kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка учебного занятия Тема Элементы комбинаторики. Дисциплина ОУД.04 Математика Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия по теме "Элементы комбинаторики". Разработано для студентов 1 курса Московского областного медицинского колледжа №1 специальности 34.02.01 Сестринское дело. Тип занятия: Урок «открытия нового знания», и первичного закрепления знаний и способов действий. Вид занятия – теоретическое. Форма занятия - комбинированный урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия Тема Элементы комбинаторики. Дисциплина ОУД.04 Математика Специальность 34.02.01 Сестринское дело»

Министерство здравоохранения Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 1»

Сергиево-Посадский филиал













Методическая разработка учебного занятия


Тема Элементы комбинаторики.


Дисциплина ОУД.04 Математика


Специальность 34.02.01 Сестринское дело


форма обучения – очная



Подготовил:

Преподаватель Крылова И.К.















2023г.

Тема Элементы комбинаторики.


Тип занятия: Урок «открытия нового знания», и первичного закрепления знаний и способов действий.


Вид занятия – теоретическое


Форма занятия - комбинированный урок


Цели занятия изучить:

1. Основные понятия комбинаторики.

2. Правила комбинаторики. Размещения, перестановки, сочетания.

3. История развития комбинаторики. Комбинаторика в медицине.

Задачи:

Образовательные:

- формирование знаний по основным понятиям комбинаторики: размещения из n элементов по m, сочетания из n элементов по m, перестановки из n элементов;

- формирование умений и навыков вычисления значений комбинаторных выражений по формулам, решения простейших комбинаторных задач и уравнений.

Развивающие:

- развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания, абстрактно - логического мышления, самостоятельности мышления;

- создать условия для развития у обучающихся умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

- развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность обучающихся, математическую речь, память, внимание; вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний;

- развивать навыки самоконтроля.

Воспитательные:

- воспитание интереса к дисциплине, честности, аккуратности, эстетического отношения к оформлению математических решений;

- приучать к умению общаться и выслушивать других.

Формируемые результаты

Предметные:

Знают: понятие комбинаторики, элементы комбинаторики.

Умеют: организовывать поиск, сбор и получение информации о элементах комбинаторики; решать разного вида комбинаторные задачи.

Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Методы обучения: учебно - дидактический, создание проблемной ситуации.

Формы организации труда: фронтальная, индивидуальная работа.

Оборудование и материалы к занятию:

-оборудование и приборы для демонстраций: мультимедиа проектор, экран, презентация;

- дидактические материалы, лекционный материал;

- программное обеспечение: РП ОУД.04, КТП ОУД.04.

Учебная литература:

1) Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень /Ш.А. Алимов и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение.

2) Интернет-ресурсы

https://urok.1sept.ru/articles/416112

План:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания. (Фронтальная проверка решения письменного задания).

III. Изучение нового материала.

1. Понятие комбинаторики

2. Правила сложения и умножения в комбинаторике

3. Основные формулы комбинаторики

1) Перестановки

2) Размещения

3) Сочетания и их свойства.

IV. Итог. Ответы на вопросы.

V. Домашнее задание.

















Ход занятия


I. Организационный момент.


Эмоциональный настрой и готовность преподавателя и обучающихся на урок. Сообщение темы занятия. Целеполагание на занятие совместно с обучающимися, обсуждение и постановка задач.


II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания. (Фронтальная проверка решения письменного задания).

1) Повторите теоретический материал – учебник стр.3-21, стр.34-50.

2) Выполните в тетради письменно решение задач: учебник стр. 58 №207

III. Изучение нового материала.

1. Понятие комбинаторики

1) Доклады 2-х студентов. (Темы доклада даны по желанию студентов и заранее в качестве домашнего задания).


2) Объяснение преподавателя.

Группы, составленные из каких - либо элементов, называются соединениями.

Задачи, в которых производится подсчет возможных различных соединений, составленных из конечного числа элементов по некоторому правилу, называются комбинаторными, а раздел математики, занимающийся их решением, - комбинаторикой.

Различают три вида соединений: размещения, перестановки и сочетания.

Рассмотрим эти три основных вида соединений и формулы вычисления их количества. Для этого сначала рассмотрим 2 задачи, которые помогут нам сосредоточиться на сути новых понятий.

Создание проблемной ситуации (Преподаватель дает студентам под запись тексты двух задач):

Задача 1. В некотором учреждении имеются две различные вакантные должности, на каждую из которых претендуют три сотрудника: A, B, C. Сколькими способами из этих трех кандидатов можно выбрать два лица на эти должности?

Задача 2. Для участия в соревнованиях требуется выбрать двоих спортсменов из трех кандидатов: A, B, C. Сколькими способами можно осуществить этот выбор?

Студентам предлагается два проблемных задания:

1) установить различие между этими двумя внешне схожими задачами и

2) предположить, в какой задаче результат будет больше, и почему. После этого предлагается решить эти задачи методом перебора всевозможных вариантов.

Решение задачи 1: AB, BA, BC, CB, AC, CA (всего шесть способов).

Решение задачи 2: AB, BC, AC (всего три способа).

Преподаватель обращает внимание студентов на то, что эти задачи оказались похожими только внешне, из - за того, что в обеих присутствуют два числа: n = 3 – общее количество элементов и m = 2 – количество выбранных элементов. Но в первой задаче составляются упорядоченные соединения, тогда как во второй задаче порядок следования элементов в соединении не имеет значения.

2. Правила сложения и умножения в комбинаторике


1. Правило суммы.


Если два действия А и В взаимно исключают друг друга, причем действие А можно выполнить m-способами, а действие В n-способами, то выполнить одно любое из этих действий (либо А, либо В) можно n + m-способами.


Пример 1.


В классе учится 16 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно назначить одного дежурного?

Решение: Дежурным можно назначить либо мальчика, либо девочку, т.е. дежурным может быть любой из 16 мальчиков, либо любая из 10 девочек.

По правилу суммы получаем, что одного дежурного можно назначить 16+10=26 способами.

Ответ: 26 способов


2. Правило произведения.


Пусть требуется выполнить последовательно k действий. Если первое действие можно выполнить n1 способами, второе действие n2 способами, третье – n3 способами и так до k-го действия, которое можно выполнить nk способами, то все k действий вместе могут быть выполнены:






Пример 2.


В классе учится 16 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно назначить двух дежурных?

Решение

Первым дежурным можно назначить либо мальчика, либо девочку. Т.к. в классе учится 16 мальчиков и 10 девочек, то назначить первого дежурного можно 16 + 10 = 26 способами.

После того, как мы выбрали первого дежурного, второго мы можем выбрать из оставшихся 25 человек, т.е. 25-ю способами.

По теореме умножения двое дежурных могут быть выбраны 26*25=650 способами

Ответ: 650 способов.



3. Основные формулы комбинаторики

1) Перестановки


1. Теоретическое восприятие (формирование знаний и умений)



Пусть имеется n различных объектов.

Будем переставлять их всеми возможными способами (число объектов остается неизменными, меняется только их порядок). Получившиеся комбинации называются перестановками, а их число равно








Говорят: произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно называют n-факториалом и пишут n! = 1 · 2 · 3 · ... · (n – 1) · n.

Символ n! называется факториалом


Свойства: 0! =1, 1! =1


Пример 1. Вычислить: а) 3!; б) 7! – 5!


а) 3! = 3∙2∙1= 6


б) 7! – 5! = 7∙6∙5∙4∙3∙2∙1 - 5∙4∙3∙2∙1 = 42 ∙ 5∙4∙3∙2∙1 - 5∙4∙3∙2∙1 = 5∙4∙3∙2∙1 ∙ (42-1) = 41 ∙ 120 = 4920




Пример 2. Сколько можно составить четырехбуквенных «слов» из букв слова «брак»?

Решение: Генеральной совокупностью являются 4 буквы слова «брак» (б, р, а, к). Число «слов» определяется перестановками этих 4 букв, т. е.




Ответ: 24 слова


2. Практическое применение (формирование навыков решения задач на Правило произведения и формулу перестановок)


Задача № 1 (о квартете). В знаменитой басне Крылова «Квартет» «Проказница мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» исследовали влияние взаимного расположения музыкантов на качество исполнения.

Зададим вопрос: Сколько существует способов, чтобы рассадить четырех музыкантов?

Решение: Всего 4 места и 4 музыканта. На первое место - 4 способа посадки музыкантов, на второе место - 3, на третье место - 2 и на четвертое - 1, то есть 4*2*3*1=24 способа.

Ответ: 24 способа


Задачи по учебнику

1) стр. 318 № 1043 (2.3,5)

2) стр. 321-322 № 1060, № 1065 (2,3,5); № 1066 (2,3)


2) Размещения


1. Теоретическое восприятие (формирование знаний и умений).



Пусть имеется n различных объектов.

Будем выбирать из них m объектов и переставлять всеми возможными способами между собой (то есть меняется и состав выбранных объектов, и их порядок). Получившиеся комбинации называются размещениями из n объектов по m, а их число равно









Размещения учитывают порядок следования предметов. Так, например, наборы и являются различными, хотя состоят из одних и тех же элементов {1,2,3}


Пример 3. В некоторой газете 12 страниц. Необходимо на страницах этой газеты поместить четыре фотографии. Сколькими способами можно это сделать, если ни одна страница газеты не должна содержать более одной фотографии?


Решение. В данной задаче мы не просто выбираем фотографии, а размещаем их на определенных страницах газеты, причем каждая страница газеты должна содержать не более одной фотографии. Таким образом, задача сводится к классической задаче об определении числа размещений без повторений из 12 элементов по 4 элемента:





Ответ: 11880 способа


2. Практическое применение (формирование навыков решения задач на размещения)


Решение задач по учебнику

Учебник стр.325 №1072(1,2,3,4,5), № 1073(1), № 1075(1), №1076(1,4)


3) Сочетания и их свойства


1. Теоретическое восприятие (формирование знаний и умений).



Пусть имеется n различных объектов.


Б удем выбирать из них m объектов все возможными способами (то есть меняется состав выбранных объектов, но порядок не важен). Получившиеся комбинации называются сочетаниями из n объектов по m, а их число равно











Пример 4. Необходимо выбрать в подарок 4 из 10 имеющихся различных книг. Сколькими способами можно это сделать?

Р ешение: Нам из 10 книг нужно выбрать 4, причем порядок выбора не имеет значения. Таким образом, нужно найти число сочетаний из 10 элементов по 4:

Ответ: 210 способов



Важно: 1) Сочетаний всегда меньше чем размещений (так как при размещениях порядок важен, а для сочетаний – нет.

2) При решении задач подсчет количества комбинаций производят исходя из смысла задачи.

Для решения задач можно использовать дополнительную формулу:


Свойства - учебник стр. 328 (запишем в тетрадь)

Пример учебник стр. 328 (разбор задачи 3)

2. Практическое применение (формирование навыков решения задач на сочетания и их свойства)


Решение задач по учебнику

Учебник стр. 329 №1080(5,10,15); №1085(1); № 1090(1,5).


IV. Итог. Ответы на вопросы. Рефлексия.

V. Домашнее задание. Решение задач:


1) стр. 318 № 1043 (1,4,6), №1051, № 1062, №1065(1,4,6,8)


2) стр.325 №1072(6,7,8), № 1073(2), №1076(2,3),


3) стр. 329 №1080(1,2,3,4), №1081.









1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Крылова Ирина Константиновна

Дата: 26.11.2023

Номер свидетельства: 640695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства