Методика проведения практического занятия на тему " Диагностирование и обслуживание шасси трактора МТЗ - 82.
Методика проведения практического занятия на тему " Диагностирование и обслуживание шасси трактора МТЗ - 82.
Тема данной методической разработки «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей». Она затрагивает вопросы по обеспечению не только безотказной, но и безопасной работы тракторов, автомобилей и сложных сельскохозяйственных машин. На теоретических занятиях обучающим довольно сложно представить весь процесс диагностики и технического обслуживания шасси тракторов и автомобилей. Практические же занятия дают возможность им, опираясь на теоретические знания, не только ознакомиться, но и освоить все необходимые регулировки при работе на тракторах семейства марки «БЕЛАРУС», а также изучить и закрепить на практике технологический процесс диагностирования и технического обслуживания трактора на примере МТЗ-80(82).
В данной методической разработке изложена структура урока практического занятия, план урока, тестовые задания по шасси тракторов, инструкционно- технологическая карта, определены цели урока, указано материально-техническое оснащение урока.
В ходе изучения выполнения практического занятия по теме «Техническое обслуживание и диагностирование шасси трактора МТЗ-80» необходимо реализовать получение следующих компетенций:
ПК3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика проведения практического занятия на тему " Диагностирование и обслуживание шасси трактора МТЗ - 82. »
+
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Чистопольский сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка
для проведения практического занятия
по МДК.03.02. «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов».
Тема: «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей»
Материал подготовил: / И.А.Иванов /
преподаватель ПМ.03. «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; технологические процессы ремонтного производства»
г. Чистополь 2015 .
Аннотация
Тема данной методической разработки «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей». Она затрагивает вопросы по обеспечению не только безотказной, но и безопасной работы тракторов, автомобилей и сложных сельскохозяйственных машин. На теоретических занятиях обучающим довольно сложно представить весь процесс диагностики и технического обслуживания шасси тракторов и автомобилей. Практические же занятия дают возможность им, опираясь на теоретические знания, не только ознакомиться, но и освоить все необходимые регулировки при работе на тракторах семейства марки «БЕЛАРУС», а также изучить и закрепить на практике технологический процесс диагностирования и технического обслуживания трактора на примере МТЗ-80(82).
В данной методической разработке изложена структура урока практического занятия, план урока, тестовые задания по шасси тракторов, инструкционно- технологическая карта, определены цели урока, указано материально-техническое оснащение урока.
В ходе изучения выполнения практического занятия по теме «Техническое обслуживание и диагностирование шасси трактора МТЗ-80» необходимо реализовать получение следующих компетенций:
ПК3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
План-конспект урока
Преподаватель: Иванов Иван Алексеевич.
Профессиональный модуль: ПМ.03. «Техническое обслуживание и обнаружение неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов: технологические процессы ремонтного производства».
МДК 03.01. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования.
Группа: 31
Тема урока: «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей».
Наименование работы. Выполнение работ по техническому обслуживания и диагностированию шасси трактора МТЗ-80(82).
Методическая тема: реализация практико-ориентированного подхода в обучении.
Цели урока:
1.Обучающая: Закрепить теоретический материал по теме «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей», формирование практических умений и навыков обращения с приборами, инструментами; по техническому обслуживанию и диагностированию шасси трактора МТЗ-80(82).
3. Воспитывающая: воспитывать готовность использовать теоретические знания на практике; уважение к труду и к людям труда; ответственность за выполненную работу.
4.Формированиеу обучающихся:
ПК3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Тип урока: практическая работа.
Вид урока: смешанный.
Межпредметные связи: материаловедение; метрология, стандартизация и подтверждение качества; МДК01.01.Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.
Внутрипредметные связи: система ТО и ремонта машин; качество и надежность машин; диагностирование машин.
Форма практического обучения: звеньевая
Время: 2часа.
Материально- техническое оснащение урока:
-трактор МТЗ-80;
-инструкционно - технологическая карта;
-приспособление(с манометром) мод.458М1;
-линейка КИ-650 для поверки сходимости управляемых колес;
-прибор КИ-402 для проверки свободного хода и усилия на ободе рулевого колеса;
-прибор КИ-5473 для проверки гидросистемы рулевого управления;
-набор ключей.
-учебник «Техническое обслуживание и ремонт машин» Ульман И.Е.
-тесты.
Ход урока:
№
п/п
Элементы внешней структуры урока
Элементы внутренней структуры урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Методы обучения
Формирование общих компетенций
Формирование умений и навыков профессиональных компетенций
1.
Вводный инструктаж
1.1
Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку. Отмечает присутствующих.
Готовят инструмент, приспособления. Сообщение дежурного по присутствию обучающихся на уроке.
Рассказ
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
1.2
Целевая установка
Сообщение темы и цели урока.
Значение в изучении данной темы.
Восприятие разъяснений преподавателя, вопросы к нему, ответы на его вопросы.
Рассказ, демонстрация
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес.
1.3
Актуализация опорных знаний и опрос учащихся
Повторение ранее изученного материала с помощью тестирования.
Отвечают на вопросы преподавателя, повторяют теоретические сведения, воспроизведение ранее изученных приемов и способов диагностической работы.
Частично-поисковый, проблемный
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
1.4
Формирование ориентировочных условий
Показ и объяснение приемов, способов технологии выполнения диагностической работы. Объяснение правил техники безопасности, предупреждение ошибок, разъяснение способов контроля и самоконтроля и организации труда.
Восприятие показа и объяснений преподавателя, рекомендаций и инструкционных карт. Пробное выполнение изучаемых трудовых действий. Самостоятельное определение технологической последовательности и способов выполнения задания.
Объяснительно-иллюстративный показ приёмов работы
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
2.
Текущий инструктаж.
2.1
Отработка последовательности и способов действий
Обход, проверка организации рабочего места, выполнение правил ТБ, правильность выполнения задания.
Выполнение звеньями диагностирования шасси трактора, заполнение карты.
Наблюдение, целевые обходы рабочих мест
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ПК3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
2.2
Закрепление и углубление технологии обслуживания, способов действий
Обход. Контроль правильности выполнения работ. Пояснения. Проверка качества
Освоение способов диагностирования шасси трактора, умений и навыков при выполнении разнообразных, постепенно усложняющихся заданий, характерных для профессии. Накопление профессионального опыта и совершенствования мастерства. Развитие творческих способностей, технического мышления, самостоятельности культуры труда.
Наблюдение, анализ деятельности учащихся
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ПК 2.2. Выполнять наладку и регулирование агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования.
3.
Заключительный инструктаж
3.1.
Подведение итогов занятия. Инструкция по выполнению домашнего задания. Рефлексия.
Анализ выполненной работы по диагностике системы питания дизельного двигателя трактора, сообщить оценки.
Анализируют свою деятельность.
Беседа, систематизация и обобщение
Заключение
Выполнение практической работы «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей» должно воспитывать у обучающихся чувство ответственности за порученное дело, уважение к труду, бережное отношение к технике, приспособлений и инструменту.
Теоретические знания, закрепленные на уроке практических занятиях, дают возможность прогнозировать техническое состояние систем и механизмов техники, правильно эксплуатировать технику, не нарушать технику безопасности, избегать травматизма на рабочем месте. В процессе профессиональной подготовки будущего специалиста большое внимание уделяется формированию творческого мышления.
Полученные знания и умения по данной теме формируют у обучающихся навыки самостоятельной работы по рабочей профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», в целом позволяют им в дальнейшем стать хорошим специалистом по выбранной специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства»..
Литература:
Баранов Л.Ф. «Техническое обслуживание и ремонт машин» Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2001. – 416 с.
Бельских В.И. «Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники» М.Колос 1980.
Пучин Е.А. «Техническое обслуживание и ремонт тракторов» Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208с.
Ульман И.Е.»техническое обслуживание и ремонт машин» Агропромиздат.1990.
Приложение 1.
Тестирование.
I. Как проверить техническое состояние главной муфты сцепления:
Замеряют свободный и полный ход педали с помощью масштабной линейки;
Пробуксовку сцепления проверяют троганием с места при включенной транспортной передачи на малом газу и заторможенной машине;
Неполное выключение сцепления проверяют при неработающем двигателе. Если включается со скрежетом, значит, сцепление не выключено полностью.
II. При проведении какого вида ТО проводят ресурсное диагностирование агрегатов трансмиссии:
При проведении ежесменного ТО (ЕТО);
При проведении второго технического обслуживаний (ТО-2);
При проведении третьего ТО (ТО-3).
III. По каким параметрам оценивают обобщенное состояние механизмов трансмиссии:
По стукам в кривошипно-шатунном механизме двигателя;
По суммарному угловому зазору в механизмах трансмиссии;
По суммарному зазору в кривошипно-шатунном механизме двигателя.
IV. К каким последствиям приводит чрезмерное снижение давления в шинах:
3) Увеличиваются зазоры в соединениях поворотных цапф.
V. По какому параметру оценивается состояние гусеничной цепи трактора:
По провисанию гусеничной цепи;
По суммарной длине десяти звеньев;
По осевому зазору в подшипнике опорных катков и направляющих колес.
Вопросы для повторения ранее изученного материала по карточкам-заданиям
(выполняется устно, фронтально)
Виды и периодичность технического обслуживания трансмиссии трактора МТЗ.
Для чего предназначен ГУР?
От чего зависит свободный ход (люфт) рулевого колеса трактора?
Какое давление в шинах заднего моста трактора МТЗ?
Приложение 2.
ИНСТРУКЦИОННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №10.
НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МДК.03.01. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН.
ТЕМА 6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ДИАГНОСТИРОВАЕНИЕ ШАССИ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
Тема. Диагностирование и техническое обслуживание шасси тракторов и автомобилей.
Наименование работы. Техническое обслуживание и диагностирование шасси трактора МТЗ-80. Цель работы.. Получить практические навыки по диагностированию и устранению неисправностей шасси трактора МТЗ-80.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1.Проверить и довести давление в шинах колес до оптимальных значений.
2. Проверить и отрегулировать зазоры в поворотных цапфах и подшипниках ступиц передних колес.
3. Проверить и отрегулировать сходимость колес.
4. Проверить и отрегулировать свободный ход и усилие поворота рулевого колеса.
5. Проверить техническое состояние гидросистемы рулевого управления.
ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ
1. Трактора МТЗ-80
2. Приспособление (с манометром) мод. 458М1.
3. Линейка КИ-650 для проверки сходимости колес.
4. Приспособление КИ-402 для проверки свободного хода и усилие поворота рулевого колеса.
5. Прибор КИ-5473 (дроссель-расходомер ДР-90) для проверки гидросистемы рулевого управления.
ЛИТЕРАТУРА .
Инструкции и плакаты по эксплуатации трактора МТЗ-80 .
Бельских В.И. Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов. М.:Россельхозиздат.
Инструкция по эксплуатации приборов.
2
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Результаты диагностирования внести в карту диагностирования.
Приложение 5.
Карта диагностирования составных частей трактора по ресурсным параметрам
Общие сведения
Хозяйство _____________________ Дата _________________________
Марка ________________________ Гос. № _______________________
Дизель № _____________________ Шасси № _____________________
Год и дата поступления в хозяйство ___________________________
Наработка от начала эксплуатации или от последнего капитального ремонта ________________________________________________________________________