Просмотр содержимого документа
«Основные виды транспорта, маршрут. Правила поведения в транспорте, на улице»
Беширова Н.В., дефектолог
специальная коррекционная
школа – интернат №1
г. Петропавловск
Урок СБО (5 класс)
« Основные виды транспорта, маршрут.
Правила поведения в транспорте, на улице»
Цель: Познакомить учащихся с различными видами транспорта,
уметь их различать. 1) Знать варианты проезда до школы
различными видами транспорта, маршруты.
2) Формировать наглядно – образную память через работу с
картинками. Развивать наблюдательность при сравнении 2-х
картинок. Обеспечить активную динамическую нагрузку на
учащихся. Активизировать словарь.
3) Воспитывать культуру поведения в транспорте, на улице.
Оборудование: Интерактивная доска, диск « Виды транспорта»,
картинки, таблицы, тесты.
Словарь: Көліктер, аялдама, жолаушылар, жол ақысы, маршрут, кондуктор, штраф.
Ход урока.
1. Психолого – педагогический настрой.
- Отгадайте загадки и вы узнаете тему урока.
1) Что за чудо - синий дом!
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
И питается бензином (автобус) 3) Братцы в гости снарядились
Друг за друга прицепились
2) Удивительный вагон! И помчались в путь далёк,
Посудите сами: Лишь оставили дымок (поезд)
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками (троллейбус)
Перечислите, что изображено, на доске? (автобус, троллейбус, поезд, вертолёт, велосипед и т.д.)
Назовите, это всё одним словом? ( көліктер – транспорт).
2. Сообщение темы урока (на доске)
3. Беседа по новой теме:
Задание 1: Рассмотрите таблицу « Основные виды транспорта»
- Назовите основные виды транспорта? (наземный, подземный, водный, воздушный, гужевой)
- Хлопните в ладоши, столько раз, сколько основных видов транспорта? (5)
Ребята, кто из вас знает, где и с какой целью используют гужевой вид транспорта? (ответы детей)
Метро – подземный вид транспорта. Используется в больших городах, где население достигает один миллион жителей, для того чтобы разгрузить наземные дороги.
Задание 2: « Эстафета с палочкой »
На доске висят картинки, вам надо выйти к доске, перевернуть картинку и
рассказать о том виде транспорта, который на ней изображён. Указку
передать следующему. Например:
Автобус - это пассажирский вид транспорта. Управляет автобусом водитель. Движется автобус благодаря бензину или газу. Заправляют автобус бензином на специальных заправочных станциях (АЗС).
Троллейбус – это пассажирский вид транспорта. Троллейбусом, так же как и автобусом, управляет водитель. Троллейбус приводится в движение с помощью электрического тока, передаваемого по специальным проводам. В троллейбус ток поступает по приспособлениям, которые крепятся к проводам.
- Как называют человека, который ведет машину (шофёр)
- Сколько стоит билет в автобусе, троллейбусе?
- Кто, продаёт билеты в транспорте? (кондуктор)
- Кондуктор дал тебе билет. Что ты должен ему ответить?
ФИЗМИНУТКА
Загудел паровоз и вагончики повёз,
Чу – чу- чу, чу-чу-чу, далеко я укачу! Дети показывают
движения, говорят
Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут, слова
А круглые колёсики всё тук да тук, да тук.
- Каким видом транспорта ты можешь добраться до школы от дома и
наоборот?
- Назовите свои остановки?
- Ты не знаешь, когда будет остановка « Школьная», у кого ты спросишь,
когда тебе выходить? - Что ты скажешь?
Каждый автобус (троллейбус) идет строго по своему маршруту, например:
Автобус 4а « пос. Солнечный – Швейная фабрика »
Маршрут – это строгий путь от начала до конечной остановки.
- На каком виде топлива работает транспорт? (бензин, керосин, солярка).
- Как вы думаете, где берёт шофер деньги на бензин?
- Если вы не оплатили проезд, что может сделать кондуктор?
- Назовите, размер – штрафа?
4. Работа в тетрадях.
5. Сюжетно – ролевая игра « Пассажиры»
Звучит песня « Голубой вагон». Дети берут стулья и строят из них автобус.
Учитель распределяет роли. Обыграть.
6. Тест.
***
Отгадайте загадку, а отгадку нарисуйте в тетради:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И хочу тебе помочь (Светофор)
Где стоит светофор? Для чего нужен светофор?
Что нужно делать на красный свет светофора? На желтый свет?
На зеленый свет? – Какого цвета глаза светофора, что они обозначают?
Послушайте, стихотворение:
Через улицу меня переводят три огня!
Вот огонь зажегся красный. Это голос мамы ясно:
«Гуля, Гуля, ты куда? Гуля, стой! Не то – беда!»
Вот огонь, как апельсин. Это голос папы:
«Дочь! Воздержись от глупых гонок!
Ты не маленький ребенок!»
У огня зеленый цвет. Это Петька, мой сосед,
Звонким голосом орет: « Гулька! Двигайся вперед!
О чём это стихотворение? Расскажите, как надо переходить улицу? – Что такое тротуар? – мостовая?
- Где должны ездить машины? – Где должны ходить люди?
Посмотрите на рисунок (подземный переход) Это подземный переход.
Почему он называется подземным? Как вы думаете, для чего он нужен?
Закрепление нового материала:
Назовите основные виды транспорта?
Сколько их?
Перечислите гужевой вид транспорта? Где он нужен?
Назовите подземный транспорт? Для чего он необходим?
Что значит маршрут автобуса? - Кто его дает?
Как вы думаете, на что идут деньги, которые мы оплачиваем за проезд?
Кто такой пассажир?
***
Я предлагаю вам сыграть со мной в игру. Давайте встанем в круг.
Будем кидать друг другу мяч, и называть правила поведения в транспорте.
Тест « Основные виды транспорта»
Разбор ситуаций (иллюстрации, учебник « Мир вокруг»)