Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по изобразительному искусству на тему " Композиция"»
Открытый урок по изобразительному искусству на тему " Композиция"
Уроки изобразительного искусства – это, прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка своеобразная реализация своего видения мира. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Но так как в учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, то необходимо использовать все возможности, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок.
Тема урока: Композиция
Вид занятия: Рисование по представлению по памяти.
6 класс
Метод: Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.
Место проведения: Учебный класс.
Время: 45 минут.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Цель: дать понятие термина «композиция»; познакомить учащихся с правилами компоновки рисунка на листе; учить размещать рисунок на листе так, чтобы он выглядел выразительно, правильно выбирать формат листа; развивать пространственные представления; воспитывать интерес к предмету.
Обучающая: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, рисование по представлению.
Развивающая: развивать у учеников художественную речь, способствовать развитию самостоятельности, развитие фантастических способностей и умение работать в проблемной ситуации, развитие зрительной памяти,.
Воспитательная: воспитывать интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
План урока:
· Организационный момент
· Изучение нового материала
· Практическая работа
· Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Добрый день. Я рада всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня урок немного необычный, у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло недоразумений, проверьте в начале урока, всё ли у вас есть на парте.
2. Сообщение темы урока
Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования.
Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного рисунка.
3.Постановка проблемы.
Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.
Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.
(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.)
Вот так может быть и в рисунке. Посмотрите на таблицу «Компоновка на листе».
Что вы можете сказать о рисунке г)?
Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).
4.Сообщение теоретических сведений.
1. Определение термина «к о м п о з и ц и я».
Учитель. Вы убедились, насколько важно уметь правильно размещать на листе бумаги изображаемые предметы. Теперь определим понятие «композиция».
Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.
Ритм – это организующее и эстетическое начало композиции.
Термин «композиция» (от лат. compositio) обозначает сочинение, составление, сопоставление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке.
Поскольку слово «композиция» обозначает процесс сочинения, то применительно к изобразительному искусству это есть процесс сочинения художественного произведения, составление его частей.
Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.
Вот, например, как великий русский художник, непревзойденный мастер композиции В. И. Суриков работал над историческим полотном «Боярыня Морозова». Очень долгое время ему не удавалось передать движение саней.
Для того чтобы решить эту проблему, ему требовалось определить нужный формат, и он неоднократно прибавлял, пришивал холст. «Не идет у меня лошадь, да и только, – писал об этом Суриков. – Наконец, прибавил последний кусок – и лошадь пошла…
5.Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Кто это? Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.
Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно вписать в прямоугольник.
Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и проведем осевую линию. Проверим композицию.
После этого начинаем детально прорисовывать бабочку.
И, только проработав форму, мы можем приступить к работе красками.