kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая организация учебных занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Основные виды учебных занятий

В средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий:

1) урок;

2)лекция;

  1. практическое занятие;
  2. лабораторное занятие;
  3. контрольная работа;
  4. консультация;
  5. самостоятельная работа;
  6. производственная (профессиональная практика);
  7. выполнение курсовой работы (курсовое проектирование);
  8. выполнение выпускной квалификационной работы (диплом­ного проекта, дипломной работы);
  9. другие виды учебных занятий.

 

2. Основные звенья (этапы) современного занятия

  1. организационный момент, характеризующийся внешней и внут­ренней (психологической) готовностью студентов к занятию;
  2. проверка домашнего задания;
  3. объяснение нового материала;
    а) план занятия;

6) актуализация при помощи установления внутрипредметных и межпредметных связей;

в) мотивация: постановка цели занятия перед студентами; орга­низация восприятия и осмысления новой информации;

4) закрепление нового материала, форма проведения которого может варьироваться:

•бов деятельности путем решения проблемных задач, постро­енных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

•емый преподавателем и студентами, оценка знаний;

  1. домашнее задание к следующему занятию;
  2. подведение итогов занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая организация учебных занятий »

Методическая организация учебных занятий

1. Основные виды учебных занятий

В средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий:

1) урок;

2)лекция;

  1. практическое занятие;

  2. лабораторное занятие;

  3. контрольная работа;

  4. консультация;

  5. самостоятельная работа;

  6. производственная (профессиональная практика);

  7. выполнение курсовой работы (курсовое проектирование);

  8. выполнение выпускной квалификационной работы (диплом­ного проекта, дипломной работы);

  9. другие виды учебных занятий.


2. Основные звенья (этапы) современного занятия

  1. организационный момент, характеризующийся внешней и внут­ренней (психологической) готовностью студентов к занятию;

  2. проверка домашнего задания;

  3. объяснение нового материала;
    а) план занятия;

6) актуализация при помощи установления внутрипредметных и межпредметных связей;

в) мотивация: постановка цели занятия перед студентами; орга­низация восприятия и осмысления новой информации;

4) закрепление нового материала, форма проведения которого может варьироваться:

  • первичная проверка понимания;

  • организация усвоения способов деятельности путем воспроиз­ведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;

  • творческое применение и добывание знаний, освоение спосо­бов деятельности путем решения проблемных задач, постро­енных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

  • обобщение изучаемого на занятии и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

  • контроль за результатами учебной деятельности, осуществля­емый преподавателем и студентами, оценка знаний;

  1. домашнее задание к следующему занятию;

  2. подведение итогов занятия.

3. Основные требования к занятию:

  1. Плановость ведения занятия. Каждое занятие должно прово­диться по четко разработанному рабочему плану в строгом соответствии с программой предмета и требованиями календарно-тематического плана.

  2. Обязательное выполнение учебно-воспитательной цели. Заня­тие должно предусматривать глубокое, продуманное и в доходчивой форме изложенное студентам содержание программ­ного материала предмета.

  3. Изложение должно вестись не только как готовая информация в форме объяснения с помощью иллюстрации, но и путем постановки преподавателем проблемы и раскрытия ее обосно­ванным доказательством. Оно должно быть последовательным, находиться во взаимосвязи с другими предметами.

  4. Обучение на занятии должно знакомить студентов с основными проблемами, стоящими перед обществом, наукой и давать объем знаний, предусмотренный программой предмета.

  5. Научность занятия должна предусматривать соответствие его содержания уровню современной науки и техники.

  6. Занятие должно быть частью курса, раздела, темы и иметь свою строгую логику. Это небольшой отрезок учебного про­цесса, имеющий начало и конец.

  1. Знания студенты должны получать не только при теоретическом обучении, но и в процессе самостоятельного поиска путем выполнения практических работ.

  2. Преподаватель вносит в урок методическую направленность, педагогическое мастерство в зависимости от возрастных и ин­дивидуальных особенностей студентов.

  3. Структура занятия должна быть четкой со строгим переходом от одного этапа или элемента к другому.

  4. На занятии должен осуществляться систематический и плано­мерный контроль за качеством знаний и умений студентов.

  5. На занятии обязательно должно иметь место закрепление вновь полученных знаний студентов как на теоретических, так и практических занятиях.

  6. Технические средства и программированные устройства, имеющиеся в техникуме, должны быть использованы на занятии так, чтобы они расширяли и углубляли знания студентов, обес­печивали эффективность учебного процесса.

  7. Подготовленность и культура преподавания, его уровень должны стать основой, обеспечивающей эффективность занятия.

  8. На занятии должна решаться задача обобщения и внедрения передового педагогического опыта в учебный процесс.

  9. Необходимо соблюдать дозировку временив организации каждого этапа занятия.

  10. Руководство учащимися преподавателем должно проводиться на всех занятиях, независимо от его типа и вида знаний.

4. Структура занятия.

Структура занятия — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в про­цессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действен­ность.

Структура занятия изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности студентов;

  • указания на то, что студенты должны запомнить;

  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

  • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);

  • первичное закрепление под руководством преподавателя посредством прямого повторения, частичных выводов;

  • контроль результатов первичного запоминания;

  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

  • Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

  • Частое включение опорного материала для запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • сообщение студентам цели предстоящей работы;

  • воспроизведение студентами знаний, умений и навыков, кото­рые потребуются для выполнения предложенных знаний;

  • выполнение студентами различных заданий, задач, упражнений;

  • проверка выполненных работ;

  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  • задание на дом (если это необходимо).


Структура занятия формирования умений навыков:

  • постановка цели занятия;

  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

  • проведение проверочных упражнений ;

  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирова­ния;

  • упражнения на их освоение;

  • упражнения на их закрепление;

  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструк­ции;

  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

  • упражнения творческого характера;

  • итог занятия;

  • задание на дом.

Структура занятия повторения:

  • организация начала занятия;

  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих зна­ний, умений, способов деятельности (практической и мысли­тельной). На предыдущем занятии, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на занятии;

  • задание на дом.

Структура занятия проверки знаний:

  • организация начала занятия. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Студенты не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как преподаватель проверяет их готовность к дальней­шему изучению материала;

  • постановка задач занятия. Преподаватель сообщает студентам, какой материал он будет проверять или контролировать. Про­сит, чтобы они вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы студенты обязательно сами проверили работы;

изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого студента; подведение итогов занятия. Преподаватель выбирает хорошие работы студентов, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это ухо­дит следующее занятие);

• определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умени­ях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.

Структура занятия применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала занятия (психологический настрой студен­тов);

  • сообщение темы занятия и его задач;

  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;

  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

  • творческое применение знаний и умений;

  • упражнения по отработке навыков;

  • домашнее задание;

  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего занятия:

  • организационный момент;

  • вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркива­ет значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

  • выполнение студентами индивидуально и коллективно различ­ного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные
    умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

  • формулирование выводов по изученному материалу;

  • оценка результатов занятия;

  • подведение итогов;

  • задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного занятия (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  • организация начала занятия;

  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

  • подготовка студентов к восприятию нового учебного материа­ла, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

  • изучение нового материала, в том числе и объяснение;

  • закрепление изученного материала на данном занятии и ранее пройденного, связанного с новым;

  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

  • подведение итогов и результатов занятия;

  • задание на дом;

  • подготовка (предварительная работа), необходимая студентам для изучения новой темы (не всегда).

Каждый преподаватель готовится к занятию по-своему: кто-то пишет развернутые конспекты, некоторые рисуют схематически ход занятия, снабжая схему своими комментариями, некоторые фор­мируют таблицу, в которой отражают основные моменты совей де­ятельности и деятельности студентов.

5. Рекомендации к составлению плана-конспекта

План-конспект занятия, как правило, состоит из следующих рубрик:

Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного вами поурочного планирования.

Занятие № ../..: порядковый номер урока и его название выпи­сываете из вашего поурочного планирования.

Тип занятия: определяете сами, исходя из целей и задач про­водимого занятия. Могут быть: урок изложения нового материала, повторения и закрепления, контроля, комбинированный.

Форма проведения: лекция, семинар, беседа, практическое занятие, лабораторная работа, комбинированный урок и пр.

Цели занятия: кратко перечисляете содержание образователь­ной, развивающей и воспитательной целей.

К целям занятия относят следующие элементы:

1. Образовательная:

  • формирование знаний (перечислите, с чем связанных);

  • формирование умений:

специальные умения (например, решение задач, видение ал­горитмов и методов);

общеучебные умения (например, умение логически и полно выстраивать ответ).

2. Воспитательная:

  • нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, испол­нять законы;

  • потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

3. Развивающая:

  • развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностей — мотивационной области;

  • умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятель­ности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы.
    Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и

приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, компьютер и т. д.)- Разрешается включать в этот раздел описание дидактических материалов и наглядных пособий (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.). Для уроков информатики сюда можно вклю­чить используемое программное обеспечение.

План занятия: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблицы следую­щего содержания:


№ п/п

Этап урока

Примеры и методы

Время, минута

1

2

3

4

1




2





Обычно выделяются перечисленные ниже этапы.

Для занятия изложения нового материала:

  • организационный момент;

  • актуализация базовых знаний;

  • изложение нового материала;

  • первичное закрепление;

  • подведение итогов урока;

  • оглашение задания на дом.

Для занятия закрепления и повторения:

  • организационный момент;

  • актуализация базовых знаний;

  • повторение и закрепление изученного материала (решение за­дач, выполнение лабораторных работ, выполнение творческих, самостоятельных работ и т. д.);

  • подведение итогов занятия;

  • оглашение задания на дом.

Для занятия контроля знаний:

  • организационный момент;

  • актуализация базовых знаний (по мере необходимости);'

  • изложение требований к контрольной работе (тесту, нестандартному уроку);

  • оглашение задания на дом.

Иногда домашнее задание, которое студенты получат на сле­дующее занятие, указывают вне таблицы.

Ход занятия — основная часть вашего плана-конспекта. В этой части в развернутом виде изложите последовательность своих дей­ствий по проведению занятия. Этот раздел в конспекте можно пред­ставить в виде таблицы:

№ этап

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

2

3

1



2



6. Дидактическая и хронологическая структура занятия

Элементы структуры занятия

Содержание деятель-ности преподавателя

Содержание дея-

тельности студентов

Дозировка

времени

1

2

3

4

1. Целевая установка




2. Контроль и оценка знаний




3. Актуализация знаний и опыта студентов




4. Формирование новых знаний и способов действий




5. Применение новых знаний и способов действий




6. Домашнее задание





Литература:

Саенко О.Е., Семионова Н.Ф, Настольная книга заместителя директора колледжа, техникума. М. Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2007

ГБ ПОУ

«Байконурский электрорадиотехнический техникум им. М.И. Неделина»






Доклад

Методическая организация учебных занятий

(на семинаре повышения педагогического мастерства)










Подготовила: И.В. Зайнилова.

17.09.2010 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая организация учебных занятий

Автор: Зайнилова Ирина Валентиновна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска""
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-distsiplinie-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-tiema-ekskursiia-po-ghorodu-iakutsku-dostoprimiechatiel-nosti-iakutska"
    ["file_id"] => string(6) "259673"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448808505"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Методический сценарий учебного занятия  «Игры, в которые мы играем» "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskii-stsienarii-uchiebnogho-zaniatiia-ighry-v-kotoryie-my-ighraiem"
    ["file_id"] => string(6) "105719"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402905281"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "УМК учебного занятия по теме "Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки." "
    ["seo_title"] => string(114) "umk-uchiebnogho-zaniatiia-po-tiemie-klietka-eliemientarnaia-zhivaia-sistiema-khimichieskaia-orghanizatsiia-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "182545"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425550076"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "УМК учебного занятия  ПМ.03Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта) "
    ["seo_title"] => string(110) "umk-uchiebnogho-zaniatiia-pm-03orghanizatsiia-transportno-loghistichieskoi-dieiatiel-nosti-po-vidam-transporta"
    ["file_id"] => string(6) "162600"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422373433"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Формы организации учебного процесса в системе дистанционного обучения" "
    ["seo_title"] => string(83) "formy-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-v-sistiemie-distantsionnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "127434"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства