РАБОТА СО СВЕТОМ. ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН, КАКИМ БЫВАЕТ И КАК ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. РАЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ СВЕТА.
Свет в работе оператора
Функции света
Характер освещения в природе
Работа оператора со светом в павильоне
Виды света
Мягкий и жесткий свет
Свет - одно из самых могучих творческих средств в кино и телевидении, это необходимое условие для получения изображения. Свет может подчеркнуть самые тонкие нюансы настроений и чувств. Искусство работы со светом в профессии оператора играет огромную роль. Один и тот же кадр (портрет, натюрморт, пейзаж) освещенный по-разному, может производить совершенно различное впечатление, а может совершенно противоположное.
Когда свет преломляется о контуры предмета и попадает к нам в глаз, то тогда мы можем различать их. Свет проявляет изображение предметов, их форму. Даже малое количество света уже помогает нашим глазам рассмотреть предмет.
Например, в абсолютно темной комнате вы не разглядите никаких предметов, а при зажженной свече сможете уже различить предметы, находящиеся в комнате: стол, стул, диван.
Благодаря свету, можно получить информацию о цвете предмета. Для этого света должно быть достаточно, чтобы мы могли различить его. Наш глаз различает множество оттенков и цветов. Цветочувствительность глаза имеет в течение суток взлеты и падения. Максимальное количество цвета мы различаем в период с 13 часов до 15, а минимальное с 23 часов до 3 часов ночи.
Свет выявляет форму, объем, рельеф, фактуру, усиливает ощущение пространства и движения.
Эксперимент с предметом в комнате, нужно найти затемненную коробку и тусклую лампочку, а потом залить коробку светом.
А еще свет создает эмоциональное настроение. Например, пасмурный день и солнечный день, вспомните, как у нас меняется настроение в зависимости от наличия солнца.
В природе бесконечное множество разнообразного освещения и со всем этим освещением оператор может работать, создавая интересные кинематографичные кадры.
Светотеневое освещение.
В ясную погоду предметы освещаются солнцем и получается, что одна сторона освещена, а другая нет. Свет выявляет объем и форму предмета. Сам предмет отбрасывает тень. Говорят, о рассеянном источнике света, и здесь небо является источником рассеянного света.
Бестеневое освещение.
Такое освещение возникает в пасмурную погоду, когда небо затянуто плотными облаками. Свет равномерно распределяется и заполняет все пространство вокруг.
Локальное освещение.
В сумерках, когда горят уличные фонари, мелькают фары проезжающих машин, светятся окна домов. От всего этого образуются пятна света. Остальное пространство и предметы остаются в тени.
Силуэтное освещение.
Оно возникает, когда предметы и пространство на переднем плане затемнены, а освещен фон или второй план. Например, деревья, которые видны на фоне закатного неба.
По факту все эти освещения в чистом виде встречаются редко, так как погодные условия постоянно меняются. И это создает оператору дополнительные трудности. По факту постоянная погода весьма желательна, с одной стороны, а с другой постоянная переменчивость дает нам возможность показать весь этот мир в его разнообразии.
Так как речь идет о характере освещенности в природе, то мы говорим о тональной перспективе. Именно эта перспектива зависит от атмосферных условий, а в ее создании самое непосредственное участие принимает свет. Именно свет создает дымку. И эта дымка может быть разной плотности.
В солнечную погоду мы также можем наблюдать разный свет, все зависит от условий освещенности, от того в какой точке находится солнце, есть ли облачность. Самое эффектное освещение мы наблюдаем в утренние и вечерни часы, чаще всего этот свет имеет розоватый оттенок. Можно услышать «золотой час» фотографии. Когда свет наиболее благоприятный.
Кстати при съемке в солнечную погоду следует учитывать и расположение солнца по отношению к объекту съемки.
Фронтальное расположение. Солнце может светить «в лоб» - объект освещается равномерно.
Диагональное расположение. Свет подает по диагонали, выгодно подчеркивает рельеф и форму объекта, особенно человеческого лица. Но могут быть контрасты, поэтому здесь часто используют отражатели, флаги, всевозможные фильтры.
Контровое расположение. Солнце находится сзади объекта. На объекте появляются светотеневой контур, блики. Сильно увеличивается контраст изображения. При крупных планах образуется сильный световой контур и лицо может приобрести синеватый оттенок, если попытаться его убрать, то небо становится белесым.
Следует помнить, что кадры, снятые при контровом освещении, плохо монтируются с кадрами, снятыми при фронтальном и диагональном освещении.
В бестеневую погоду перед оператором становятся другие задачи. Здесь освещение равномерное, тональная перспектива работает на оператора. Применение дополнительных источников света, уже искусственных, может увеличить контраст, положить световые пятна, создать блики, высветить контур. Добавив легкий контраст можно на крупном плане оживить лицо героя.
Но на натуре, как говорится, практически нет дополнительных источников света, но зная особенности всегда можно пользоваться природными погодными условиями себе во благо.
Отдельно стоит упомянуть о работе в сумерках и на рассвете. Когда солнце заходит, то сумерки сгущаться очень быстро, интересные по световому рисунку могут получаться кадры, но готовиться (проверить аппаратуры, все поставить) к ним нужно заранее, чтобы успеть их сделать.
Изменчивость природы и натуры внесла свои коррективы и на заре появления кино, оно снималось как есть на улице, и приходилось считаться с погодой, но это подтолкнуло создателей кино переместиться в павильоны. Источники света становились мощнее, огромные студии позволяют сейчас выстроить не только квартиру, но и декорации улиц, фрагменты кораблей и т.д. Естественно помимо декораций появляется необходимость в осветительных приборах и всевозможных рассеивателях, отражателях, флагах и тому подобное.
Перед оператором ставиться несколько задач при работе в павильоне:
• высветить объемную форму предметов, а также рельефы декораций
• обрисовать контурные формы и очертить их в пространстве
• в соответствии со сценарием создать в декорации тот световой эффект, который передаст определенную психологическую атмосферу (помним, об эмоциональной функции света).
Система освещения основывается на том, что некоторые предметы освещаются раздельно: декорации (стены, потолок, пол, двери окна), предметы обстановки (мебель), фоны (за окном, за проемом двери), пространство, в котором двигаются актеры и фигуры актеров.
Комбинируя свет от приборов, в павильоне можно получить различный характер освещенности: светотеневое, тональное, локальное и силуэтное.
Разберем, какой свет бывает от приборов:
Виды света: рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий, фоновый.
Рисующий свет. Это свет приборов направленного освещения.
Основная задача: на предметах, фигурах, лицах героев должен появиться светотеневой рисунок. Рисующий свет четко разделяет свет и тень, появляется объем, форму и фактуру. Объект съемки отбрасывает тень на другие объекты, пол и стены. Такое освещение мы наблюдаем в солнечную погоду, когда солнечные лучи, освещая предметы, образуют светотеневой рисунок.
В нашей жизни – в помещении или на натуре – всегда присутствует какой-то световой эффект. Даже в ненастную погоду в комнате ощущается эффект освещения. А в павильоне это создается при помощи рисующего света.
Заполняющий свет. Этот свет заполняет все пространство декораций. Для этого используются приборы рассеянного света или экраны, затянутые белым материалом. Интенсивность света регулирует необходимый оператору контраст.
Контровой свет. При освещении объекта сзади у него возникает световой силуэт контур, обрисовывающий фигуру и хорошо отделяющий ее от фона. Световым контуром отлично подчеркивают архитектурные формы: лестницы, колоны, а также детали обстановки. Контровой свет способствует ощущению глубины пространства, хорошо отделяя фигуры на первом плане от фигур на втором и от фона. И это его качество – это и средство выразительности, и инструмент преодоления двухмерной плоскости экрана. Но с ним нужно аккуратнее иначе могут быть нежелательные результаты. Он должен быть оправдан и выглядеть правдоподобно.
Моделирующий свет. Моделирующий свет применяется для тончайшей обработки лица или крупных деталей. Направляя узкие пучки света на фигуру или на лицо актера, можно получить небольшие пятна света и блики. Нужна для особенно крупных планов. Подсветка глаз, световой акцент на ордена, на диадему – для этих вещей моделирующий свет незаменим.
Фоновый свет. Задача фонового света – создать живописный фон для актеров, обрисовать декорации. Фоновый свет ставиться таким образом, чтобы можно было бы снимать общие, средние и крупные планы без перестановки осветительных приборов. С помощью этого света можно, например, воссоздать рассвет в оконном проеме.
Итак, у оператора в арсенале пять разных вариантов света, на первый взгляд, немного, но
• Каждый из них может меняться по интенсивности, создавая разные соотношения между фигурой и фоном, между светом и тенью.
• Каждый из них может быть цветным, а количество цветов и оттенков – неисчислимо.
Поэтому возможности безграничны, и нередко операторы ограничиваются двумя-тремя. Схемы света могут быть совершенно разными и состоять из одного источника, двух, сочетание может быть совершенно различно.
Яркость приборов также ориентирована на человека, как и в крупности планов. И если говорить точнее, то по лицу. Выстраивая схему света мы должны соблюдать баланс между светом на фоне и лицом, и между светом и тенью на лице.
В создании светового рисунка участвуют не только лампы, но и другие вещи: отражатели, рассеиватели, соты, флаги и т.д.
Мягкий и жесткий свет. Какой, когда использовать?
Сначала разберемся, что есть что.
Жесткий свет, как правило, образуется от точечного источника и является направленным. Примерами источников жесткого света могут служить: солнце на ясном небе в полдень, прожектор.
Жесткий свет образует резкие и глубокие тени, площадь перехода из света в тень (тональный переход) очень мала, иными словами, граница между светом и тенью резкая. Такое освещение, если оно направлено под углом, очень хорошо передает характер поверхности и текстуру, но в то же время сильно подчеркивает морщины или неровности кожи.
Мягким обычно называют свет, который как бы окутывает объект съемки. Он при этом отбрасывает рассеянные тени с мягкими контурами.
При каких условиях хорошо использовать мягкий и жёсткий свет.
Мягкий свет
В качестве рисующего освещения мягкий свет используют, когда в кадре нужно создать незаметные или минимальные тени. Поскольку мягкий свет окутывает объект съёмки лучше, чем контрастный, его чаще всего применяют в сценах, где нужно скрыть определенную нежелательную текстуру изображения.
Мягкое освещение также идеально подходит для ситуаций, когда вам нужно перемещать осветительное оборудование незаметно для зрителя. Вспомним традиционный прием «разговора на ходу» — персонажи двигаются по направлению к камере, которая также перемещается в пространстве вместе с ними.
Жесткий свет хорошо подойдет в тех случаях, когда нужно передать драматизм сцены или резкий поворот сюжета. Жесткое освещение помогает зрителю чувствовать себя некомфортно.
Жесткое освещение помогает сфокусировать взгляд зрителя на определенном объекте съёмки. Таким образом, подсвечивая деталь или лицо персонажа, вы как бы отрезаете всё окружение, убирая всё ненужное, но совсем затемнять фон нельзя, это неправильно, если не противоречит замыслу режиссера.
Референсы для примера: https://youtu.be/7cEgjYHQxb8
https://vimeo.com/429772225
https://youtu.be/x_2146x60Qo
https://youtu.be/dWCl6Er_VG4