kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по русскому языку и культуре речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для студентов 2 курса по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку и культуре речи»

Выразительные средства синтаксиса Выполнил: преподаватель Ковина Е.М.

Выразительные средства синтаксиса

Выполнил:

преподаватель Ковина Е.М.

Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

  • синтаксическая структура предложения и знаки препинания;
  • специальные синтаксические выразительные средства (фигуры).
Синтаксическая структура предложения и знаки препинания

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания

  • Грамматические признаки предложения: простое или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное, неосложненное или осложненное (ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные конструкции, обращения).
  • Тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
  • Тип предложения по цели высказывания: невосклицательное, восклицательное.
Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

  • Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного «практического» употребления и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.
Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры) К основным фигурам речи относятся

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

К основным фигурам речи относятся

  • риторический вопрос,
  • риторическое восклицание,
  • риторическое обращение,
  • повтор,
  • синтаксический параллелизм,
  • многосоюзие,
  • бессоюзие,
  • эллипсис,
  • инверсия,
  • парцелляция,
  • антитеза,
  • градация,
  • оксюморон,
  • именительный темы.
Риторический вопрос

Риторический вопрос

  • Риторический вопрос – это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.
Риторический вопрос:

Риторический вопрос:

"А судьи кто?" (Грибоедов-горе от ума);

"А был ли мальчик?" (Горький-Жизнь Клима Самгина); "Куда ты скачешь, гордый гонь?" (Пушкин-медный всадник);

"Быть или не быть?"; "А надо ли?".

Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»?

(Из газет)

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание

  • Риторическое восклицание – это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания в сообщении усиливают выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью.
Какая ночь! На всём какая нега!  Благодарю, родной полночный край!  Из царства льдов, из царства вьюг и снега  Как свеж и чист твой вылетает май!                                          А. А. Фет. Ещё майская ночь Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна.  (М.Ю.Лермонтов)

Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!                                        

А. А. Фет. Ещё майская ночь

Увы! пред властию чужой

Склонилась гордая страна.

(М.Ю.Лермонтов)

Риторическое обращение

Риторическое обращение

  • Риторическое обращение – это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния автора.

"Поэт ! не дорожи любовию народной...

(Поэту-Пушкин)".

О, глубокая ночь!

О холодная осень! Немая!

(К.Д.Бальмонт)

Орлам случается и ниже кур спускаться: Но курам никогда до облак не подняться!  (И.А.Крылов) Земля-владычица! К тебе чело склонил я.  (В.Соловьев) Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М.Ю.Лермонтов)

Орлам случается и ниже кур спускаться:

Но курам никогда до облак не подняться!

(И.А.Крылов)

Земля-владычица! К тебе чело склонил я.

(В.Соловьев)

Доколе, счастье, ты венцами

Злодеев будешь украшать?

(М.Ю.Лермонтов)

Повтор

Повтор

  • Повтор (позиционно-лексичесий повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Молоды вы ещё, очень молоды! – вздохнул Иван Игнатьевич.  В.Ф.Тендряков Он был очень, очень доволен своим успехом. В его глазах горели искры радости. Этот день стал настоящей катастрофой. Все шло не так, как надо – ошибки тут, ошибки там. Он покупал цветы, вдыхая их аромат. Розы, тюльпаны, нарциссы – все это были его любимые цветы. Разновидностями повтора являются анафора , эпифора и подхват .

Молоды вы ещё, очень молоды! – вздохнул Иван Игнатьевич.

В.Ф.Тендряков

Он был очень, очень доволен своим успехом. В его глазах горели искры радости.

Этот день стал настоящей катастрофой. Все шло не так, как надо – ошибки тут, ошибки там.

Он покупал цветы, вдыхая их аромат. Розы, тюльпаны, нарциссы – все это были его любимые цветы.

Разновидностями повтора являются

анафора , эпифора и подхват .

Анафора

Анафора

  • Анафора (от греч . восхождение, подъем ) или единоначатие – это повторение слова и группы слов в начале строк, строф или предложений.
Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.  Ф.И.Тютчев Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… (А.С. Пушкин);

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

Ф.И.Тютчев

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел…

(А.С. Пушкин);

Эпифора

Эпифора

  • Эпифора (от греч. добавка, конечное предложение периода ) – это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений.
Хоть не вечен человек , То, что вечно, - человечно . Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек , То, что вечно, - человечно .  А.А.Фет Яркий снег сиял в долине, — Снег растаял и ушёл; Вешний злак блестит в долине, — Злак увянет и уйдёт. Ф. И. Тютчев.

Хоть не вечен человек ,

То, что вечно, - человечно .

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек ,

То, что вечно, - человечно .

А.А.Фет

Яркий снег сиял в долине, —

Снег растаял и ушёл;

Вешний злак блестит в долине, —

Злак увянет и уйдёт.

Ф. И. Тютчев.

Подхват

Подхват

  • Подхват – это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи.
Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка , Будто сосенка во сыром бору.  М.Ю.Лермонтов Серпилин молчал . Молчал и думал не о раздельном обучении и не о сыновьях этой всё сильнее нравившейся ему женщины, а о собственной жизни и о собственном сыне…  К.М.Симонов

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка ,

Будто сосенка во сыром бору.

М.Ю.Лермонтов

Серпилин молчал . Молчал и думал не о раздельном обучении и не о сыновьях этой всё сильнее нравившейся ему женщины, а о собственной жизни и о собственном сыне…

К.М.Симонов

Над нами гремят трубачи молодые, Над нами восходят созвездья чужие, Над нами чужие знамена шумят… Чуть ветер, Чуть север – Срывайтесь за ними, Неситесь за ними, Гонитесь за ними, Катитесь в полях, Запевайте в степях!  Э.Г.Багрицкий Мировое началось во мгле кочевье: Это бродят по ночной земле – деревья, Это бродят золотым вином – грозди, Это странствуют из дома в дом – звезды, Это реки начинают путь – вспять! И мне хочется к тебе на грудь – спать.  М.И.Цветаева

Над нами гремят трубачи молодые,

Над нами восходят созвездья чужие,

Над нами чужие знамена шумят…

Чуть ветер,

Чуть север –

Срывайтесь за ними,

Неситесь за ними,

Гонитесь за ними,

Катитесь в полях,

Запевайте в степях!

Э.Г.Багрицкий

Мировое началось во мгле кочевье:

Это бродят по ночной земле – деревья,

Это бродят золотым вином – грозди,

Это странствуют из дома в дом – звезды,

Это реки начинают путь – вспять!

И мне хочется к тебе на грудь – спать.

М.И.Цветаева

Параллелизм

Параллелизм

  • Параллелизм (синтаксический параллелизм) (от греч. идущий рядом ) – тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, - которые, соотносясь, создают единый образ.
Бежит ручей, машет трава, Замок стоит, белый свет Завивается синевою свод. Молодость уходит, серость наступает… Позвонишь ли ты мне? Напишешь ли? Твоя речь прекрасна, словно песня. Твои глаза блестят, словно речка. Ночкой темной тучки ходят. Ночкой темной волки бродят. Расскажу тебе всё, расповедаю.

Бежит ручей, машет трава,

Замок стоит, белый свет

Завивается синевою свод.

Молодость уходит, серость наступает…

Позвонишь ли ты мне? Напишешь ли?

Твоя речь прекрасна, словно песня. Твои глаза блестят, словно речка.

Ночкой темной тучки ходят. Ночкой темной волки бродят.

Расскажу тебе всё, расповедаю.

Многосоюзие

Многосоюзие

  • Многосоюзие (полисиндетон) – избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство.
  • Внимание! Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.
… Моих ушей коснулся он, - И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт. И гад морских подводный ход, И дольней розы прозябанье.  А.С.Пушкин Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью – отличается.  С.П.Залыгин

… Моих ушей коснулся он, -

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт.

И гад морских подводный ход,

И дольней розы прозябанье.

А.С.Пушкин

Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью – отличается.

С.П.Залыгин

Бессоюзие

Бессоюзие

  • Бессоюзие (асиндетон) – намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения.
  • Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экпрессивности речи.
День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.  И.А.Бунин Встанет Россия – все споры рассудит… Встанет Россия – народности сгрудит… И уж у Запада больше не будет Брать от негодной культуры росток.  И.Северянин

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

И.А.Бунин

Встанет Россия – все споры рассудит…

Встанет Россия – народности сгрудит…

И уж у Запада больше не будет

Брать от негодной культуры росток.

И.Северянин

Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине её, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном.  Ф.М.Достоевский Если таки мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, - это не только их личная беда, но горе все нации, но опасность для всей нации.  А.И.Солженицын Каждый из них (погибших во время Великой Отечественной войны) был целым миром. И этот мир погас навсегда. Вместе с ним легли в могилы неосуществленные мечты, несыгранные свадьбы, нерожденные дети, неспетые песни, непостроенные дома, ненаписанные книги.  В.В.Быков

Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине её, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном.

Ф.М.Достоевский

Если таки мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, - это не только их личная беда, но горе все нации, но опасность для всей нации.

А.И.Солженицын

Каждый из них (погибших во время Великой Отечественной войны) был целым миром. И этот мир погас навсегда. Вместе с ним легли в могилы неосуществленные мечты, несыгранные свадьбы, нерожденные дети, неспетые песни, непостроенные дома, ненаписанные книги.

В.В.Быков

Эллипсис

Эллипсис

  • Эллипсис (от греч. – недостаток, нехватка) – стилистический приём, состоящий в намеренном (отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения.
Вот я тебя палашом ! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин.  Н.В.Гоголь И через минуту капитан, Чанг и художник уже на тёмной улице
  • Вот я тебя палашом ! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин.

Н.В.Гоголь

И через минуту капитан, Чанг и художник уже на тёмной улице , где ветер с снегом задувает фонари.

И.А.Бунин

При эллипсисе чаще всего опускается глагол-сказуемое, что придает особую выразительность и динамичность, подчеркивает стремительность действия, напряженность психического состояния героя.

Эллипсис может выражаться также в пропуске других членов предложения, в том числе всей предикативной основы. А если уж слишком поэта доймет Московский, чумной, девятнадцатый год, Что ж, - мы проживем и без хлеба! Недолго ведь с крыши – на небо.  М.И.Цветаева Моторный рев, надсадный, вынимающий душу вой – водопад из поднебесья… И незыблемо-прочная земля сотрясается, ломается, крошится… Лицом, грудью, животом, коленями в ненадежную землю.  В.Ф.Тендряков

Эллипсис может выражаться также в пропуске других членов предложения, в том числе всей предикативной основы.

А если уж слишком поэта доймет

Московский, чумной, девятнадцатый год,

Что ж, - мы проживем и без хлеба!

Недолго ведь с крыши – на небо.

М.И.Цветаева

Моторный рев, надсадный, вынимающий душу вой – водопад из поднебесья… И незыблемо-прочная земля сотрясается, ломается, крошится… Лицом, грудью, животом, коленями в ненадежную землю.

В.Ф.Тендряков

Помимо создания особой экспрессивности текста эллипсис может выполнять и другие стилистические функции:

Помимо создания особой экспрессивности текста эллипсис может выполнять и другие стилистические функции:

  • Придавать началу текста (зачину) интригующий характер: После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней (в начале рассказа И.А.Бунина «Солнечный удар»).
  • Выражать авторскую оценку содержания предшествующей части текста: А потом подумаешь: и на нашем глобальном космическом корабле, где тоже одни живут так, а другие эдак (это касается и отдельных людей, и целых государств, и целых наций) перед лицом вплотную надвигающейся экологической катастрофы окажемся все равны: и у президента с последним «работягой», у миллиардера с последним нищим… в конце концов шансы окажутся равными нулю. Утешает (В.А.Солоухин).
Инверсия

Инверсия

  • Инверсия (от лат. – перестановка, переворачивание) – это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.
Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

  • Согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М.Ю.Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И.С.Тургенев).
  • Дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов).
  • Сказуемое стоит перед подлежащим, известным из предшествующего контекста (подлежащее является «данным» в предложении, а сказуемое – «новым»): Мила черкесу тишина , Мила родная сторона , но вольность, вольность для героя милей отчизны и покоя (М.Ю.Лермонтов); Идет Жилин , все тени держится (Л.Н.Толстой).
Парцелляция

Парцелляция

  • Парцелляция (от франц. – частица) – стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц – фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точки, восклицательный и вопросительные знаки, многоточие.
Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. (Р.Рождественский) Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще. (Из газет) Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане – не физические лица. А люди. (Из газет) Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.

Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.

(Р.Рождественский)

Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще.

(Из газет)

Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане – не физические лица. А люди.

(Из газет)

Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.

Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности… Этих народ не примет. Получит – сбросит. (Е.И.Шмелев) Мы хотели песен – не было слов. Мы хотели спать – не было снов. Мы носили траур – оркестр играл туш. (В.Цой) И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! (А.С.Пушкин) Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет – будет Россия новая. (И.С.Шмелев) Между прочим, в пасмурный день перед дождем приглядитесь к свету. До дождя он один, во время дождя – другой, а после дождя – совершенно особый. Потому что мокрые листья придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и теплый. (К.Г.Паустовский)

Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности… Этих народ не примет. Получит – сбросит.

(Е.И.Шмелев)

Мы хотели песен – не было слов.

Мы хотели спать – не было снов.

Мы носили траур – оркестр играл туш. (В.Цой)

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза! (А.С.Пушкин)

Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет – будет Россия новая. (И.С.Шмелев)

Между прочим, в пасмурный день перед дождем приглядитесь к свету. До дождя он один, во время дождя – другой, а после дождя – совершенно особый. Потому что мокрые листья придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и теплый. (К.Г.Паустовский)

Градация

Градация

  • Градация – (от лат. – постепенное повышение, усиление) – прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
В о з р а с т а ю щ а я г р  а  д  а  ц  и  я обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:   Я звал тебя, но ты не оглянулась ,  Я слёзы лил , но ты не снизошла. (А.Блок) Светились, горели, сияли
  • В о з р а с т а ю щ а я г р а д а ц и я обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась ,

Я слёзы лил , но ты не снизошла. (А.Блок)

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.А.Солоухин)

Н и с х о д я щ а я г р  а  д а  ц  и  я используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности.  Кто Вы такая? Откуда Вы?! Ах, я смешной человек… Просто Вы дверь перепутали, Улицу , город и век . (Б.Ш.Окуджава)   Кружевом , камень, будь И паутиной стань: Неба пустую грудь Тонкой иглою
  • Н и с х о д я щ а я г р а д а ц и я используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности.

Кто Вы такая? Откуда Вы?! Ах, я смешной человек… Просто Вы дверь перепутали, Улицу , город и век . (Б.Ш.Окуджава)

Кружевом , камень, будь И паутиной стань: Неба пустую грудь Тонкой иглою рань. (О.Мандельштам)

Именительный темы

Именительный темы

  • Именительный темы (сегментированная синтаксическая конструкция) – это стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие («тему» сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия. Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями.
Именительный темы Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова. (М.Ю.Лермонтов) Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. (А.А.Блок) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле . Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. (А.Ахматова)

Именительный темы

Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова. (М.Ю.Лермонтов)

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет. (А.А.Блок)

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле .

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле. (А.Ахматова)

Выразительность номинативных (назывных предложений) Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..  (А.А.Фет) Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой. Как венец на новобрачной. Лик берёзы под фатой, Подвенечной и прозрачной.  (Б.Пастернак)

Выразительность номинативных (назывных предложений)

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

(А.А.Фет)

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой.

Как венец на новобрачной.

Лик берёзы под фатой,

Подвенечной и прозрачной.

(Б.Пастернак)

Антитеза

Антитеза

  • Антитеза (греч. – противоположение) – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используют антонимы – общеязыковые и контекстуальные.
Ты богат, я очень беден, Ты – прозаик, я – поэт.  А.С.Пушкин Вчера ещё в глаза глядел, А нынче – всё косится в сторону, Вчера ещё до птиц сидел, - Все жаворонки нынче – вороны! Я глупая, а ты умён, Живой, а я остолбенелая. О, вопль женщин всех времён: «Мой милый, что тебе я сделала?»  М.И.Цветаева

Ты богат, я очень беден,

Ты – прозаик, я – поэт.

А.С.Пушкин

Вчера ещё в глаза глядел,

А нынче – всё косится в сторону,

Вчера ещё до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умён,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времён:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

М.И.Цветаева

Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза свойственна, прежде всего, художественным и публицистическим текстам.

Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза свойственна, прежде всего, художественным и публицистическим текстам.

Оксюморон

Оксюморон

  • Оксюморон (от греч. – остроумно-глупое) – это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу ( горькая радость, звонкая тишина и т.п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность.
С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу. (И.С.Шмелёв) Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.А.Есенин) Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М.Ю.Лермонтов) Внимание! Оксюморон как средство усиления выразительности текста допустим только в художественном и публицистическом стилях.

С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу. (И.С.Шмелёв)

Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.А.Есенин)

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (М.Ю.Лермонтов)

Внимание! Оксюморон как средство усиления выразительности текста допустим только в художественном и публицистическом стилях.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по русскому языку и культуре речи

Автор: Елена Михайловна Ковина

Дата: 24.10.2023

Номер свидетельства: 638675

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Культура речи и языковые нормы "
    ["seo_title"] => string(34) "kul-tura-riechi-i-iazykovyie-normy"
    ["file_id"] => string(6) "214825"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432484696"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Культура речи и языковая норма "
    ["seo_title"] => string(34) "kul-tura-riechi-i-iazykovaia-norma"
    ["file_id"] => string(6) "137295"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417332600"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Методическая разработка урока русского языка в 10 классе  "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово" "
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-10-klassie-i-my-sokhranim-tiebia-russkaia-riech-vielikoie-russkoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "209326"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431092871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства