2 класс. 3 четверть.
Б.М. Неменский.
Изобразительное искусство и художественный труд.
Тема четверти: «О чём говорит искусство».
Тема урока: Выражение характера человека через
украшение.
Художественно-педагогическая идея:
*Доброе дело питает и разум и тело.
*Зло споро – не сживёшь скоро.
*Доброго не бегай, а худого не делай.
Цели урока: 1.Совершенствовать умение выражать в работе характер (через украшение), закрепить умение создавать орнамент в аппликации, усвоить новые термины по теме, придумать и украсить доспехи для воина доброго или злого.
2.Воспитывать патриотические чувства, нравственность, трудолюбие, аккуратность, внимательность
3.Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус, расширять кругозор.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование урока: Рисунки воинов в доспехах, таблицы орнаментов, детские работы по теме, рисунки форм щитов, репродукция с картины «Богатыри» Васнецова.
Материалы для учащихся: Цветная бумага, альбом, клей, ножницы, тряпка.
Литература: 1.Русские пословицы и поговорки./ Редакция В.П.Аникиной, Москва, 1988.
2.Ты и искусство.2 класс. /Под редакцией Б.М.Неменского.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
Доброе дело питает разум и тело.(на экране)
- Ребята, объясните о чём говорит русская народная пословица? (Доброе дело – это хорошо, добро помогает людям жить.)
-А вы, каких людей больше любите добрых или злых? (Добрые люди не обижают, помогают, делятся всем, с ними хорошо.)
-Припомните, чем же мы занимались на прошлом уроке?
(Рисовали добрых и злых героев.)
3.Сообщение темы и целей урока.
-А сегодня мы будем украшать доспехи добрых и злых воинов.
4.Вводная беседа.
-Что такое доспехи? (Смотрим слайд.)
(Шлем, щит, меч.)
Словарная работа доспехи
(Читают хором вслух; прописывают, закрыв глаза; сверяют с доской.)
-Как на Руси называли сильного и мужественного воина?
(Богатырь)
Словарная работа богатырь
-На какой известной картине мы видим людей в доспехах?
(«Богатыри» Васнецова)
(Смотрим слайд)
-Как вы думаете, эти богатыри добрые или злые? Почему?
(Богатыри – добрые, они высматривают врагов, у них доспехи без страшных украшений, округлые.)
-Да. На картине сильные, смелые люди. Они всем видом показывают, что смогут защитить свою Родину.
-Посмотрите на эти рисунки. Что можно сказать об этих воинах по их доспехам?
(У одного воина - щит с острыми углами, опасный, устрашающий. А у другого – щит округлой формы, не опасный.)
-Сегодня мы будем украшать щит для воина доброго или злого в технике аппликация. Вспомните, что такое аппликация?
(Аппликация – это работа, выполненная кусочками цветной бумаги на фоне с помощью клея.)
-Люди издавна видели красоту природы и украшали себя и свои вещи. Украшение всегда связано с назначением. Для чего?
Так, бабочка ночная, окрашена так, чтобы её не было видно на коре дерева, а дневная окрашена так ярко, чтобы её приняли за цветок. Ночным – нужно быть незаметными, маскироваться. Дневные же ярко окрашены, чтобы пчёлы заметили их.
- А как использует украшения человек?
Богатырь не мог украсить себя тоненькой цепочкой бус или кокошником. А на девице они подчёркивали её нежность, изящество.
-Каким должен быть богатырь?
(Мужественным, сильным.)
- Следовательно, украшение связано с назначением. По шлему или щиту можно было узнать военачальник это или простой воин. На шлеме или щите воина изображался зверь, на которого он хотел быть похожим в смелости, ловкости или мудрости.
-Я покажу вам работы ребят, а вы определите, для какого воина щит и почему.
(У доброго воина - щит без острых углов, округлый, светлых и радостных тонов. А у злых воинов - с острыми углами, страшными рисунками и темных цветов.)
5.Физкультминутка.
6.Техника безопасности.
-Какие материалы нужны для аппликации?
(Ножницы, бумага, клей.)
-Как нельзя работать ножницами?
(Не размахивать, не класть на край стола, не класть открытыми, не передавать острыми концами.)
-Как пользоваться клеем?
(Намазывать понемногу по контуру, пользоваться тряпкой, не тереть глаза руками в клее, не капать на одежду и парту.)
-Как работать бумагой?
(Рисовать на белой стороне, экономить бумагу, чтобы вырезать много одинаковых изображений – свернуть бумагу в несколько раз.)
7.Объяснение задач урока.
-Сейчас вы, ребята, должны придумать и вырезать щит для доброго или злого воина. Помните о цвете и форме! Затем оформить рамку по контуру щита.
-Какой орнамент более всего подходит для рамки?
(Геометрический.)
Смотрим слайд.
-Украшать от какого слова?
(Красиво.)
-Все должно быть красиво и аккуратно.
8.Самостоятельная творческая работа.
Учитель проходит по рядам, подсказывает, контролирует.
Выполнившим работу раньше других, даётся задание нарисовать и вырезать шлем для того же воина.
9.Выставка работ.
- Давайте определим, ребята, для какого воина щит вы изготовили?
(Щит - для доброго воина, так как он округлой формы и светлых тонов…..)