Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа "О дружбе"»
Классный час «О дружбе»
Цель: осмыслить понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей перед друзьями.
Задачи: помочь успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументированно отстаивать свою точку зрения; формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Упражнение «Улыбка»
- Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки.
- Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…» (Ребята говорят пожелания друг другу.)
2. Сообщение темы классного часа. - Тема классного часа «Поговорим о дружбе».
- На занятии мы должны ответить на следующие вопросы:
Что такое дружба?
Кто такой настоящий друг?
Есть ли определённые законы дружбы?
3. Обсуждение основных вопросов классного часа.
1) Знакомство с понятием «дружба».
Чтение и обсуждение стихотворения.
- Послушайте, как о дружбе пишут поэты.
« Что такое дружба?»
Спросила я у птицы.
-Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
« Что такое дружба?»
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
« Дружба что такое?»
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Вопросы для обсуждения:
-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?
- А кто это все на свете?
- Почему должны дружить все на свете?
-Действительно, как сказал древний философ Цицерон «Без истинной дружбы жизнь - ничто».
Обсуждение пословиц о дружбе. - Прочитать пословицу и объяснить её значение.
• Нет друга – ищи, а нашёл – береги. • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Дружбу помни, а злобу забывай. - Чему же учат нас эти пословицы?
Обсуждение понятие «дружба».
- Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»? А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?
- Вот какое определение слову «дружба» предлагает С.И.Ожегов в Толклвом словаре русского языка. ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка)
Игра «Расшифруй слово».
- Расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба… (Каждой группе выдаётся по одной букве.)
Д – доверие, доброта, доброжелательность
Р - радость
У – уважение, ум, уверенность
Ж – жизнь, желание
Б – борьба, благодушие
А – активность, аккуратность
- Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях.) Знакомство с понятием «друг»
Игра «Кто с кем дружит?» - В книгах, в мультфильмах мы очень часто встречаем верных друзей. Посмотрим, знаете ли вы их. Послушайте, отгадайте загадку и назовите его друга.
Был раньше он игрушкой
ненужной никому.
Теперь герои сказок завидуют ему.
И Винни-Пух, и Джерри,
И ниндзя-черепашка,
Ведь талисманом сборной
Стал ныне … ЧЕБУРАШКА.
В подъезде повстречались Успенского герои,
И с той поры все знают о них, кого не спросим.
Работают на грядках, корове сено косят,
И нет дружней в деревне, чем Федор
и … МАТРОСКИН.
Герой другого фильма
Не Нюша и не Лунтик.
Спас поросенка клоун,
А звали его… ФУНТИК.
Залает собака,
Он к ней прибежит.
Он с Шариком дружит,
От грома дрожит.
Заснет, о сосиске
Чуть-чуть помечтав,
А имя ему необычное …ГАВ.
Воздушные очень
Он любит шары,
Но может и лопнуть,
Сорвавшись с горы.
Веселые глазки и хвостик – крючок.
И имя, как носик его...
ПЯТАЧОК.
Игра «Слова»
- Кто же такой друг? Какими качествами должен обладать настоящий друг? - Перед вами перечень качеств человека, вам надо определить, какие качества можно отнести к настоящему другу, а какие – нет.
- Если я называю качество, которое относится к настоящему другу, то вы хлопаете в ладоши, а если таким качеством не должен обладать настоящий друг, то сидите тихо.
3. Настоящие друзья всегда должны оставаться честными по отношению друг к другу
4. Настоящие друзья не навязчивы
5. Настоящие друзья всегда готовы прийти на помощь
6. Настоящие друзья умеют слушать
7. Настоящие друзья принимают вас таким, какой вы есть
- Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать настоящим другом.
5. Физкультминутка
6. Продолжение обсуждений основных вопросов классного часа
Чтение и обсуждение притчи о дружбе.
- Послушайте притчу о дружбе.
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Обсуждение притчи:
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой».
3) Составление законов дружбы
- Мы с вами выяснили, что такое дружба, что значит дружить, кто такой настоящий друг, а сейчас давайте все вместе попробуем сформулировать законы дружбы.
Обучающиеся делятся на группы, вырабатывают законы дружбы.
Законы дружбы:
Уступай другу
Не завидуй другу, умей радоваться его успехам
Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его
Истинная дружба бескорыстна
Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек
Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом
Останови друга, если он делает что-то плохое
Береги своего друга
- Я надеюсь, что мы теперь будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы. Эти законы я предлагаю вам поместить в классном уголке.
- Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
- Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Возьмите листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: на сколько вы – настоящий друг.
- Подумайте, что вам нужно в себе изменить. Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросьте эти листочки в урну, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.
- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)
- Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Предлагаю закончить наш урок дружным чтением стихотворения В. Можной «Дружба – это…»
Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасет.
С другом - даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал,
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
- Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
- Итак, если мы с вами всегда будем добрыми, честными, вежливыми, внимательными, отзывчивыми, будем уважать друг друга, то в классе у вас будут царить мир и согласие, вы будете жить дружно. - Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших Вам друзей!
Список литературы:
1.Классный час в системе духовно-нравственного воспитания школьников / Сост. Несчанская О.Д. – Пенза, 2011.
2.Классные часы в 1-4 классах. Авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель,2006.