kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль пейзажа в развитии образного мышления у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Роль пейзажа в развитии образного мышления у младших школьников

Наименее изученным на сегодняшний день является образное мышление, особенно пути его развития изобразительными средствами, что очень важно на ранних этапах обучения детей младшего школьного возраста. Проблема развития образного мышления в процессе обучения пейзажу получила недостаточное освещение в художественно-педагогических исследованиях и научно-методической литературе. 

Анализ методической литературы свидетельствует о том, что именно искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала учащихся. Занятия художественным творчеством основываются на все стороннем чувственном опыте ребёнка, на его искреннем интересе к предмету непосредственного восприятия. Это ценнейшее качество необходимо развивать и совершенствовать в процессе художественного творчества. Кроме того, богатый художественный опыт, выступая в качестве противовеса «левополушарному» образованию, может сохранить целостность психического развития ребёнка.

Совершенствование современной системы образования в нашей стране предполагает формирование личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях. Искусство, развивая художественно-образное мышление ребёнка, помогает ему построить целостную картину мира, позволяющую принимать более эффективные решения в условиях его дальнейшей самореализации.

Тема «пейзаж» уделяется большое внимание как в пособиях по методике преподавания, так и в практической подготовке будущих преподавателей изобразительного искусства. Обучение изображению пейзажа позволяет наиболее полно овладеть основными знаниями, умениями и навыками конкретно образного метода передачи действительности – основой грамотного реалистического изображения. Для пейзажных работ в общеобразовательной школе отводится много часов. Начиная с младших классов, учащиеся сначала изображают отдельные предметы, затем по степени сложности переходят к изображению группы предметов. Большое значение для активизации эстетического чувства младших школьников может иметь работа и цветом, который более всего выражает эмоциональное отношение ребенка к изобразительному искусству в целом.

Школьная программа по изобразительному искусству предусматривает изображение пейзажа на уроках тематического рисования. Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что нужно уметь эмоционально воспринимать образ природы, выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых предметов.

Исходя из всего этого, видна потребность в систематизации и углубленном изучении данной темы.

Обучение изображению пейзажа позволяет наиболее полно овладеть основными умениями, знаниями и навыками конкретно образного метода передачи действительности – основой грамотного реалистического изображения.

В начальных классах проводится ряд уроков по тематическому рисованию (по представлению и воображению). Сюда включены такие темы как: «Осень в деревне», «Зимние каникулы», рисование по памяти деревьев, рисование листьев, «Весна пришла» и т.п. Параллельно с этими уроками проводятся беседы по произведениям изобразительного искусства.

В программе под редакцией Неменского Б. М. так же предусмотрены уроки по теме «Пейзаж» и беседы на эту тему. Методическое пособие построено по годам обучения и выражает основные педагогические принципы, заложенные в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и реализованные в учебниках (учебных комплектах).

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль пейзажа в развитии образного мышления у младших школьников»

Роль пейзажа в развитии образного мышления у младших школьников

Наименее изученным на сегодняшний день является образное мышление, особенно пути его развития изобразительными средствами, что очень важно на ранних этапах обучения детей младшего школьного возраста. Проблема развития образного мышления в процессе обучения пейзажу получила недостаточное освещение в художественно-педагогических исследованиях и научно-методической литературе.

Анализ методической литературы свидетельствует о том, что именно искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала учащихся. Занятия художественным творчеством основываются на все стороннем чувственном опыте ребёнка, на его искреннем интересе к предмету непосредственного восприятия. Это ценнейшее качество необходимо развивать и совершенствовать в процессе художественного творчества. Кроме того, богатый художественный опыт, выступая в качестве противовеса «левополушарному» образованию, может сохранить целостность психического развития ребёнка.

Совершенствование современной системы образования в нашей стране предполагает формирование личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях. Искусство, развивая художественно-образное мышление ребёнка, помогает ему построить целостную картину мира, позволяющую принимать более эффективные решения в условиях его дальнейшей самореализации.

Тема «пейзаж» уделяется большое внимание как в пособиях по методике преподавания, так и в практической подготовке будущих преподавателей изобразительного искусства. Обучение изображению пейзажа позволяет наиболее полно овладеть основными знаниями, умениями и навыками конкретно образного метода передачи действительности – основой грамотного реалистического изображения. Для пейзажных работ в общеобразовательной школе отводится много часов. Начиная с младших классов, учащиеся сначала изображают отдельные предметы, затем по степени сложности переходят к изображению группы предметов. Большое значение для активизации эстетического чувства младших школьников может иметь работа и цветом, который более всего выражает эмоциональное отношение ребенка к изобразительному искусству в целом.

Школьная программа по изобразительному искусству предусматривает изображение пейзажа на уроках тематического рисования. Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что нужно уметь эмоционально воспринимать образ природы, выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых предметов.

Исходя из всего этого, видна потребность в систематизации и углубленном изучении данной темы.

Обучение изображению пейзажа позволяет наиболее полно овладеть основными умениями, знаниями и навыками конкретно образного метода передачи действительности – основой грамотного реалистического изображения.

В начальных классах проводится ряд уроков по тематическому рисованию (по представлению и воображению). Сюда включены такие темы как: «Осень в деревне», «Зимние каникулы», рисование по памяти деревьев, рисование листьев, «Весна пришла» и т.п. Параллельно с этими уроками проводятся беседы по произведениям изобразительного искусства.

В программе под редакцией Неменского Б. М. так же предусмотрены уроки по теме «Пейзаж» и беседы на эту тему. Методическое пособие построено по годам обучения и выражает основные педагогические принципы, заложенные в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и реализованные в учебниках (учебных комплектах).



Занятия построены от простого к сложному, начиная с первых классов школы.

Рассмотрим понятие пейзаж. Пейзаж (от французского paysagе - местность, страна) - один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения.

Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (перевод с немец. «ланд» - земля и «шафт» - вид) - общий вид, панорама какой-либо местности.

Пейзаж-это жанр искусства, гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. В работе известного искусствоведа Дмитриевой Н.А. указывается, что биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век.

Считать его самостоятельным художественным произведением начинают лишь с XVII века. Пейзажи украшали стены гробниц и дворцов в странах Древнего Востока, Египте, античной Греции и Риме.

Однако пейзаж - это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это - и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи.

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и образное мышление может изобразительное искусство, в частности, один из самых его эмоциональных жанров – пейзажная живопись.

Посредством пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, приобщаются к прекрасному. Общение детей с пейзажами – большое, нужное в воспитании дело. Оно необходимо для всех детей. Воздействие искусства на все стороны духовной жизни ребенка, не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и его интеллект, на всю область эмоциональных проявлений, на моральные устои – громадно.

Знакомство с пейзажем, то есть, овладение приемами его изображения в рисунке оказывает большое влияние на образное мышление личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в природе и в жизни. Знание сочетаний цвета формирует у младших школьников хороший эстетический вкус.

Вся работа по ознакомлению детей с пейзажем направлена на формирование эмоционально-целостного восприятия живописи у детей младшего школьного возраста, на то, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать окружающий мир.

Мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием (восприятие, ощущения, представления) окружающего мира. Прорисовывание карандашом для фиксирования мысли в эскизах означает членение мысли. Благодаря этому становится возможным четкое сопоставление всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Задача претворения в реальность результатов мышления художника заключается в том, чтобы через средства художественной выразительности быстрее (линия, форма, цвет, колорит, перспектива, воздушно-пространственная среда) внушать человеку чувство радостного, душевного подъема, чем это сделала бы сама природа.

В решении проблемы развития образного мышления в процессе обучения пейзажу мы опирались на положения Л.В. Занков, Д.Б. Эльконина , В.В. Давыдова . Эти исследователи разработали систему, методы обучения школьников, структурировали учебный материал, чем подтвердили теоретическое положение о том, что за обучением следует развитие. Итак, развитие образного мышления и усвоение знаний, умений, навыков по обучению пейзажу не противопоставляются, а образуют единое целое.

Тамара Семеновна Комарова, характеризуя мышление ребенка, указывает на то, что причиной трудностей в обучении является недостаточный уровень развития образных представлений. Она отмечает в этой связи, что, с одной стороны, для осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образного мышления и образных представлений, а с другой -изобразительная деятельность играет большую роль в развитии такого рода представлений и мышления. Наглядно-образному мышлению присуща своя логика, имеющая творческий характер, и оно часто приводит к интуитивным решениям.

Профессор, художник-педагог Евгений Васильевич Шорохов пишет о развитии образного мышления в процессе обучения созданию пейзажной картины: «Наблюдая и изображая предметы и явления действительности, художник постоянно насыщает свое мышление наглядными образами, которые постепенно преобразуются в художественные (отсюда термин: «образное мышление»). Вне образного мышления невозможно истинно художественное творчество».

Психологи Якобсон П.М., Романов Е.С. подчеркивают, что для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды художественно-творческой деятельности детей, как изобразительная и конструктивная. А.Ф. Лазурский, рассматривая механизм формирования творческой личности, указывает на необходимость развития творческого воображения, мышления, внимания, памяти. Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного ее развития и совершенствования, у ребенка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата. Программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского в полной мере способствует развитию образного мышления учащихся на уроках в общеобразовательной школе.

Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален.

Виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж - леса, поля, луга, реки, озера, моря (лесной пейзаж, горный, морской); сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой; городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду - здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки - его иногда выделяют отдельно; индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека - созидателя, строителя заводов, фабрик, мостов и т.д.;

Появился новый вид пейзажа - космический или фантастический. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника.

Исторический пейзаж - изображение местности в определенную эпоху.

По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанром литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.

Лирический пейзаж (обычно небольшой по размеру) экспрессивен по настроению и отражает определенные чувства человека - восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой природы («Золотая осень» И. Остроухова, «Грачи прилетели» А. Саврасова).

Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Это - буйство ветра, грозовые тучи, клубящиеся облака, тревожные закаты (И. Айвазовский «Волна»).

Эпический пейзаж передает величественные картины природы, полной внутренней силы (И. Шишкин «Лесные дали», А. Васнецов «Родина»).

Героический пейзаж - здесь природа предстает величественной, торжественной (высокие горы, могучие деревья, гладь океана. Иногда на фоне этого пейзажа изображаются герои и боги.

Драматический - предвещает бурю, грозу, вызывает ощущения тревоги и беспокойства (И. Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев «Болото»).

По манере и технике выполнения можно отметить пейзажи: обобщенные - лаконичные; детализированные - подробные и декоративные.

Художественные картины подчас воздействуют значительно сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект. Они предают чувства и переживания языком искусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изображено, насколько выразительно. Чтобы увидеть, что изображено, не требуется никакой художественной культуры.

При ознакомлении детей с пейзажной живописью ученые выделяют несколько задач:

  • познакомить детей с видом живописи – пейзаж;

  • учить понимать замысел произведения, его содержание;

  • развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений;

  • обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами;

  • научить детей передавать в рисунке красоту окружающей природы.

По мнению ученых, исходя из возможностей детей 7-10 лет, их можно познакомить с пейзажами, в которых ярко представлены сезонные проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни, а также с некоторыми средствами выразительности пейзажа.

Детям младшего школьного возраста можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях, а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников – литературы, кино. Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи – колорите, композиции, рисунке.

В 7-10 лет можно познакомить детей с такими видами пейзажей, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым «секретам» использования художниками живописного языка пейзажа.

Основной формой работы по ознакомлению младших школьников с пейзажной живописью является урок. При его проведении необходимо соблюдать ряд принципов:

  • тщательный, обусловленный возрастными возможностями отбор художественного материала;

  • активное включение детей в разнообразные виды художественно- творческой деятельности: художественно-речевую, музыкальную, игровую, изобразительную;

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;

  • бережное и уважительное отношение к детскому творчеству;

  • использование разнообразных методов и приёмов в работе с детьми.

К уроку по ознакомлению с пейзажным жанром прилагается примерная схема.

Вхождение в занятие, организационный момент может включать в себя:

  • художественное слово,

  • слушание музыки,

  • вступительную беседу,

  • загадки,

  • рассказывание сказки или какой-либо истории,

  • приход сказочного героя,

  • предложение отправится в путешествие, на выставку и т.д.

Основная часть может включать в себя:

  • рассматривание новой картины,

  • рассматривание знакомых картин в сравнении,

  • дидактическую игру,

  • физкультминутку,

  • ознакомление с новыми изобразительными материалами и приёмами работы с ними,

  • пальчиковую гимнастику,

  • выполнение наброска детьми или завершение начатой на предыдущем занятии работы.

  • гимнастику для глаз,

Заключительная часть может включать в себя:

анализ детских работ, который можно провести в разных формах («Пейзаж в подарок другу», «Художественный салон-магазин», «Ярмарка творчества» и т.д.).

Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения – непременное условие каждого занятия по изобразительному искусству. Использование разнообразных методов и приёмов помогает поддержать детскую пытливость. Методы и приёмы, которые чаще всего используются при проведении работы с детьми:

Рассказ учителя должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о пейзаже.

Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь.

Метод вызывания адекватных эмоций, суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов (использование литературных и музыкальных произведений). Педагог читает стихи к картине, можно включить музыкальное сопровождение.

Планирование тематики занятий зависит от времени года. Постепенно младшие школьники узнают о произведениях, в которых отражена зимняя, осенняя, весенняя и летняя природа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль пейзажа в развитии образного мышления у младших школьников

Автор: Егоров Вячеслав Алексеевич

Дата: 28.01.2025

Номер свидетельства: 664388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства