kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций

Нажмите, чтобы узнать подробности

После изучения данной темы студент должен знать классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИЯ



По ПМ 03ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ

МДК 03.02 МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ

Тема: КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Специальность: 060501 Сестринское дело

(базовый уровень)























Купино

2016

Рассмотрена на заседании

Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей

Протокол № « » 2016

Председатель

______________________ Скитович Н.В.












Автор-составитель: преподаватель первой квалификационной категории Савкина И.С.






























Пояснительная записка


к методической разработке по профессиональному модулю «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях» по теме «Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций».

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения к формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности 060501 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

знать:

3 1 - классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций.

Формируемые компетенции: ОК 1 – 14 ПК 3.1 - 3.3

Методы и формы, используемые на занятии:

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение№1), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №2), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№3).






























УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия:Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций

Место проведения: кабинет медицины катастроф и реанимации

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен:

- классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.), ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10.).

3. Развивающая: развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13)

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать:

З 1 - классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций.

ПК 3.1Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах;

ПК 3.2Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

ПК 3.3Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.























Междисциплинарная интеграция:





МДК. 03.02.


Основы безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности









Внутридисциплинарная интеграция:












Методическое обеспечение занятия: методическая разработка занятия для преподавателя, мультимедийная презентация, задания для самостоятельной работы студентов.

Алгоритмы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях вусловиях чрезвычайныхситуаций


Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций

Правила работы лечебно-профилактического учреждения в условиях чрезвычайных ситуаций

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Компьютер, проектор.

Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, написание реферата по теме:

      • Действия медицинских работников при чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

      • Действия сотрудников при чрезвычайных ситуациях экологического характера;

      • Действия сотрудников при чрезвычайных ситуациях природного характера.

Дополнительная: Сахно И.И. «Медицина катастроф»








Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1.; ОК 8.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрыть теоретическую значимость темы.

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Изложение нового материала (Приложение №1)

50мин

Формирование теоретических знаний

5.

Физкультминутка

реализация. ОК 13 (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 4; ОК5 (приложение №3)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

10

Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу


7.

Подведение итогов

5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

8.

Задание на дом

5 мин.

Работа с лекционным материалом, написание реферата по теме:

      • Действия медицинских работников при чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

      • Действия сотрудников при чрезвычайных ситуациях экологического характера;

  • Действия сотрудников при чрезвычайных ситуациях природного характера.

Дополнительная: Сахно И.И. «Медицина катастроф»


Всего

90 мин














































Приложение №1.

Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций


Медици́накатастро́ф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной), пострадавшим в ЧС (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). Как самостоятельная область медицины сформировалась в последней четверти 20 в.

ЗАКОН РФ от 21.12.94 «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

Приказ Министерства здравоохранения РФ 367 часть 2 от 28.10.96
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ».

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, эпидемии опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

КАТАСТРОФА — внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значитель­ных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.

Современная классификация по видурассматривает три группы катастроф: природные, техногенные и конфликтные, которые делятся на отдель­ные виды (табл. 1).


Современная классификация катастроф по виду

Природные катастрофы

Техногенные катастрофы

Конфликтные катастрофы

Метеорологические (ураганы, бури, циклоны, смерчи, засухи)

Транспортные (воздушные, автомобильные, железнодорожные, водные)

Военные столкновения

Терроризм

Национальные и религиозные конфликты

Социальные взрывы:

- кризисы;

- уголовные преступления.

Тектонические (землетрясения, извержения вулканов)

Производственные (пожары, выход из строя шахт, плотин, зданий)

Топологические (наводнение, сели, оползни)

Экологические (отравления воды в системах водоснабжения)

Космические (метеориты, магнитные бури, радиация)

Таблица №1


Современная классификация по масштабу рассматривает 6 видов (табл. 2).


Современная классификация катастроф по масштабу


Чрезвычайная ситуация


Количество пораженных человек

Количество пострадавших (нарушение условий жизнедеятельности), человек


Зона распространения ЧС

Материальный ущерб, тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Локальная

До 10

100

В пределах территории, объекта

До 1

Местная

10-15

100-300

В пределах населенного пункта, города, района

1-5

Территориальная

50-500

300-500

В пределах субъекта РФ

5-500

Региональная

50-500

500-1000

В пределах двух субъектов РФ

500-5000

Федеральная

500

1000

В пределах более двух субъектов РФ

5000

Трансграничная

Любое

Любое

Поражающие факторы ЧС выходят за пределы РФ, либо ЧС произошла за рубежом, но затрагивает территорию РФ

Любой

Таблица №2


Основные формирования службы медицины катастроф.

ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНЗДРАВА РОССИИ

К формированиям службы медицины катастроф Минздрава России относятся:

  • бригады скорой медицинской помощи - БСМП (линейные и специализированные), функционирующие в составе службы скорой медицинской помощи Минздрава РФ.они предназначены для оказания экстренной медицинской помощи в районе бедствия на догоспитальном этапе;

  • бригады экстренной медицинской помощи - БЭМП врачебно-сестринские и доврачебные, создаются на базе лечебно-профилактических учреждений (больницы, медико-санитарные части, поликлиники, диспансеры, санатории и т.п. Их основное назначение - усиление службы скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе в районе катастрофы (приложение 1);

  • медицинские отряды (МО), состоящие из бригад экстренной медицинской помощи. Базами их создания являются городские, центральные районные и районные больницы, а также, в случае необходимости, они могут формироваться на базе двух и более лечебных учреждений. Основным назначением данных формирований является оказание неотложной первой врачебной помощи пораженным на догоспитальном этапе;

  • специализированные медицинские бригады и постоянной готовности (СМБПГ) и бригады экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП). Они входят в состав центров медицины катастроф различного уровня (территориальных, региональных и Всероссийского ЦМК). Базой их создания являются республиканские, областные (краевые), городские многопрофильные и специализированные больницы, а также клиники и специализированные центры. Основным их назначением является усиление лечебно-профилактических

  • учреждений, обеспечивающих оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

  • автономные выездные медицинские госпитали (АВМГ), создаваемые на базе Всероссийского и региональных центров медицины катастроф. Их предназначение - оказание первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи пораженным в очагах катастроф или в непосредственной их близости.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО – ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в ЧС — это комплекс мероприятий по оказанию медицинской помощи пораженным, их эваку­ация за пределы очага поражения в лечебные учреждения и организация лечения и реабилитации.

Лечебно-эвакуационное обеспечение предусматривает проведе­ние следующих мероприятий:

  • розыск пострадавших в очаге поражения (выполняется аварий­но-спасательными формированиями);

  • оказание первой и других видов медицинской помощи пора­женным;

  • вынос (вывоз) пострадавших за пределы очага поражения;

  • эвакуацию их в ближайшие лечебные учреждения (этапы меди­цинской эвакуации) с целью оказания необходимой медицин­ской помощи и лечения.

ЭВАКУАЦИЯ – это комплекс мероприятий по выносу и вывозу пораженных из зоны ЧС, доставка их в медицинские пункты и лечебные учреждения для оказания своевременной и необходимой медицинской помощи и лечения.

Существует два вида транспортировки:

- Неотложная (в первую очередь). Для пораженных состояние которых угрожает жизни или с повреждениямикоторые при задержке оказания помощи приводит к смерти.

- Отсроченная (во вторую очередь). Для пораженных задержка эвакуации не приведёт к расстройству жизненно важных функций организма.

«ПУТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ» - маршрут по которому осуществляется выход, вынос и транспортировка пораженных.

ВИДЫ И ОБЪЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Под видом медицинской помощи понимают комплекс лечебно-про­филактических мероприятий, выполняемых медицинским персона­лом определенной квалификации, имеющим соответствующее меди­цинское оснащение и оборудование, по конкретным медицинским показаниям.

Выделяют следующие виды медицинской помощи:

  • первую помощь;

  • первичную доврачебную медико-санитарную помощь;

  • первую врачебную помощь;

  • квалифицированную медицинскую помощь;

  • специализированную медицинскую помощь.

Первая помощь — это комплекс простейших медицинских меропри­ятий, выполняемых на месте поражения самим населением в поряд­ке само- и взаимопомощи, санитарными дружинами, личным соста­вом спасательных формирований и др. с использованием табельных и подручных средств. Ее цель — спасение жизни пораженных, а также предупреждение или уменьшение тяжелых последствий поражения.

Естественно, что помощь пораженным с кровотечением, рез­ким нарушением дыхания, кровообращения и другими тяжелыми повреждениями должна быть оказана в первые минуты.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи определены приказом Министерства здравоохранения РФ.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь

  • Отсутствие сознания.

  • Остановка дыхания и кровообращения.

  • Наружные кровотечения.

  • Инородные тела верхних дыхательных путей.

  • Травмы различных областей тела.

  • Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.

  • Отморожение и другие эффекты воздействия низких темпера­тур.

  • Отравления.

Первичную доврачебную медико-санитарную помощь оказывают средние медицинские работники фельдшерских, врачебно-сестрин-ских бригад и бригад скорой медицинской помощи на месте поражения или в непосредственной близости от места поражения. Она направлена:

  • на борьбу с угрожающими жизни расстройствами (крово­течение, асфиксия, шок и др.);

  • защиту ран от вторичного инфицирования;

  • осуществление контроля за правильностью оказания первой помощи и исправление ее недостатков;

  • предупреждение развития последующих осложнений;

— подготовку пораженных к дальнейшей эвакуации.
Оптимальный срок оказания доврачебной помощи — до 2 ч с

момента ранения.

Доврачебная помощь включает (по показаниям):

  • искусственную вентиляцию легких с помощью дыхательной трубки или аппарата типа «АМБУ»;

  • надевание противогаза (ватно-марлевой повязки, респирато­ра) на пораженного при нахождении его на зараженной мест­ности;

  • вливание инфузионных растворов;

  • введение обезболивающих и сердечно-сосудистых препаратов;

  • введение и прием внутрь антибиотиков, противовоспалитель­ных, седативных, противосудорожных и противорвотных пре­паратов;

  • прием сорбентов, антидотов и т.п.;

  • контроль правильности наложения жгутов, повязок и шин и при необходимости их исправление и дополнение с использо­ванием табельных средств;

  • наложение асептических и окклюзионных повязок.

Первую врачебную помощь оказывают врачи бригад скорой помощи, врачебно-сестринских бригад, врачи общего профиля. Ее основ­ные задачи: борьба с угрожающими жизни пострадавшего явлени­ями (кровотечение, асфиксия, шок, судороги и т.п.), профилактика осложнений (в частности, раневой инфекции и др.) и подготовка раненых к дальнейшей эвакуации. Оптимальные сроки оказания первой врачебной помощи по неотложным показаниям — 3 ч, в полном объеме — 6ч (при травмах и ожогах).

Мероприятия первой врачебной помощи делятся на неотлож­ные и отсроченные.

Квалифицированную медицинскую помощь оказывают врачи хирур­гического и терапевтического профиля для устранения тяжелых, угрожающих жизни последствий и осложнений поражения. Меро­приятия квалифицированной медицинской помощи по срочности их выполнения делят на следующие группы:

неотложные мероприятия (оптимальный срок)

Специализированная медицинская помощь — высшая и завершающая форма медицинской помощи. Она носит исчерпывающий характер, ее оказывают врачи-специалисты узкого профиля (нейрохирур­ги, отоларингологи, офтальмологи и т.п.), имеющие специальное лечебно-диагностическое оснащение в специализированных лечеб­ных учреждениях. Оптимальный срок оказания специализированной медицинской помощи 24—72 ч с момента ранения.

Перечень лечебно-профилактических мероприятий определенно­го вида медицинской помощи, выполняемых на этапах медицинской эвакуации или в лечебных учреждениях в соответствии со склады­вающейся общей и медицинской обстановкой, называют объемом медицинской помощи.

Различают полный и сокращенный объем медицинской помощи.

Полный объем медицинской помощи включает выполнение всех групп мероприятий данного вида медицинской помощи.

Сокращенный объем медицинской помощи предусматривает отказ от мероприятий, которые могут быть отсрочены, и, как правило, вклю­чает проведение неотложных мероприятий.

До эвакуации пострадавших в лечебные учреждения во всех слу­чаях должны быть осуществлены мероприятия по устранению угро­жающих жизни состояний, предупреждению различных тяжелых осложнений и обеспечению транспортировки без существенного ухудшения состояния пораженных.




































Приложение №2.

Физкультминутка


И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
























Приложение №3.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений


  1. Охарактеризуйте службу медицины катастроф.

  2. Какие чрезвычайные ситуации бывают по масштабу распространения.

  3. Какие виды медицинской помощи оказываются в ЧС.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций

Автор: Савкина Ирина Сергеевна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тематическое планирование. ОБЖ - 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(40) "tiematichieskoie-planirovaniie-obzh-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "106863"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403099880"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "План-конспект урока (ФГОС ООО) по теме "Лесные и торфяные пожары и их классификация" "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-konspiekt-uroka-fgos-ooo-po-tiemie-liesnyie-i-torfianyie-pozhary-i-ikh-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "221715"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435564349"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования 8 класс "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-po-osnovam-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191865"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427377082"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "В.Н. Латчук рабочая программа по ОБЖ 7 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "v_n_latchuk_rabochaia_proghramma_po_obzh_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "352275"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477420408"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Курсовая работа по теме:  «Действия населения при возникновении стихийных бедствий, аварий, катастроф и угрозы применения современных средств поражения»"
    ["seo_title"] => string(169) "kursovaia-rabota-po-tiemie-dieistviia-nasielieniia-pri-vozniknovienii-stikhiinykh-biedstvii-avarii-katastrof-i-ughrozy-primienieniia-sovriemiennykh-sriedstv-porazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "265334"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449918280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства