Открытый урок «Работа над художественным образом музыкального произведения»
Открытый урок «Работа над художественным образом музыкального произведения»
Одним из главных факторов мастерства музыканта, является воспитание культуры воспроизведения полноценного, эстетически красивого звучания инструмента. Выразительный звук – это основа художественного исполнения музыкального произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Работа над художественным образом музыкального произведения»»
Тема урока: «Работа над художественным образом музыкального произведения». Тип урока: комбинированный урок. Форма работы: индивидуальная. Цель урока: раскрыть художественный образ произведения, его характер и содержание доступными для начинающего аккордеониста средствами. Задачи: Образовательные - изучение средств выразительности. Формирование комплекса знаний, умений, навыков необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства.
Развивающие - развитие ритмических, слуховых и эмоционально-образных представлений; выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств. Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
Воспитательные - воспитание творческого подхода к инструменту и его специфическим особенностям.
Методы обучения:
словесные (рассказ, объяснение)
наглядно-иллюстративные (метод показа – образец, прослушивание аудио и видео записи)
практические (репродуктивный метод, метод творческой работы)
Ожидаемые результаты:
приобретение обучающимся знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности.
Технические средства: музыкальные инструменты:
аккордеон для ученика,
аккордеон для педагога,
пюпитр,
учебная мебель,
рабочая тетрадь,
нотная литература,
ноутбук.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных факторов мастерства музыканта, является воспитание культуры воспроизведения полноценного, эстетически красивого звучания инструмента. Выразительный звук – это основа художественного исполнения музыкального произведения.
Над музыкальностью исполнения обучающемуся следует кропотливо работать уже с первых шагов обучения, добиваясь выразительного, осознанного произнесения каждого звука. В этой связи необходимо ясно представлять особенности звучания на аккордеоне, знать основные закономерности исполнительства, постоянно овладевать техническими средствами воплощения художественного замысла.
Механическое нажатие нужных клавиш не раскрывает музыкальный образ произведения, а делает игру сухой и бесчувственной. Аккордеон является клавишно-духовым инструментом. Поэтому, наряду с динамическими оттенками, огромное значение имеет умение управлять мехом, от чего зависит хорошая культура звука. Работая над раскрытием содержания произведения педагог не должен ограничиваться только нотной записью с различными обозначениями. Необходимо донести до обучающегося сведения о композиторе, его творчестве, эпохе, сюжет сочинения. После первого этапа ознакомления переходим к детальному разбору произведения: 1. Словесная характеристика муз. содержания 2. Форма (сколько частей в пьесе) 3. Мелодия 4. Метроритм 5. Тональность
Актуальность:
Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания является развитие у обучающихся слуха и эмоционального, осознанного восприятия музыкального творчества. В её решении основная роль принадлежит предмету «Музыкальный инструмент - аккордеон». В последние годы стремление к повышению качества и улучшению результатов преподавания этого предмета вызвало активный поиск новых инновационных подходов и методов. Цель - расширение кругозора обучающихся в области искусства и развитие познавательного интереса обучающихся, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта.
План урока:
1. Организационный момент: - приветствие, сообщение названия темы и цели урока.
2. Работа над техническим материалом: а) игра гаммы до-мажор, арпеджио, аккордов;
б) К. Гурлит «Этюд» C-dur;
3. Основная часть:
а) Д. Циполи «Менуэт» - работа над фразировкой (ведением меха), динамическими оттенками;
б) Ю. Гаврилов «Колобок» - работа над образом и характером I части произведения;
в) Повторение пройденного материала - р.н.п. обр. А. Иванова «Я на горку шла»
4.Заключительная часть:
a) подведение итогов;
б) выставление оценки.
Ход урока:
Представление ученика:Костяев Даниил - 3класс
Сообщение темы урока.
Отработка необходимых практических навыков на техническом материале.
Отработка необходимых практических навыков ведётся в первую очередь на техническом материале. а). Педагог предлагает обучающемуся сыграть гамму До-мажор разными штрихами на 2 октавы. Необходимо следить за качеством звука. Звук должен быть ровным. При движении вверх нужно делать крещендо, при движении вниз – диминуэндо. Следить за правильной сменой меха (мех нужно менять после основного звука – тоники). Толчков при смене меха быть не должно. Штрихи должны быть точными. Исполнить арпеджио и аккорды в тональности до мажор. При игре арпеджио необходимо добиться связного легато. Аккорды должны быть чёткими, все ноты, составляющие аккорд, должны браться и сниматься одновременно, не задевая соседних клавиш. б). Включение какого-либо этюда в учебную программу обуславливается следующими задачами: освоение определенного вида техники. Ученик должен знать, что беглость в исполнении этюда не цель, а средство для достижения выразительности исполнения.
Играем с обучающимся К. Гурлит «Этюд" C-dur – технично, с оттенками.
3.Основная часть.
Сообщение цели урока – основу любого музыкального произведения составляет его содержание, его художественный образ. Твоя задача Даниил, как исполнителя состоит в том, чтобы умело передать задуманный композитором образ, раскрыть все музыкальные средства его воплощения. Моя задача как педагога состоит в том, чтобы помочь тебе увидеть этот образ, почувствовать характер музыкального произведения, раскрыть его содержание.
а). Д. Циполи «Менуэт». Проверка Д/З: реферат о композиторе. Опрос обучающегося по реферату. Менуэт — старинный французский народный танец. При Людовике XIV стал придворным танцем. В России появился в начале XVIII века. Как самостоятельная музыкальная форма менуэт первоначально складывался из двух частей по 8 тактов с повторением каждой части.
«Менуэт» Доминико Циполи - это одно из красивейших произведений полифонического. Оно развивает музыкальность, учит играть напевным звуком. Пьеса имеет выразительный напевный характер. Композитор использует характерный для полифонии прием – длинные звуки в одном голосе заполняются более мелкими длительностями в другом.
Слушание аудио записи.
Работа на уроке: Вопросы к ученику о характере менуэта. В полифонических произведениях немаловажную роль играет ведение меха. С ним связаны особенности звукообразования: певучесть, динамическая гибкость, возможность исполнения различных исполнительских приемов. Мех и звук — это неразделимые понятия и в полной мере зависят друг от друга. Мех, без преувеличения, является главным средством выразительности. Исполнение обучающимся 1 ч. менуэта, уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне связанна с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – разжим или сжим. Тема ведётся выразительно на legato. «Дыхание», т.е смена меха во фразах соответствует тексту. Работа над динамическими оттенками во всей пьесе. Игра произведения от начала до конца выразительно. Д/З: продолжать работу над выразительностью исполнения, меховедением.
б). Работа над образом и характером произведения на примере пьесы Ю. Гаврилова «Колобок». Вторая пьеса из альбома «Бабушкины сказки», в котором 11 пьес. Мы все не раз слышали сказку «Колобок» и, наверное, хорошо помним слова главного героя: «… я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…». А Ю. Гаврилов для своей пьесы с одноимённым названием дал такое предисловие: «Словно бабушкин клубок, покатился колобок. Ах, как хочет он успеть для лисицы песню спеть!» Понято, что начинается пьеса с того момента, когда Колобок уже спрыгнул с подоконника и покатился по лесной тропинке. Лёгкие пассажи шестнадцатых показывают весёлого и возбуждённого от обретённой свободы Колобка. Дважды проходит эта тема и появляется вторая часть. Меняется штрих, динамическое развитие, скорее всего в этой части показался Колобок-хвастунишка. И от бабушки -то он ушёл, и от дедушки тоже, и от зайца, и от волка. Расхвастался, зазнался, да только силёнок своих не рассчитал и нарвался на хитрую лису, которая и проглотила его с большим удовольствием! Ю. Гаврилов в этой не даёт точного указание темпа, определяет лишь характер музыки – весело, возбуждённо, что само по себе и определяет темп и характер музыки. Основная сложность – лёгкость исполнения и точность штриха. Исполняем с обучающимся 1 и 3 части пьесы в медленном темпе крепкими и активными пальцами. Затем постепенно наращиваем темп и пальцы становятся более лёгкими, но при этом должна оставаться чёткость и качество звука. Работаем правой рукой над исполнением пассажей крепкими пальцами с минимальным включением мизинца. Аккомпанемент же ни в коем случае не должен «тормозить» движение, левая рука должна быть выносливой и свободной. Работаем с обучающимся над аккомпанементом. Д/З: - работать в подвижном темпе над звуком и лёгкостью исполнения.
в) Повторение
Р.н.п. обр. А. Иванова «Я на горку шла»
Формулировка домашнего задания Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес, с учетом всех замечаний. Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений «Менуэт», «Колобок» можно использовать при работе в других произведениях.
Подведение итогов: обучающийся справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать путь их преодоления. Обучающийся понял, что для того, чтобы произведение звучало, недостаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(260) ""музыкально-исполнительские навыки в процессе работы над художественным образом произведения на уроках общего фортепиано в средних классах""
["seo_title"] => string(80) "muzykalno_ispolnitelskie_navyki_v_protsesse_raboty_nad_khudozhestvennym_obrazom_"
["file_id"] => string(6) "616157"
["category_seo"] => string(6) "muzika"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1666962508"
}
}