato на (mf) и crescendo приводящее к яркому финалу на forte.




8. Рефлексия. Для рефлексии был использован "волшебный" нотный стан, на который прилетели бабочки и птицы, приплыли облака, распустились цветы под теплыми, солнечными лучами и цветные нотки радостно разместились для оценки проведения урока. Малиновые (с улыбкой) нотки заполняют нотный стан если урок очень понравился, жёлтые (без улыбки)- не всё удачно получилось, синие (грустные) - урок не понравился.


9. Итог урока. Урок - путешествие в сказку, подходит к завершению. В совместной беседе подводится итог урока. Педагог вместе с ученицей анализирует - средства музыкальной выразительности; а именно, изобразительное искусство (рисунки, изображающие природу; время года, героев пьес), литературное искусство (сочинение стихов) - которые помогают музыку исполнять очень выразительно и интересно.


10. Домашнее задание. В качестве домашнего задания, предлагается закрепить проделанную работу над пьесами и придумать ко второй части этюда "Море" четверостишие.


































Самоанализ


Урок был показан с ученицей второго класса. Возраст – 7 лет.

Тема данного урока: «Работа над образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.

Форма урока: " урок - путешествие в сказку "

Форма работы: индивидуальная.

Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие, личностно- ориентированные.

Методы обучения: словесный показ, исполнительский показ, беседа, творческий, практический, дискуссия повторения.

Оборудование: фортепиано, нотная литература, наглядный материал.

Цель данного урока: Создать условия для формирования образного мышления и вовлечь ребенка в область музыкально-художественного творчества.

Исходя из особенностей учащейся и выбранной темы, при подготовке и проведении урока, ставились следующие обучающие задачи:

Развивающие:

1. Развивать музыкальные способности, ритмические, слуховые навыки, познавательный интерес к образному мышлению ребенка.

2. Активизировать образно-музыкальное мышление через разные виды деятельности (рисунок, стихи, фотоснимки, досочинение).

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру исполнения.

2. Смотивировать интерес у учащегося к дальнейшей творческой работе по овладению инструментом посредством музыкально-игровых элементов на уроке.

Обучающие:

1. Научить передавать характер произведения средствами музыкальной выразительности.

2. Обеспечить усвоение технических приемов для более выразительного исполнения фортепианных произведений.

Воспитательные:

1. Развивать и воспитывать любовь к музыке разных эпох, стилей и жанров через фортепианное исполнительство.

2. Развивать такие качества как усидчивость, трудолюбие.

В процессе обучения по классу специального фортепиано первостепенное значение имел здоровьесберегающий компонент, который являлся сложным, многокомпонентным и многоуровневым.

Здоровьесберегающий компонент включал в себя: правильную посадку за инструментом, раскрепощение мышц корпуса, способствующие развитию красивой осанки, смена видов деятельности, тесный контакт между преподавателем и ученицей, создание дружеской, творческой атмосферы на уроке.

Исходя из цели и задач урока, было запланировано 6 этапов работы:

  • Организационный момент

  • Актуализация знаний

  • Сообщение темы урока

  • Практический:

- повторение ранее изученного материала

- исполнение фортепианных произведений с помощью средств музыкальной выразительности и образным восприятием музыкального материала на начальном этапе обучения.

  • Рефлексия

  • Итог

Все задачи, поставленные на уроке были реализованы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Норикова Анна Яковлевна

Дата: 19.02.2018

Номер свидетельства: 458414

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Рабочая программа внеурочной деятельности. Хоровой кружок "Веселый ручеек" 1-4 классы "
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-khorovoi-kruzhok-viesielyi-ruchieiek-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "129978"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415803507"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Музыка источник жизни. "
    ["seo_title"] => string(23) "muzyka-istochnik-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "206173"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430123621"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства