Просмотр содержимого документа
«Методические разработки по выполнению практических занятий.»
Практическая работа № 1
Тема: Разборка, дефектовка и сборка узлов кривошипно-шатунного механизма.
Цель: научиться разбирать и собирать КШМ и цилиндропоршневую группу, проверять компрессию в цилиндрах двигателя компрессометром.
Время выполнения: 270 мин.
Приборы и материалы: учебный стенд двигателя ВАЗ 2101, двигатель ГАЗ 53, блок двигателя ЗМЗ 402, макет двигателя ГАЗ 53, набор инструментов.
Задание: Изучить порядок и правила выполнения работ. Оформить отчёт в табличном виде: порядок действий, точки контроля, параметры, виды недостатков, способы устранения, применяемые приборы и инструменты.
Ход работы:
Основные размеры шатунно-поршневой группы даны на рис. 1.
Основные размеры коленчатого вала даны на рис. 2.
Порядок разборки кривошипно-шатунного механизма
Кривошипно-шатунный механизм состоит из нескольких узлов. Если один из них ломается, необходимо разобрать КШМ, заменить или восстановить изношенные детали и снова собрать механизм. Порядок разборки кривошипно-шатунного механизма зависит от того, какую поломку нужно устранить. Как правило, сначала надо снять с автомобиля силовой агрегат. Но, если полная разборка КШМ не требуется, а для устранения неполадок достаточно отсоединить головку блока цилиндров или поддон масляного картера, снимать двигатель не нужно. Итак, чтобы произвести полную разборку кривошипно-шатунного механизма, следует отсоединить поддон картера, затем открутить приемник масляного насоса, отсоединить крышки коренных, а затем и шатунных подшипников. Коленчатый вал вынимают в сборе со сцеплением и маховиком. Потом нужно отсоединить головки блока цилиндров. Когда выполняется разборка-сборка КШМ, двигатель следует поместить на специальный разборочный стенд и зафиксировать.
Вывод: в результате практического занятия обучающиеся освоили навык сборки и разборки КШМ.
Практическая работа №2
Тема: Выполнение работ по ремонту газораспределительного механизма.
Цель работы: научиться проверять и подтягивать болты крепления головки блока цилиндров, обнаруживать и устранять неисправности ГРМ двигателя.
Время выполнения: 270 мин
Задание: Изучить порядок и правила выполнения работ. Оформить отчёт в табличном виде: порядок действий, точки контроля, параметры, виды недостатков, способы устранения, применяемые приборы и инструменты.
Последовательность выполнения лабораторной работы: Проверка и затяжка болтов крепления головок цилиндров Болты крепления головки цилиндров затягивают на холодном двигателе или не ранее, чем через 30 мин после его остановки. Затяжку производят в три приема, в последовательности, показанной на рис. 1.
Можно выделить следующие причины неисправностей ГРМ (они, в основном, аналогичны причинам неисправностей кривошипно-шатунного механизма):
выработка установленного ресурса двигателя и, как следствие, высокий износ конструктивных элементов;
нарушение правил эксплуатации двигателя, в том числе использование некачественного (жидкого), загрязненного масла, применение бензина с высоким содержанием смол, длительная работа двигателя на предельных оборотах.
Са мой серьезной неисправностью газораспределительного механизма является т.н. зависание клапанов, которое может привести к серьезным поломкам двигателя. Причин у неисправности две. Применение некачественного бензина, сопровождающееся отложением смол на стержнях клапана. Другой причиной является резонанс, ослабление или поломка пружин клапанов. В этом случае при достижении поршнем верхней мертвой точки клапан не успевает сесть в «седло». К счастью, данная неисправность на современных автомобилях встречается достаточно редко.
Отдельно необходимо сказать о неисправностях гидрокомпенсаторов. При использовании жидкого или сильно загрязненного масла гидрокомпенсатор перестает выполнять свою основную функцию, а именно автоматически компенсировать зазоры в ГРМ. Дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к заклиниванию гидрокомпенсаторов.
Нарушение теплового зазора на двигателях с регулируемым зазором может произойти по причине износа подшипников и кулачков распределительного вала, износа зубчатого шкива привода распределительного вала, а также вследствие неправильной регулировки.
Неисправности ГРМ достаточно сложно диагностировать, т.к. сходные внешние признаки могут соответствовать нескольким неисправностям. Зачастую конкретная неисправность устанавливается непосредственным осмотром конструктивных элементов ГРМ со снятием крышки головки блока цилиндров.
Большинство неисправностей газораспределительного механизма приводит к нарушениям фаз газораспределения, при которых двигатель начинает работать нестабильно и не развивает номинальной мощности.
Внешние признаки и соответствующие им неисправности ГРМ
металлический стук в головке блока цилиндров на малых и средних оборотах;