Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Ориентирование на местности»
Тема урока: Ориентирование на местности
Содержание урока (перечень дидактических единиц)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане. Аэрофотоснимки.
Деятельность обучающихся
Виды
– определение направлений по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам»;
– определение азимута;
– определение особенностей плана местности. Формы:
– работа со шмуцтитулом;
– работа с тексом учебника;
– работа со схемами по определению направлений, азимутом;
– ориентирование на местности;
– работа с планом местности.
Планируемые результаты.
Предметные
– знать определение понятий «ориентирование», «азимут»;
– раскрывать существенное понятие «румб»;
–называть и объяснять способы ориентирования;
– называть алгоритмы работы с компасом и гномоном;
– уметь определять азимут по компасу на местности и по плану
– уметь ориентироваться а местности по сторонам горизонта;
– раскрывать роль аэрофотоснимков в создании планов местности.
Метапредметные
– планировать учебную деятельность при изучении темы;
–формировать действия целеполагания (в том числе преобразование практической задачи в познавательную);
–уметь планировать пути достижения цели;
–самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
– самостоятельно распределять своё время;
–создавать и преобразовывать схемы (модели) для решения задач;
– самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
–делать аргументированные выводы и умозаключения;
– осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Личностные
– использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей.
Диагностический инструментарий
– задание 7 на с 32 учебника;
– аэрофотоснимки, космические снимки; таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».
Ресурсное обеспечение программы
– п.8 учебника;
– таблица «План и карта»,
– таблица «Ориентирование на местности».
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
2. Объявление темы урока.
Изучение темы
1. Мотивация
Перед изучением темы «План и карта» обратить внимание учащихся на фрагмент картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье» на шмуцтитуле темы (с.29).
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу.
Что же делать? Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. В глубокой древности, когда люди ещё не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу.
Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве
Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение его жизни и здоровья.
Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов (это не всегда надёжно: знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. п.). Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
Что мы будем изучать сегодня?
2. Актуализация знаний.
Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.
- Обратите ваше внимание на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» на титульном листе темы. У каждого человека бывают такие ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу.
И что же делать? (варианты ответов детей) - Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой не мало интересной темы «План и карта»
Географическая карта начнет раскрывать нам свои секреты. Вы знаете, в чем заключается еще один секрет?
- Тогда давайте вместе попробуем его открыть.
- Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.
- В глубокой древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу.
Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории.
Благодаря этой карте вы легко сможете найти дорогу и возвращаться домой. Чем больше вы в жизни путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.
- Так попробуйте теперь назвать тему нашего урока. (учащиеся называют тему урока).
- А каковы цели нашего сегодняшнего урока?(цели на слайд)
- Умение ориентироваться в пространстве
– одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья.
- А теперь, вы, ребята, вспомните каким образом можно сориентироваться на местности, если вы потеряли дорогу к лучшему другу в городе?
Вспоминают…(П) Определяют…(Р)
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)
3. Мотивация.
- Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы географическая карта продолжала раскрывать свои секреты.
4. Создание проблемной ситуации.
Создает проблемную ситуацию.
- Что такое горизонт?
- Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший прибор?
- Как называется этот прибор для ориентирования на местности?
- Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить.
Определение этой проблемы и будет темой урока. (записываем тему в тетрадь, на слайде - тему урока). Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)
5. Целеполагание.
Представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.
-Что вы сегодня будете изучать?
-Что, по-вашему, мнению, побудило людей уметь ориентироваться?
Подвести к выводу: для чего необходимо изучать ориентирование, определять азимут? (Организует обсуждение возникших затруднений).
Проявляют познавательную инициативу.
Осознание цели предстоящей деятельности.
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем
6. Планирование.
Представляет материал, побуждающий к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает учащимся самим составить план.
- Откройте учебник на стр.30 и прочитайте название параграфа 8 название еще одного секрета географической карты.
Работа в группах.
Обобщают результаты извлечения информации из учебника, составляют план деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания.
7. «Открытие» новых знаний.
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности.
Формулирует обобщенные вопросы.
Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. - Как же устроен компас?
- Людям каких профессий он необходим? (дети работают самостоятельно с учебником рассматривают рисунок 19
Обсуждают…
Обосновывают…
Оценивают…
Осуществляют…
Обнаруживают…
- По компасу определяют азимут.
А что такое азимут, вы найдете в учебнике. (учащиеся работаю с учебником)
- Прочитайте в учебнике параграф 8 и расскажите, как правильно определить азимут. (работа с учебником стр. 30, абзац №3)
- Как же определить азимут на местности?
Практические задания по определению азимута на предметы (рис. 19 учебника).
- Разбейтесь на группы и найдите азимуты на предметы в кабинете географии, а также выполните задание в конце параграфа №4, 8, 9.
8. Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.
На поляну мы заходим, много ягод там находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
В окошко мы увидели и речку, и цветы.
Узнали много нового и я, и ты, и мы.
9. Закрепление.
- А теперь вспомните, по каким еще приметам народным можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса?
- Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет.
- А теперь давайте посмотрим в учебник на стр. 31 и попробуем сформулировать определение понятия «план местности». (работа с атласом, с условными знаками)
Выясняем значение плана местности в повседневной жизни, хозяйственной деятельности. Приходилось ли кому нибудь встречаться в жизни в планами местности?
- Работаем с рисунком 20 на странице 31 учебника: выясните, какие объекты нанесены на план и как вы об этом узнали