kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика проведения урока изучения нового учебного материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИКА

проведения  открытого урока изучения

нового учебного материала 

по ПМ 01

«Осуществление зоогигиенических, ветеринарно-санитарных и профилактических мероприятий»

«Паразитология и инвазионные болезни»

Тема "Трематодозы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения урока изучения нового учебного материала»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБОУ СПО «ДУВАНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»











МЕТОДИКА


проведения открытого урока изучения

нового учебного материала



по ПМ 01

«Осуществление зоогигиенических, ветеринарно-санитарных и профилактических мероприятий»


«Паразитология и инвазионные болезни»






Подготовлена преподавателем

Малухиной Н. И.


Рассмотрено на заседании цикловой

комиссии ветеринарных дисциплин

Протокол № ____ от _______ 2014 г.

Председатель ЦК: ________________







Дуван – 2014 г.


АННОТАЦИЯ



к методической разработке открытого урока изучения нового учебного материала по дисциплине

«Паразитология и инвазионные болезни»



Преподаватель Малухина Н. И.



Данный методический материал представляет собой методическую разработку открытого урока изучения нового учебного материала по ПМ 01

«Осуществление зоогигиенических, ветеринарно-санитарных и профилактических мероприятий» на тему «Характеристика трематодозов. Фасциолез сельскохозяйственных животных».


Методическая разработка содержит:


  • Оглавление с указанием перечня, разделов и номеров страниц;


  • Введение, которое поясняет выбор данной темы;


  • План урока, содержащий тему, тип и вид урока, метод обучения, цели, обеспечение и структуру урока;


  • Основная часть, в которой дается описание строения трематод и их жизненного цикла, а также рассматривается заболевание фасциолез сельскохозяйственных животных.



















ВВЕДЕНИЕ


Данная тема «Фасциолез сельскохозяйственных животных» была выбрана неслучайно, так как трематодозные заболевания широко распространены не только в России, но и в Башкортостане, в Дуванском районе и непосредственно в нашем селе. Данные гельминтозы являются зооантропонозами, а также причиняют огромный экономический ущерб сельскому хозяйству. Поэтому перед ветеринарными специалистами стоит задача по искоренению этих заболеваний.


Для того, чтобы наши студенты по окончании техникума были подготовленными специалистами, им необходимо знать строение и морфологию трематод; знать симптоматику гельминтозов, уметь диагностировать, лечить и разрабатывать план профилактических мероприятий при трематодозных болезнях.

































План открытого урока

по дисциплине «Паразитология и инвазионные болезни»


Занятие: № 11

Дата проведения: 30.10.2014 г.

Преподаватель: Малухина Н. И.

Группа: 326

Специальность: 36.02.01 «Ветеринария»


Тема урока: Характеристика трематодозов.

Фасциолез сельскохозяйственных животных.


Вид занятия (тип урока): урок изучения нового учебного материала.


Цели урока:


1. Образовательная: сформировать у студентов понятие о трематодозах;

познакомить с заболеванием - фасциолез сельскохозяйственных животных, научить диагностировать и лечить животных при данном заболевании.


2. Воспитательная: продолжить воспитание профессиональных качеств,

сосредоточенности, уверенности, культуры общения, умения анализировать изучаемый материал.


3. Развивающая: способствовать развитию зрительной и моторной памяти, логического мышления, внимания; развивать познавательный интерес к изучаемой дисциплине и будущей специальности.


Методы обучения:

  • Информационно-развивающий (рассказ, объяснение, лекция, беседа),

  • Наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов, плакатов, влажных препаратов),

  • Репродуктивный (выполнение тестовых заданий, заполнение таблицы).


Межпредметные связи: дисциплины: «Анатомия и физиология домашних

домашних животных», «Фармакология», «Патологическая физиология и патологическая анатомия», «Внутренние незаразные болезни», «Экономика отрасли», «Кормление сельскохозяйственных животных».

Внутрипредметные связи:

  • Тема «Понятие об инвазионных болезнях»,

  • Тема «Противопаразитарные мероприятия»,

  • Тема «Ветеринарная гельминтология»,

  • Тема «Гельминтокопрологические исследования».


Обеспечение занятия:


1. Наглядные пособия:

  • Плакат «Фасциолез сельскохозяйственных животных»

  • Плакат «Схема развития фасциолы обыкновенной»

  • Плакат «Схема изучения болезни»

  • Атлас

  • Сборник «Антгельминтные препараты для лечения трематодозов»

  • Влажные препараты «Фасциолы крупного рогатого скота»

2. Раздаточный материал:

  • Карточки с тестовыми заданиями

  • Таблица «Препараты, дозы и методы дачи антгельминтиков при фасциолезе»

  • Карточки - таблицы для составления опорного конспекта

  • Карточки – схемы: «Систематика трематод», «Систематика фасциол».

3. Технические средства обучения:

  • ПК IBM PC Celeron D CPU 2.066 GHz/512 МБ ОЗУ/HDD 160 GB/DVD-RW

  • Мультимедийный проектор Toshiba TDP – 535

4. Литература:

Основная:

  • М.Ш. Акбаев. Паразитология.- М.: Колос, 2000. - стр. 82-94

  • А.А. Шевцов. Паразитология. - М.: Агропромиздат, 1985. – Стр. 62-74

Дополнительная:

  • Журнал «Ветеринария», № 4, 5, 6, 7/2008 г.

  • Н. А. Радчук, П. И. Пашкин.Практикум по заразным болезням для оператора по ветеринарной обработке животных. – Л.: колос, Ленинградское отд-ние, 1984. – стр. 179-184.

  • Ветеринарная лабораторная практика, т. II. – М.: Сельхозиздат, 1963. - стр 228-229.

  • Аюпов Х.В. Демидов Н.В. Печеночные гельминтозы сельскохозяйст­венных животных. – Уфа,1963.- стр. 49 .

  • Белозеров Е.С., Шувалова Е.П. Фасциолез.- М.: Медицина, 1981.-127с.

  • Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных живот­ных./ Под редакцией К.И. Абуладзе. - М.: Агропромиздат, 1990.- стр. 464

  • Скрябин К.И. Трематоды животных и человека.- М.: АН СССР.- 1948.-Т.4. стр. 87-152

  • Скрябин К.И. Трематоды животных и человека.- М.: АН СССР.-1952.-Т.2.- стр. 597.


Требования к изучению учебного материала


Студент должен:

знать: систематику, морфологию, биологию, диагностику, лечение и профилактику трематодозов.

уметь: определять анатомо-морфологические признаки трематод, проводить дегельминтизацию животных при трематодозах.


Содержание урока:


1. Организационный момент: (2 мин)

  • Приветствие.

  • Определение отсутствующих студентов.

  • Проверка готовности группы к уроку.

  • Организация внимания студентов.


2. Сообщение темы, цели и плана урока. (2 мин)


3. Мотивация учебной деятельности. (2-3 мин)


4. Актуализация опорных знаний студентов: (5 мин)

Устный опрос:

4.1. Что изучает ветеринарная гельминтология?

4.1. К какому типу относятся трематоды?

4.2. К какому классу относятся трематоды?

4.3. К каким видам паразитических червей относятся трематоды?

4.5. Кто является дефинитивным хозяином?

4.6. Что означает термин «дефинитивный хозяин»?

4.7. Кто является промежуточным хозяином?

4.8. Что означает термин «промежуточный хозяин»?


5. Изучение и освоение нового учебного материала: (65-70 мин)

5.1. Систематика и характеристика трематод.

5.2. Биология развития трематод.

5.3. Фасциолез сельскохозяйственных животных.


6. Обобщение изученного материала. (1-2 мин)


7.Закрепление изученного материала: (5-10 мин)

7.1. Работа с тестовыми заданиями.


8. Подведение итогов урока. (2 мин)


9. Сообщение домашнего задания: (1 мин)

/1/ стр. 82-94; повторение конспекта.




Методика проведения урока.


1. Организационная часть.


Приветствие. Преподаватель и студенты приветствуют друг друга.


Определение отсутствующих студентов. Дежурный сообщает об отсутствующих студентах. Преподаватель отмечает отсутствующих студентов в журнале.


Проверка готовности студентов. Преподаватель обращает внимание на то, чтобы у всех студентов на партах имелись тетради и ручки.


Организация внимания студентов. Преподаватель настраивает студентов на серьезный лад, предлагает им сосредоточиться и быть внимательными на всем протяжении урока. Создает непринужденную, но рабочую атмосферу на уроке.


2. Сообщение темы, цели и плана урока.

Сообщается тема урока и формулируются цели урока. Рекомендуется план урока, включающий три вопроса.

Тема и план урока выносятся в виде слайдов и демонстрируются на большом экране с помощью мультимедийного проектора и персонального компьютера.


3. Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель раскрывает всю важность данной темы. Приводит научные данные по распространенности паразитарных заболеваний, а также обращается внимание на то, что данными заболеваниями может заразиться и человек.


4. Актуализация опорных знаний студентов.

Для того чтобы начать изучать новый учебный материал, студентам предлагаются несколько вопросов, которые помогли бы вспомнить прошлые темы и более легче ориентироваться в новых вопросах.


5. Изучение и освоение нового учебного материала.

Преподаватель излагает новый учебный материал с помощью слайдов, которые выносятся на большой экран с помощью мультимедийного проектора и персонального компьютера.

Второй вопрос подготовлен студенткой. Объяснение вопроса сопровождается демонстрацией слайда.

Третий вопрос выносится в таблицу и сопровождается объяснением. Для лечения предлагаются новые ветеринарные препараты. Также в третьем вопросе студентам предлагается самостоятельно, с помощью учебника заполнить таблицу «Профилактика фасциолеза».



6. Обобщение изученного материала.

Для закрепления изученного учебного материала студентам предлагается решить тестовые задания. По окончании выполнения задания результаты решения тестов показываются на экране в виде слайдов.


7. Сообщение домашнего задания

Студентам предлагается записать домашнее задание: чтение конспекта и текста учебника.


8.Подведение итогов урока.

Преподаватель еще раз заостряет внимание на основных моментах изученного материала. Подводит резюме урока. Рекомендуется отметить работу студентов и выставить оценки. Поблагодарить за внимание.

































Сценарий урока


1. Здравствуйте! Садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует?


2. Тема сегодняшнего урока «Характеристика трематодозов. Фасциолез животных».

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с систематикой трематод, их строением, жизненным циклом. Изучим первое заболевание из цикла трематодозов – фасциолез. Таким образом рассмотрим следующие вопросы:

1. Краткая характеристика и систематика трематод.

2. Биология развития трематод.

3. Фасциолез сельскохозяйственных животных.


3. Уважаемые студенты! Мы с Вами продолжаем изучать раздел «Ветеринарная гельминтология». Это очень важный раздел, так как гельминтозные заболевания широко распространены. Науке известны более 600 заболеваний, общих для животных и человека – это паразитарные заболевания, вызывающие тяжелые расстройства здоровья, нередко со смертельным исходом.

Одной из распространенных групп в разделе «Ветеринарная гельминтология» являются болезни – трематодозы. Хочу заметить, что эти болезни распространены повсеместно и в том числе в Башкортостане, Дуванском районе и в частности в нашем селе. Они наносят огромный экономический ущерб, который складывается из-за: затрат на лечение и профилактику, недополучения молока, мяса, шерсти и приплода.


4. Для начала давайте вспомним, что нам известно о ветеринарной гельминтологии. Предлагаю ответить на несколько вопросов:

  • Что изучает ветеринарная гельминтология?

  • К какому типу относятся трематоды?

  • К какому классу относятся трематоды?

  • К каким видам паразитических червей относятся трематоды?

  • Кто является дефинитивным хозяином?

  • Что означает термин «дефинитивный хозяин»?

  • Кто является промежуточным хозяином?

  • Что означает термин «промежуточный хозяин»?


5. Мы с Вами вспомнили прошлые темы. А теперь переходим к изучению новой темы. Первый вопрос, который мы с Вами изучим – Краткая характеристика и систематика трематод.

Обратите внимание у Вас на партах лежат карточки с систематикой трематод. Я Вам зачитаю систематику, а Вы внимательно послушайте. (Читаю систематику на латинском языке со слайда).

Систематика трематод.

Тип Plathelminthes

Класс Trematoda

Отряд Fasciolida

Подотряд Fasciolata

Подотряд Paramphistomatata

Подотряд Heterophyata

Подотряд Echinostomatata

Далее давайте разберем строение трематод.


Краткая характеристика трематод.:

Трематодозы – гельминтозы, возбудителями которых являются представители класса сосальщиков, или трематод.

Объяснение происходит совместно с демонстрацией слайдов.

Для трематод характерна листовидная форма тела. Размер от очень мелких (до 1 мм) до сравнительно крупных (5-7 см).Тело сплющенное, сверху покрыто кутикулой, затем мышечным слоем, образующими вместе кожно-мускульный мешок, в котором находятся внутренние органы.


Органы фиксации:

Органы фиксации. Трематоды фиксируются при помощи мышечных органов — присосок. Чаще их бывает две (ротовая и брюшная). К органам фиксации относятся также шипы на кутикуле.

Пищеварительная система — это ротовое отверстие, находящееся на дне ротовой присоски, глотка, короткий пищевод, кишечник, состоящий из двух кишечных ветвей, заканчивающихся слепо в заднем конце тела паразита. Из-за отсутствия анального отверстия - у трематод непереваренные остатки удаляются из пищеварительного аппарата через ротовое отверстие.

Нервная система включает узлы, расположенные возле глотки, и отходящие от них нервные ветви в разные участки тела паразита.

Экскреторная система состоит из сложной системы канальцев, образующих два выделительных ствола, которые в задней части тела, соединяясь вместе, открываются наружу экскреторным отверстием.

Половая система у трематод сильно развита и построена весьма сложно. Почти все трематоды являются гермафродитами (двуполыми существами).

Мужской половой состоит из двух семенников. От них отходят семяпроводы, которые, соединяясь вместе, образуют общий семявыводящий проток, заключенный в специальный мышечный мешок — половую бурсу. Конечная хитинизированная часть семявыносящего протока называется циррусом, который выполняет функцию совокупительного органа.

Женский половой аппарат включает яичник, яйцевод, оотип, семяприемник, желточники, тельце Мелиса, лауреров канал и матку, заканчивающуюся женским половым отверстием. В оотипе происходит оплодотворение и формирование яиц. Он соединен с другими органами женского полового аппарата. Из яичника в оотип через яйцевод попадают яйцевые клетки, из семяприемника — спермии, из желточников — материал для формирующихся яиц; секрет тельца Мелиса омывает оотип и матку, в результате чего облегчается скольжение яиц.

Через лауреров канал возможно совокупление (играет роль вагины), а также выделение из оотипа наружу лишних желточных клеток.

Мужское и женское половые отверстия, расположенные рядом, открываются наружу на брюшной стороне тела, чаще впереди брюшной присоски. У трематод может быть самооплодотворение, когда циррус выступает наружу и вводится через женское половое отверстие той же трематоды, и перекрестное, когда совокупляются две особи.

Сформированные яйца попадают во внешнюю среду через наружное отверстие матки. Яйца трематод овальной формы, чаще желтого цвета, на одном полюсе имеют крышечку, а на другом бугорок.

Мы с Вами узнали как систематизируются трематоды и как они построены. Атеперь давайте рассмотрим цикл их развития, т.е. переходим к рассмотрению второго вопроса.

2. Данный вопрос подготовила Нонна Баянова. Зачитывает и комментирует схему слайда.

Жизненные циклы трематод. Все трематоды — биогельминты. Они развиваются со сменой хозяев: дефинитивных, или окончательных (животных и человека), промежуточных (моллюсков), иногда дополнительных, или вторых промежуточных (моллюсков, земноводных, насекомых). В жизненном цикле сосальщиков различают четыре периода: эмбриогонии (от оплодотворения до выхода из яйца мирацидия), партеногонии (от спороцисты до выхода в воду церкария), цистогонии (превращение церкария в адолескария или метацеркария) и маритогонии (развитие паразита до имаго).

Вашему вниманию представлены пресноводные моллюски (указывает на слайд), которые являются промежуточными хозяевами трематод.

Пресноводные моллюски — промежуточные хозяева возбудителей трематодозов скота и птицы — имеют существенные различия по морфологическим признакам и экологическим свойствам.

Слово преподавателя.

Мы с вами имеем общее представление о трематодозах. А теперь давайте перейдем к изучению одного из самых опасных и распространенных заболеваний из группы трематодозов – фасциолез сельскохозяйственных животных.

3. ФАСЦИОЛЕЗ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ.


Академик К. И. Скрябин сказал:

«Фасциолез как заболевание сельскохозяйственных

жи­вотных, протекающее весьма часто в виде энзоотии

или эпизоотии, приобретает в местах своего широкого

рас­пространения значение грозного экономического

бича». Академик Скрябин К.И.


Фасциолез - остро или хронически протекающая, наиболее опасная и широко распространенная болезнь животных, характеризующаяся воспалением сосудов кишечника и печени при миграции юных форм фасциол, воспалением желчных ходов, закупоркой их слизью и взрослыми паразитами, анемией, ато­нией, истощением и развитием цирроза печени. Болеют крупный рогатый скот, овцы, козы, буйволы, зебу, олени, косули, верблюды, зайцы, нутрии, кабаны, реже лошади, свиньи.

Фасциолы представляют большую опасность и здоровью людей. В миро­вой литературе описано более 1300 случаев фасциолеза у человека. Впервые у человека фасциолез установил П.С. Паллас (1760), в СССР впервые о нахожде­нии фасциол у человека сообщил К.С. Калантарян (1924). Б.Б. Яхонтов (1966), М.С. Гигиташвили (1963) описали энзоотический случай фасциолеза у людей.


Распространение. В хозяйствах Башкортостана фасциолез имеет очаговое распространение. Наибольшее количество стационарно неблагополучных пунктов по этой инва­зии имеются в следующих районах: Бакалинский (15), Балтачевский (11), Благоварский (8), Дюртюлинский (31), Илишевский (24), Калтасинский (12), Кармаскалинский (10), Краснокамский (9), Кушнаренковский (13), Мишкинский (14), Миякинский (10), Татышлинский (13), Чекмагушевский (11), Чишминский (13), Шаранский (13), Янаульский (29), Дуванский (35).


Экономический ущерб Фасциолез причиняет ущерб за счет больших потерь продуктивности (мяса, молока, сала, шерсти). Больные коровы, по данным Л.Г. Пановой, сни­жают удой на 25-40%, прирост телят снижается на 7,5% (A.M. Сазанов), на мя­сокомбинатах в результате «очистки» пораженных фасциолами печеней их масса снижается на 10-15%.


Возбудители - гельминты, относятся к классу Trematoda - сосальщики видов: Fasciola hepatica -обыкновенная фасциола и Fasciola gigantica - гигант­ская фасциола.

Фасциола обыкновенная – трематода листовидной формы тела, коричневого цвета с зеленоватым оттенком, длина тела 2-3 см, ширина -0,8-1 см. Перед­няя часть вытянута и сужена, имеются две присоски - ротовая и брюшная, они сближены и находятся в передней части тела. Сильно развитые желточники занимают боковые поля тела паразита. Яйца овальной формы, соломенно-желтого цвета, с крышечкой на одном конце. Внутри яйца находится масса желточных клеток. Этот вид фасциолы имеет широкое распространение в хозяйствах Баш­кортостана, в соседних республиках и областях.

Фасциола гигантская - длина тела 33-76 мм, ширина - 5-12 мм. Передний конический выступ переходит в тело, не образуя «плечевых» краев (выступов). Задний конец паразита закруглен. Яйца имеют вытянутую овальную форму, светло-желтого цвета, крупные. На одном конце яйца имеется крышечка. Вид распространен в республиках Средней Азии и Закавказья, в Южных районах Казахстана, Север­ного Кавказа, в Астраханской области и на юге Украины.


Биология фасциол. Обыкновенная фасциола - биогельминт, развивается с участием проме­жуточного хозяина - моллюска, малого прудовика — Lymnaea truncatula (Muller, 1774). Размер его 10-20 мм, с раковиной яйцевидно-конической формы, с пятью и шестью оборотами, обитает во влажной почве на глубине до 10 см, в заболо­ченных участках, стоячих водоемах. На пастбищах первые моллюски появля­ются в конце апреля, начале мая. В октябре моллюски уходят в зимовку, зары­ваясь в почву. Зараженные моллюски перезимовывают.

Половозрелые фасциолы, обитая в желчных ходах, ежедневно выделяют массу яиц (одна фасциола в среднем до 19 тыс.), которые с фекалиями живот­ных попадают во внешнюю среду. При наличии оптимальных значений темпе­ратуры, влажности и содержания кислорода через 12-16 дней в яйце созревает первая личиночная стадия фасциол - мирацидий. Продолжительность эмбриогонии в зависимости от сезона, климатических условий значительно варьирует - от 2 недель до 2-3 месяцев. При наличии света созревшие мирацидии поки­дают яйцевую оболочку и выходят в воду, где они живут не более 1-2 суток. Мирацидии имеют длину 0,15 мм, тело их покрыто ресничками, с помощью которых они активно двигаются в воде, а затем внедряются в тело пресновод­ных моллюсков - облигатных промежуточных хозяев. Процесс внедрения мирацидий продолжается от 15-20 мин до 1-1,5 ч. Мирацидии, внедрившись в тело моллюска, к 8 - 9-му дню превращаются в спороцисты, в которых путем беспо­лого размножения зародышевых клеток образуются редии. В последних фор­мируются церкарии, имеющие ротовую и брюшную присоски, пищевод, ки­шечник и хвостовой придаток.

Развитие личиночных стадий фасциол в моллюске в наиболее благопри­ятных естественных условиях завершается за 1,5-2 месяца. При оптимальной температуре воды церкарии покидают тело моллюсков.

Церкарии, покинувшее тело моллюсков, плавают в воде, используя для этого хвостовой придаток, затем закрепляются на стеблях растений, листьях или других предметах или же остаются на поверхности воды. После отпадания хвостового придатка цистогенные железы церкариев выделяют секрет, который обволакивает тело церкария, формируя плотную оболочку- цисту. Путем такого инцистирования церкарии превращается в адолескарий. Адолескарии имеют шарообразную форму, вначале серого, затем коричневого или темно-коричневого цвета. Они пассивно держатся в воде или прикрепляются к расти­тельности, к камням, даже к поверхности моллюска.

Животные заражаются при заглатывании адолескариев, в основном с травой, сеном с неблагополучных пастбищ или сенокосов, редко с водой. В тонком отделе кишечника зародыш, освобождаясь от оболочек, проникает в брюшную полость, затем в паренхиму печени. Возможно проникновение личи­нок фасциол в кровеносные сосуды и воротную вену, а через кровь в печень. Преимагинальные фасциолы мигрируют в паренхиме печени продолжительное время (до трех месяцев), затем проникают в желчные протоки, где и завершают свое имагинальное развитие.

С момента попадания адолескариев в организм животных до развития по­ловозрелых фасциол проходит от 2,5 до 4 месяцев. (Приложение 1).

Эпизоотологические данные. Дождливые и теплые весна и лето способствуют резкому увеличению численности моллюсков и появлению на пастбищах в большом количестве адо­лескариев. Источник инвазии – больные животные и фасциолоносители. Факторы передачи инвазии – трава и вода инвазированные адолескариями фасциол (в зоне биотопов малого прудовика).


Патогенез В период миграции молодые фасциолы нарушают целостность слизистых оболочек кишечника, проникая в кровеносные сосуды, нарушают нормальную циркуляцию крови в печени. Во время передвижения по печеночной ткани фас­циолы разрушают капилляры, паренхиму и желчные проходы. Молодые фас­циолы во время миграции из кишечника заносят в печень микрофлору, что при­водит к интоксикации организма и развитию гнойных очагов. Особенно вредное влияние оказывают половозрелые формы паразита, питающиеся кровью животного. Накапливаясь в большом количестве в желчных протоках печени, они вызывают застойные явления и разрывы стенок желчных протоков. Продукты жизнедеятельности всасываются в кровь, нарушают функцию органов кроветворения, ретикуло-эндотелиальной системы, сердечно-сосудистой сис­темы, центральной нервной системы, органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.

Симптомы болезни:Заболевание животных фасциолезом протекает в острой и хронической форме.

Острый фасциолез возникает осенью - в начале зимы при одновремен­ном паразитировании множества неполовозрелых форм. У больных животных отмечается угнетенное состояние, бледность конъюнктивы или желтушность, лихорадочное состояние с повышением температуры до 41,5°С, отказ от корма, жажда, понос, иной раз с примесью крови, иногда запор, учащение пульса, одышка, увеличение объема живота. Заболевшие животные предпочитают ле­жать или стоять на одном месте, не реагируя на внешние раздражители, раздви­гают передние ноги для облегчения дыхания, поскольку накопившаяся в брюшной полости жидкость давит на диафрагму. Иногда они опрокидывают голову назад, бьют ногами по животу.

При глубокой пальпации живота ощущается скопление жидкости в брюшной полости. Нередки случаи, когда животные погибают внезапно, без всяких клинических признаков. От острого фасциолеза чаще страдают овцы. При остром фасциолезе крупного рогатого скота отмечаются угнетенное со­стояние, бледность и синюшность слизистых оболочек, понижение аппетита, исхудание за короткий срок, атония, болезненность в области живота, резкое снижение удоя.

Хронический фасциолез обусловливается паразитированием в печени от единиц до сотен половозрелых фасциол. У овец наблюдаются угнетение, пони­жение аппетита, иногда незначительное повышение температуры тела, прогрес­сирующее исхудание, желтушность или анемичность видимых слизистых обо­лочек, сухость и взъерошенность шерстного покрова, выпадение шерсти в об­ласти живота и по бокам. У крупного рогатого скота отмечается общее угнете­ние, сонливость, бледность слизистых оболочек, появляется отечность в облас­ти век, подчелюстного пространства и груди, иногда отмечается понос, исхуда­ние, а при интенсивном заражении - явное истощение, снижение удоя.

Патологоанатомические изменения При остром фасциолезе у овец видимые слизистые оболочки анемичные, иногда с кровянисто-матовым оттенком или желтушного цвета, в брюшной по­лости содержится большое количество (1,5-4 л, иной раз до 10 л и более) мутной кровянистой жидкости, иногда содержащей сгустки крови. Поверхность печени покрыта фибринозной пленкой, печень резко увеличена в объеме, бледно-розоватого оттенка, иногда напоминает «растекающуюся» ткань мягкой конси­стенции. На поверхности печени бывает множество некротических и капсулированных очагов, зияющие и кровоточащие отверстия. При хронической форме в желчных ходах печени отмечаются воспали­тельные явления, стенка их утолщается, развивается цирроз.

Диагноз Прижизненный диагноз ставят на основе эпизоотологических данных, клинических признаков и гельминтокопроскопических исследований.

Для посмертной диагностики острого фасциолеза в период миграции мо­лодых фасциол в печени, печень размельчают, помещают в небольшие емкости (стеклянные цилиндры, кюветы, эмалированные тазы или кастрюли) и залива­ют теплой водой.

Измельченную печеночную массу несколько раз промывают, удаляют из нее ткани печени и соединительную ткань, а оставшуюся жидкость 5-7 мин от­стаивают, затем осторожно сливают, после чего осадок отдельными порциями тщательно исследуют невооруженным глазом или под лупой. Небольшая часть молодых фасциол всплывает вместе с мелкими частицами печени, которые на­ходятся во взвешенном состоянии. Исследование проводят в кювете с черным дном или в бактериологической чашке, поставленной на черную бумагу. При остром фасциолезе на черном фоне хорошо заметны мелкие неполовозрелые фасциолы.

При посмертной диагностике хронического фасциолеза вскрывают круп­ные желчные протоки, устанавливают наличие в них фасциол и характерные для фасциолеза патологоанатомические изменения - сильное расширение желчных протоков, увеличение желчного пузыря.

Лечение. Обратите внимание, у Вас на партах лежит таблица по лечению данной болезни. В ней указаны дозы, методы дачи препарата.

Профилактика. Я Вам предлагаю заполнить таблицу, которая также лежит перед Вами на партах, самостоятельно, с помощью учебника.

Профилактические дегельминтизации. Сроки профилактических дегельминтизаций в каждом хозяйстве устанав­ливают местные ветеринарные органы на основе накопленного опыта. При этом учитывают особенности ведения животноводства (отгонное и неотгонное круг­логодичное содержание скота на пастбищах или только в период вегетации рас­тений и т.д.), сроки выгона или прибытия (в отгонном животноводстве) живот­ных на неблагополучные по фасциолезу пастбища.

Для преимагинальной дегельминтизации используют следующие ант-гельминтики: ацемидофен, урсовермит (рафоксанид), фасковерм (клозантел), битионол, политрем, фазинекс, ивомек плюс, дисалан.

Сроки проведения первых профилактических дегельминтизаций опреде­ляют с учетом эффективности действия имеющихся в наличии антгельмиитиков на преимагинальные стадии фасциол.

Лечебные дегельминтизации проводятся по показаниям в любое время года, дифференцированию с учетом возраста паразита.

Гельминтологическая оценка пастбищ В хозяйствах, где регистрируется фасциолез необходимо периодически проводить гельминтологическую оценку пастбищ по следующей схеме:

• общий осмотр пастбищ;

• выявление мест обитания (биотопов) моллюсков- малого прудовика;

• сбор моллюсков и исследование их на предмет зараженности личинками фасциол (лучше в августе);

• определение благополучия пастбищ, составление прогноза, разработка ме­роприятий по профилактике фасциолеза.

Выявленные биотопы моллюска наносятся на карту.

Методика исследования моллюсков Собранных моллюсков отмывают от грязи, помещают между двумя пред­метными стеклами в каплю воды, раздавливают и просматривают под микро­скопом. Церкарии фасциол хорошо видны при малом увеличении, имеют тем­но-коричневый цвет, энергично двигаются, теряют хвост, после чего инцистируются (покрываются защитной оболочкой), превращаясь в адолескариев. Не­обходимо исследовать 200-300 экз. моллюсков.

Пастбища признаются благополучными только при отсутствии пораженных моллюсков. Установлено, что при поражении 3-4% моллюсков возможны вспышки острого течения фасциолеза. При обнаружении личинок фасциол па­стбище считается неблагополучным по фасциолезу и исключается изпользование до оздоровления.

Метод обнаружения адолескариев В.В. Горохов (1981) предложил метод обнаружения адолескариев в биотопах моллюсков. Стеклянные пластинки (из обычного стекла) размером 18x13 см, толщиной 1,5 см устанавливают вертикально, закрепляя нижнюю часть на 2-3 см в грунт водоема и оставляют в лужах-мочежинах на 7 суток. По истечении этого времени их просматривают и при необходимости заменяют другими. Церкарии встречают на пути твердую поверхность из прозрачного стекла, за­держиваются на нем и инцистируются в адолескариев.

Для исследования стекла с адолескариями осторожно извлекают из биотопов и просматривают невооруженным глазом. При наличии адолескариев (белые точки), их проверяют под лупой. Если на стекле размером 18 х 13 см находят 20 адолескариев, тогда водоем считается опасным для заражения животных.

Ограничение численности моллюсков Ликвидируют не имеющие хозяйственного значения водоемы. Ограниченные заболоченные участки пастбищ и водоемов, заселенные моллюсками, не имеющие связи с водоемами (водными каналами, водопроводами) бытового на­значения, используемыми для поения животных и рыбными хозяйствами, обрабатывают раствором медного купороса или 5,4' - дихлорсалициланилида.

Медный купорос применяют из расчета 2 г на 1м2 биотопа моллюсков на па­стбище. В мелкие водоемы (лужи, канавы) препарат вносят в количестве, дос­таточном для создания концентрации 0,2 г/л, в оросительные каналы - из рас­чета 0,2-0,3 г л/ч.

5,4' - дихлорсалициланилид вносят в лужи, канавы, мочежины в количестве 1г чистого вещества на 1 м3 воды. Пастбища, используемые под выпас живот­ных, опрыскивают раствором моллюскоцида 0,01%- ной концентрации (по чис­тому веществу), из расчета 0,2 г на 1м2 площади биотопа. Для внесения моллю­скоцида используют опрыскиватели ДУК, ВДМ, ЛСД и другие опрыскиваю­щие устройства. Эти мероприятия проводят 2-3 раза в год - в апреле, июне, в конце июля - начале августа.

При опрыскивании в емкость опрыскивателей заливают раствор концентра­цией 1:5000 и обрабатывают места скопления моллюсков. Переувлажненные участки пастбищ опрыскивают раствором более высокой концентрации (1 -2500).

При опыливании биотопа необходимое количество препарата вносят равно­мерно на всю площадь из расчета 2-5 г на 1 м2.

Моллюскоциды вносят при минимальной скорости движения машин. При ручном опрыскивании применяют штуцерные или леечные распылители. Вно­сить моллюскоциды в биотопы - лучше в пасмурную погоду, после дождя, ко­гда моллюски подвижны, при температуре воздуха 20 °С. В глубокие места во­доемов требуется больше препарата.

Заселенные моллюсками участки пастбищ обрабатывают под наблюдением ветеринарного врача. Выпас животных разрешают через сутки. Кроме того, не допускают попадания моллюскоцидов в рыбохозяйственные водоемы. Сроки обработки биотопов устанавливают ветеринарные специалисты на местах при составлении плана противофасциолезных мероприятий.

Перед внесением моллюскоцидов в водоисточники оповещают население прилегающих поселков о сроках поения скота и о возможности использования воды из них.


Предотвращение заноса инвазии


Всех жвачных животных старше 6-месячного возраста, поступающих в хо­зяйства, в течение 30 дней содержат в карантине и исследуют на зараженность фасциолами. Зараженных животных подвергают дегельминтизации до полного освобождения от фасциол.

Во всех хозяйствах, в зимние месяцы проводят контрольные копроскопические исследования животных и при выявлении заражения осуществляют лечеб­но- профилактические мероприятия.


Охрана животных от заражения


Запрещают выпас животных на участках, заселенных моллюсками, вблизи орошаемых полей и вдоль оросительных каналов, около водоемов и мелких каналов, вокруг артезианских скважин. Водопой животных осуществляют толь­ко на специально создаваемых площадках.

Места поения животных периодически обследуют на наличие зараженных личинками фасциол моллюсков и при их обнаружении перегоняют скот на дру­гой участок или уничтожают моллюсков моллюскоцидами.

Если есть возможность, животных через каждые 2 месяца или один раз в се­редине пастбищного сезона (июль - август) переводят на новые выпасные уча­стки.

Не допускают контакта животных с возникающими в связи с орошением и обводнением слабопроточными или стоячими водоемами, в которых нередко создается большая концентрация моллюсков - промежуточных хозяев фасциол.

Обо всех случаях повреждения оросительной системы или утечки воды, а также возникновения препятствий току воды (завалы, обильное зарастание во­дорослями) сообщают местным мелиоративным органам для проведения неза­медлительных ремонтных работ.

Не допускают использования воды из открытых дренажей при контакте с ними животных, больных фасциолезом, для полива кормовых культур, особен­но клевера.

Начиная со второй половины лета, до поздней осени не скармливают живот­ным свежескошенную траву из стационарно неблагополучных по фасциолезу мест. Сено (особенно люцерна) заготовленное на таких участках используют только в конце зимы.

Поение животных из луж, мочежин, каналов и ям запрещается.


Обезвреживание навоза. Яйца фасциол в навозе уничтожают биотермиче­ским методом. Рекомендуется буртовать 1 т навоза с двумя прослойками моче­вины в количестве 0,5% от массы навоза. Гибель яиц наступает через 5 дней.


В целях профилактики заражения фасциолезом люди должны строго соблю­дать правила личной гигиены. Они должны воздерживаться от питья воды из болотистых и загрязненных водоисточников, не должны употреблять в сыром виде луговые травы (щавель, дикий лук) и огородные овощи, полив которых на грядках производился водой из стоячих водоемов.


6. На сегодняшнем уроке мы с Вами познакомились с новым разделом «Трематодозы», узнали как построены трематоды и какие заболевания они могут вызвать. Так же хочу акцентрировать Ваше внимание на том, что данное заболевание является зооантропонозом. Необходимо соблюдать все меры личной гигиены, для того, чтобы не заразиться данным гельминтозом.


7. Для того чтобы узнать, как Вы усвоили сегодняшний материал, предлагаю Вам решить тесты (Студенты выполняют письменно задание).

А теперь сдайте листы на проверку и проверьте себя методом самоконтроля. На слайде синим цветом подчеркнуты правильные ответы.

Кто ответил правильно на 4 и 5 вопросов? (Подняли руки 12 студентов).


8. Запишите пожалуйста домашнее задание

Учебник М.Ш. Акбаев. Паразитология - страницы 82-89.

Повторите конспект.


На этом урок окончен. До свидания!












ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Методическая разработка содержит описание урока по изучению трематодозных заболеваний. Некоторые заболевания, например, такое как фасциолез встречается у человека, поэтому при изучении данной темы было отведено большое внимание на профилактику данных заболеваний.

На этом занятии студентам был представлен теоретический материал по данным вопросам, проведена демонстрация мультимедийной презентации с наглядным сопровождением излагаемого материала, а также вниманию студентов были представлены музейные препараты гельминтов: «Фасциолы крупного рогатого скота».

Студентам была представлена возможность закрепления полученных знаний при помощи тестовых заданий исамоконтроля, который был представлен на слайде. 13 студентов оценили свои знания на «4» и «5», и всего лишиь 3 студента – на «3».

Урок студентам понравился. Они проявили заинтересованность, задавали вопросы и выслушивали пояснения.






Таблица 1


Препараты, дозы и методы дачи антгельминтиков при фасциолезе


Наименование препа­рата


Доза антгельминтиков

Метод дачи

Примечание


Для крупного рогатого скота

Для овец

Ацемидофен (ацетвикол)


0,2 г/кг


0,15 г/кг


индивидуально


Убой разрешается через 25 дней после дачи препарата


Урсовермит (рафоксанид, рапид)


7,5 мг/кг


7,5 мг/кг


индивидуально


Лактирующим животным не применяют. Убой разрешается через 28 дней после де­гельминтизации


Битионол


-


0,1 5-0,2 г/кг


групповым методом в смеси с кормами


Убой разрешается через 1 2 дней после де­гельминтизации


Фасковерм (клозантел)


2,5 мк/кг


2,5 мг/кг


внутримышечно


Молоко и мясо животных не допускают в пищу в течение 14 дней после дегельминтиза­ции


Гексихол


0,3 г/кг


0,2 г/кг


групповым методом в смеси с кормами


Коровам индивидуально 2 дня подряд, ис­ключают легко бродящие корма. Убой разре­шается через 1 5 дней после дегельминтизации


Политрем


0,2 г/кг



0,1 4 г/кг


овцам, молодняку КРС групповым методом в смеси с кормами, коро­вам индивидуально.


Коровам 2 дня не дают легко бродящие кор­ма. Убой разрешается через 1 5 дней после де­гельминтизации


Фазинекс (триклабендазол)


12 мг/кг


10 мг/кг


суспензия, индивиду­ально



/[актирующим животным не дают. Убой раз­решается через 14 дней после дегельминтиза­ции


Ивомек плюс


1 мл /50 кг




-


подкожно

Убой разрешается через 28 дней после дачи препарата


Дисалан


15 мг/кг


10 мг/кг 2 дня подряд


индивидуально




Убой разрешается через 29 дней после де­гельминтизации







Таблица 2

Профилактика фасциолеза




Наименование мероприятий



Характеристика мероприятий


Профилактические дегельминтизации





Стойловое содержание





Обеззараживание навоза





Обеззараживание печеней






Борьба с моллюсками






Систематика фасциол



Систематика трематод



  • Класс Trematoda

  • Отряд Fasciolida

  • Подотряд Fasciolata

  • Вид Fasciola hepatica

  • Вид Fasciola gigantica



  • Тип Plathelminthes

  • Класс Trematoda

  • Отряд Fasciolida

  • Подотряд Fasciolata

  • Подотряд Paramphistomatata

  • Подотряд Heterophyata

  • Подотряд Echinostomatata

































Тест на тему «Трематодозы. Фасциолез»


В – 1

Выберите один правильный ответ.


1. Как называется возбудитель фасциолеза в южной и юго-восточной частях России:

1. Fasciola; 3. Paramphistoma;

2. Fasciola gigantica; 4. Heterophyata.


2. Размеры фасциолы гигантской варьируют :

1. 5-7 см; 3. 7-10 см;

2. 10-13 см; 4. 2-3 см.


3. Цвет яиц фасциол:

1. желтый; 3. зеленовато-желтый;

2. ярко-желтый; 4. золотисто-желтый.


4. Излюбленным местом локализации фасциол являются:

1. печень; 3. желчный пузырь;

2. желчные ходы; 4. брюшная полость.


5. Источником фасциолезной инвазии являются:

1. коровы; 3. свиньи;

2. больные животные и фасциолоносители; 4. овцы.





















Тест на тему «Трематодозы. Фасциолез»


В – 2

Выберите один правильный ответ.


1. Возбудителем фасциолеза в нашей местности является:

1. Fasciola hepatica; 3. Fasciola gigantica;

2. Paramphistoma; 4. Echinostomata.


2. Фасциола обыкновенная имеет размеры:

1. 2-3 см; 3. 5-7 см;

2. 10-12 см; 4. 2-5 см.


3. Органами фиксации у фасциолы обыкновенной являются:

1. ротовая присоска; 3. брюшная присоска;

2. ротовая и брюшная присоска; 4. прикрепительный диск.


4. Промежуточным хозяином для фасциолы является:

1. малый прудовик; 3. ушковидный прудовик;

2. большой прудовик; 4. живородка.


5. В результате партеногенетического размножения личиночных стадий фасциол, из одной спороцисты образуется:

1. 5-20 редий; 3. 2-4 редии;

2. до 1,5 тысяч редий; 4. 5-15 редий.





















Ключ к тестам на тему «Трематодозы. Фасциолез»


В - 1

В – 2

1- 2

1 – 1

2 – 1

2 – 1

3 – 4

3 - 2

4 – 2

4 – 1

5 – 2

5 - 4






































Слайды с учебно-методическим материалом













































Литература


  1. М.Ш. Акбаев. Паразитология.- М.: Колос, 2000. - стр. 82-94


  1. А.А. Шевцов. Паразитология. - М.: Агропромиздат, 1985. – Стр. 62-74


  1. Журнал «Ветеринария», № 4, 5, 6, 7/2008 г.


  1. Н. А. Радчук, П. И. Пашкин.Практикум по заразным болезням для оператора по ветеринарной обработке животных. – Л.: колос, Ленинградское отд-ние, 1984. – стр. 179-184.


  1. Ветеринарная лабораторная практика, т. II. – М.: Сельхозиздат, 1963. - стр 228-229.


  1. Аюпов Х.В. Демидов Н.В. Печеночные гельминтозы сельскохозяйст­венных животных. – Уфа,1963.- стр. 49 .


  1. Белозеров Е.С., Шувалова Е.П. Фасциолез.- М.: Медицина, 1981.-127с.


  1. Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных живот­ных./ Под редакцией К.И. Абуладзе. - М.: Агропромиздат, 1990.- стр. 464


  1. Скрябин К.И. Трематоды животных и человека.- М.: АН СССР.- 1948.-Т.4. стр. 87-152


  1. Скрябин К.И. Трематоды животных и человека.- М.: АН СССР.-1952.-Т.2.- стр. 597.


20




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методика проведения урока изучения нового учебного материала

Автор: Малухина Надежда Ивановна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "План урока "Декорирование сложных холодных блюд " "
    ["seo_title"] => string(53) "plan-uroka-diekorirovaniie-slozhnykh-kholodnykh-bliud"
    ["file_id"] => string(6) "175196"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424249149"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методика проведения урока по географии на тему:  "Географическое положение России" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(91) "mietodikaproviedieniiaurokapoghieoghrafiinatiemugieoghrafichieskoiepolozhieniierossii8klass"
    ["file_id"] => string(6) "290718"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455015604"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Методика проведения урока по дисциплине "Основы экономической теории" "
    ["seo_title"] => string(76) "mietodika-proviedieniia-uroka-po-distsiplinie-osnovy-ekonomichieskoi-tieorii"
    ["file_id"] => string(6) "168597"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423249269"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-как основная форма организации обучения "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-kak-osnovnaia-forma-orghanizatsii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "243286"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445687954"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Проект по применению ИКТ  на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-po-primienieniiu-ikt-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143014"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418406639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства