kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по проведению практических занятий по дисциплине "Право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине  Право разработаны в помощь студентам профессиональных учреждений  довузовской  подготовки, обучающимся по социально-экономическим специальностям. Методические указания включают 6 практических занятий. Каждое занятие содержит: теоретический материал, а также задания для самостоятельной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по проведению практических занятий по дисциплине "Право" »



Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Безенчукский аграрный техникум»









Методические рекомендации по выполнению практических занятий


УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА


ОДБ. 04 ПРАВО


1 курс


специальность 100801

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

социально – экономический профиль

(базовый уровень)





Автор:

Некрасова Галина Анатольевна














Безенчук 2015









Рецензент:

Преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Безенчукский аграрный техникум»

Н. Н. Лаптева







Некрасова Галина Анатольевна

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Право. Для студентов СПО. /Некрасова Г.А. – Безенчук, ГБПОУ БАТ, 2015. - 36 с.





Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Право разработаны в помощь студентам профессиональных учреждений довузовской подготовки, обучающимся по социально-экономическим специальностям.










Методические указания включают 6 практических занятий. Каждое занятие содержит: теоретический материал, а также задания для самостоятельной работы.




Содержание

Аннотация……………………………………………………………………………….2

Введение ………………………………………………………………………………. 4

Темы практических занятий………………………………………………………… .. 5

Технология проведения практических занятий……………………………………... 6

Список используемой литературы……………………………………………………35














































Введение


На изучение дисциплины «Право» отведено 108 часов, из них 12 часов на практические занятия.

Приступая к выполнению практических занятий, Вы должны внимательно прочитать цели занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с примерной программой дисциплины ПРАВО краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического занятия.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроках по любой причине или получения неудовлетворительной оценки на практическом занятии Вы должны найти время для его выполнения или пересдачи, в дни проведения дополнительных занятий.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при выполнении заданий у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя.

























Выписка из программы дисциплины Право




п/п

Наименование тем практических занятий

Кол-во часов

1.

Изучение прав и свобод человека и гражданина. Основы правового статуса человека и гражданина в Российской

Федерации.

2

2.

Составление жалобы на неправомерные действия (бездействия) должностного лица. Система органов государственной власти

2

3.

Составление претензии. Защита прав потребителей.

2

4.

Составление брачного договора. Семейное право и семейные правоотношения.

2

5.

Изучение трудового права и трудовых правоотношений. Решение ситуационных задач.

2

6.

Составление заявления о совершенном преступлении. Решение ситуационных задач.

2



Раздел № 2 «Основы конституционного права в Российской Федерации»


Тема № 2.2. «Изучение основ правового статуса человека и гражданина в РФ»



Практическое занятие №1


«Основы правового статуса человека и гражданина в РФ».



Цели:

- изучение основных прав и свобод человека и гражданина в РФ, на основе Всеобщей декларации по правам человека и Конституции РФ;

- формирование и развитие навыков определения личных, политических, социально – экономических и культурных прав граждан РФ.


Литература:

1.Всеобщая декларация прав человека ppt.ru/texts/index.phtml?id=10273.

2. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009.

‎3. Певцова Е. А. Право. – 9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

4. Степанова Т. А. Основы права – М.: Финансы и статистика , 2003.


Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

  • определять личные, политические, социально-экономические и культурные права граждан РФ.


знать:

  • личные, политические, социально-экономические и культурные права граждан РФ; механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в РФ, органы и способы международно-правовой защиты прав человека.


Ход работы:


1.Изучить краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия


Конституция – Основной Закон государства.

Всеобщая Декларация по правам человекауправление в рыночных условиях.

Управление процесс систематический, исключающий риск.

Преамбула - вводная часть конституции, международного договора или какого-либо иного важного акта, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта.

Правовой статус – правовое положение человека и гражданина, совокупность его прав и обязанностей.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство РФ может быть приобретено по ряду оснований:




В результате приема в гражданство


По рождению






ГРАЖАНСТВО ПРИОБРЕТАЕТСЯ





По иным основаниям

В результате восстановления в гражданстве





Правовой статус – совокупность прав и обязанностей, гарантированных государством.

Права и свободы человека – совокупность правил, характеризующих правовой статус личности. Они присущи природе человека от рождения.

Права – обеспеченная государством естественная возможность что-то делать.

Свободы – отсутствие ограничений в поведении, что не запрещает закон.

Традиционно юристы разделяют права и свободы на личные , политические, экономические, социальные и культурные.

Личные права и свободы выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне.

Политические права и свободы обеспечивают участие граждан в управлении делами общества.

Экономические права и свободы дают возможность человеку использовать свои способности и имущество для любой не запрещенной законом деятельности.

Социальные права и свободы позволяют обеспечить достойные условия жизни.

Культурные права и свободы позволяют развить и реализовать свои творческие способности.

Во взаимосвязи с правами людей находятся и их обязанности.


Платить налоги

Служить в армии





Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

Сохранять природу и окружающую среду


ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ





Соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы


Родители должны заботиться о детях, а совершеннолетние дети о нетрудоспособных родителях








2. Устно ответить на вопросы:


  1. Раскройте содержание понятия «конституция».

  2. Что означает тезис: Конституция – это закон прямого действия?

  3. Каков порядок приобретения гражданства?

  4. Назовите обязанности граждан РФ.



3.Выполнить задания.


Задания для практического занятия №1


Задание №1. Изучение правового статуса личности.

Изучить учебный материал учебника Т. А. Степановой стр. 43-45.

Заполнить таблицу, опираясь на изученный материал:


Правовой статус личности

п/п

Наименование

Содержание

1.



2.



3.



4.




Задание №2. Изучение Всеобщей декларации по правам человека и

Конституции РФ.

Используя, текст, Всеобщей декларации по правам человека и текст Конституции РФ (гл.2), заполнить таблицу:

Права человека

Содержание прав

Конституция РФ номер статьи

Всеобщая Декларация

номер статьи

Личные




Политические




Социальные




Экономические




Культурные




Сравнить трактовку прав человека, изложенную в Конституцию РФ с Всеобщей декларацией по правам человека и записать вывод в тетрадь.

Задание №3. Письменно ответить на вопросы:

1.Как вы считаете, в чем отличие прав человека и прав гражданина?

2.Какие государственные органы являются гарантом прав и свобод граждан?

3.Какие обязанности граждан РФ вы знаете?

4.Дать определение понятию «гражданство».


Задание №4. Написать эссе.

Напишите эссе (из 15 предложений) на тему: «Должен ли гражданин государства быть патриотом?».

Задание №5. Решить задачу, ответ дать письменно:

Игорь Иванов является российским гражданином. Получив повестку в армию, он решил отказаться от российского гражданства, мотивируя это тем, что желает уехать учиться в другую страну. Он подал заявление о выходе из гражданства, но ему было в этом отказано. Возмущенный тем, что принцип добровольности нарушен, молодой человек пришел к адвокату за советом.

Как вы думаете, что ему ответил адвокат?




Раздел № 2 «Основы конституционного права в Российской Федерации»


Тема № 2.3. «Система органов государственной власти в РФ»



Практическое занятие №2


«Составление жалобы (обращения) на действие или бездействие должностного лица».



Цель:

- формирование развития навыков составления жалоб (обращений) на действие или бездействие должностного лица в вышестоящие органы или в суд; грамотного изложения своих мыслей;

- изучение прав и обязанностей, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений

Литература:

1.Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009.



Образовательные результаты


Студент должен

уметь:

- составить жалобу (обращение) на действие или бездействие должностного лица.


знать:

- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;

- органы, рассматривающие жалобы (обращения).


Ход работы

1.Изучить краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия


Предложение – обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, совершенствование социально-экономических отношений в России.

Заявление – обращение граждан по поводу реализации по поводу реализации принадлежащих им прав и законных интересов граждан.

Ходатайство- обращение граждан с просьбой о признании за ними определенного статуса прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.

Жалоба – обращение с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями государственных органов, должностных лиц (т. е. лиц, занимающих должность в государственном органе или негосударственной организации), владельцами различных форм собственности и общественными организациями.

В государстве необходимо осуществлять следующие три функции: 1) принятие законов, 2) исполнение этих законов и 3) осуществление правосудия. Эти три функции служат естественной предпосылкой разделения властей. Это надо, для того чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одним органом. Три независимые ветви власти могут контролировать друг друга. Реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.




ПРЕЗИДЕНТ - ГЛАВА ГОСУДАРСТВА



Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

(парламент):

Совет Федерации 178 депутатов

Государственная Дума 450 депутатов


ПРАВИТЕЛЬСТВО

Председатель Правительства

Заместители

Федеральные министры

Конституционный суд

Верховный суд

Высший Арбитражный суд

Прокуратура



2.Устно ответить на вопросы:


1. Раскройте содержание понятия жалоба.

2.Что означает принцип разделения властей?

3.Какая власть принимает законы?

4.Кто может вершить правосудие?


3.Выполнить задания.


Задания для практического занятия №2


Задание №1. Написать жалобу на неправомерные действия должностного лица в суд.

Выпускнику Александру Петровичу Иванову, сдавшему в институт на факультет юриспруденция, было отказано в приеме документов. Секретарь приемной комиссии сообщил Александру, что взять у него документы не может, поскольку количество желающих поступить на факультет уже превысило количество мест в 2 раза, и предложила поступить к ним в ВУЗ на следующий год. Александр обратился с жалобой на имя ректора института, но также получил отказ.

Используя приведенный ниже образец, написать от имени Александра Петровича Иванова жалобу в суд.


В ________________районный(городской)

суд___________________________области

___________________________________

___________________________________
(Ф.И.О. гражданина, подающего жалобу,

____________________________________
его адрес)
Ответчик: __________________________
(орган государственного управления

___________________________________
или должностное лицо, чьи действия
обжалуются, адрес)


ЖАЛОБА

на неправомерные действия должностного лица

( органа государственной власти )

"___"________ ____ г. заинтересованное лицо совершило действие (приняло
решение) , которое ________________________________________________________,
(нарушает права и свободы гражданина, создает препятствия

______________________________________________________________________
осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагает на

______________________________________________________________________
гражданина какую-либо обязанность или он незаконно привлекает его
к какой-либо ответственности)

_______________, что подтверждается ______________________________________.
(обстоятельства, доказательства)

На основании ст. ст. 1 - 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан"
ПРОШУ:

Обязать заинтересованное лицо удовлетворить мои требования о __________
______________________________________________________________________
(отмена примененных к заявителю мер ответственности либо иным путем
______________________________________________________________________
восстановить его нарушенные права и свободы)


(вариант: Признать незаконным _________________________________________
________________________________________________________________________.)
(обжалуемое действие (решение) )

Приложения:
1. Доказательства, подтверждающие неправомерность действий
заинтересованного лица.
2. Копия жалобы.
3. Квитанция об уплате государственной пошлины.
(при необходимости: 4. Копия обжалуемого решения).

"___"____________ ____ г. ____________/Подпись

В_________________ районный (город








Задание №2. Изучить место, роль и статус Президента РФ.

Опираясь на текст гл. 4 Конституции РФ заполнить таблицу:


Место, роль и статус Президента РФ

Полномочия президента в сфере кадровой политики

Полномочия Президента в сфере совместной работы с государственными органами

Полномочия президента во внешней политике

Полномочия Президента в сфере обеспечения безопасности



Задание №3. Выбрать один правильный ответ из четырех предложенных вариантов:

  1. Конституция РФ от 1993г.- это закон какого действия?

А) вертикального

Б) горизонтального

В) прямого

Г) обратного

  1. Кому принадлежит Законодательная власть в РФ?

А) Президенту РФ

Б) Совету Безопасности

В) Правительству РФ

Г) Федеральному Собранию

  1. Что представляет собой форма государственного правления в РФ?

А) президентская республика

Б) парламентская республика

В) абсолютная монархия

Г) конституционно-монархическая


4. С какого возраста можно избираться Президентом РФ?

А) 35

Б) 45

В) 40

Г) 50

5. Что является конституционной обязанностью гражданина?

А) избирать органы власти

Б) трудиться

В) защищать отечество

Г) создавать семью

6.Что является высшей ценностью по Конституции РФ от 1993г.?

А) жизнь Верховного правителя

Б) права и обязанности начальников

В) государство

Г) права и свободы граждан


7. Кто разрабатывает и представляет Государственный бюджет России?

А) Совет Федерации

Б) Правительство РФ

В) Совет Безопасности

Г) Государственная Дума


8.Какие вопросы правового положения личности решает Президент РФ?

А) вопросы гражданства

Б) вопросы места жительства

В) вопросы качества образования

Г) вопросы правовой защиты


9. Какой орган представляет исполнительную власть РФ?

А) Государственная Дума

Б) Правительство РФ

В) Совет Федерации

Г) Совет Безопасности


10.Укажите, кто в России осуществляет государственную власть?

А) Генеральный прокурор

Б) Суды РФ

В) Правительство РФ

Г) Аппарат Президента


11. Что означает слово «конституция» в переводе с латинского?

А) «устройство»

Б) «согласие»

В) «договор»

Г) «уговор»




Раздел № 3 «Отрасли российского права»


Тема № 3.3. «Защита прав потребителей»



Практическое занятие №3


«Составление претензии о возврате некачественного товара»



Цель:

- формирование развития навыков составления претензии о возврате некачественного товара; грамотного изложения своих мыслей;

- изучение прав потребителей.

Литература:

1.Закон РФ «О защите прав потребителей» http://www.consultant.ru/popular/consumerism/


Образовательные результаты:


Студент должен

уметь:

- предъявить письменную претензию по поводу недостатков товара, работы, услуги.


знать:

- права потребителя;

- правовые основы реализации и защиты своих прав, как потребителя.


Ход работы

1.Изучить краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия

Практически каждый из нас, совершая те или иные жизненные поступки, часто выступает в роли потребителя. С юридической точки зрения этим словом называют человека, который заказывает или хочет заказать, приобретает и использует товары, работы, услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Защиту прав потребителей осуществляют Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии. Граждане могут для защиты своих прав могут обращаться в жилищную инспекцию, в торговую инспекцию, в налоговую инспекцию, в полицию.

Гарантийный срок хранения – период времени, в течение которого изготовитель гарантирует сохранение всех свойств продукции, при условии соблюдения потребителем правил хранения.

Гарантийный срок эксплуатации - период времени, в течение которого изготовитель гарантирует стабильность показателей качества продукции при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации.

Сертификат качества – документ, удостоверяющий качество товара.

Смета – перечень всех видов работ и материалов, необходимых инструментов и оборудования с указанием их стоимости (цены).

Взаимоотношения людей между собой при покупке какой – либо вещи или оказания услуг подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей», которым, в частности, установлены права потребителей. Какие же это права?

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ



Право на качество



Право на безопасность



Право на информацию




Право на возмещение причиненного ущерба



Право на просвещение в области защиты прав потребителя




Право на выбор




Право на компенсацию причиненного ущерба






2. Устно ответить на вопросы:


  1. Раскройте содержание понятия потребитель.

  2. Какие права потребителя вам известны?

  3. Что представляет собой право на информацию о товаре, услугах, работах?

  4. Назовите куда можно обратиться при нарушении прав потребителей?


  1. Выполнить задания.



Задания для практического занятия №1


Задание №1. Написать претензию о возврате некачественного товара.

Иванова Василиса Павловна купила в магазине сотовый телефон и карту памяти к нему. В процессе эксплуатации выяснилось, что телефон с картой памяти не работает.

Используя ниже приведенный образец, cоставьте претензию о возврате некачественного товара.


ПРЕТЕНЗИЯ о возврате некачественного товара

Директору магазина _______________

_________________________________
(Ф.И.О) ________________________
_________________________________

Адрес ___________________________

________________________________

ПРЕТЕНЗИЯ

ХХ месяца ХХХХ г. мы приобрели пылесос марки ______________ в вашем магазине. Срок гарантии на аппарат – 1 год. Через некоторое время пылесос стал самопроизвольно отключаться. Мы обратились к продавцам с просьбой устранить недостатки товара, однако они сказали, что претензий не принимают и предложили обратиться в сервисный центр. Но он находится очень далеко от нашего дома, и везти туда пылесос довольно сложно.
В соответствии со ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить претензии продавцу.
На основании изложенного прошу принять у меня пылесос и устранить возникший в нем недостаток. В случае проведения проверки качества прошу согласовать со мной дату и пригласить меня для участия.

ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Копия чека
2. Копия гарантийного талона
Дата Подпись

Задание №2. Решить задачу, используя статьи закона «О защите прав потребителей» и ответить письменно на поставленные вопросы:

16 ноября Крылов купил в универмаге костюм и ботинки, предварительно их примерив и внимательно осмотрев. Придя домой, Крылов снова стал примерять костюм, но фасон и расцветка костюма ему не понравились. Посоветовавшись с отцом, Крылов решил обменять костюм в ближайшее воскресенье, 21 ноября. Костюм Крылов больше не надевал. 20 ноября, возвращаясь с работы, Крылов споткнулся на лестнице, а потом обнаружил, что у одного из новых ботинок отрывается подошва. 21 ноября Крылов пришел в универмаг и потребовал обменять костюм, а за ботинки возвратить деньги. Администрация универмага обменять костюм отказалась, ссылаясь на то, что костюм вполне доброкачественный, соответствующего размера и никаких серьезных причин для обмена нет. Что же касается ботинок, то администрация согласилась принять их обратно, но лишь в обмен на другую пару.

1.Вправе ли Крылов обменять доброкачественный костюм, фасон и расцветка которого ему не понравилась?

2.Какие права имеет покупатель в случае выявления в купленной обуви дефектов производственного характера?

3.Вправе ли Крылов в изложенной ситуации потребовать обмена ботинок на ботинки другой более качественной и дорогой модели?

4.Изменится ли ответ на поставленные вопросы, если Крылов с подобными требованиями обратится через шесть месяцев после покупки костюма и ботинок?




Тема 3.4 «Семейное право и семейные правоотношения».



Практическое занятие №4


«Составление брачного договора».



Цель:

- формирование развития навыков составления брачного договора; грамотного изложения своих мыслей;

- изучение прав и обязанностей супругов, родителей и детей;

- решение ситуационных задач с применением нормативно-правовых актов.



Литература:

1. Семейный кодекс Российской Федерации http://www.consultant.ru/popular/family/?utm_campaign=law_doc&utm_source=google.adwords&utm_medium=cpc&=utm_content=Family%20Code&gclid=CKuR95Sf1b0CFeHDcgodny0AJQ

2.Гражданский кодекс Российской Федерации – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.



Образовательные результаты:


Студент должен

уметь:

- защищать свои права и ребенка.


знать:

- понятие брака в семейном праве;

- права и обязанности супругов;

- права и обязанности родителей и детей.

Ход работы


1.Изучить краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия


С самых давних времен люди придавали особое значение взаимоотношениям в семье. Еще в римском праве закрепилось положение о том, что семья образуется посредством брака, а брак есть добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи, ведению общего хозяйства. Правовые отношения в семье регулируются различными нормативными правовыми актами, среди которых особое значение имеют Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты. Важную роль может играть специальное соглашение сторон – брачный договор.

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА


В государственном органе записи актов гражданского состояния (ЗАГС)


Добровольное согласие сторон


Достижение брачного возраста


Отсутствие препятствий, указанных в Семейном кодексе РФ

Заключение брака не допускаются между:

- лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке;

- близкими родственниками;

- усыновителями и усыновленными;

- лицами, из которых хотя бы одно лицо признано недееспособным.


Брачный договор – это соглашение лиц, которые создают семью и будут регистрировать в государственных органах свои отношения путем заключения брака, или соглашение супругов, уже состоящих в браке, по которому определяются имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Права детей в семье.

Личные неимущественные права ребенка:

- жить и воспитываться в семье;

- право знать своих родителей;

- совместно проживать с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка;

- на обращение в суд с 14 лет, а в органы опеки и попечительства – с любого возраста;

- выражать свое мнение при решении семейных вопросов, затрагивающих интересы ребенка. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, по общему правилу обязателен в суде.

Имущественные права ребенка:

- получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

- право собственности на имущество, полученное им в дар, в порядке наследования;

- дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Алиментные обязательства:

Дети и родители связаны между собой и алиментными обязательствами. Родители обязаны материально содержать своих несовершеннолетних детей. Злостное уклонение от этой обязанности приводит к уголовному наказанию и рассматривается как преступление. Если родитель живет отдельно от своего ребенка, он обязан ежемесячно уплачивать на его содержание 1/4 часть своего дохода, на двух детей – 1/3, а на трех и более – 1/2 заработка или дохода. Нетрудоспособные совершеннолетние дети также имеют право на алименты. Но, став взрослыми, дети должны заботиться о своих родителях.

2.Устно ответить на вопросы:

  1. Раскройте содержание понятия брак и назовите условия и порядок заключения брака.

  2. Какими правами наделен ребенок?

  3. Что представляет собой алиментные отношения родителей и детей?

  4. Что такое брачный договор?


3.Выполнить задания.


Задания для практического занятия №4


Задание №1. Составить брачный договор на имущество супругов.

Используя ниже приведенный образец составить брачный договор на имущественные отношения между супругами.


Брачный договор об имуществе

(указать прописью место и дату составления соглашения)
_____________, проживающий по адресу: __________,именуемый  в дальнейшем  «сторона   1»,  с  одной  стороны,  и_______________ , проживающая по адресу:___________,именуемая в дальнейшем «сторона 2», с другой стороны, намеревающиеся вступить в брак, заключили настоящий договор о следующем:

1. Общие положения
1.1. Имущество, приобретаемое сторонами в период брака за счет общих доходов имущества, является общей совместной собственностью супругов, за исключением имущества, в отношении которого иной режим установлен настоящим договором.
1.2. Доходы от трудовой деятельности супругов …………………………………….
1.3. Доходы от предпринимательской и (или) интеллектуальной деятельности супругов …………………………………………………………………………………………………
1.4. На иное имущество, не предусмотренное настоящим договором, распространяется законный режим имущества супругов.
2. Особенности правового режима отдельных видов имущества
2.1. Акции, доли, паи, вклады в уставном капитале коммерческих организаций являются ……………………………………………………………………………………………..
2.2. Имущество, указанное в п. 2.1, принадлежащее одной из сторон, при отсутствии аналогичного имущества, оформленного на другую сторону, в случае расторжения брака ………………………………………………………………………………………………..
2.3. Ювелирные украшения,  приобретенные супругами во время брака за счет общих средств, являются в период брака и в случае его расторжения………………………….. ….………………………………………………………………………………………………..
2.4. Транспортные средства, приобретенные супругами за счет общих средств во время брака, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, являются ……………………………………………………………………………………………………..2.5. Недвижимое имущество, являющееся раздельной собственностью сторон на момент вступления в брак, после заключения брака становиться ……………………………………

……………………………………………………………………………………………………

3. Обязанности сторон по предоставлению содержания друг другу
3.1. При отсутствии у одной сторон доходов от предпринимательской или интеллектуальной деятельности, вторая сторона обязана ……………………………………………………………………………………………………..

3.2. Средства на содержание должны предоставляться нуждающейся стороне не позднее следующего дня со дня их получения стороной, обязанной к их предоставлению.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента заключения между сторонами брака в установленном законом порядке.
4.2. Расходы, связанные с нотариальным удостоверением настоящего договора, стороны несут в равных частях.
Паспортные данные сторон:
Сторона 1 — ___________
Сторона 2 — ___________
Подписи сторон


Удостоверение нотариусом.


Задание №2. Письменно ответить на вопросы:


1.Что такое брак?

2.Какой документ выдается при рождении ребенка и где?

3.Кого, с юридической точки, называют детьми?

4.Назовите права ребенка.

Задание №3. Решить задачу, опираясь на ст. ст. 87, 88 Семейного кодекса РФ письменно ответить на вопрос:

Гражданин Сидоров вел праздную, разгульную жизнь. Своих детей не содержал, не воспитывал. Однако в старости, оказавшись бедным, вспомнил о них. Став взрослыми, дети отказались помогать отцу. Он обратился в суд. Какое решение может вынести суд?




Тема 3.5. «Трудовое право и трудовые правоотношения»


Практическая работа №5

«Решение ситуационных задач»

Цель:

- закрепление полученных теоретических знаний на практике, путем решения ситуационных задач;

- формирование умений применять полученные знания в конкретных конфликтных ситуациях;

- применение нормативных документов.


Литература:

1.Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. На 10 июня 2011г.-М.: Эксмо, 2011.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.



Образовательные результаты:


Студент должен

уметь:

- заключать и расторгать трудовой договор;


знать:

- понятие и значение трудового договора;

- виды трудовых договоров;

-прекращение трудового договора.


Ход работы


1.Изучить краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия


Труд играет важную роль в жизни человека. Он позволяет создавать материальные и духовные блага, удовлетворять потребности в пище, одежде. Трудно представить современного человека вне труда. Трудовая деятельность занимает большую часть времени, которое дано природой для жизни на земле. Вот почему важным являются те правила, которые регулируют именно труд людей.




ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ





Обязательное социальное страхование работников

Свобода труда: выбирать профессию, распоряжаться способностями к труду


Право на объединение работников, работодателей для защиты своих интересов


Запрет принудительного труда


Обязанность соблюдать условия договора

Участие работников в управлении организацией


В современных быстро




Защита от безработицы

Социальное партнерство



Равенство прав работников

Справедливые условия труда




Cовременные трудовые отношения в нашей стране регулируются Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; указ Президента РФ «О дне матери» и др. Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник – лицо, работающее по трудовому контракту, подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку предприятия.

Работодатель – физическое лицо либо организация, осуществляющие прием на работу.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить соответствующие условия труда, в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Безработный – трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, но желает работать, зарегистрирован в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готов приступить к ней.

Срочный трудовой договор – заключается на конкретный срок – не более 5 лет.

Бессрочный трудовой договор – заключается на неопределенный срок.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Индивидуальный трудовой спор – разногласия между работодателем и работником по вопросам применения норм трудового права.

Комиссия по трудовым спорам – эта небольшая группа людей – представителей работников и работодателей.

Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации, условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.

Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.


ВИДЫ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА



Перерывы в течение рабочего дня


Ежедневный отдых

Выходные дни

Нерабочие праздничные дни


Отпуска





Каждый работник вправе иметь в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания. Его продолжительность должна быть не более 2-х часов и не менее 30 минут. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два дня выходных в неделю, а при шестидневной рабочей недели – один.

Праздничные дни, установленные законом дни, посвященные выдающимся событиям, памятным историческим датам.

Согласно действующему законодательству ежегодно каждый работник имеет право на оплачиваемый отпуск, не менее 28 календарных дней.

Нормы трудового права устанавливают особые правила поведения для тех, кому не исполнилось 18 лет. По общему правилу начать свою трудовую деятельность можно, достигнув 16 лет. Есть исключение, если подросток получил общее образование либо в соответствии с законодательством обучается по иной, чем очная, форме обучения, то он может заключить трудовой договор, достигнув возраста 15 лет. Он может выполнять легкий труд с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет.


2.Устно ответить на вопросы:


  1. Раскройте содержание понятий работник, работодатель, трудовой договор.

  2. Какие виды времени отдыха вам известны?

  3. Что представляют собой принципы правового регулирования трудовых отношений?

  4. Назовите куда можно обратиться при нарушении трудового законодательства?


3.Выполнить задания


Задания для практического занятия №5


Задание № 1. Решить письменно задачу, опираясь на Трудовой кодекс РФ, глава «Отпуска».

Рассмотрите конфликт и письменно объясните правила его разрешения:

На прием к юристу пришла молодая девушка. Она рассказала, что директор фирмы отказывает ей в предоставлении отпуска в этом году, из-за того что в организации накопилось много работы, которая носит срочный характер, а работников для ее выполнения не хватает. Директор предлагает ей получить денежную компенсацию за отпуск и продолжить работу. В противном случае грозит увольнением.

Задание № 2. Решить письменно задачу, опираясь на Трудовой кодекс РФ, глава «Трудовой договор».

Помогите решить конфликт письменно:

Учитель Иванова заключила срочный контракт с директором школы. 15 июня срок контракта истек, но педагог продолжала работать. Никто из участников правоотношений не возражал. Однако 30 июня, директор объявила, что не хочет возобновлять трудовые отношения с этим учителем на новый учебный год и просит Иванову уволиться, в результате возник конфликт.

Задание № 3. Решить письменно задачу, опираясь на Трудовой кодекс, глава «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров» и Гражданский кодекс статья 22.

Рассмотрите конфликт и ответить письменно. Сформулируйте решение КТС. Может ли быть ограничена трудовая правосубъектность работника в данной ситуации?

Супруга строителя Родионова обратилась к генеральному директору ЗАО «Строймонтаж», где работает ее муж, и просила оказать воздействие на мужа, который проигрывает почти всю заработную плату в зале игровых автоматов. Директор распорядился выдавать заработную плату Родионова его супруге. Узнав о таком решении, Родионов обратился в КТС с заявлением об отмене указанного распоряжения, поскольку в организации работает он, а не его супруга.


Задание № 4. Решить задачу, опираясь на Трудовой кодекс, глава «Заключение трудового договора» и ответить на вопросы письменно.

Николаева обратилась в организацию с просьбой принять ее на должность коменданта общежития. В отделе кадров ее попросили, помимо паспорта и трудовой книжки, принести справки о наличии жилой площади и состоянии здоровья.
1. Права ли администрация предприятия, требуя указанные документы для приема на работу Николаевой?
2. Какие документы администрация вправе требовать от поступающих на работу?

Задание № 5. Решить задачу, опираясь на Трудовой кодекс, глава «Заключение трудового договора» и ответить на вопросы письменно.

По окончании образовательного учреждения среднего профессионального образования Семченко поступил на работу старшим технологом машиностроительного завода. Когда Семченко вышел на работу и ознакомился с приказом о приеме его на работу, то увидел, что принят с испытательным сроком. Он не стал расписываться в приказе и заявил, что молодым специалистам нельзя устанавливать испытательный срок.
1. Для каких категорий рабочих и служащих администрация не вправе устанавливать испытание при приеме на работу?
2. Как следует решить спор, возникший при приеме на работу Семченко?


Задание № 6. Решить задачу, опираясь на Трудовой кодекс, глава «Общие положения» и ответить на вопросы письменно.

Приказом директора завода в октябре 2007 г. кассир Копылова была назначена на 20 дней исполняющей обязанности бухгалтера, отсутствовавшего по болезни. В декабре 2007 г. в связи с отсутствием бухгалтера, направленного на курсы повышения квалификации, Копылова вновь была назначена исполняющей обязанности бухгалтера сроком на один месяц. С таким приказом кассир не согласился и просил администрацию отменить его как незаконный.
Какие нарушения допустила администрация?

Задание № 7. Решить задачу, опираясь на Трудовой кодекс, глава «Прекращение трудового договора» и ответить на вопросы письменно.

Продавец универмага Королева 10 августа письменно предупредила администрацию об увольнении по собственному желанию с 15 августа. В заявлении она указала, что вступила в брак и переезжает по месту жительства мужа в другой город. Администрация не возражала против увольнения Королевой по истечении двух недель, с чем та не согласилась и просила уволить ее в указанный срок.
Каков порядок увольнения в данном случае?

Задание № 8. Выбрать один правильный ответ из трех предложенных вариантов.


1.Что такое Коллективный договор?

А) трудовой договор между несколькими работниками и одним работодателем

Б) правовой акт, регулирующий социально – трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей

В) соглашение между государственными органами, работниками и представителем работодателя.

2. С какого возраста, по общему правилу, заключается трудовой договор?

А) 14 лет

Б) 15 лет

В) 16 лет

3. В каких случаях лицо, поступающее на работу, не обязано предъявлять работодателю трудовую книжку?

А) только когда трудовой договор заключается впервые

Б) только когда работник поступает на работу после пятилетнего перерыва в работе

В) когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства.

4. Когда, при фактическом допущение работника к работе, работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме?

А) трех дней со дня фактического допущения работника к работе

Б) десяти дней со дня фактического допущения работника к работе

В) месяца со дня фактического допущения работника к работе.

5. Для кого, из представленных ниже категорий, можно устанавливать испытание при приеме на работу?

А) государственных служащих

Б) лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности

В) лиц, избранных (выбранных) на выборную должность на оплачиваемую работу.

6. В какой срок работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме?

А) за 2 недели

Б) за 4 недели

В) за 3 недели.

7. Сколько нормальная продолжительность рабочего времени в неделю?

А) 36 часов в неделю

Б) 40 часов в неделю

В) 48 часов в неделю.

8. Что из перечисленного не относится к видам времени отдыха?

А) ежедневный (междусменный) отдых

Б) выходные дни

В) пропуск по болезни

9. Когда возникает право у работника на использование отпуска за первый год?

А) двенадцати месяцев его непрерывной работы в данной организации

Б) шести месяцев его непрерывной работы в данной организации

В) десяти месяцев его непрерывной работы в данной организации.


Тема № 3.7. «Уголовное право»


Практическая работа №6


«Составление заявления о совершенном преступлении»



Цель:

- формирование развития навыков составления заявления о совершенном преступлении;

- формирование умений применять полученные теоретические знаний на практике, путем решения ситуационных задач;

- применение нормативных документов.


Литература:

1.Уголовный кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 15 января 2006 года. – М.: Изд – во Эксмо, 2006.


Образовательные результаты:

уметь:

- обратиться в полицию с заявлением о совершенном преступлении;


знать:

- принципы уголовного права;

- понятие преступления;

- уголовную ответственность;

- состав преступления.


Ход работы


1.Изучить краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического задания


Создание правил, охраняющих и предостерегающих людей от самых опасных противоправных поступков, стало осуществляться еще в глубокой древности. Люди пытались обезопасить себя и окружающих от последствий, которые могут наступить при совершении человеком вредных и тяжких деяний. В отличие от других отраслей, уголовное право имеет лишь один, но важный источник – Уголовный кодекс РФ (УК РФ). В этом едином систематизированном законе обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных поступков людей. По общему правилу, уголовная ответственность наступает с 16 лет. Однако для некоторых видов преступления закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.

Нормы уголовного права нацелены на охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также на предотвращение преступлений. Уголовное право базируется на ряде важнейших принципов.



ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА






Законность

Неотвратимость уголовной ответственности





Равенство


Вины


Справедливости


Гуманизм







Принцип законности – без приговора суда, основанного на закон, никто не может быть признан виновным в совершении преступления.

Принцип равенства – преступник подлежит уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств.

Принцип вины- человек отвечает только за виновное деяние и его последствия.

Принцип справедливости- наказание должно соответствовать тяжести преступления. Никто не может дважды нести уголовную ответственность за одно и тоже преступление.

Принцип неотвратимости уголовной ответственности - любое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию.

Принцип гуманизма – уголовный закон обеспечивает безопасность человека, запрещает причинять физические страдания или унижения человеку.


Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Преступление характеризуется рядом признаков.

ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ





Деяние

Противоправность



Вина

Наказуемость


Общественная опасность





Деяние – осознанное поведение, которое может быть выражено в форме действия или бездействия.

Противоправность – поступок, нарушающий нормы уголовного закона и запрещается им под угрозой наказания.

Для того чтобы определить преступность деяния, необходимо разобраться в его составе.


ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ




Объект преступления

Субъект преступления

Объективная сторона

Субъективная сторона





Состав преступления - совокупность определенных признаков, которые характеризуют общественно опасное действие (бездействие) как преступление.

Объект преступления - это то, на что посягает лицо, чему причиняет или может причинить вред; общественные отношения, которые защищаются и охраняются уголовным законом (на какие общественные отношения посягает данное преступление?)

Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (может ли он отвечать за содеянное?)

Объективная сторона преступления – противоправное поведение, причиняющее или создающее угрозу причинения вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом (в чем суть преступного действия (бездействия)?)

Субъективная сторона преступления – психическое отношение лица к содеянному, наступившим последствиям, которое проявляется в виде вины, мотивов, цели (почему субъект совершил преступление и какова его вина?)

Вина – это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию. Она выражается в форме умысла. Различают прямой и косвенный умысел.

В И Н А





УМЫСЕЛ

НЕОСТОРОЖНОСТЬ




ПРЯМОЙ

КОСВЕННЫЙ

ЛЕГКОМЫСЛИЕ

НЕБРЕЖНОСТЬ





Прямой умысел – человек осознавал общественную опасность своих действий (бездействий), предвидел возможность опасных последствий, но желал их наступления.

Косвенный умысел- человек, осознавая общественную опасность своих действий (бездействия), тем не менее, не желает наступления опасных последствий, но сознательно допускает их либо, относится к ним безразлично.

Легкомыслие – лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий от своего поступка, но предполагало, что последствия совершенного можно легко предотвратить.

Небрежность – лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего поступка, но должно было предвидеть, соблюдая внимательность и меры предосторожности.

Когда профессионалы раскрывают преступление, они пытаются понять, почему и зачем человек его совершил. Для этого исследуют мотив и цель преступления.

Мотив преступления – это внутреннее побуждение к преступленному деянию.

Цель преступления – желаемый результат, которого стремится достичь преступник.

В современном законодательстве РФ преступления делятся на категории в зависимости от опасности и тяжести содеянного.

Преступления небольшой тяжести – умышленные и неосторожные деяния, максимальное наказание за которые не превышает 2 лет лишения свободы.

Преступления средней тяжести – умышленные и неосторожные деяния, которые влекут максимальное наказание в размере не более 5 лет лишения свободы.

Тяжкие преступления - умышленные и неосторожные деяния, влекущие наказания не более 10 лет лишения свободы.

Особо тяжкие преступления -только умышленные деяния. Срок наказания свыше 10 лет.

Преступления классифицируются также в зависимости от объекта преступного посягательства.





КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ



Против личности

В сфере экономики

Против военной службы

Против мира и безопасности человечества





Против государственной власти


Против общественной безопасности и общественного порядка







Преступления против личности – ст. ст. 105-157 УК РФ.

Преступления в сфере экономики – ст. ст. 158-204 УК РФ.

Преступления против общественной безопасности и

общественного порядка-ст.ст.205-274 УК РФ.

Преступления против государственной власти - ст. ст. 275-330 УК РФ.

Преступления против военной службы - ст. ст.331-352 УК РФ.

Преступления против мира и безопасности – ст. ст. 353- 360 УК РФ.




В уголовном праве выделяются обстоятельства, исключающие преступность деяния.





ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ






Необходимая оборона

Крайняя необходимость

Обоснованный риск

Исполнение приказа или распоряжения




Причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление

Физическое и психическое принуждение









Наказание- это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.






НАКАЗАНИЯ НАПРАВЛЕНЫ





На восстановление социальной справедливости

На предупреждение совершения новых преступлений





На исправление осужденного





Уголовная наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, признанному виновным в совершении преступления, которая заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица.







ВИДЫ НАКАЗАНИЙ





Штраф

Обязатель

ные работы

Исправительные работы

Ограничение по военной службе






Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Содержание в дисциплинарной воинской части


Арест




Ограничение свободы




Лишение специального, воинского или почетного звания



Лишение свободы на определенный срок




Пожизненное лишение свободы

Смертная казнь

в настоящее время

(не применяется)







Уголовная ответственность несовершеннолетних имеет свои особенности. Закон более гуманно относится к правонарушителям в возрасте от 14 до 18 лет. Как правидо, это подростки из неблагополучных семей либо оказавшиеся без присмотра со стороны родителей.






ВИДЫ НАКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ




Штраф

Арест




Лишение права заниматься определенной деятельностью

Исправительные работы



Лишение свободы на определенный срок



Обязательные работы






ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ




Ограничение досуга, установление требований к поведению



Возложение обязанности загладить причиненный вред





Предупреждение

Передача под надзор родителей, государственного органа





Условно – досрочное освобождение от отбывания наказания – это освобождение лица от отбывания наказания до истечения его срока.

Уголовный процесс – законная деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда при участии государственных организаций, граждан, содержанием которой является возбуждение, расследование, судебное рассмотрение и разрешение уголовных дел.

СТАДИИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА




Возбуждение уголовного дела



Предварительное расследование



Предварительное следствие




Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения



Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору





Направление уголовного дела в суд



Судебное производство



Апелляционное производство. Кассационное производство



Исполнение приговора



Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора




Производство в надзорной инстанции




Возобновление производства по уголовным делам ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств




Закон защищает права обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

Потерпевший – лицо, которому причинен физический, имущественный вред.

Обвиняемый – лицо, в отношении которого вынесены постановление о привлечении его в качестве обвиняемого или обвинительный акт.

Алиби – нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте.

Свидетель – лицо, которому могут быть известны какие – либо обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения уголовного дела, и которое вызвано для того, чтобы дать показания.

Понятой – человек, который не заинтересован в исходе дела и привлекается для того, чтобы удостоверить факт производства следственного действия, его содержания, хода, результатов. Он не вправе разглашать данные о расследовании.

Привод – это принудительное доставление лица к дознавателю, следователю или в суд.


2.Устно ответить на вопросы.


  1. Раскройте содержание понятия преступление.

  2. Какие права потребителя вам известны?

  3. В каких случаях лицо, причинившее вред при задержании лица, совершившего преступление, освобождается от уголовной ответственности?

  4. Объясните особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

  5. Назовите стадии уголовного процесса.


3.Выполнить задание.

Задания для практического занятия №6


Задание № 1. Ответить на вопрос и дать письменное объяснение:

Чем отличается преступление от других видов правонарушения? Объясните юридическую конструкцию «состав преступления»


Задание № 2. Составьте письменно заявление о совершенном преступлении.

Используя приведенный ниже образец, напишите от своего имени заявление о совершенном преступлении (краже).




Образец заявления о краже

Начальнику ОП№4 УВД г. Барнаула

________________________________

(если известно, указать ФИО, должность начальника)

от ______________________________

(ФИО заявителя, адрес проживания, контактный телефон)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу Вас привлечь к уголовной ответственности неустановленное лицо (если лицо известно, то указать его Ф.И.О., по возможности место его проживания или нахождения), которое "____ "_________ 20__ года, путем разбития стекла в оконной раме (подбора ключа к входной двери и т.п.), проникло в принадлежащий мне садовый домик, расположенный по адресу: _____________________________________ (указать точный адрес), откуда совершило хищение материальных ценностей _______________ (перечислить, какие), причинив мне материальный ущерб на общую сумму ________ рублей.

За заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупрежден(а).

Подпись. Дата

  • Конец формы

       

Задание № 3. Определить, регулируются ли нормами уголовного права следующие ситуации? Ответить письменно.

- Следователь возбудил уголовное дело о совершении преступления в городе В;

- Матвеев обратился к участковому инспектору с заявлением о хулиганских действиях соседа;

- Викторову лишили родительских прав в судебном порядке;

- Судья вынес приговор по делу об убийстве;

- Петров совершил кражу орденов и медалей у известного коллекционера.


Задание № 4. Проанализировать ситуации и определить, являются ли поступки людей преступлениями, и если, да то каков состав преступления? Ответить письменно.

- У Сомова постоянно воровали яблоки в саду. Чтобы уберечь себя и свою собственность от похитителей, он изготовил самодельную мину и спрятал в своем сарае. Ночью раздался взрыв, в результате чего был убит несовершеннолетний Семенов, который полез в сарай, чтобы спрятаться от своего друга, преследовавшего его после дискотеки.

- Петров и Козлов проехали в автобусе без билета.

- Кассир организации ООО «Прагма» Семенова, взяла из кассы крупную сумму денег.

- Медсестра роддома Федорова требовала деньги от родителей младенцев, угрожая им подменой и плохим обращением.

- Главный бухгалтер одной из фирм представил в налоговую инспекцию сведения, которые неверно отражали финансовую деятельность предприятия.

- Сидоров в общественном месте нецензурно выражался.



Задание № 5. Выбрать правильный ответ




1.Какой возрастной отрезок, определяющий признание лица, совершившего преступление, несовершеннолетним?

А) Исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет

Б) Исполнилось 16 лет, но не исполнилось 20 лет

В) Исполнилось 16 лет, но не исполнилось 18 лет

2.За совершение особо тяжкого преступления несовершеннолетнему лицу может быть назначено пожизненное лишение свободы или смертная казнь?

А) Да

Б) Нет


3.Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного характера?

А) Да

Б) Нет


4. На сколько часов несовершеннолетний может быть осужден на обязательные работы?

А) Срок от 50 до 500

Б) Срок от 40 до 160 часов

В) Не ограниченный срок


5. Можно ли к несовершеннолетнему применять такое наказание как штраф?

А) Нельзя
Б) Можно в любом случае
В) Можно, если виновный имеет свое имущество или заработок.

6.Несовершеннолетие виновного признается обстоятельством, смягчающим наказание?

А) Да

Б) Нет

7.Какой орган решает вопросы о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности?
А) Народный суд
Б) Начальник отдела милиции
В) Комиссия по делам несовершеннолетних


8. Какой максимальный срок лишения свободы, может назначаться несовершеннолетним, осужденным в возрасте от 16 до 18 лет?

А) 15

Б) 10

В) 20

Г) 25


9.Что относится к числу наказаний, назначаемых несовершеннолетним?

А) Штраф

Б) Лишение специального, воинского или почетного звания

В) Обязательные работы

Г) Пожизненное лишение свободы

Д) Исправительные работы


10.Какой срок исправительных работ, назначается осужденным несовершеннолетним?

А) 6 месяцев

Б) 1 года

В) 2 лет



























Список используемой литературы:


  1. Всеобщая декларация прав человека ppt.ru/texts/index.phtml?id=10273.

  2. Конституция Российской Федерации – М.: Эксмо, 2009.

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации : текст с изм. и доп. На 10 июня 2011 г. – М. : Эксмо, 2011.

  4. Семейный кодекс Российской Федерации. http://www.consultant.ru/popular/family/?utm_campaign=law_doc&utm_source=google.adwords&utm_medium=cpc&=utm_content=Family%20Code&gclid=CKuR95Sf1b0CFeHDcgodny0AJQ.

  5. Уголовный кодекс Российской Федерации. С изм. доп. на 15 января 2006 года – М. : Эксмо, 2006.

  6. Степанова Т.А. Основы права, М.; Финансы и статистика, 2003.

  7. Смоленский М. Б. Основы права, Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

  8. Певцова Е. А. Право, М.; 2012.

  9. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10—11 (в 4 частях). – М., 2007.


Интернет-ресурсы

http://mirknig/com/knigi/gumqn nauki/1181181570-pravovedenie.html;

http://www.knigka.info/2009/03/12/pravovedenie.html;

http://www.bookarchve.ru/dok literature/uchebnye posobiia/26510-pravovedenie.html


Дополнительная литература:


1.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2012.

2.Гражданское право. – М., 2012.

3.Гражданское процессуальное право. – М., 2007.

4.Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М., 2007.

5.Коллективный договор: законы и законодательные акты. – 2-е изд., – М., 2011.

6.Куницын А.Р. Образцы заявлений и жалоб в суд. – М., 2007.

7.Международная защита прав и свобод человека. – М., 2007.

8.Прокурорский надзор. – М., 2007.

9.Расстригина И.А. Заработная плата: удержания и выплаты/

Расстригина И. А. – М., 2007.

10. Блажеев В. В. и др. Основы права, М. : Проспект, 2010.

11.Семейное право – М., 2007.

12.Теория государства и права. – М., 2007.

13.Гусов.К.Н., Лютов Н.Л., Полетаев Ю.Н.Трудовое право России. Практикум. – М. : Проспект, 2009.

14.Уголовное право. – М., 2007.

15.Уголовное процессуальное право. – М., 2012.

16. Крылова З.Г. «Основы права» М.: -2006.

17. Мицкевич А.В. «Основы права». М.:- 2001.

18. Алексеев С.С.«Государство и право» М.: -2003.

19. Крылова З.Г. Практикум по основам права. М.:- 2001.

20. Боргест Н.М., Кожевников С.Н. Юридический справочник. Самара. -1997.

21. Иванец Г.И., Калинский И.В., Черновок В. И. Комментарий к

конституции РФ.- М.: 2001.

22. Кутафин О.Е. «Основы государства и права» - М.: 2002.

23. Кутафин О.Е. «Конституционное право» М.: -2003.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по проведению практических занятий по дисциплине "Право"

Автор: Некрасовой Галине Анатольевне

Дата: 01.07.2015

Номер свидетельства: 221976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogo-uroka-po-distsiplinie-prikladnaia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "162300"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422345404"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Методическая разработка практического занятия  по дисциплине ОХРАНА ТРУДА  Тема занятия: Оформление акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1"
    ["seo_title"] => string(153) "mietodichieskaiarazrabotkapraktichieskoghozaniatiiapodistsiplinieokhranatrudatiemazaniatiiaoformlieniieaktaonieschastnomsluchaienaproizvodstviepoformien1"
    ["file_id"] => string(6) "259495"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448781000"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "методическая разработка учебного занятия по физической культуре в школе раздел гимнастика "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-fizichieskoi-kul-turie-v-shkolie-razdiel-ghimnastika"
    ["file_id"] => string(6) "123953"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414603898"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Методическая разработка занятия "Решение задач на разветвлённые цепи постоянного тока с использованием правил Кирхгофа" "
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-rieshieniie-zadach-na-razvietvlionnyie-tsiepi-postoiannogho-toka-s-ispol-zovaniiem-pravil-kirkhghofa"
    ["file_id"] => string(6) "246267"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446318038"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства