kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"музыкально-исполнительские навыки в процессе работы над художественным образом произведения на уроках общего фортепиано в средних классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в классе общего фортепиано на тему "Музыкально-исполнительские навыки в процессе работы над художественным образом произведения на уроках фортепиано в средних классах"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"музыкально-исполнительские навыки в процессе работы над художественным образом произведения на уроках общего фортепиано в средних классах"»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Балтасинского муниципального района













ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:


«МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО В СРЕДНИХ КЛАССАХ».



ВЫПОЛНИЛА:
ГАРИФУЛЛИНА ЭЛЬВИРА МАРАТОВНА























пгт Балтаси

2022г.

Открытый урок в классе общего фортепиано

Тема урока: «Музыкально-исполнительские навыки в процессе работы над художественным образом произведения на уроках фортепиано в средних классах».

Цели урока:

Формирование представлений о музыкальном образе,  языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Способствовать формированию у обучающегося  положительной мотивации,

стойкого интереса к процессу обучения

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;

  • Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато, легато), обучение выразительному исполнению;

  • Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки;

  • расширять общий кругозор учащегося.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус на доступных для осмысления образцах классической музыки;

  • Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным  произведением.

Развивающие:

При помощи образного восприятия музыки, посредством штрихов, терминов, осознания лада, гармонии, темпа, агогики, фразировки и динамики, - раскрыть художественные образы, исполняемых на фортепиано пьес.

Тип урока: традиционный

Вид урока:  урок обобщения и систематизации изученного.

Форма урока:  индивидуальная

Методы:

  • Словесный

  • Наглядный

  • Практический

  • Метод показа

Реализуемые технологии:

  • Развивающего обучения

  • Информационно-компьютерная

  • Здоровьесберегающая

Материалы и оборудование (технические средства)

Фортепиано, ноты, ноутбук, иллюстрации.

План урока:

  1. Начало урока:

-организационный момент;

- сообщение темы и постановка задач;

  1. Основной этап:

- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;

- практическая часть: работа над произведением;

  1. Заключение:

- оценивание;

- домашнее задание.

Игра на инструменте, в том числе и на фортепиано – это вид деятельности, осваивая который ребёнок приобретает специфические знания, умения и навыки. Это и чтение с листа, подбор по слуху,  умение правильно сидеть за инструментом, звукоизвлечение и т.д. Но прежде всего, в процессе обучения игре на фортепиано формируются исполнительские навыки, без которых игра на инструменте просто невозможна.

Навык – это действие, которое сформировано путём многократного повторения. Главной целью исполнительства является формирование музыкально – образного мышления. Но невозможно воплотить музыкальный образ произведения без достаточно сформированных двигательно-технических навыков. Именно поэтому на начальном этапе овладения инструментом так много внимания уделяется формированию исполнительских навыков. Как мне кажется, на начальном этапе важны следующие навыки:

1. Двигательно-технические

2. Звукодвигательные

3. Метро – ритмические

4. Нотно-ориентированные

5. Слуховые

6. Художественно – образные.

На данном уроке мы будем работать над основными приёмами музыкальной выразительности, необходимыми для воплощения художественного образа музыкального произведения. Во время урока ученик будет не только исполнителем, пианистом, который должен точно выполнять все задумки композитора, но и попробует свои силы в попытке раскрытия художественного образа. У художественного образа есть свои скрытые тайны, которые исполнитель – пианист должен прочитать в нотном тексте работая над музыкальными произведениями. 

Наш урок мы проведем с ученицей пятого класса Шайхетдиновой Зухрой. На фортепиано она занимается пятый год. Она старательная девочка, обладает  хорошей памятью. У нее хорошие музыкальные данные,  а самое главное желание заниматься и изучать новые произведения.

Преподаватель: Здравствуй, Зухра. Ранее мы с тобой работали над текстом, технической частью произведения,  и динамикой, сдвинули темп, а теперь мы поработаем над художественным образом.

Прежде, чем мы начнем сегодня работать над произведениями, давай поговорим, что такое музыкальный образ ?

 - Это то, о чем рассказывает композитор в музыке, или настроение, или картина чего-то.

Преподаватель: Да, и сегодня мы постараемся с тобой раскрыть художественный образ в музыке, работая над музыкальными произведениями.

Наш урок мы начнем с разминки. Расскажи - как правильно нужно сидеть, как правильно ставить ручки?

Предлагаю тебе сыграть простую гамму до можор, от одной ноты в расходящемся и сходящемся движении. Попробуй пальчики не отрывать от клавиатуры и как бы проползти по клавишам. Попробуй сыграть ровным звуком. А теперь попробуй сыграть вверх крещендо, а вниз диминуэндо. Давай попробуем сдвинуть темп.

Хорошо, Зухра, давай перейдем к произведению «Менуэт». Кто написал это произведение? Это произведение написал композитор Иоганн Маттесон.


Преподаватель: Иоганн Маттезон (нем. Johann Mattheson; 28 сентября 1681, Гамбург — 17 апреля 1764, Гамбург) — немецкий композитор, музыкальный критик, теоретик музыки, лексикограф. C 1696 года — певец, с 1699 года также капельмейстер в оперном театре Гамбурга. Его учителями были И. Н. Ганфф, И. Герстенбюттель и И. Тайле, ученик И. Розенмюллера. С 1728 года из-за глухоты прекратил капельмейстерскую службу.

Скажи, ты знаешь что такое менуэт?

Ученик: Менуэт — (от франц. – маленький, незначительный) - старинный народный французский грациозный танец, названный так в следствии своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца. С середины XVII в. — бальный. С XVII в. менуэт широко распространился по всей Европе. Танцевали менуэт с большой торжественностью, это был модный аристократический танец. Костюмы соответствовали стилю танца: у женщин - необъятно широкие, требовавшие плавных, размеренных движений кринолины, у мужчин – обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках, с красивыми подвязками – бантами у колен ( показ иллюстраций). Распорядитель на балах давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами. В своих мелодических оборотах музыка менуэта отражала плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.


 

Какой характер у этого танца?

С помощью каких музыкальных средств передан характер?

Ученик: Неторопливый, спокойный. Изящный, грациозный. Темп андантино, штрих  нон легато, легато и даже стаккато. Динамика не очень громко, музыка в зависимости от характера торжества – в мажоре или в миноре.

Преподаватель: Запомним итальянский термин andantino (темп более оживленный чем андантэ- медленно, плавно). Вспомним пиано, меццо форте. Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь ты попробуешь донести, как исполнитель, как пианист в своей игре этот образ изящного, галантного танца. 

А из скольких частей состоит Менуэт?

Менуэт состоит из двух частей. Первая часть более спокойная. А вторая, чуть взволнованная.

Для передачи музыкального стиля в старинной музыке очень важно  правильно исполнять все штрихи.  Менуэт – это танец маленьких шажков. С помощью чего это композитор передал?

Ученик: Мелодия движется без скачков, ровными длительностями, шаги хорошо слышны в левой руке.

Преподаватель: Здесь нужно хорошо прочувствовать характер пьесы, точно выполнять динамику, которая выписана композитором колоритно и поработать по фразам над выразительной фразировкой, не дробить мелодию по тактам, а объединять мелодию в длинные музыкальные предложения. В этом плане динамические оттенки опять приходят нам на помощь и служат средством музыкальной выразительности. Попробуй изобразить шаги и поклоны. Добейся этого при игре.

Ученик играет ещё раз.

Преподаватель: Хорошо! Под эту музыку танцевали? В каком темпе удобнее это делать? Просчитай. И сыграем под метроном =80.

Ученик исполняет менуэт.

Преподаватель: Давай попробуем взять темп подвижнее, поставим метроном

=90? Попробуем.

Преподаватель: Молодец! Дома отработай ровность игры под метроном. Хорошо, дома нужно обязательно учить пьесу по частям, работать над выразительной  фразировкой, искать новые тембральные краски.


Следующее произведение называется «Вальс» композитора Франца Шуберта, великого австрийского  композитора, одного из основоположников романтизма в музыке, автора многочисленных вокальных композиций, симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.

Произведения Шуберта входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма.



Зухра, ты приготовила рисунок к этой пьесе.

Как ты думаешь, какими музыкальными средствами можно передать художественный образ? При помощи лёгкости звучания, при помощи динамики, подвижного темпа, при помощи виртуозного исполнения. Какой он вальс? Послушай стихотворение. Василий Лебедев-Кумач. Лунный вальс

В ритме вальса все плывет,

Весь огромный небосвод.

Вместе с солнцем и луной

Закружился шар земной,

- Все танцует в этой музыке ночной.

В ритме вальса все плывет,

Весь огромный небосвод,

Все танцует, скользя,

Удержаться нельзя —

В ритме вальса все плывет!..

Светят звезды далеко,

Все и просто и легко…

Этой пляской голубой

Заражается любой,-

В ритме вальса мы закружимся с тобой!

В ритме вальса все плывет,

Весь огромный небосвод,

Все танцует, скользя,

Удержаться нельзя —

В ритме вальса все плывет!..



Что ты представляешь, исполняя эту музыку?

Ученик: (отвечает).

Преподаватель: Все у тебя получилось, как ты хотела? (анализ исполненного).

Преподаватель: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим, какой штрих использует композитор чтобы передать характер произведения?

Ученик: легато и нон легато.

Преподаватель: Здесь важно поработать над штрихом легато. Чтобы у тебя ровнее получился этот мотив на легато - делай небольшой акцент на первую нотку. А нон легато быть, выразительным и собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь.

Ученик: играет отрывок.

Преподаватель: А окончание фраз мягко, как будто приседание. Вспомни сравнение с тягучей карамелькой.

Ученик: (исполняет).

Преподаватель: Что хотел передать этим композитор?

Ученик: Плавные умеренные движения.

Преподаватель: Посмотри на клавиатуру. Какие регистры задействованы и для чего?

Ученик: Высокий, средний и низкий регистр.

Преподаватель: А как помогает динамика?

Ученик: Он помогает ярче раскрыть образ произведения.

Преподаватель: Вот видишь, ты сама смогла все увидеть и понять. Хорошо, ты играешь достаточно уверенно, но пока нет в игре свободы, синхронности в руках. Поработаем так: я играю, ты выполняешь упражнения:

    1. Вначале со счетом простучим ритм кончиками пальцев друг об друга;

    2. Простучим ритм кончиками пальцев по столу.

Ученик выполняет упражнения.

Ученик играет пьесу. Очень полезно поучить пьесу медленно на плоскости (столе).

Преподаватель: Зухра, чтобы у тебя достоверно получился образ вальсирующих, нужно хорошо проговаривать шестнадцатые, ярко исполнять динамические оттенки (показывая движение вверх-вниз), объединять и вести фразу, отдельно поработать над каждой рукой.

 Домашнее задание: закрепить знания, полученные на уроке путём игры на фортепиано, живо представлять себе нужный и правильный художественный образ. Отрабатывать все технические моменты. Работать над штрихами,   фразировкой, динамикой.

Преподаватель: С поставленной задачей на уроке мы справились, молодец!

Заключение, подведение итогов:

Вопросы к ученику: над чем мы поработали сегодня? Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась?

Оценивание:

Преподаватель: мне понравилась твоя работа, внимание и отзывчивость, ты порадовала меня своим образным мышлением, в дальнейшем такая работа пригодится нам в работе с другими произведениями. Я ставлю тебе за урок «5». 


Используемая литература

1. И. Лешинская: «Ежедневные упражнения пианиста». Москва «Кифара».1994

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. –М.; ИНТОР,1996

3. Г.Г. Цыганкова, И. С. Королькова: «Юному музыканту-пианисту 5 класс». Ростов на Дону: Феникс, 2008.

4. Источник: https://ru.wikipedia.org/

5.  https://poemata.ru/poets/lebedev-kumach/lunnyy-vals/

6. https://cccp.fun/lyudi/vasiliy-lebedev-kumach.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Гарифуллина Эльвира Маратовна

Дата: 28.10.2022

Номер свидетельства: 616157


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства