kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая организация учебных занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Основные виды учебных занятий

В средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий:

1) урок;

2)лекция;

  1. практическое занятие;
  2. лабораторное занятие;
  3. контрольная работа;
  4. консультация;
  5. самостоятельная работа;
  6. производственная (профессиональная практика);
  7. выполнение курсовой работы (курсовое проектирование);
  8. выполнение выпускной квалификационной работы (диплом­ного проекта, дипломной работы);
  9. другие виды учебных занятий.

 

2. Основные звенья (этапы) современного занятия

  1. организационный момент, характеризующийся внешней и внут­ренней (психологической) готовностью студентов к занятию;
  2. проверка домашнего задания;
  3. объяснение нового материала;
    а) план занятия;

6) актуализация при помощи установления внутрипредметных и межпредметных связей;

в) мотивация: постановка цели занятия перед студентами; орга­низация восприятия и осмысления новой информации;

4) закрепление нового материала, форма проведения которого может варьироваться:

•бов деятельности путем решения проблемных задач, постро­енных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

•емый преподавателем и студентами, оценка знаний;

  1. домашнее задание к следующему занятию;
  2. подведение итогов занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая организация учебных занятий »

Методическая организация учебных занятий

1. Основные виды учебных занятий

В средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий:

1) урок;

2)лекция;

  1. практическое занятие;

  2. лабораторное занятие;

  3. контрольная работа;

  4. консультация;

  5. самостоятельная работа;

  6. производственная (профессиональная практика);

  7. выполнение курсовой работы (курсовое проектирование);

  8. выполнение выпускной квалификационной работы (диплом­ного проекта, дипломной работы);

  9. другие виды учебных занятий.


2. Основные звенья (этапы) современного занятия

  1. организационный момент, характеризующийся внешней и внут­ренней (психологической) готовностью студентов к занятию;

  2. проверка домашнего задания;

  3. объяснение нового материала;
    а) план занятия;

6) актуализация при помощи установления внутрипредметных и межпредметных связей;

в) мотивация: постановка цели занятия перед студентами; орга­низация восприятия и осмысления новой информации;

4) закрепление нового материала, форма проведения которого может варьироваться:

  • первичная проверка понимания;

  • организация усвоения способов деятельности путем воспроиз­ведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;

  • творческое применение и добывание знаний, освоение спосо­бов деятельности путем решения проблемных задач, постро­енных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

  • обобщение изучаемого на занятии и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

  • контроль за результатами учебной деятельности, осуществля­емый преподавателем и студентами, оценка знаний;

  1. домашнее задание к следующему занятию;

  2. подведение итогов занятия.

3. Основные требования к занятию:

  1. Плановость ведения занятия. Каждое занятие должно прово­диться по четко разработанному рабочему плану в строгом соответствии с программой предмета и требованиями календарно-тематического плана.

  2. Обязательное выполнение учебно-воспитательной цели. Заня­тие должно предусматривать глубокое, продуманное и в доходчивой форме изложенное студентам содержание программ­ного материала предмета.

  3. Изложение должно вестись не только как готовая информация в форме объяснения с помощью иллюстрации, но и путем постановки преподавателем проблемы и раскрытия ее обосно­ванным доказательством. Оно должно быть последовательным, находиться во взаимосвязи с другими предметами.

  4. Обучение на занятии должно знакомить студентов с основными проблемами, стоящими перед обществом, наукой и давать объем знаний, предусмотренный программой предмета.

  5. Научность занятия должна предусматривать соответствие его содержания уровню современной науки и техники.

  6. Занятие должно быть частью курса, раздела, темы и иметь свою строгую логику. Это небольшой отрезок учебного про­цесса, имеющий начало и конец.

  1. Знания студенты должны получать не только при теоретическом обучении, но и в процессе самостоятельного поиска путем выполнения практических работ.

  2. Преподаватель вносит в урок методическую направленность, педагогическое мастерство в зависимости от возрастных и ин­дивидуальных особенностей студентов.

  3. Структура занятия должна быть четкой со строгим переходом от одного этапа или элемента к другому.

  4. На занятии должен осуществляться систематический и плано­мерный контроль за качеством знаний и умений студентов.

  5. На занятии обязательно должно иметь место закрепление вновь полученных знаний студентов как на теоретических, так и практических занятиях.

  6. Технические средства и программированные устройства, имеющиеся в техникуме, должны быть использованы на занятии так, чтобы они расширяли и углубляли знания студентов, обес­печивали эффективность учебного процесса.

  7. Подготовленность и культура преподавания, его уровень должны стать основой, обеспечивающей эффективность занятия.

  8. На занятии должна решаться задача обобщения и внедрения передового педагогического опыта в учебный процесс.

  9. Необходимо соблюдать дозировку временив организации каждого этапа занятия.

  10. Руководство учащимися преподавателем должно проводиться на всех занятиях, независимо от его типа и вида знаний.

4. Структура занятия.

Структура занятия — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в про­цессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действен­ность.

Структура занятия изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности студентов;

  • указания на то, что студенты должны запомнить;

  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

  • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);

  • первичное закрепление под руководством преподавателя посредством прямого повторения, частичных выводов;

  • контроль результатов первичного запоминания;

  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

  • Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

  • Частое включение опорного материала для запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • сообщение студентам цели предстоящей работы;

  • воспроизведение студентами знаний, умений и навыков, кото­рые потребуются для выполнения предложенных знаний;

  • выполнение студентами различных заданий, задач, упражнений;

  • проверка выполненных работ;

  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  • задание на дом (если это необходимо).


Структура занятия формирования умений навыков:

  • постановка цели занятия;

  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

  • проведение проверочных упражнений ;

  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирова­ния;

  • упражнения на их освоение;

  • упражнения на их закрепление;

  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструк­ции;

  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

  • упражнения творческого характера;

  • итог занятия;

  • задание на дом.

Структура занятия повторения:

  • организация начала занятия;

  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих зна­ний, умений, способов деятельности (практической и мысли­тельной). На предыдущем занятии, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на занятии;

  • задание на дом.

Структура занятия проверки знаний:

  • организация начала занятия. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Студенты не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как преподаватель проверяет их готовность к дальней­шему изучению материала;

  • постановка задач занятия. Преподаватель сообщает студентам, какой материал он будет проверять или контролировать. Про­сит, чтобы они вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы студенты обязательно сами проверили работы;

изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого студента; подведение итогов занятия. Преподаватель выбирает хорошие работы студентов, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это ухо­дит следующее занятие);

• определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умени­ях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.

Структура занятия применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала занятия (психологический настрой студен­тов);

  • сообщение темы занятия и его задач;

  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;

  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

  • творческое применение знаний и умений;

  • упражнения по отработке навыков;

  • домашнее задание;

  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего занятия:

  • организационный момент;

  • вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркива­ет значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

  • выполнение студентами индивидуально и коллективно различ­ного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные
    умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

  • формулирование выводов по изученному материалу;

  • оценка результатов занятия;

  • подведение итогов;

  • задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного занятия (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  • организация начала занятия;

  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

  • подготовка студентов к восприятию нового учебного материа­ла, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

  • изучение нового материала, в том числе и объяснение;

  • закрепление изученного материала на данном занятии и ранее пройденного, связанного с новым;

  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

  • подведение итогов и результатов занятия;

  • задание на дом;

  • подготовка (предварительная работа), необходимая студентам для изучения новой темы (не всегда).

Каждый преподаватель готовится к занятию по-своему: кто-то пишет развернутые конспекты, некоторые рисуют схематически ход занятия, снабжая схему своими комментариями, некоторые фор­мируют таблицу, в которой отражают основные моменты совей де­ятельности и деятельности студентов.

5. Рекомендации к составлению плана-конспекта

План-конспект занятия, как правило, состоит из следующих рубрик:

Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного вами поурочного планирования.

Занятие № ../..: порядковый номер урока и его название выпи­сываете из вашего поурочного планирования.

Тип занятия: определяете сами, исходя из целей и задач про­водимого занятия. Могут быть: урок изложения нового материала, повторения и закрепления, контроля, комбинированный.

Форма проведения: лекция, семинар, беседа, практическое занятие, лабораторная работа, комбинированный урок и пр.

Цели занятия: кратко перечисляете содержание образователь­ной, развивающей и воспитательной целей.

К целям занятия относят следующие элементы:

1. Образовательная:

  • формирование знаний (перечислите, с чем связанных);

  • формирование умений:

специальные умения (например, решение задач, видение ал­горитмов и методов);

общеучебные умения (например, умение логически и полно выстраивать ответ).

2. Воспитательная:

  • нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, испол­нять законы;

  • потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

3. Развивающая:

  • развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностей — мотивационной области;

  • умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятель­ности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы.
    Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и

приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, компьютер и т. д.)- Разрешается включать в этот раздел описание дидактических материалов и наглядных пособий (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.). Для уроков информатики сюда можно вклю­чить используемое программное обеспечение.

План занятия: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблицы следую­щего содержания:


№ п/п

Этап урока

Примеры и методы

Время, минута

1

2

3

4

1




2





Обычно выделяются перечисленные ниже этапы.

Для занятия изложения нового материала:

  • организационный момент;

  • актуализация базовых знаний;

  • изложение нового материала;

  • первичное закрепление;

  • подведение итогов урока;

  • оглашение задания на дом.

Для занятия закрепления и повторения:

  • организационный момент;

  • актуализация базовых знаний;

  • повторение и закрепление изученного материала (решение за­дач, выполнение лабораторных работ, выполнение творческих, самостоятельных работ и т. д.);

  • подведение итогов занятия;

  • оглашение задания на дом.

Для занятия контроля знаний:

  • организационный момент;

  • актуализация базовых знаний (по мере необходимости);'

  • изложение требований к контрольной работе (тесту, нестандартному уроку);

  • оглашение задания на дом.

Иногда домашнее задание, которое студенты получат на сле­дующее занятие, указывают вне таблицы.

Ход занятия — основная часть вашего плана-конспекта. В этой части в развернутом виде изложите последовательность своих дей­ствий по проведению занятия. Этот раздел в конспекте можно пред­ставить в виде таблицы:

№ этап

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

2

3

1



2



6. Дидактическая и хронологическая структура занятия

Элементы структуры занятия

Содержание деятель-ности преподавателя

Содержание дея-

тельности студентов

Дозировка

времени

1

2

3

4

1. Целевая установка




2. Контроль и оценка знаний




3. Актуализация знаний и опыта студентов




4. Формирование новых знаний и способов действий




5. Применение новых знаний и способов действий




6. Домашнее задание





Литература:

Саенко О.Е., Семионова Н.Ф, Настольная книга заместителя директора колледжа, техникума. М. Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2007

ГБ ПОУ

«Байконурский электрорадиотехнический техникум им. М.И. Неделина»






Доклад

Методическая организация учебных занятий

(на семинаре повышения педагогического мастерства)










Подготовила: И.В. Зайнилова.

17.09.2010 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая организация учебных занятий

Автор: Зайнилова Ирина Валентиновна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска""
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-distsiplinie-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-tiema-ekskursiia-po-ghorodu-iakutsku-dostoprimiechatiel-nosti-iakutska"
    ["file_id"] => string(6) "259673"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448808505"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Методический сценарий учебного занятия  «Игры, в которые мы играем» "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskii-stsienarii-uchiebnogho-zaniatiia-ighry-v-kotoryie-my-ighraiem"
    ["file_id"] => string(6) "105719"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402905281"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "УМК учебного занятия по теме "Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки." "
    ["seo_title"] => string(114) "umk-uchiebnogho-zaniatiia-po-tiemie-klietka-eliemientarnaia-zhivaia-sistiema-khimichieskaia-orghanizatsiia-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "182545"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425550076"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "УМК учебного занятия  ПМ.03Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта) "
    ["seo_title"] => string(110) "umk-uchiebnogho-zaniatiia-pm-03orghanizatsiia-transportno-loghistichieskoi-dieiatiel-nosti-po-vidam-transporta"
    ["file_id"] => string(6) "162600"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422373433"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Формы организации учебного процесса в системе дистанционного обучения" "
    ["seo_title"] => string(83) "formy-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-v-sistiemie-distantsionnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "127434"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1640 руб.
2530 руб.
1550 руб.
2390 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1350 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства