Оборудование: музыкальный инструмент, пюпитр, нотный материал.
Структура урока:
1.Организационная часть – 5 минуты
2.Основная часть – 30 минут
3.Заключительная часть – 5 минут
I. Организационная часть
1. Приветствие. Представление ученика.
2. Сообщение темы и цели урока
3. Вступительное слово учителя о ходе проведения урока
II. Практическая часть
Разминка
А) играем штрих деташе, от колодки до верхушки смычка, следим за его правильным ведением,
смычок на бочок не ложить, мезинец круглый, большой палец согнут, не задеваем соседние
струны.
Б) штрих два легато. Ведение смычка от колодки до верхушки. Ведение должно быть не
прерывным, как будто бежит ручеек.
А) играем штрих деташе, от колодки до верхушки смычка, следим за его правильным ведением,
смычок на бочок не ложить, мезинец круглый, большой палец согнут, не задеваем соседние
струны.
Б) штрих два легато. Ведение смычка от колодки до верхушки. Ведение должно быть не
прерывным, как будто бежит ручеек.
Упражнения без инстурмента :
Зеркальце (левая рука)
Часики (правая рука)
Молоточки (левая рука)
Тема.
Работа над штрихами в классе скрипки…
Беседуем ,что такое штрихи ,для чего они нужны ,чем они полезны (скрипичные штрихи – это различные способы звукоизвлечения на скрипке ,они нужны для того,чтобы передать музыкальное содержание произведения )
Проговариваем, какие штрихи существуют ,на какие виды они разделяются :плавные или протяжные (деташе,легато);отрывистые (мартеле , стаккато); прыгающие (спиккато ,сотийе) ;смешанные
Говорим ,над какими мы сегодня будем работать и к какому виду они относятся , даем представление о характере звучания того или иного штриха: деташе-штрих, являющийся основой звукоизвлечения. На каждое движение смычка берется по одной ноте. Основное отличие этого штриха – отсутствие пауз,игра в любой части смычка; легато –переводится связно ,на одно ведения смычка 2 или больше нот ,комбинированный (2 деташе ,2 легато и наоборот )
Уделяем внимание постановке правой руки: как правильно держать смычок ( не вцепившись в трость ,никакого напряжения в руках , в пальцах )
Игра по открытым струнам деташе : целыми,половинными ,четвертными,восьмыми ( следим за постановкой , хорошим звуком: дослушиваем каждую ноту , внимание за правильным распределения смычка )
Работа над штрихами в гамме ре мажор : вспоминаем строение мажорной гаммы,вспоминаем ,какие пальцы в левой руке рядом ,пропеваем .
Обращаем внимание на левую руку : пальцы полукруглые , ставим пальчики без ударов , высоко не поднимая над струнами
Игра штрихом деташе в медленном темпе ,огромное внимание выделяя интонации,так же следим за сменой смычка , играем ,не обрывая звук
Следим за звукоизвлечением , никакого скрипа ,плавное ведение смычка ,не дергать им : нужно уравновешивать давление в слабой части смычка добавочным нажимом кисти т.к. для руки естественна тенденция нажимать сильнее на смычок у его колодки и наоборот, ослаблять давление к головке - наиболее слабой части.Смычок находиться между подставкой и грифом ,ведем его параллельно им.
Игра штрихами : легато (2,4,8) (учимся правильно и точно распределять смычок ,обращаем внимание на плавность ведения ) ; комбинированный 2 легато ,2 деташе и наоборот ;
рефлексия
Упражнение «Воробушек».Упражнение, на расслабление мышц спины, рук.
Упражнение «Мишка косолапый» на расслабление. Пройдись по классу, как мишка, встань, как скрипач.
Упражнение «Часики» отдых для правой руки.
-контрольное проигрывание учащимся.
(Ученица играет гамму всеми штрихами с новыми знаниями, ощущениями, навыками, полученными на уроке)
III. Заключительная часть
Оценивание работы учащегося:
Ученица хорошо выполняла все поставленные задачи,с каждым разом все лучше извлекает звук,чувствует рахницу в каждом штрихе.
Подведение итогов:
Выяснили , что нужно еще больше внимания выделять ощущениям в правой руке ,для точного исполнения каждого штриха .
Домашнее задание :
Повторять гамму разными штрихами, следить за ровной тростью , правильной постановкой и интонацией.