Просмотр содержимого документа
«Лекарственные растения в домашней аптечке»
Урок социально-бытовой ориентировки
Тема: «Лекарственные растения в домашней аптечке».
Цель: формировать знания учащихся о значении и применении лекарственных растений.
Образовательные задачи:
Познакомить учащихся с лекарственными растениями нашей области и их лечебными свойствами.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать внимание (концентрацию) и память. Коррегировать и развивать зрительное восприятие и узнавание. Расширять представления об окружающем и обогащать словарь.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к учебе, предмету. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Способствовать реальной адаптации учащихся в социум.
Оборудование:
ученические тетради посуда с витаминным настоем, фито-лампа выставка книг, открыток, брошюр, журналов по теме карточки со словарными словами аптечные упаковки различных лекарственных трав косметические средства, в которых используются лекарственные растения проектор компьютер
Ход урока
I. Организационный момент
1). На доске написано слово ТРУД.
Учитель расшифровывает каждую букву: Т - тетрадь, Р - ручка, У - ученик, Д – дневник.
- Всё у вас имеется для проведения урока?
Учитель: Девочки, я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. Все вы здоровы, все хорошо выглядите.
2). На столе, на подносе стаканчики с отваром из лекарственных растений, варенье из малины, горит арома - лампа.
Учитель: подойдите, пожалуйста, к столу и попробуйте, что я для вас приготовила. Что это такое? (варенье из малины, какой-то напиток, горит свеча).
Учитель: варенье вы угадали, а вот какой напиток и для чего горит свеча, я скажу вам в конце урока.
II. Повторение изученного материала
- Что должно быть в доме для оказания первой медицинской помощи? (Домашняя аптечка)
Задание: Собери домашнюю аптечку (брать в аптечку только знакомые лекарства, следить за сроком годности лекарства, назвать условия хранения).
Оценка результатов выполнения задания.
III. Актуализация имеющихся знаний
Учитель: Здоровье – это самая большая ценность, данная природой человеку. Здоровье надо беречь!
1. Вопросы к обучающимся:
· Если человек заболел, что он делает? (идет к врачу).
· Что ему прописывает врач? (лекарства, медицинские препараты).
· Сейчас есть заводы по производству лекарственных препаратов, а как раньше лечились люди? (с помощью трав).
В растениях и травах – здоровье народа,
Целебные силы вам дарит природа.
· Как вы думаете, почему так говорят? (есть растения, которые помогают человеку лечиться).
· Как можно назвать такие растения? (лечебными или лекарственными)
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать
Тема нашего урока: «Лекарственные растения в домашней аптечке».
(Запись темы урока в тетрадь).
IV Объяснение нового материала
1. Учитель: Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Лекарственные растения получили название «зелёной аптеки».
2. Демонстрация презентации.
Это только некоторые лекарственные растения, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить средством первой помощи. Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что нельзя просто так рвать и топтать растения, собирать букеты. Некоторые из растений, например, ландыш, оказались на грани исчезновения и нуждаются в охране.
3. Рассказ учителя:
1. Лекарственные растения и их применение.
(внешний вид, что собирают). Презентация
Задание для детей:
1).Запись в тетрадь определения лекарственных растений.
Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.
2). На парту выдаются картинки лекарственных растений. Заполнить таблицу на доске «Применение лекарственных растений» (наклеить рисунки).
Лекарственные растения
Применяются
Части растений
Листья
Плоды
Цветы
Корни
Простуда, грипп,
Кашель
Мать-и-мачеха,
подорожник
Малина
Липа, василек,
ромашка,
клевер, зверобой
Заживляют раны
Подорожник, крапива
Клевер, зверобой, василек, пижма
Болезни желудка
Подорожник, крапива
Пижма, зверобой
Одуванчик
Болезни полости рта, горла
Крапива
Земляника
Ромашка, зверобой
Укрепляют организм витаминами
Крапива
Малина, земляника, шиповник
Успокоительные средства
Мята перечная,
Зверобой
Повышают аппетит
Малина
Одуванчик
Продолжение рассказа учителя.
2. Где можно взять лекарственные растения? Презентация «Сбор и хранение лекарственных растений».
Правила сбора.
Можно собрать самим. Для этого надо знать внешний вид растения, сроки и место сбора и правила хранения. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.
Правила сушки лекарственных растений
• Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем.
• Листья кладут черешками в одну сторону.
• Корни отмываю от грязи и разрезают.
• В течение дня растения переворачивают, сухие убирают.
Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула, ландыш, земляника, мята перечная, шиповник.
Даже если мы соберем растения, это будет ещё не лекарство. Где удобнее приобрести лекарственные растения? (купить в аптеке).
3. В каком виде продаются лекарственные растения?
Таблетки, настойки, бальзамы, растения в измельченном виде, в пакетиках чая, масла, мхи, микстуры. (показ презентации и настоящих предметов). 25%-30% медикаментов изготавливают на основе лекарственных растений.
1). Задание для учащихся: найди лекарство в разном виде (валериана, пустырник, мукалтин, сироп алтея)
4. Сроки хранения (в аннотации к лекарственным растениям)
Условия хранения (в сухом, темном, прохладном, в недосягаемости для детей месте, желательно в бумажных или холщовых упаковках).
4. Почему, кроме химических медицинских препаратов люди употребляют лекарственные растения?
У лекарственных растений вредный побочный эффект намного меньше ли совсем отсутствует. Лекарственные растения – это альтернатива медикаментозному лечению. Есть целая отдельная медицина, которая называется гомеопатия.
Необходимо помнить, что лекарственные растения –это тоже лекарство и использовать их надо по назначению врача.
А сейчас мы проведем небольшую викторину. Она называется «Зеленая аптека» (презентация)
1. Какие растения можно назвать лекарственными? (Растения, которые помогают лечиться)
2. Кто назначает растения для лечения? (врач)
3. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (подорожник)
4. Какие растения помогают при лечении простудных заболеваний?
5. Молодые листья этого растения употребляют в пищу ранней весной. Прекрасное кровоостанавливающее средство. Что это? (крапива)
6. Где можно узнать о пользе растений? (в специальных книгах, энциклопедии, в интернете, у врача)
7. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять ей вреда? (собирать растения надо только там, где их много и обязательно часть оставить в природе)
15. Сколько погибло бы растений, если бы каждый из вас вырвал по 5 штук?
VII. Домашнее задание
- Узнайте у родителей, какие лекарственные растения есть у вас дома и как их применяют для лечения болезней.
- Подумайте, из каких лекарственных растений можно было бы создать в школе «Лекарственный огород».
VIII. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы.
Оценка работы на уроке.
Скоро наступит весна, когда особенно не хватает витаминов организму человека. И поможет в этом фитотерапия – лечение травами. И в начале урока я предложила вам фито чай, в который вошли листья мяты, плоды боярышника и
шиповника. Это витаминный отвар. Вдыхая пары масла сосны мы с вами укрепляли иммунитет
На следующем уроке мы будем учиться готовить настои и отвары из лекарственных трав.