kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья : ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое проблемное обучение?

Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения.

    • В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы

(от гр. problema — «задача, задание»).

    • В широком смысле проблема — это сложный

теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения;

в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья : ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Авезова Феруза Мирзаевна

Бухарский медицинский колледж, Узбекистан



  1. «Разум природной своей силой создает себе умственные орудия, от которых обретает другие силы для других умственных работ, а от работ - другие орудия, т. е. возможность дальнейшего исследования, и так постепенно подвигается, пока не достигнет вершины мудрости». Б. Спиноза

  2. Что такое проблемное обучение?

  3. Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения.

    • В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы

  4. (от гр. problema — «задача, задание»).

    • В широком смысле проблема — это сложный

  5. теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения;

  6. в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

    • (Ситуация — фр. situation — «положение, обстановка, совокупность обстоятельств»)

  7. Что такое проблема?

    • Проблема — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта

  8. Должна ли проблемная ситуация «создаваться» или естественно «вытекать» из самого характера материала?

  9. Две точки зрения:

    • Создание преподавателем проблемной ситуации, независимо от того, является ли она отражением реально существующего в науке противоречия или носит методический характер (т. е. на данном этапе в науке вопрос ясен, но для активизации мышления учащихся преподаватель создает проблемную ситуацию).

    • Нет надобности искусственно создавать проблемные ситуации, так как реальными проблемами полна вся история развития научного знания.

  10. Как возникает проблема?

    • проблема возникает на стыке известного

  11. (научного знания) и неизвестного, а не на уровне

  12. субъективного и научного знания.

  13. Проблемный вопрос

    • это «одноактное» действие. Например, почему говорят: «Завтра ожидается холодный южный ветер?» (Видите противоречие: южный, но холодный. Почему?) Ответ: потому что циклон. Может ли быть горячий снег, жареный лед и т. п.?

    • Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать (вспомните вопросно-ответный метод Сократа!).

  14. Проблемная задача

    • предполагает ряд действий, для ее решения школьнику нужно самостоятельно провести частичный поиск. Например, возможна ли привязка данного типа сооружений в заданных условиях, скажем, типового проекта, к определенной местности? Это уже достаточно крупная учебно-познавательная задача, для решения которой требуется провести специальный поиск способа действий или найти какие-то недостающие данные: провести разведку местности, сделать геодезическую съемку, исследовать в лаборатории грунт, определить розу ветров и т. п.

  15. Проблемная ситуация

    • это психологическое состояние интеллектуального затруднения,

  16. которое возникает у человека, если он не может объяснить

  17. новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить

  18. известное действие прежними знакомыми ему способами и должен

  19. найти новый.

  20. Классификация проблемных ситуаций

  21. По содержанию неизвестного X

  22. X – цель

  23. X – объект деятельности

  24. X – способ деятельности

  25. X – условие выполнения деятельности

  26. по уровню проблемности

  27. Возникающие независимо от приемов. Вызываемые и разрешаемые учителем. Вызываемые учителем, разрешаемые учеником. Самостоятельное формирование проблемы и решения.


  1. по виду рассогласования информации

  2. несоответствия между уже имеющимися системами знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими и научными знаниями и т. д.)

  3. неопределенности (необходимость многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы)

  4. неожиданности

  5. конфликта

  6. предположения

  7. опровержения

  8. по методическим особенностям

  9. проблемное изложение

  10. эвристическая беседа

  11. проблемные демонстрации

  12. исследовательские лабораторные работы

  13. непреднамеренные

  14. целевые

  15. проблемный фронтальный эксперимент

  16. мысленный проблемный эксперимент

  17. проблемное решение задач

  18. проблемные задания

  19. игровые проблемные ситуации

  20. Четыре уровня проблемности в обучении

  21. Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении студентами. Вспомните общедидактический метод проблемного изложения! Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений. Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Студент сам ставит проблему и сам ее решает.

    • Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.

  22. Взаимодействие преподавателя и учащегося при решении проблемной ситуации

    1. Действия преподавателя

    1. Действия учащегося

    1. Постановка наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы

    1. Осознание проблемной ситуации, актуализация

    2. усвоенных знаний

    1. Направляющие указания

    1. Анализ исходных данных; формулирование проблемы

    1. Постановка наводящих вопросов,

    2. сообщение необходимой информации

    1. Выдвижение гипотезы, ее обоснование

    1. Направляющие указания

    1. Проверка гипотезы, решение проблемы

    1. Постановка контрольных вопросов,

    2. уточнения, исправления

    1. Проверка решения, сопоставления его

    2. с исходными данными

    1. Анализ действий ученика в ходе

    2. решения

    1. Анализ хода решения; анализ ошибок

    1. Включение результатов решения в

    2. последующую учебную деятельность

    1. Обобщение и переход к новому учебному материалу

  23. Недостатки проблемного обучения

    • оно всегда вызывает затруднение у школьника в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.

    • разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья : ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Авезова Феруза Мирзаевна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Научная статья: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ"
    ["seo_title"] => string(70) "nauchnaia_statia_tekhnologiia_problemnogo_obucheniia_na_urokakh_khimii"
    ["file_id"] => string(6) "632051"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1684703796"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Научная статья : ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ"
    ["seo_title"] => string(54) "nauchnaia_statia_tekhnologiia_problemnogo_obucheniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "497198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548439537"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(84) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "273348"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187753"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(85) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury1"
    ["file_id"] => string(6) "273349"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187760"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства