kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья : ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения.
    • В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы
  • (от гр. problema — «задача, задание»).
    • В широком смысле проблема — это сложный
  • теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения;
  • в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья : ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ»


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Юсупов Санжар Абдусатторович
Бухарский профессиональный колледж ирригации-мелиорации и архитектуры, Узбекистан

«Разум природной своей силой создает себе умственные орудия, от которых обретает другие силы для других умственных работ, а от работ - другие орудия, т. е. возможность дальнейшего исследования, и так постепенно подвигается, пока не достигнет вершины мудрости». Б. Спиноза

Что такое проблемное обучение?

Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения.

o  В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы

(от гр. problema — «задача, задание»).

o  В широком смысле проблема — это сложный

теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения;

в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

o  (Ситуация — фр. situation — «положение, обстановка, совокупность обстоятельств»)

Что такое проблема?

o  Проблема — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта

Должна ли проблемная ситуация «создаваться» или естественно «вытекать» из самого характера материала?

Две точки зрения:

o  Создание преподавателем проблемной ситуации, независимо от того, является ли она отражением реально существующего в науке противоречия или носит методический характер (т. е. на данном этапе в науке вопрос ясен, но для активизации мышления учащихся преподаватель создает проблемную ситуацию).

o  Нет надобности искусственно создавать проблемные ситуации, так как реальными проблемами полна вся история развития научного знания.

Как возникает проблема?

o  проблема возникает на стыке известного

(научного знания) и неизвестного, а не на уровне

субъективного и научного знания.

Проблемный вопрос

o  это «одноактное» действие. Например, почему говорят: «Завтра ожидается холодный южный ветер?» (Видите противоречие: южный, но холодный. Почему?) Ответ: потому что циклон. Может ли быть горячий снег, жареный лед и т. п.?

o  Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать (вспомните вопросно-ответный метод Сократа!).

Проблемная задача

o  предполагает ряд действий, для ее решения школьнику нужно самостоятельно провести частичный поиск. Например, возможна ли привязка данного типа сооружений в заданных условиях, скажем, типового проекта, к определенной местности? Это уже достаточно крупная учебно-познавательная задача, для решения которой требуется провести специальный поиск способа действий или найти какие-то недостающие данные: провести разведку местности, сделать геодезическую съемку, исследовать в лаборатории грунт, определить розу ветров и т. п.

Проблемная ситуация

o  это психологическое состояние интеллектуального затруднения,

которое возникает у человека, если он не может объяснить

новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить

известное действие прежними знакомыми ему способами и должен

найти новый.

Классификация проблемных ситуаций

По содержанию неизвестного X

  • X – цель

  • X – объект деятельности

  • X – способ деятельности

  • X – условие выполнения деятельности

по уровню проблемности

Возникающие независимо от приемов. Вызываемые и разрешаемые учителем. Вызываемые учителем, разрешаемые учеником. Самостоятельное формирование проблемы и решения.


по виду рассогласования информации

  • несоответствия между уже имеющимися системами знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими и научными знаниями и т. д.)

  • неопределенности (необходимость многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы)

  • неожиданности

  • конфликта

  • предположения

  • опровержения

по методическим особенностям

проблемное изложение

  • эвристическая беседа

  • проблемные демонстрации

  • исследовательские лабораторные работы

  • непреднамеренные

  • целевые

  • проблемный фронтальный эксперимент

  • мысленный проблемный эксперимент

  • проблемное решение задач

  • проблемные задания

  • игровые проблемные ситуации

Четыре уровня проблемности в обучении

Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении студентами. Вспомните общедидактический метод проблемного изложения! Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений. Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Студент сам ставит проблему и сам ее решает.

o  Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.

Взаимодействие преподавателя и учащегося при решении проблемной ситуации

Действия преподавателя

Действия учащегося

Постановка наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы

Осознание проблемной ситуации, актуализация

усвоенных знаний

Направляющие указания

Анализ исходных данных; формулирование проблемы

Постановка наводящих вопросов,

сообщение необходимой информации

Выдвижение гипотезы, ее обоснование

Направляющие указания

Проверка гипотезы, решение проблемы

Постановка контрольных вопросов,

уточнения, исправления

Проверка решения, сопоставления его

с исходными данными

Анализ действий ученика в ходе

решения

Анализ хода решения; анализ ошибок

Включение результатов решения в

последующую учебную деятельность

Обобщение и переход к новому учебному материалу

Преимущества проблемного обучения

o  создает возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов;

o  развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и т. п.;

обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной

деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии

«эффект неоконченного действия», открытый Б. В. Зейгарник

Недостатки проблемного обучения

o  оно всегда вызывает затруднение у школьника в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.

o  разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья : ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Юсупов Санжар Абдусатторович

Дата: 25.01.2019

Номер свидетельства: 497198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Научная статья : ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ"
    ["seo_title"] => string(52) "nauchnaia_statia_tekhnologiia_problemnogo_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "495183"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547433259"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Научная статья: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ"
    ["seo_title"] => string(70) "nauchnaia_statia_tekhnologiia_problemnogo_obucheniia_na_urokakh_khimii"
    ["file_id"] => string(6) "632051"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1684703796"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(84) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "273348"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187753"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(85) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury1"
    ["file_id"] => string(6) "273349"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187760"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства