Способствовать формированию познавательного интереса к изучению материка, выделять, объяснять признаки уникальности природы материка Африка.
Работа в группе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный этап | Учитель приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку, наличие наглядных пособий и других средств обучения. Учитель: Отгадайте загадку. Есть у радости подруга В виде полукруга На лице она живет То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится Грусть тоска её боится (улыбка) Подарим друг другу улыбку и начнем работу. | Обучающиеся настраиваются на работу, включаются в деловой ритм. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности | Учитель: Посмотрите на карту полушарий, вспомните названия всех материков. Приготовьте контуры материков. По предложенной характеристике определите название материка, о котором мы узнаем много нового и интересного. «Материк занимает 2 место по площади после Евразии. Здесь находится самая большая пустыня мира, протекает самая длинная река планеты, животный и растительный мир богат и разнообразен. На материке обитает самое крупное животное – слон, много птиц, самая крупная птица – страус». О каком материке идет речь? Вам интересно узнать больше о материке Африка? Слайд №1 | Обучающиеся определяют материк, поднимают контуры Африки, активизируют свои знания на изучаемом материке. Обучающиеся высказывают свое мнение об Африке, приходят к выводу, что материк таит в себе много интересного и удивительного. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что не известно) |
Актуализация знаний | И так, какова тема нашего урока? Учитель выявляет уровень знаний у обучающихся, используя вопросы и проблемные ситуации. - Что вы знаете о пустыне Сахара? Как она появилась? - Какие реки протекают по материку? Подумайте и объясните, - Как появляются оазисы? Что изменится в пустыне, если исчезнут оазисы? Слайд №2 - Какие человекообразные обезьяны обитают в Африке? - Объясните. Почему Африка самый жаркий материк? - Родиной каких растений является Африка? Ответить на вопросы поможет страничка из энциклопедии. (Выписка из энциклопедии у каждого ученика на столе стр. 447-448) «Огромную территорию материка занимает пустыня. У большинства людей пустыня ассоциируется с бескрайними песчаными барханами, однако, встречаются и оазисы. Жизнь в оазисах – понижениях с обильным увлажнением – поддерживается за счет подземных вод, которыми так богата пустыня. Здесь пышно растут финиковые пальмы, кофе, оливы, ананас, фруктовые деревья». | Обучающиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь. Работа с магнитной доской, энциклопедией, картой. Обучающиеся выбирают из набора картинок с магнитами растения, родиной которых является Африка. Обучающиеся осуществляют контроль и коррекцию своих знаний, выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и практические навыки. | Познавательные: решать проблемные ситуации. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже известно, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня имеющихся знаний; Личностные: самоопределение Коммуникативные: разрешение выхода из проблемной ситуации |
Первичное усвоение новых знаний | Усвоение новых знаний учитель организует по физической карте Африки, карте полушарий, учебнику § 53 стр. 221-224, сопровождая мультимедийной презентацией. Класс делится на группы, каждая группа получает задание и проводит исследование природы материка. Слайд № 3-16 Учитель демонстрирует заполненную таблицу «Характеристика материка» Слайд № 17 | Обучающиеся выполняют задания, используя картографический материал, дополнительную литературу, данные заносят в таблицу «Характеристика материка» Первая группа устанавливает площадь материка Африки и совершает путешествие вдоль береговой линии, находит океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Вторая группа исследует карту и находит крупные равнины и горы, определяет наличие полезных ископаемых на материке. Подбирает образцы полезных ископаемых из учебной коллекции. Третья группа определяет климат на материке Африка, находит крупные реки и озера, устанавливает их расположение на карте. Четвертая группа, пользуясь текстом параграфа, заполняет таблицу «Растения и животные природных зон Африки». По истечении времени представитель исследовательской группы сообщает всему классу результаты своей работы. После обсуждения, дополнения данные заносятся в таблицу. Обучающиеся осуществляют самопроверку, делают выводы. | Познавательные: исследование карты, поиск информации, установление причинно-следственных связей между отдельными фактами и явлениями. Познавательные: общеучебные – умение осознанно и произвольно строите речевые высказывания. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Физминутка (музыкальное сопровождение) | Учитель: - Потрудились отдохнем: Встаем, глубоко вздохнем Руки в стороны, вперед Влево, вправо, поворот Наклониться, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. Далее учитель организует изучение населения Африки, предоставив возможность обучающемуся, получившего опережающее задание выступить с сообщением. Слайд № 18-19 | Обучающийся делает сообщение по населению Африки, сопровождая презентацией). | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Коммуникативные: овладение навыками выступлений перед аудиторией. |
Первичная проверка понимания | Учитель организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. Выполнение заданий в рабочей тетради стр. 93 зад. 1,2. Слайд №20 | Обучающиеся выполняют задания, дополняя предложения новыми знаниями по теме, выписывают номера правильных суждений, выбирают названия животных, которые обитают на материке Африка. Обучающиеся осуществляют взаимопроверку, устраняют ошибки, делают выводы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
Первичное закрепление | Учитель организует деятельность обучающихся по закреплению материала по теме с использованием контурных карт. Предлагает практическую работу «Моря, омывающие побережье Африки. Крупнейшие реки и озера Африки. Крупнейшие равнины и горы Африки», отмечая их на контурной карте. Работы сдайте на проверку учителю. | Обучающиеся наносят на контурную карту географические объекты, применяя знания и умения по оформлению контурной карты. Сдают работы на проверку учителю. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные - умение применять знания, работа в соответствии с поставленной учебной целью. Личностные: оценивание усваимового материала |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Домашнее задание: Изучите §53 учебника (раздел – Африка). Выполните задания рубрик «Проверь себя», «Подумайте». Выполните задания № 3, 4 в рабочей тетради. Опережающее задание. Подготовить сообщения и презентации по темам: «Ниагарский водопад», «Великие озера». Выставление оценок. | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник, получают инструктаж по выполнению | Личностные: самоопределение. Регулятивные: планирование, прогнозирование |
Рефлексия (подведение итогов урока) | Учитель организует рефлексию. Поделитесь впечатлениями, которые вы получили во время изучения материка Африка. - Что нового вы узнали об Африке? - Кому было интересно? - Что вас удивило? - Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? - Где? - Будете ли вы рассказывать дома, чему вы сегодня научились? - А кто хочет похвалить себя за урок? Мне тоже понравилось как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок! | | Личностные: нравственно-личностное оценивание. Регулятивные: самооценка, прогнозирование. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: умение: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |