kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Практический опыт коллективного музицирования в классе народных инструментов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ансамбль-это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Практический опыт коллективного музицирования в классе народных инструментов»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» с. Подбельск м.р. Похвистневский Самарской области













ОТКРЫТЫЙ УРОК



ТЕМА УРОКА:

«Практический опыт коллективного музицирования в классе народных инструментов»






Преподаватель ДШИ:

Куртенков Александр

Никонорович


















Методическое пояснение.


Ансамбль-это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.

Ритм как фактор ансамблевого единства.

Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, метро - ритму принадлежит едва ли не главное место. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны и ритмическая определённость «внутри такта», с другой - вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Начинать нужно с воспитания чувства абсолютно точного и «метрономного» ритма: он станет объединяющим началом в общем коллективном ритме.

Динамика как средство выразительности.

Как практически работать над динамикой в классе ансамбля, все преподаватели, работающие с коллективами, знают. Я в начале работы учу детей играть в пределах того или иного динамического оттенка абсолютно ровно. Например, можно предложить сыграть всем участникам одну ноту или гамму на ровном р , затем на ровном mf , и так следует пройти все динамические ступени.

Темп как средство выразительности исполнения.

Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Верно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки. Хотя существуют авторские указания темпа, вплоть до определения скорости по метроному, темп «заложен» в самой музыке. Ещё Римский – Корсаков утверждал, что «музыканту метроном не нужен, он по музыке слышит темп». Не случайно И.С. Бах, как правило, в своих сочинениях вовсе не указывал темп. В пределах одного произведения темп может варьироваться. «Нет такого медленного темпа, в котором бы не встречались места, требующие ускорения и наоборот. Для определения этого в музыке нет соответствующих терминов, обозначения эти должны быть заложены в душе» (В. Тольба).

Приёмы достижения синхронности ансамблевого звучания.

Под синхронностью следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта. Здесь нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – метроритма, динамики, штрихов, фразировки. С этой точки зрения унисон является самой сложной формой ансамбля; в унисоне формируются прочные навыки ансамблевой игры.





Цель урока:


-формирование навыков ансамблевой игры, укрепление мотивации к обучению через коллективное музицирование.


Задачи:


- образовательная:

развитие слухового самоконтроля в формировании навыков ансамблевой игры.


- воспитательная:

прививать стремление к систематическим и самостоятельным занятиям на музыкальном инструменте.


-развивающая:

формировать активность мышления учащихся, повышать познавательный интерес.


Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.


























ПЛАН УРОКА


1. Упражнение в C-dur. 3 минуты


Цель: развитие метро - ритма, ансамблевого единства.


2. Русская народная песня «Полосынька». 5 минут


Цель: работа над динамическими оттенками и штрихом legato.


3. Исполнение Р.Н.П. «Полосынька». 1 минута


4. Е. Дербенко. «Джазовая миниатюра». 7 минут


Цель: развитие учащихся в ритмическом отношении, обогащение новым музыкальным языком и джазовыми гармониями.


5. Исполнение «Джазовой миниатюры». 4 минуты


Цель: одинаковое ощущение характера и темпа, соответствие приёмов звукоизвлечения.














ХОД УРОКА


1. Упражнение в C-dur.

Описание: преподаватель предлагает учащимся исполнить упражнение.


Методические указания: в работе преподавателю необходимо обратить внимание на точное выполнение аппликатуры, качество выполнения штрихов и динамического развития.


Преподаватель контролирует: ровность меховедения, точное выполнение ритмического рисунка и поставленных преподавателем задач.


2. Русская народная песня «Полосынька» - работа и исполнение.


Описание: преподаватель предлагает исполнить партии каждой группы отдельно.


Методические указания: обратить внимание, чтобы аккомпанирующая группа не выделялась; при соединении других партий следить за ровностью звука.


Преподаватель контролирует: качество и ровность звука, аккуратную смену меха, плавность голосоведения.


3. «Джазовая миниатюра» - работа.


Описание: преподаватель предлагает учащимся простучать ритм наиболее трудных отрезков произведения.


Методические указания: в работе преподаватель отдельное внимание уделяет артикуляции, акцентуации и фразировке.


Преподаватель контролирует: активность звукоизвлечения, динамический баланс.


4. «Джазовая миниатюра» - исполнение.


Описание: преподаватель предлагает исполнить произведение с учётом всех задач.


Методические указания: произведение исполняется в умеренном темпе; обратить внимание учащихся на динамику и штрихи, меховедение, добиваться синхронности исполнения.


Преподаватель контролирует: одновременное вступление ансамбля, строгое выполнение метроритмической основы.


Методическое обеспечение


1. Н. Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. М., 1986 г.

2. А. Готлиб. Первые уроки ансамбля.

3. Д. Самойлов. Ансамбли. М., Кифара, 1997 г.

4. Н. Корецкий, И. Алексеев. Баян 2 класс. М., Кифара, 1994 г.

5. В. Иванов. Играй, оркестр. Хрестоматия. Самара, 2006 г.

6. В. Завальный. Музыкальная мозаика. М., Кифара, 2002 г.


Музыкальная литература


1. А. Должанский. Краткий музыкальный словарь. С-Пб, 2000 г.

2. М. Имханицкий. У истоков русской народной оркестровой культуры.

М., 1984 г.

3. В. Крюкова. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 г.

4. М. Крылова. Мои первые нотки. С-Пб, Композитор, 2006 г.

5. Программа по баяну и аккордеону /сост. Т. Пономарёва/, С-Пб, 2006 г.





Психолого-педагогическая характеристика ансамбля


Ансамбль баянистов состоит из пяти учащихся младших и старших классов. По уровню подготовки и музыкальным способностям их можно образно разделить на две группы.

1-ая группа: 2 класс Емельянов Василий, Шелкаев Андрей и Иванов Сергей. Учащиеся с музыкальными способностями ниже среднего, слабый уровень технической подготовки.

2-ая группа: 4 класс Волгин Константин. Активный, работоспособный, целеустремлённый.

3 класс Булатов Рамиль. Заниженная самооценка, недостаточно уделяет времени самостоятельным занятиям. Данные хорошие, может заниматься лучше.

Загруженность в общеобразовательной школе и занятия в спортивных секциях отнимают много времени, это является основной проблемой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Практический опыт коллективного музицирования в классе народных инструментов»

Автор: Куртенков Александр Никонорович

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Музыка. Рабочая  учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(91) "muzyka-rabochaia-uchiebnaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142711"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418332682"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "рабочая программа по предмету "Хор" "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-khor"
    ["file_id"] => string(6) "218545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433835373"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация для урока музыка 2 кл "Музыка Осени""
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia_dlia_uroka_muzyka_2_kl_muzyka_osieni"
    ["file_id"] => string(6) "378042"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484141138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства