kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Ориентирование на местности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте даны понятие об ориентировании. Определение своего местонахождения относительно сторон горизонта, небесных светил и местных предметов. И как определить своё место нахождение. Объяснение что такое ориентирование, как определить своё место нахождения относительно сторон горизонта, небесных светил и местных предметов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок2»










ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО НОЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ




ТЕМА: Ориентирование на местности без карты и движение по азимуту.


Занятие №1 Понятие об ориентировании. Определение своего местонахождения относительно сторон горизонта, небесных светил и местных предметов. Доклад о своём место нахождении.


Цель: Объяснить, что такое ориентирование, как определить

своё место нахождения относительно сторон горизонта,

небесных светил и местных предметов.














Подготовил: Мавров СИ.

Порядок проведения занятий


Вводная часть—5 мин. Построение личного состава взвода, сдача рапорта, объявление темы урока, цели и задачи урока.


1-й учебный вопрос—15 мин.

Ориентирование на местности без карты и движение по азимуту.

Изучением облика Земли с давних пор занимается география, геодезия, топография, картография. Эти науки взаимосвязаны, и, в конечном счете, решают одну основную задачу: верно и точно показать форму, размеры и внешний облик нашей планеты.

Военная топография рассматривает способы изучения местности, ориентирование на ней и другие вопросы, связанные с оценкой местности в интересах боевых действий войск, учит использованию топографических карт и аэрофотоснимков при выполнении различных боевых задач.

Вопросы, изучаемые военной топографией, имеют непосредственное отношение к практической деятельности личного состава при выполнении различных боевых задач. Приобретенные знания и навыки по военной топографии позволяют лучше оценить обстановку, принять наиболее целесообразное решение, лучше организовать наблюдение, систем) огня и управление подразделениями в бою, полнее использовать тактические и защитные свойства местности в интересах успешного ведения боя.

Изучение военной топографии способствует развитию у личного состава таких важных качеств, как наблюдательность, точность, умение анализировать результаты наблюдения и делать выводы о влиянии местности на выполнение боевой задачи.

Шаг за шагом люди познавали свою Землю, свой дом. Уже в далеком прошлом они пускались в дальние плавания через бурные моря и открывали невиданные земли. В таких путешествиях надежными путеводителями служили им Солнце, Луна, звезды. По ним смелые мореходы вели свои корабли в нужном направлении.

Слово "ориентирование" происходит от латинского слова orient, что а переводе означает восток. С первобытных времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце - источник жизни на Земле, поэтому на восток молились. Обращали алтари православных церквей.

При выполнении многих боевых задач действия командиров отделений (экипажей, расчетов) и солдат неизбежно связаны с ориентированием на местности. Умение ориентироваться необходимо, например, на марше, в бою, в разведке для выдерживания направления движения, целеуказания, нанесения на карту (схему местности) ориентиров, целей и других объектов, для управления подразделением и огнем. Закрепленные опытом знания и навыки в ориентировании помогают более успешно выполнять боевые задачи на незнакомой местности в различных условиях боевой обстановки.

Ориентирование на местности включает определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся объектов местности (ориентиров), выдерживание заданного или выбранного направления движения. Ориентирование на местности может быть общее и детальное.

Общее ориентирование заключается в приближённом определении своего местонахождения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта движения. Такое ориентирование чаще всего применяется на марше, когда экипаж машины не имеет карты, а использует лишь заранее составленную схему или список населенных пунктов и других ориентиров по маршруту.

Детальное ориентирование заключается в точном определении своего местоположения и направления движения. Оно применяется при движении по азимутам, нанесении на карту или схему разведанных объектов и целей, при определении достигнутых рубежей и в других случаях.

Местные предметы и формы рельефа, относительно қдторық определяют свое местоположение, положение целей (объе-қтов) и указывают направление движения, называются ориентирами. Они выделяются обычно формой, окраской и легко опознаются при обзоре окружающей местности.

Ориентиры подразделяют на площадные, линейные и точечные.

К площадным ориентирам относятся населенные пункты, отдельные массивы леса, крупные озера, рощи, болота и другие объекты, занимающие большие площади. Такие ориентиры легко опознаются и запоминаются при изучении местности.

Линейные ориентиры — это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой ширине, например дороги, реки, каналы, линии электропередачи, узкие лощины для выдерживания направления движения и т. п. Они используются, как правило, для выдерживания направления движения

К точечным ориентирам относятся трубы заводов и фабрик, постройки башенного типа, перекрестки дорог, путепроводы, пики горных вершин, ямы и другие местные предметы и формы рельефа, занимающие небольшую площадь.

Эти ориентиры используются обычно для точного определения своего местоположения, положения целей, указания секторов огня, полос наблюдения.

Особо важное значение ориентиры имеют на поле боя. Их правильный выбор облегчает наблюдение, ориентирование и целеуказания на местности. Установление общих ориентиров при организации боя является одной из основных обязанностей командиров подразделений.

В качестве ориентиров выбирают хорошо видимые на местности и наиболее устойчивые местные предметы и формы рельефа (высоты, насыпи, курганы, прочные постройки башенного типа и др.), которые могут сохраниться на поле боя.

Ориентиры выбирают по возможности равномерно по фронту и глубине, чтобы обеспечить быстрое и точное указание местоположения целей. Выбранные ориентиры нумеруют справа налево и по рубежам от себя в сторону противника. Каждому ориентиру для удобства запоминания кроме номера дается условное наименование, соответствующее его внешним отличительным признакам, например: высота «Плоская», лес «Темный», «Желтый обрыв».

При взаимодействии с поддерживающими подразделениями и соседями, а также при докладах старшему начальнику используют лишь те ориентиры, которые были указаны этим начальником.

2-й учебный вопрос—15 мин

Ориентирование на местности - это определение своею местоположения относительно сторон горизонта (север, юг. восток, запал) и выделяющихся местных предметов (ориентиров), и точное выдерживание указанного или выбранного направления движения. В боевой обстановке ориентирование на местности включает также определение своего местоположения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному выполнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.

Ориентироваться на местности можно с помощью топографической карты и без нее. При ориентировании на местности без карты необходимо определить стороны горизонта. Направления на стороны горизонта определяют чаще всего по магнитному компасу, небесным светилам и по некоторым признакам местных предметов. При ориентировании на местности наиболее широко применяется компас Адрианова.

Компас Адрианова (рис.) состоит из

корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка (3). В рабочем состоянии стрелки ее северный конец устанавли­вается в направлении на Северный магнитный полюс, а южный — на Южный магнитный полюс. В нерабочем состоянии стрелка закрепляется тормозом (6).Внутри корпуса компаса помещена круговая шкала (лимб) (2),

разделенная на 120 делении. Цена одного деления составляет 3°, или 50 малых делений угломера (0-50). Шкала имееі двойную оцифровку. Внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360° через 15° (5 делений шкалы).

Внешняя оцифровка шкалы нанесена против хода часовой стрелки через 5 больших делений угломера (10 делений шкалы).

Для визирования на местные предметы (ориентиры) и снятия отсчетов по шкале компаса на вращающемся кольце компаса закреплены визирное приспособление (целик и мушка) (4) и указатель (5) отсчета. Северный конец магнитной стрелки, указатели отсчетов и деления на шкале через 90° покрыты светящейся в темноте краской, что облегчает пользование компасом ночью.

При работе с компасом следует всегда помнить, что сильные электромагнитные поля или близко расположенные металлические предметы отклоняют стрелку от правильного ее положения. Поэтому определять направления по компасу необходимо на удалении 40—50 м. от линий электропередачи, железнодорожного полотна, боевых машин и крупных металлических предметов.

Указатель отсчета у мушки визирного устройства устанавливают на нулевое деление шкалы, а компас — в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы северный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают на линии визирования удаленный ориентир, который и используют для указания направления на север.

Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам. В зависимости от характера местности, времени суток и видимости, стороны горизонта определяются по Солнцу, по Полярной звезде, по Луне, по признакам местных предметов и другими способами.

Ориентирование по Солнцу. При определении сторон горизонта по солнцу следует иметь в виду, что оно бывает на юге, в среднем, для данного часового пояса в 13 часов, а летом в 14 часов, и перемещается по ход) часовой стрелки примерно на 15° в час. Эти данные позволяют определять по Солнцу направление на юг в любое время дня - для этого достаточно посчитать, на сколько градусов от южного направления Солнце должно переместиться или переместилось, а затем отложить этот угол местности. Допустим, время 11 часов. Значит, Солнце не дошло до южной точки 30е. В этом случае угол откладывается по ходу часовой стрелки, т.е. вправо. Если же время наблюдения будет больше 13, значит, Солнце перешло точку юга и угол следует отложить против хода часовой стрелки, т.е. влево. Углы можно откладывать простейшими приемами, с помощью часов, на которых Один часовой интервал соответствует 15°.

Стороны горизонта по Солнцу и часам можно определить еще следующим приемом. Установите часы горизонтально и поверните их так. чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (рис.1). Угол межд\ часовой стрелкой и направлением на цифру 1 разделите пополам. Линия, делящая этот угол пополам, укажет, приблизительно, направление на юг.

Путеводная звезда. Вы, наверное, догадались, что здесь речь пойдеі и Полярной звезде. Напомним, как ее отыскать среди других звезд.

Окинув взглядом ночной небосвод со множеством горящих на нем светил, мы увидим семь ярких звезд созвездия Большбй Медведицы, которое напоминает огромный ковш. Если соединить воображаемой линией две крайние звезды "ковша" Большой Медведицы (рис. 2) и мысленно продолжить эту линию на пять таких же расстояний, получим местоположение Полярной Звезды, которая входит в созвездие Малой j Медведицы и всегда находится в направлении на север.

По полной и неполной Лунe. Луна по небосклону движется так же, как и Солнце, с угловой скоростью в среднем примерно 15° в час. Если Луна полная, то направление на стороны горизонта определяют по ней так же, как и по Солнцу. Ведь полная Луна противостоит Солнцу, значит, разность составит 12 часов, в полночь (1 час ночи по зимнему времени) она будеі на юге, в 19 часов на востоке и в 7 часов на западе. Эта разность на циферблате часов не видна.

При определении сторон горизонта по полной Луне можно пользоваться теми же приемами, что и при определении по Солнцу. Учитывая слабую освещенность, наиболее удобно откладывать углы на глаз путем поворота наблюдателя. До полуночи поворот нужно делать вправо, гак как в это время Луна еще не дойдет до точки юга, а после полуночи - влево. Угол поворота составит 15° на каждый час, не дошедший до полуночи или перешедший полночь.

Полная Луна наблюдается с Земли несколько ночей в месяц. Чаще бывает видна ее правая или левая сторона. Все зависит от того, какая часть Луны освещается Солнцем.

Способов определения сторон горизонта много. Вот, например, одни из способов.

Известно, что по полной Луне направление на стороны горизонта определяют сравнительно легко. Значит, нужно, прежде всего, найти направление, в котором была бы в это время полная Луна.

Встаньте лицом к Луне, заметьте ее неосвещенную часть и в лом направлении сделайте поворот.

Чтобы запомнить, в какую сторону надо поворачиваться, мысленно, доведите лунную дугу до полной окружности, и она своей выпуклостью покажет направление поворота. Допустим, вы видите левую половин) Луны. Сделайте поворот на 90° вправо и перед вами будет положение полной Луны. Если видно меньше половины лунного диска, то поворот должен быть меньше 90°.

Чтобы проверить, как вы освоили данный прием, определите направление на юг по Луне.

Встаньте лицом в этом направлении и затем повернитесь на 180°. Если прямо перед вами будет находиться Полярная Звезда, значит, стороны горизонта по Луне вы определили правильно.

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов.

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов основано на положении местных предметов по отношению к Солнцу. Гак. деревья большие камни и скалы с северной стороны обрастают мхом, муравейники в лесу почти всегда находятся с южной стороны деревьев, северная сторона муравейника круче южной; ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости с южной стороны.

На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу, в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - шипы, направленные к югу; на северных скитах оврагов и глубоких лощин, наоборот, снег тает быстрее, чем на южных.

Алтари православных церквей и протестантских кирх обращены всегда на восток, колокольни, - на запад. Перекладины крестов на куполах расположены по направлению север - юг, приподнятый конец перекладины крестов имеет направление на север

3-й учебный вопрос—10 мин

ДОКЛАД О СВОЕМ МЕСТОНАХОЖДЕНИИ.

При докладе о своем местонахождении (точке стояния) относительно местных предметов (ориентиров) после определения стороны горизонта необходимо назвать местный предмет, непосредственно у которого находится докладывающий, и расстояния до местных предметов (ориентиров), указывающих направления сторон горизонта. Например: "Нахожусь на северной опушке леса: севернее 600 м - заводская труба, западнее 500 м - населенный пункт, южнее 300 м - река, восточнее 200 м -дорога".


Заключительная часть—5 мин. Подведение итогов, гадание на дом. проверить усвоение пройденного материала. отметить наиболее отличившихся учащихся.




Преподаватель-организатор НВП

КГУ СОШ №32 Мавров С.И.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока " Ориентирование на местности"

Автор: Мавров Сергей Иванович

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока "Ориентирование на местности""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt_uroka_oriientirovaniie_na_miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "371612"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482217785"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по теме: Ориентирование на местности. Компас. Азимут. "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-tiemie-oriientirovaniie-na-miestnosti-kompas-azimut"
    ["file_id"] => string(6) "156604"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421458142"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме: Ориентирование на местности"
    ["seo_title"] => string(50) "konspekt_uroka_po_teme_orientirovanie_na_mestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "537506"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580109880"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по географии 6 класс " Стороны горизонта. Ориентирование на местности""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_geografii_6_klass_storony_gorizonta_orientirovanie_na_mestnost"
    ["file_id"] => string(6) "591227"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1636809840"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "План-конспект урока (ФГОС ООО) по теме "Лесные и торфяные пожары и их классификация" "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-konspiekt-uroka-fgos-ooo-po-tiemie-liesnyie-i-torfianyie-pozhary-i-ikh-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "221715"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435564349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства