Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по фортепиано на тему: «Использование инновационных технологий в работе над художественным образом музыкального произведения».»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» городского округа города Райчихинска
Открытый урок по фортепиано
на тему:
«Использование инновационных технологий в работе над художественным образом музыкального произведения».
с обучающейся подготовительного отделения Гавриловой Вероникой
Подготовила:
преподаватель
Литкова Е.В.
г. Райчихинск, 2019 г.
Цель урока:
Формирование представлений о художественном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
Закрепить знания средств музыкальной выразительности;
Продолжить обучение выразительному исполнению;
Формировать умение выполнять анализ музыкального произведения.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки;
Расширять общий кругозор обучающейся;
Развивать образное мышление путем активизации фантазии и воображения обучающейся.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус;
Воспитывать положительное отношение к решению творческих задач при работе над музыкальным произведением.
Тип урока: урок применения знаний на практике с элементами исследования.
Вид урока: творческая лаборатория.
Методы:сравнения и сопоставления, анализ, обобщение, метод звуковой наглядности, метод диалога, рефлексия.
У неё сформирован музыкальный образ исполняемых произведений;
Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
Структура урока:
Начало урока:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
Основной этап:
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и средств музыкальной выразительности;
- практическая часть: работа над произведениями;
Заключение:
- рефлексия;
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. Вступительное слово педагога. Название темы урока.
2 Основная часть.
Преподаватель: Вероника, из названия темы урока ты услышала слово «Образ», а ты знаешь, что это слово обозначает? (Ответ ученицы)
В толковом словаре Ушакова есть определение этому слову.
Образ - это художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках.
Для воплощения образа сказочники и поэты пользуются… (словом), художники – …(красками), а музыканты... (музыкальными звуками).
А какой образ создает композитор?
Музыкальный образ – это комплекс музыкальных средств, используемых композитором в сочинении и направленных на то, чтобы вызвать у слушателя определенные переживания.
Вероника, скажи, ты знаешь, при помощи чего композитором создается музыкальный образ? (ответ ученицы)
Мы с тобой уже изучали средства музыкальной выразительности. Посмотри на слайд и перечисли (ученица перечисляет средства музыкальной выразительности).
Вероника, какие произведения ты сейчас исполнишь? (ответ ученицы)
Исполнение произведений «Зима» и «Воробей»
Скажи, Вероника, какой образ ты представляешь, играя каждое из своих пьес? Опиши образ? Для описания нам поможет словарь Эстетических эмоций В. Ражникова. Домашним заданием тебе, было нарисовать картинки на твои пьесы. Давай их посмотрим (ученица описывает художественный образ своих пьес и показывает рисунки).
Вероника, обрати внимание на слайд, на нем изображена картина русского художника Бобровского Г.М. «Зима. Снег идет». Схож ли образ зимы, изображенный художником и твой образ? (ответ ученицы)
Какие разные по характеру пьесы «Воробей» и «Зима»! У одной пьесы музыка радостная, веселая, легкая, а у другой – мрачная, суровая.
Какими же средствами музыкальной выразительности пользовались композиторы, изображая такие контрастные образы? Давай разберем по порядку каждое средства музыкальной выразительности произведений «Зима» и «Воробей» и посмотрим, как они влияют на музыкальный образ.
Преподаватель вместе с ученицей проводят разбор каждого средства музыкальной выразительности методом сопоставления двух произведений. Так же ученице предлагается поэкспериментировать и поменять регистр, изменить темп, штрихи и другие музыкальные средства и посмотреть, сохранится ли музыкальный образ?
Отдельно проводится работа над мелодией в пьесе «Зима», обучающаяся, в качестве домашнего задания, сочинила слова на мелодию. Задача – играть выразительно, штрихом legato, пропевая мелодию.
Все полученные данные в ходе исследования заносятся в сравнительную таблицу.
Преподаватель: Вероника, в начале урока у нас была цель – выяснить какими же средствами музыкальной выразительности пользовались композиторы, изображая такие контрастные музыкальный произведения. И мы с тобой это выяснили, заполнив нашу сравнительную таблицу.
А теперь тебе другое задание: прослушай 2 пьесы, названия которых ты должна отгадать, применяя знания средств музыкальной выразительности.
Подсказка – это 2 животных. (Д.Кабалевский «Ёжик» и Г.Фрид «Мишка»).